волшебной фольклорной сказки) и соответствующими данным функциям изображениями. В своих психолого-педагогических исследованиях, изложенных в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», Родари использовал такие работы ученого, как: «Морфология [волшебной] сказки», «Исторические корни волшебной сказки» и «Трансформация волшебных сказок». Основываясь на идеях, изложенных в них, он сформулировал следующее положение: концепция Проппа обладает особой «притягательностью» во многом по той причине, что устанавливает уникальную глубинную связь между «вступающим в эпоху зрелости доисторическим мальчиком» (героем сказочного повествования) и «мальчиком исторически обозримых эпох», который посредством сказки впервые приобщается к миру взрослых. При этом Рода-ри полагал, что тождество, наличествующее между ребенком, воспринимающим, например, «Сказку о Мальчике-с-Пальчик», и ее главным героем, имеет как психологическую, так и глубокую физиологическую основу.
Функции, предложенные Проппом в его «Морфологии [волшебной] сказки» оказались, по мнению Родари, весьма полезными, в первую очередь, потому, что обращаясь к ним, можно создавать огромное количество полноценных законченных волшебных сказок. Такая возможность, по его мнению, обусловлена тем, что каждая функция наполнена сказочным материалом и легко поддается варьированию. Подобная работа способствует развитию творческого мышления ребенка, его фантазии. Преимущество «Карт Проппа» состоит и в том, что любая из них представляет собой определенный «срез сказочного мира» и в ней «звучит полифоничный хор волшебных голосов» Каждая функция «перекликается» с личным жизненным миром ребенка, структура волшебной сказки коррелирует со структурой детского опыта. В связи с этим использование «Карт Проппа» не только способствует развитию креативности ребенка, но и, в некотором смысле, помогает ему разобраться и в себе [7].
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что в работах В. Я. Проппа были сформулированы и нашли оригинальное решение проблемы, ставшие в дальнейшем предметом широкой рефлексии как в социально-гуманитарных науках, так и в сфере философского познания. Среди них, в первую очередь, идеи, связанные с поиском общих структур и закономерностей возникновения и развития архаического фольклора, с его спецификой и особенностями взаимодействия с различными этнографическими феноменами. Разработанная Проппом методология активно применялась и применяется как в области теоретических построений связанных с выявлением структуры различных феноменов духовной культуры, так и в сфере прикладной педагогики и психологии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пропп В. Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: избр. ст. / под ред. Б. Н. Путилова. М.: Наука, 1976.
2. Пропп В. Я. Морфология [волшебной] сказки. М.: Лабиринт, 2003.
3. Пропп В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Фольклор и действительность: избр. ст. // под ред. Б. Н. Путилова. М.: Наука, 1976.
4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2005.
5. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / сост. и вступ. ст. Г. К. Косико-ва. М.: Прогресс, 2000.
6. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.
7. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
HEALTHSAVING STUDENTS IN LEARNING MATHEMATICS
Е. Ю. Шуляренко
В статье представлены способы сохранения здоровья учащихся на уроках математики с помощью создания банка задач здоровьесберегающего характера. Кроме того, приведенные задачи содержат дополнительные сведения.
Ключевые слова: здоровье ребенка, здоровьесбереже-ние, средняя школа.
E. Yu. Shulyarenko
The paper presents the ways of preserving the health of pupils at lessons of Maths, with the help of a data bank objectives of health-nature. Besides, the task given include and additional data.
Keywords: child health, health preservation, high school.
Как известно, сегодня приоритетная задача системы образования в нашей стране - воспитание школьника в духе ответственного отношения к собственному здоровью, как наивысшей социальной ценности, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды [1, с. 2]. Согласно стратегии «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков), здоровье является одним из основополагающих прав человека, касающихся всех детей и подростков в РФ. Создание благоприятных условий для подростков, чтобы они могли расти и развиваться в такой социальной и физической среде, которая обеспечивает справедливый доступ к охране здоровья, должно явиться важнейшей стратегической задачей для субъектов РФ. К одним из таких условий обучения относятся:
1) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;
2) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
3) реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности [2, с. 3].
Подход к учебно-воспитательному процессу как системе позволяет утверждать, что каждая школьная дисциплина, в том числе и математика, могут выступать в качестве структурных клеточек (элементов-дифференциалов), составляющих учебно-воспитательный процесс школы, поскольку цели, содержание, методы, формы и средства обучения этих дисциплин строятся в соответствии с целями и требованиями целостного учебно-воспитательного процесса.
Отсюда все предметы, в том числе и математика, должны в определенной мере вносить свою лепту в достижение общих целей школы, в том числе и целей сохранения здоровья и формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН установлено, что за последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся, а именно: в 4 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 до 17,3%); возросла степень невротизма (с 63,5% до 87%); дефицит двигательной активности (75-85%); нервно-психические расстройства и хронические заболевания у выпускников достигают 69%.
К окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нервно-психические расстройства, гастроэнтерологические заболевания выросли в 3,8 раза. Среди девочек до 14 лет только 6% здоровы, остальные имеют ту
или иную патологию. Установлено, что 80% выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35% юношей непригодны к службе в армии [3]:
Данное обстоятельство определяет важность и необходимость поиска возможностей управления учебно-воспитательным процессом обучающихся младшего подросткового возраста, нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения, в частности в процессе обучения математике.
Как показывает анализ опыта школьной практики, учителя уделяют недостаточное внимание проблеме здо-ровьесбережения школьников в процессе обучения, в частности в процессе обучения математике.
Одним из путей сохранения здоровья школьников в процессе обучения математике учащихся 5-6-х классов в исследовании выступает посредством воспитательного потенциала математики, сюжетных задач, конструируемых самими учениками, является формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.
Остановимся подробно на задачах здоровьесберега-ющего характера, которые относятся к типу прикладных задач, поэтому необходимо знать их требования к использованию в процессе обучения математике:
• в содержании прикладных задач должны быть отражены математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
• задачи должны соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;
• вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступны для учащихся, содержание и требование задачи должны быть «сближены с реальной действительностью»;
• способы и методы решения задач должны быть приближены к практическим приемам и методам;
• прикладная часть задач не должна покрывать ее математическую сущность.
Из известных определений понятия «прикладная задача», нами выбрано следующее: прикладная задача - это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами [4, с. 33].
Фабула прикладных задач раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций. Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают прикладные задачи. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму [5, с. 18], поэтому сама постановка задачи уже интересна школьникам.
Поэтому включение в содержание обучения математике прикладных задач позволит обогатить сюжеты математических текстовых задач, разнообразить их фабулу, увеличить воспитательный и развивающий, нравственный, экологический потенциал задач. Поскольку задача
воспитывает своей фабулой, текстовым содержанием, то мы заменяем без ущерба напряжения для учащихся 5-6-х классов ряд текстовых задач абстрактного характера другой фабулой, фабулой о здоровье. Содержание задач, их занимательная фабула, связь с жизнью незаменимы при обучении математике. Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания, пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и вызывает интерес к решению математических задач, к самой математике. К содержательной стороне задачи относится и ее новизна, достигаемая за счет включения сведений, связанных со здоровьем, с жизнью. Кроме того, при решении математических задач, как указывал А. Я. Хинчин [6, с. 95], воспитывается правильное мышление, и прежде всего учащиеся приучаются к полноценной аргументации. Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития учащихся, глубины усвоения имеющихся у них знаний.
Так, в частности, на базе научно-образовательной лаборатории методических исследований Стерлитамакско-го филиала Башкирского государственного университета под руководством профессора С. С. Салаватовой в ходе опытно-экспериментальной работы нами составлен комплекс прикладных задач по всем разделам школьного курса математики 5-6-го класса, соответствующие указанным выше требованиям. Во внеурочное время прикладные задачи включались в содержание факультативных, кружковых занятий по математике.
В связи с ограниченными рамками настоящей статьи не предоставляется возможности привести примеры задач по всем разделам. Ниже в качестве примеров приведены задачи лишь по некоторым темам.
Тема «Десятичные дроби»
1. Из 1,5 г зубной пасты, помещенной на зубную щетку маленького ребенка, только 0,9 г идет на чистку. Остальное он съедает. Сколько зубной пасты попадет в желудок малыша за первые 6 лет жизни, если зубы ему начали чистить в возрасте одного года два раза в день?
2. Вы знаете, что зубную щетку нужно менять? Как часто? Зубную щетку надо менять один раз в 3,5 месяца при условии, что зубы чистятся два раза в день. Интересно узнать, сколько зубных щеток необходимо в год человеку, заботящемуся о своем здоровье?
3. Известно, что в среднем 4/5 курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.
Тема «Проценты»
1. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?
2. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (Смертельная доза 50-100 мг.)
В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках исследований научно-образовательной лаборатории методических исследований СГПА им. З. Би-ишевой на базе ряда школ Стерлитамака и Стерлитамак-ского района Республики Башкортостан мы получили, что в результате решения комплекса прикладных задач школьники не только приобрели знания о правильном питании, о вреде курения, о пользе витаминов, но и у них сформировалось ценностное отношение к собственному здоровью: школьники находятся на ценностно-мотиваци-онном (высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья) и когнитивном (степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни) уровнях овладения опытом здоровьесбережения (81,4%, в сравнении с 47,1% в контрольной).
Благодаря включению в содержание задач материала здоровьесберегающего характера математические задачи представляются учащимся не такими бесполезными и ненужными, у школьников активизируется жизненная позиция, повышается познавательный интерес. Интересным для учащихся является и процесс составления задач, что позволяет им теснее общаться с родителями, активизирует их познавательную деятельность, повышает интерес у к урокам математики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://www.standart.edu.ru/ (дата обращения 25.12.2013).
2. Приказ РФ № 2106 от 28.12.2010 г. // Законодательство онлайн. Многозаконов.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnogozakonov. ru/catalog/date/2010/12/28/65276/ (дата обращения 25.12.2013).
3. Кучма В. Р. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты // Вопросы современной педиатрии: науч.-практ. журн. Союза педиатров России. 2006. Т. 5. №5. Прил. 1. Школа и здоровье. С. 21-25.
4. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
5 Салаватова С. С. Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования // Наука и школа. 2007. № 3. С. 17-20. 6. Хинчин А. Я. Педагогические статьи. М.: Ком-Книга, 2006. 208 с.