Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни и коррекция осанки у подростков'

Здоровый образ жизни и коррекция осанки у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1817
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый период / сколиоз школьника / нарушение осанки / психологические особенности у подростков / коррекция осанки / профилактические мероприятия. / adolescence / student’s scoliosis / adolescents psychological features / scoliosis correction / prophylactics.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Ш. Избасарова, Р Ш. Избасарова

В данной статье рассмотрено состояние здоровья учащихся, зависящее от нарушения осанки у подростков. Анализ наших результатов привело к теоретическому обоснованию корреляционной связи между патологией сердечнососудистой системы и психологическими особенностями учащихся, что позволило найти решение данной проблемы. В нашей работе занимает место профилактические мероприятия по коррекции осанки у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE AND SCOLIOSIS CORRECTION AMONG THE ADOLESCENTS

The article shows that disorders of the vertebral cord influence to the students health. The data analyses demonstrated theoretical correlation between pathology of vascular system and psychological features of students, thus gave the possibility to find decisions of this problem. Prophylactics take an important place beneath our work.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни и коррекция осанки у подростков»

УДК 614.2:371.7 (053.5)

А.Ш. ИЗБАСАРОВА, Р. Ш. ИЗБАСАРОВА

Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова, кафедра нервных болезней, г.Алматы, Казахстан. Казахский национальный педагогический университет им. Абая, кафедра ТОЕД, г.Алматы, Казахстан

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ У ПОДРОСТКОВ

В данной статье рассмотрено состояние здоровья учащихся, зависящее от нарушения осанки у подростков. Анализ наших результатов привело к теоретическому обоснованию корреляционной связи между патологией сердечнососудистой системы и психологическими особенностями учащихся, что позволило найти решение данной проблемы. В нашей работе занимает место профилактические мероприятия по коррекции осанки у подростков. Ключевые слова: подростковый период, сколиоз школьника, нарушение осанки, психологические особенности у подростков, коррекция осанки, профилактические мероприятия.

Актуальность. Подростковый возраст характеризуется как переходный период от детства к взрослой жизни, поэтому исследователи придавали значение учащимся в возрасте 14-16 лет как период полового созревания. Актуальность и важность изучения индивидуальных физиологических особенностей организма у подростков характеризуются их учебным образовательным потенциалом и, обусловленные проблемой современной школы, а именно компьютеризация учебного процесса. В последние годы педагоги стали употреблять термин «школьные болезни», а медики всерьез считают, что образование в современной школе приводит к ухудшению здоровья у подростков, что обусловлено инновационными технологиями учебного процесса. По литературным данным, статистически подтверждено, что у каждого пятого подростка к 14 годам ухудшается острота зрения, у каждого восьмого развивается нарушение осанки, а у каждого третьего - возникает заболевание органов дыхания.

Нормальная осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития подростка. Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к врачу-ортопеду дети попадают со значительными изменениями позвоночного столба, с трудом поддающимися коррекции. Огромное значение проблемы сколиоза заключается в своевременной диагностике патологии осанки и лечения ее дефекта, а также разработки профилактических мероприятий в начальной стадии нарушения осанки. Проблема коррекции дефекта осанки заключается в исследовании учащихся школ с нарушением осанки для оценки состояния здоровья подростка, и установить корреляционную связь между патологией сердечнососудистой системы и психологическими особенностями [1].

Целью нашей работы является изучение формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста с нарушением осанки. Установить взаимосвязь между нарушением осанки и психологическими особенностями у подростков современной школы. Материалы и методы исследования. Состояние здоровья учащихся современной школы зависит от нарушения осанки, сердечнососудистой и дыхательной системы. Решение задачи состоит в организации

профилактических мероприятий по коррекции осанки у подростков, проведение беседы о здоровом образе жизни среди уча щихся школ.

Для изучения исследования использовались следующие методы: анализ данных анамнеза заболевания и жизни с использованием «амбулаторной карты пациента», клинико-неврологическое обследование школьников; осмотр хирурга-ортопеда в школе-гимназии, анкета по самооценке здоровья.

Для решения нашей задачи исследования проводились поэтапно:

1. Анализ современной научно-популярной литературы по проблеме нарушения осанки у подростков.

2. Выявление нарушений осанки среди учащихся 9 классов г.Алматы.

3. Определение взаимосвязи между нарушением осанки и состоянием сердечнососудистой системы в подростковом периоде.

Рассматривая нарушение осанки как психологическую проблему у учащихся в подростковом периоде, нами впервые были изучены следующие вопросы.

1. Процентное соотношение нарушение осанки у учащихся 9 классов.

2. Взаимосвязь между функциональным состоянием сердечнососудистой системы и нарушением осанки.

3. Существует ли связь между психологическими особенностями подростков и нарушением осанки. Нашим объектом были учащиеся 9 классов школы-гимназии города Алматы, которые подверглись обследованию, анализу общего состояния и санитарно -гигиеническим нормам образовательного учреждения. Результаты и обсуждение. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие. Причины, приводящие к нарушениям осанки, многообразны. При сборе анамнеза заболевания и жизни были выявлены следующие моменты: отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей

среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание позвоночника подростка в неправильном положении на занятиях в школе и дома. В результате этого происходит образование навыка неправильной установки позвоночного столба. В одних случаях этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно -двигательного аппарата, а в других случаях - на фоне патологических изменений в опорно -двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

В основе нарушений осанки лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия), неправильное физическое воспитание, а также чрезмерное увлечение однообразными физическими упражнениями.

Кроме того, появление неправильной осанки, т.е. сколиоза связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника и слабостью мышц спины, удерживающих это положение. Это может быть связано с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей подросткового периода. Причиной сколиоза могут быть также стесняющая движения одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места в классе, несоответствующая росту ребенка парта, стул.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний вид ребенка, способствуя развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавая неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Однако, нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

В настоящее время большое значение изменению осанки оказывает влияние работы с компьютером, учитывая тот факт, что в современной школе все занятия компьютеризированы и учащимися 9 классов не соблюдаются требования.

По литературным данным, в качестве таких профилактических средств как лечебная физическая культура (ЛФК), могут использоваться упражнения с тренажером Агашина, апробация которых показала положительное их влияние на оптимизацию и равномерность распределения мышечных напряжений во время занятий физическими упражнениями и равномерного распределения нагрузки на работу сердца и дыхание[2].

Рост патологических состояний осанки выходит за рамки не только медицинской проблемы, но и приобретает социальную значимость. Поэтому заболевания опорно -двигательного аппарата часто становятся причиной ограничения в выборе профессии и приводящие к инвалидности в социально активном возрасте, доставляя физические и психологические страдания. Ортопеды считают, что от 20% до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой. За

последние десятилетия, по данным разных исследований, здоровыми считаются только от 8% до 25% школьников.

По данным Института возрастной физиологии за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза психоневрологических отклонений, в 3 раза -заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечнососудистой системы.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при II-Ш-^ степени тяжести сколиоза. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет и 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника сколитические деформации, как правило, прекращается.

Мы проанализировали данные медицинских амбулаторных карт, осмотрев учеников 9 классов гимназии г.Алматы. Результаты исследования показали, что большинство школьников этой возрастной группы уже имели функциональные нарушения осанки. Это свидетельствует о том, что функциональным особенностям позвоночника надо уделять огромное внимание с раннего детства не только в школе, но и дома .

Обработав результаты объективного неврологического статуса, нами были выявлены функциональные нарушения позвоночника у подростков. Наши данные расположили в следующей последовательности: асимметричное расположение лопаток - 48%, отсутствие строго горизонтального положения мышц плечевого и тазового пояса - 40%, наличие «крыловидных лопаток» -9%, «скручивание» туловища вокруг вертикальной оси и нарушений осанки - 3%. В результате осмотра были зафиксированы различные виды нарушений осанки: сколиотическая, сутулая, лордическая, кифотическая и выпрямленная. При выявлении «нездоровой осанки» мы обращали внимание при беседе на образ жизни учащихся подросткового периода.

По нашим данным, число подростков с нарушением осанки достигает 30 -60%, а сколиоз поражает в среднем 10% -15% всех уча щихся.

Нами представлены нарушения осанки в виде сколиоза. У девочек сколиоз встречался почти в 2 раза чаще, чем у мальчиков. К переходу учащихся в средние классы распространенность функциональных нарушений и заболеваний со стороны позвоночника стала нарастать. На фоне уменьшения распространенности сколиотической осанки в 1,5 раза увеличилась распространенность сколиоза.

Переходя в VII —VIII-й классы, только 1,2% учащихся не имели нарушения и заболевания со стороны опорно -двигательного аппарата. В VII-VIII-х классах достоверно увеличилась распространенность сколиоза. Сохранилась тенденция к росту асимметричного расположения лопаток, сутулой осанки (18,5%).

Кроме того, функциональные нарушения осанки создают условия для развития заболеваний многих внутренних органов и систем. Так, например, у детей и подростков с сутулой осанкой снижена жизненная емкость легких (2,1%), уменьшена экскурсия грудной клетки и

диафрагмы (1,4%), что неблагоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При сутулой осанке также нарушается нормальная деятельность органов брюшной полости. При исследовании сердечнососудистой системы нами выделены изменение пульса в виде тахикардии - 83%, брадикардии - 14%, гипотонии - 57%, боли в области сердца - 8%, чувство сердцебиения или замирания сердца - 24%.

Снижение опорной функции позвоночника и ее деформация способствуют постоянным микротравмам сосудов головного мозга во время движений (быстрая ходьба, бег, прыжки во время перемены, на уроках физической культуры, в повседневной жизни). Эти все компоненты отрицательно влияют на нервно -психическую деятельность, сопровождаясь быстрой утомляемостью, частыми головными болями, эмоциональной лабильностью и минимальными нарушениями сердечнососудистой системы (тахикардия, гипотония, сердцебиение).

Вывод. Анализируя результаты наших данных, мы пришли к выводу, что для коррекции осанки школьников в данном возрастном периоде необходимо увеличить на занятиях физической культуры состав и количество педагогических средств, которые физиологически воздействуют на оптимизацию тонуса основных групп мышц, участвующие в движении с учетом функциональной работы сердечнососудистой системы. Эти средства должны включаться в занятия не только со школьниками, имеющими нарушения осанки, но и, с условно здоровыми подростками, с целью профилактики и предупреждения появления возможных нарушений оса нки.

Такие проявления как гиподинамия, быстрая утомляемость, рассеянность, тахикардия, гипотония выявленные у подростков, связаны с нарушением осанки и психологическими особенностями учащихся. Рекомендации.

1. Для профилактики нарушений осанки подростку необходимо правильно организовать режим дня, т.е. правильное чередование занятий на уроках и активный отдых.

2. Для улучшения осанки очень полезно заниматься гимнастикой 2-3 раза в день по 10-20 минут при открытой форточке на занятиях в школе и дома. Нами внесено предложение о включении 10-минутной ритмичной гимнастики до учебных занятий или выделить отдельное время для улучшения двигательной деятельности учащихся начальных классов и подростков.

3. Разработанные специальные упражнения, вырабатывающие навыки правильной осанки, способствуют правильному подбору общеукрепляющих упражнений, направленные на развитие мышц плечевого пояса, ног, спины, живота, шеи, а также с целью повышения работоспособности учащихся.

4. Вместо портфеля ученику полезнее носить ранец. У детей с нарушениями осанки образ жизни должен быть активным, нужно увеличить время пребывания на воздухе с подвижными играми. Для разгрузки позвоночника во время школьных занятий и приготовления уроков рекомендуется использование матерчатых деклинаторов, которые надеваются на грудную клетку, фиксируя область надплечья, или носить зафиксированные корсеты на грудной отдел позвоночника после консультации ортопеда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Izbassarova R.Sh. The application of new health-preserving technologies for health promotion in school children.//Proceedings of the XV International Scientific Conference. Family health in the XXI century. - 2011. - С.193-194

2 2.Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. - Гуманитарный издательский центр. - М.: - 1998.

А.Ш.ИЗБАСАРОВА, Р.Ш.ИЗБАСАРОВА

САЛАУАТТЫ 9М1Р САЛТЫ ЖЭНЕ ЖАС9СП1Р1МДЕРДЕ ОМЫРТКА БАЕАНЫН ТУЗЕТУ

ty^h: Бермген макалада жасeспiрiмдерде омыртка баганыныц бузылыстарына байланысты окушылардыц денсаулык жагдайы карастырылган. Bздiц нэтижелердi сараптауокушылардыц психологиялык ерекш^кт^ мен журек кантамыр жуйес арасындагы корреляционды байланысты теориялык непздеуге, бермген мэселенц шешлмш табуга кeмектестi. Бiздi ц жумысымызда жасeспiрiмдердi ц омыртка ба ганын тузету бойынша алдын алу шаралары ма цызды орын алады. ТYйiндi сездер: жасeспiрiмдiк кезец, окушы сколиозы, омыртка баганыныц бузылыстары, жасeспiрiмдердiц психологиялы; ерекшелттер^ омыртка ба ганасын тузету, алдын алу шаралары.

A. IZBASSAROVA, R. IZBASSAROVA

HEALTHY LI FESTYLE AND SCOLIOSIS CORRECTION AMONG THE ADOLESCENTS

Resume: The article shows that disorders of the vertebral cord influence to the students health. The data analyses demonstrated theoretical correlation between pathology of vascular system and psychological features of students, thus gave the possibility to find decisions of this problem. Prophylactics take an important place beneath our work.

Keywords: adolescence, student's scoliosis, adolescents psychological features, scoliosis correction, prophylactics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.