Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митькин И.П.

В статье представлена педагогическая программа всестороннего развития дошкольников с использованием современных здоровьесозидающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митькин И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

П

Е

Д

А Г О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

И.П. Митькин

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлена педагогическая программа всестороннего развития дошкольников с использованием современных здоровьесозидаю-щих технологий.

Ключевые слова: педагогическая программа, всестороннее развитие дошкольников, здоровьесозидающие технологии.

В современных условиях дошкольного образования, с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья ребенка.

Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного планирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создавая здоровьесозидающую среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Образовательная среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.

Проявление широкого интереса к здоровьесозидающим педагогическим технологиям, не означает, что это совершенно новое явление. Подавляющее большинство методов, приемов прошли апробацию в течение многих десятилетий, оттачивались и совершенствовались тысячами специалистов в рамках традиционных технологий. Однако на фоне общего роста детской патологии обострилась проблема гармонизации наработанных методик, придания им качественно новых свойств и обеспечения применяемости широким кругом педагогов. Данная проблема рассматривается в работах Н.К. Смирнова,

© И.П. Митькин, 2021.

В.Д. Сонькина и др.

Современными здоровьесозидающими технологиями, используемыми в детском саду, в соответствии с ФГОС ДО, являются технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей [1, с. 293].

Здоровьесозидающая технология относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их родителей, педагогов. Данные технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы [2, с. 59].

Целями здоровьесозидающих технологий в ДОО являются:

1)Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2)Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесозидающая среда в дошкольном образовании, направлена на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В соответствии с одной из задач исследования, нами была разработана развивающая программа всестороннего развития старших дошкольников.

Разрабатывая развивающую программу, мы ориентировались использование здоровьесозидаю-щей среды в плане всестороннего развития старших дошкольников, и определили цель программы следующим образом: систематизировать работу ДОО по всестороннему развитию старших дошкольников с учетом наиболее эффективных условий организации.

Задачи:

1)Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

2)Образовательные задачи предполагают формирование навыков ЗОЖ у детей и родителей посредством внедрения основных его принципов в практику; создают благоприятные условия для укрепления опорно-двигательного аппарата; совершенствуют реакции терморегуляции и закаливания организма; обеспечивают физическое, психическое и эмоциональное развитие каждого ребёнка; организуют просветительскую и профилактическую работу по вопросам ЗОЖ с родителями и педагогами.

3)Воспитательные задачи. С раннего возраста у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту. В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками может оказывать значительное влияние на становление личности ребенка [1, с. 293].

Данная программа была разработана в соответствии со следующими принципами:

1)Общепедагогические принципы: осознанности и активности; принцип систематичности и последовательности; принцип повторения двигательных навыков; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуализации.

2)Принципы, отражающие закономерности физического воспитания: принцип непрерывности; принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий; принцип цикличности; принцип возрастной адекватности процесса физического воспитания; принцип всестороннего и гармонического развития личности.

3)Принципы оздоровительной направленности: комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, экологических и климатических условий; непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий; максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников; интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс ДОО.

Методы: физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, ритмопластика, динамические паузы, физкульминутки, самомассаж и др.

Критерии и показатели эффективности Программы:

1)Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОО.

2)Взаимодействие специалистов ДОО в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3)Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОО.

4)Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5)Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесозидающего образовательного пространства в ДОО и семье.

6)Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Условия реализации программы: для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОО необходимо создание здоровьесозидающей среды включающей: оборудованный спортивный зал со спортивным инвентарем; спортивная площадка для подвижных и спортивных игр; в каждой группе - центры двигательной активности; музыкальный зал; кабинет медицинского работника с изолятором для экстренных случаев.

Библиографический список:

1. Малыхина Е.В. Взаимодействие сотрудников дошкольной образовательной организации по физическому воспитанию детей // Вестник ТОГИРРО. - 2014. - № 4. - С. 293-294

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: Аркти, 2005. - 320 с.

МИТЬКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ - магистрант, Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.