Научная статья на тему 'Здоровьесбережение школьников в процессе обучения математике'

Здоровьесбережение школьников в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА / CHILD HEALTH / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH PRESERVATION / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуляренко Е.Ю.

В статье представлены способы сохранения здоровья учащихся на уроках математики с помощью создания банка задач здоровьесберегающего характера. Кроме того, приведенные задачи содержат дополнительные сведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHSAVING STUDENTS IN LEARNING MATHEMATICS

The paper presents the ways of preserving the health of pupils at lessons of Maths, with the help of a data bank objectives of health-nature. Besides, the task given include and additional data.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение школьников в процессе обучения математике»

волшебной фольклорной сказки) и соответствующими данным функциям изображениями. В своих психолого-педагогических исследованиях, изложенных в книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», Родари использовал такие работы ученого, как: «Морфология [волшебной] сказки», «Исторические корни волшебной сказки» и «Трансформация волшебных сказок». Основываясь на идеях, изложенных в них, он сформулировал следующее положение: концепция Проппа обладает особой «притягательностью» во многом по той причине, что устанавливает уникальную глубинную связь между «вступающим в эпоху зрелости доисторическим мальчиком» (героем сказочного повествования) и «мальчиком исторически обозримых эпох», который посредством сказки впервые приобщается к миру взрослых. При этом Рода-ри полагал, что тождество, наличествующее между ребенком, воспринимающим, например, «Сказку о Мальчике-с-Пальчик», и ее главным героем, имеет как психологическую, так и глубокую физиологическую основу.

Функции, предложенные Проппом в его «Морфологии [волшебной] сказки» оказались, по мнению Родари, весьма полезными, в первую очередь, потому, что обращаясь к ним, можно создавать огромное количество полноценных законченных волшебных сказок. Такая возможность, по его мнению, обусловлена тем, что каждая функция наполнена сказочным материалом и легко поддается варьированию. Подобная работа способствует развитию творческого мышления ребенка, его фантазии. Преимущество «Карт Проппа» состоит и в том, что любая из них представляет собой определенный «срез сказочного мира» и в ней «звучит полифоничный хор волшебных голосов» Каждая функция «перекликается» с личным жизненным миром ребенка, структура волшебной сказки коррелирует со структурой детского опыта. В связи с этим использование «Карт Проппа» не только способствует развитию креативности ребенка, но и, в некотором смысле, помогает ему разобраться и в себе [7].

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что в работах В. Я. Проппа были сформулированы и нашли оригинальное решение проблемы, ставшие в дальнейшем предметом широкой рефлексии как в социально-гуманитарных науках, так и в сфере философского познания. Среди них, в первую очередь, идеи, связанные с поиском общих структур и закономерностей возникновения и развития архаического фольклора, с его спецификой и особенностями взаимодействия с различными этнографическими феноменами. Разработанная Проппом методология активно применялась и применяется как в области теоретических построений связанных с выявлением структуры различных феноменов духовной культуры, так и в сфере прикладной педагогики и психологии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пропп В. Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: избр. ст. / под ред. Б. Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

2. Пропп В. Я. Морфология [волшебной] сказки. М.: Лабиринт, 2003.

3. Пропп В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Фольклор и действительность: избр. ст. // под ред. Б. Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2005.

5. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / сост. и вступ. ст. Г. К. Косико-ва. М.: Прогресс, 2000.

6. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.

7. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

HEALTHSAVING STUDENTS IN LEARNING MATHEMATICS

Е. Ю. Шуляренко

В статье представлены способы сохранения здоровья учащихся на уроках математики с помощью создания банка задач здоровьесберегающего характера. Кроме того, приведенные задачи содержат дополнительные сведения.

Ключевые слова: здоровье ребенка, здоровьесбереже-ние, средняя школа.

E. Yu. Shulyarenko

The paper presents the ways of preserving the health of pupils at lessons of Maths, with the help of a data bank objectives of health-nature. Besides, the task given include and additional data.

Keywords: child health, health preservation, high school.

Как известно, сегодня приоритетная задача системы образования в нашей стране - воспитание школьника в духе ответственного отношения к собственному здоровью, как наивысшей социальной ценности, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды [1, с. 2]. Согласно стратегии «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков), здоровье является одним из основополагающих прав человека, касающихся всех детей и подростков в РФ. Создание благоприятных условий для подростков, чтобы они могли расти и развиваться в такой социальной и физической среде, которая обеспечивает справедливый доступ к охране здоровья, должно явиться важнейшей стратегической задачей для субъектов РФ. К одним из таких условий обучения относятся:

1) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;

2) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

3) реализация дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности [2, с. 3].

Подход к учебно-воспитательному процессу как системе позволяет утверждать, что каждая школьная дисциплина, в том числе и математика, могут выступать в качестве структурных клеточек (элементов-дифференциалов), составляющих учебно-воспитательный процесс школы, поскольку цели, содержание, методы, формы и средства обучения этих дисциплин строятся в соответствии с целями и требованиями целостного учебно-воспитательного процесса.

Отсюда все предметы, в том числе и математика, должны в определенной мере вносить свою лепту в достижение общих целей школы, в том числе и целей сохранения здоровья и формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН установлено, что за последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся, а именно: в 4 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 до 17,3%); возросла степень невротизма (с 63,5% до 87%); дефицит двигательной активности (75-85%); нервно-психические расстройства и хронические заболевания у выпускников достигают 69%.

К окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нервно-психические расстройства, гастроэнтерологические заболевания выросли в 3,8 раза. Среди девочек до 14 лет только 6% здоровы, остальные имеют ту

или иную патологию. Установлено, что 80% выпускников школ имеют ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья и более 35% юношей непригодны к службе в армии [3]:

Данное обстоятельство определяет важность и необходимость поиска возможностей управления учебно-воспитательным процессом обучающихся младшего подросткового возраста, нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения, в частности в процессе обучения математике.

Как показывает анализ опыта школьной практики, учителя уделяют недостаточное внимание проблеме здо-ровьесбережения школьников в процессе обучения, в частности в процессе обучения математике.

Одним из путей сохранения здоровья школьников в процессе обучения математике учащихся 5-6-х классов в исследовании выступает посредством воспитательного потенциала математики, сюжетных задач, конструируемых самими учениками, является формирование ценностного отношения обучающихся к своему здоровью.

Остановимся подробно на задачах здоровьесберега-ющего характера, которые относятся к типу прикладных задач, поэтому необходимо знать их требования к использованию в процессе обучения математике:

• в содержании прикладных задач должны быть отражены математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;

• задачи должны соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;

• вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступны для учащихся, содержание и требование задачи должны быть «сближены с реальной действительностью»;

• способы и методы решения задач должны быть приближены к практическим приемам и методам;

• прикладная часть задач не должна покрывать ее математическую сущность.

Из известных определений понятия «прикладная задача», нами выбрано следующее: прикладная задача - это задача, поставленная вне математики и решаемая математическими средствами [4, с. 33].

Фабула прикладных задач раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций. Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают прикладные задачи. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму [5, с. 18], поэтому сама постановка задачи уже интересна школьникам.

Поэтому включение в содержание обучения математике прикладных задач позволит обогатить сюжеты математических текстовых задач, разнообразить их фабулу, увеличить воспитательный и развивающий, нравственный, экологический потенциал задач. Поскольку задача

воспитывает своей фабулой, текстовым содержанием, то мы заменяем без ущерба напряжения для учащихся 5-6-х классов ряд текстовых задач абстрактного характера другой фабулой, фабулой о здоровье. Содержание задач, их занимательная фабула, связь с жизнью незаменимы при обучении математике. Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания, пробуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и вызывает интерес к решению математических задач, к самой математике. К содержательной стороне задачи относится и ее новизна, достигаемая за счет включения сведений, связанных со здоровьем, с жизнью. Кроме того, при решении математических задач, как указывал А. Я. Хинчин [6, с. 95], воспитывается правильное мышление, и прежде всего учащиеся приучаются к полноценной аргументации. Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития учащихся, глубины усвоения имеющихся у них знаний.

Так, в частности, на базе научно-образовательной лаборатории методических исследований Стерлитамакско-го филиала Башкирского государственного университета под руководством профессора С. С. Салаватовой в ходе опытно-экспериментальной работы нами составлен комплекс прикладных задач по всем разделам школьного курса математики 5-6-го класса, соответствующие указанным выше требованиям. Во внеурочное время прикладные задачи включались в содержание факультативных, кружковых занятий по математике.

В связи с ограниченными рамками настоящей статьи не предоставляется возможности привести примеры задач по всем разделам. Ниже в качестве примеров приведены задачи лишь по некоторым темам.

Тема «Десятичные дроби»

1. Из 1,5 г зубной пасты, помещенной на зубную щетку маленького ребенка, только 0,9 г идет на чистку. Остальное он съедает. Сколько зубной пасты попадет в желудок малыша за первые 6 лет жизни, если зубы ему начали чистить в возрасте одного года два раза в день?

2. Вы знаете, что зубную щетку нужно менять? Как часто? Зубную щетку надо менять один раз в 3,5 месяца при условии, что зубы чистятся два раза в день. Интересно узнать, сколько зубных щеток необходимо в год человеку, заботящемуся о своем здоровье?

3. Известно, что в среднем 4/5 курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.

Тема «Проценты»

1. Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

2. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (Смертельная доза 50-100 мг.)

В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках исследований научно-образовательной лаборатории методических исследований СГПА им. З. Би-ишевой на базе ряда школ Стерлитамака и Стерлитамак-ского района Республики Башкортостан мы получили, что в результате решения комплекса прикладных задач школьники не только приобрели знания о правильном питании, о вреде курения, о пользе витаминов, но и у них сформировалось ценностное отношение к собственному здоровью: школьники находятся на ценностно-мотиваци-онном (высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья) и когнитивном (степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни) уровнях овладения опытом здоровьесбережения (81,4%, в сравнении с 47,1% в контрольной).

Благодаря включению в содержание задач материала здоровьесберегающего характера математические задачи представляются учащимся не такими бесполезными и ненужными, у школьников активизируется жизненная позиция, повышается познавательный интерес. Интересным для учащихся является и процесс составления задач, что позволяет им теснее общаться с родителями, активизирует их познавательную деятельность, повышает интерес у к урокам математики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://www.standart.edu.ru/ (дата обращения 25.12.2013).

2. Приказ РФ № 2106 от 28.12.2010 г. // Законодательство онлайн. Многозаконов.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnogozakonov. ru/catalog/date/2010/12/28/65276/ (дата обращения 25.12.2013).

3. Кучма В. Р. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты // Вопросы современной педиатрии: науч.-практ. журн. Союза педиатров России. 2006. Т. 5. №5. Прил. 1. Школа и здоровье. С. 21-25.

4. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с.

5 Салаватова С. С. Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования // Наука и школа. 2007. № 3. С. 17-20. 6. Хинчин А. Я. Педагогические статьи. М.: Ком-Книга, 2006. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.