П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
И.П. Митькин
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлена педагогическая программа всестороннего развития дошкольников с использованием современных здоровьесозидаю-щих технологий.
Ключевые слова: педагогическая программа, всестороннее развитие дошкольников, здоровьесозидающие технологии.
В современных условиях дошкольного образования, с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья ребенка.
Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного планирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесозидающую среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Образовательная среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.
Проявление широкого интереса к здоровьесозидающим педагогическим технологиям, не означает, что это совершенно новое явление. Подавляющее большинство методов, приемов прошли апробацию в течение многих десятилетий, оттачивались и совершенствовались тысячами специалистов в рамках традиционных технологий. Однако на фоне общего роста детской патологии обострилась проблема гармонизации наработанных методик, придания им качественно новых свойств и обеспечения применяемости широким кругом педагогов. Данная проблема рассматривается в работах Н.К. Смирнова,
© И.П. Митькин, 2021.
В.Д. Сонькина и др.
Современными здоровьесозидающими технологиями, используемыми в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, являются технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей [1, с. 293].
Здоровьесозидающая технология относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их родителей, педагогов. Данные технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы [2, с. 59].
Целями здоровьесозидающих технологий в ДОО являются:
1)Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2)Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесозидающая среда в дошкольном образовании, направлена на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В соответствии с одной из задач исследования, нами была разработана развивающая программа всестороннего развития старших дошкольников.
Разрабатывая развивающую программу, мы ориентировались использование здоровьесозидаю-щей среды в плане всестороннего развития старших дошкольников, и определили цель программы следующим образом: систематизировать работу ДОО по всестороннему развитию старших дошкольников с учетом наиболее эффективных условий организации.
Задачи:
1)Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
2)Образовательные задачи предполагают формирование навыков ЗОЖ у детей и родителей посредством внедрения основных его принципов в практику; создают благоприятные условия для укрепления опорно-двигательного аппарата; совершенствуют реакции терморегуляции и закаливания организма; обеспечивают физическое, психическое и эмоциональное развитие каждого ребёнка; организуют просветительскую и профилактическую работу по вопросам ЗОЖ с родителями и педагогами.
3)Воспитательные задачи. С раннего возраста у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту. В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками может оказывать значительное влияние на становление личности ребенка [1, с. 293].
Данная программа была разработана в соответствии со следующими принципами:
1)Общепедагогические принципы: осознанности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип повторения двигательных навыков; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации.
2)Принципы, отражающие закономерности физического воспитания: принцип непрерывности; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип цикличности; принцип возрастной адекватности процесса физического воспитания; принцип всестороннего и гармонического развития личности.
3)Принципы оздоровительной направленности: комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, экологических и климатических условий; непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий; максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников; интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс ДОО.
Методы: физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, ритмопластика, динамические паузы, физкульминутки, самомассаж и др.
Критерии и показатели эффективности Программы:
1)Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОО.
2)Взаимодействие специалистов ДОО в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3)Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОО.
4)Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5)Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесозидающего образовательного пространства в ДОО и семье.
6)Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Условия реализации программы: для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОО необходимо создание здоровьесозидающей среды включающей: оборудованный спортивный зал со спортивным инвентарем; спортивная площадка для подвижных и спортивных игр; в каждой группе - центры двигательной активности; музыкальный зал; кабинет медицинского работника с изолятором для экстренных случаев.
Библиографический список:
1. Малыхина Е.В. Взаимодействие сотрудников дошкольной образовательной организации по физическому воспитанию детей // Вестник ТОГИРРО. - 2014. - № 4. - С. 293-294
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: Аркти, 2005. - 320 с.
МИТЬКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ - магистрант, Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.