Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Г БУХАРЫ'

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Г БУХАРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бухара / дошкольное образование / здоровье детей / экологические факторы.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Исомиддин Хайриддинович Косимов

Цель исследования оценка здоровья детей дошкольного возраста, факторов в дошкольном образовательном учреждении для разработки профилактических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Исомиддин Хайриддинович Косимов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Г БУХАРЫ»

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Г

БУХАРЫ

Исомиддин Хайриддинович Косимов

Бухарский государственный институт

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - оценка здоровья детей дошкольного возраста, факторов в дошкольном образовательном учреждении для разработки профилактических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей.

Ключевые слова: Бухара, дошкольное образование, здоровье детей, экологические факторы.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей- одна из главных стратегических задач развития страны (1,3,5). Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно- документами как законы Республики Узбекистан №107-10., «Об Образование» « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Узбекистан», Постановление Президента Республики Узбекистан « О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием от 30 сентября 2018 г, № П.П.3955, Государственная программа на 2014-2018 годы « Об укрепление репродуктивная здоровья матерей, дети и подростков в Узбекистане, утвержденного постановленьем Президента Республики от 1 августа за № ПК 2221. К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в Европейских странах и Узбекистане множества факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию экологических факторов, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества Переутомление, гаджетов и.т.д,- состояние здоровья детей отражает картину нашего обшества ( 2,4,8,9,10)

Задачи исследования:

1. Проанализировать показатели здоровья детей дошкольного возраста, посещавших дошкольное образовательное учреждение.

2. Определить средовые факторы в дошкольном образовательном учреждении, влияющие на здоровье детей.

June, 2022

734

3. Разработать профилактические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, посещавших образовательное учреждение.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом исследования были дети в возрасте 6 лет, посещавшие «Детский сад №27 -комбинированного вида» г Бухары.

Численность выборки - 30 детей. Контрольная группа - дети, посещавшие обычную группу; группа наблюдения — дети, посещавшие коррекционную логопедическую группу. Оценка здоровья производилась по медицинским картам 112/у, 026/у-2000 (за период нахождения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с 2020 по 2021 г.). Для оценки физического развития использовался метод индексов. Для оценки условий пребывания в дошкольном образовательном учреждении использовалась методика А.Г. Сухарева по оценке уровня санитарно- эпидемиологического благополучия [8].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Была проведена оценка здоровья детей 5-6 лет, посещавших дошкольную образовательную организацию. У детей контрольной группы и группы наблюдения преобладала 2-я группа здоровья 67% и 93,3% соответственно. 1-я группа здоровья составляла 26,6%, 3-я группа здоровья - 6,7% детей контрольной группы и группы наблюдения.

Нами была проанализирована заболеваемость детей за весь период пребывания в дошкольном учреждении. У детей контрольной группы и группы наблюдения на 1 -м месте были болезни органов дыхания (ОРВИ,ЛОР - органов) - 76,5% и 62,2% соответственно. На 2-м месте в контрольной группе - инфекционные болезни (желудочно-кишечное растройва ) - 7,3%. В группе наблюдения психические расстройства (задержка речевого развития) - 9,9%. На 3-м месте в контрольной группе болезни органов пищеварения и костномышечной системы - 4,4%, а в группе наблюдения инфекционные болезни и болезни костно-мышечной системы - 7,2% .

Для комплексной оценки здоровья дошкольников были проанализированы показатели физического развития с помощью метода индексов. Индекс массы тела (ИМТ) был в пределах нормальных значений (15,0-18,5), в контрольной группе детей составлял 46,7% от числа всей группы, дети с дефицитом массы тела (12,1-13,01) -39,0%, дети с предожирением (18,2-19,5) 7,7%, с ожирением (20,1-210,4) -7,7%. В группе наблюдения: 25,8% детей с нормальными значениями ИМТ. Детей с дефицитом массы тела 52,1%, детей с предожиреием 7,1%, с ожирением 14,2% соответственно.

Была проведена оценка условий пребывания детей в

June, 2022

735

дошкольной образовательной организации (ДОУ). Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) ДОУ исследовалась по методике Сухарева А.Г. по показателям: санитарная ситуация территории образовательного учреждения; санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство; набор, площади и оборудование помещений; световой и воздушно-тепловой режим; условия и организация учебно-воспитательного процесса; условия и организация физического воспитания; санитарное состояние пищеблока; организация питания; санитарно-противоэпидемический режим; организация медицинского обеспечения (8).

Таблица 1

Показатель

I. II III IV V VI VII VIII IX X

Сумма баллов по критериальном у признаку 90 75 96 95 91 100 100 92 90 90

Оценка степени риска показателя Слабо выражен Слабо выражен Не выражен Не выражен Слабо выражен Не выражен Не выражен Слабовы ражен Слабовы ражен Слабовы ражен

Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия ДОУ по

методике А.Г. Сухарева

Суммарная оценка по 10 показателям составляет 916 баллов(табл. 1) . Таким образом, «Детский сад №27 комбинированного вида» имеет первый уровень, допустимое состояние уровня СЭБ.

Были выделены отдельные показатели для анализа влияния на здоровье детей.

Таблица 2

Оценка микроклимата в контрольной группе ДОУ

Помещение Точка измерения: в центре в углу стены в углу у окна

Приемная Т=22,0 оС RH=32% Т=22,0 оС RH=31 % Т=21,5 оС RH=33%

Г рупповая Т-22.0 оС RH=34% Т-22,0 оС Т=21,0 оС

RH=39% RH=36%

June, 2022

736

Спальня Т-21,0 оС RH=36% Т=20,0 оС RH=38% Т=21,0 оС RH=37%

Туалетная Т=25,0 оС RH=38,9% Т=25,9 оС RH=38% Т=28,0 оС RH=38%

Таблица 3

Оценка микроклимата в группе наблюдения ДОУ

Помещение Точка измерения: в

центре в углу стены в углу у окна

Приемная Т=20,2 оС RH=49% Т=22,0 оС RH=44% Т=20,0 оС RH=47%

Г рупповая Т=21,7 оС RH=37% Т=22,1 оС RH=36% Т=22,1 оС RH=35%

Спальня Т=22,2 оС RH=33% Т=22,3 оС RH=34% Т=22,2 оС RH=33%

Туалетная Т=25,0 оС RH=3 8% Т=25,3 оС RH=38% Т=24,0 оС RH=38%

Микроклимат в группах был дискомфортный по нагревающему типу, по субъективным ощущениям тепло (табл. 2, 3).

Была проведена оценка освещённости с помощью объективных и косвенных показателей в ДОУ (табл. 4, 5).

Таблица 4

Оценка освещенности в контрольной группе ДОУ

Помещения Световой коэффициент

Приемная 1/6,5

Г рупповая 1/6

Спальня 1/6

Туалетная 1/2

Коэффициент естественной освещенности в групповой - 7,5%. Коэффициент заглубления в групповой - 1/2,5.

Таблица 5

Оценка освещенности в группе наблюдения ДОУ

Помещения Световой коэффициент

Приемная 1/6

Г рупповая 1/5,8

Спальня 1/7

Туалетная 1/2

Коэффициент естественной освещенности в групповой — 2,2%. Коэффициент заглубления в групповой - 1/2,5.

June, 2022

737

Косвенные показатели организации естественного освещения: световой коэффициент и коэффициент заглубления не соответствовали рекомендуемым нормируемым величинам.

Была проведена оценка режима дня в контрольной группе и группе наблюдения. Установлено, что продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Прогулки осуществляются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня-перед ужином. Режим пребывания детей в детском саду составляет 12 часов, после обеда организуется 2-часовой дневной сон.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - 25 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня, для профилактики утомления детей.

ВЫВОДЫ

1. При анализе информации о распределении детей по группам здоровья было выявлено, что показатели здоровья у детей дошкольного возраста в контрольной группе были более оптимальны, чем в группе наблюдения.

93,3% детей контрольной группы имели 2 группу здоровья, а в группе наблюдения - 64,3%.

2. Была проведена оценка физического развития детей, и выявлено, что у 64,3% детей из группы наблюдения установлена дисгармоничность физического развития (преобладал дефицит массы тела), вероятно, в результате наличия у них заболеваний костно-мышечной системы. В контрольной группе у половины обследованных детей наблюдалась гармоничность физического развития.

3. Суммарная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) по 10 показателям составила 916 баллов. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение имело первый уровень СЭБ, что являлось допустимым.

4. При оценке влияния внутрисредовых факторов в детском саду на здоровье детей неблагоприятное влияние факторов среды не было выявлено. Это показывает, что дети 6 лет хорошо адаптированы к условиям детского сада в результате оптимального профессионального подхода к составлению режима дня, созданию благоприятных микроклиматических условий, к гигиеническим условиям для зрительной работы.

REFERENCES

1. Дорохова Р.Н. Методика соматотипирования подростков //Р.Н. Дорохов, В.Г. Петрухин спортантропологии. М 1990- №3- с 107-120.

детей и //новости

June, 2022

738

2. Ермоленко Е. К. Возрастная морфология //Е.К. Ермоленко.-Ростов Н.Д:// Фенекс, 2006,-464 с.

3. Звягина В.В. Использование о здора вливающих факторов природной среды в организации образовательного процесса // В.В. Звягина// 2 Рос. Научи практ. конф.-Екатеринбург,2004-с. 74-79.

4. Законы Республики Узбекистан « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Ташкент. 25 августа 2015 г, ЗРУ-393

5. Qosimov X. O. "Bolalar va o'smirlar gigienasi" Darslik. Toshkent,2021 yil, 186- varaq.

6. Никитюк Б.А. Интеграция знаний о науке о человеке // Б.А. Никитюк//-М .: спортакдемпресс, 2000,-440с.

7. Онишенко Г.Г. Обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия детского населения России //Г.Г. Онишенко// Гигиена и санытария -2008-№2 72-77 с

8. Панасюк Т.В. Формирование сомастотипа и его связь с ростом организма человека в период первого детства //Т.В. Панасюк , С.И. Изаак // морфология.- 2000.- 118, №5 -с 64-67.

9. Постановление Президента Республики Узбекистан « О мерах по совершенствование системы управления дошкольным образованием» Ташкент. 30 сентября 2018 г, № ПП 3955

10. Ozbekiston Respublikasi Prezidentinng 2014-yil 1-avgustdagi, "2014-2018-yillarda Ozbekiston aholisining reproduktiv salomatligini yanada mustahkamlash, onalar, bolalar va osmirinlar sog'ligini muhofaza qilsh borasidagi Davlat Dasturi to,g,risida"gi PQ 2221. sonli qarori. Toshkent. 2014 yil, 1 avgust.

June, 2022

739

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.