Список использованной литературы:
1. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды / И. Штраус -М.:ИРПО,2000. - 240 с.
2. П.Т.Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 1997 г. - стр.22-23.
3. . Денисенков А. И. Иппотерапия как одно из средств реабилитации больных с детскими церебральными параличами / А. И. Денисенков.- М.: Феникс, 2012. - 134 с.
© С.А.Марченко, 2015
УДК 57
Пекшуева Светлана Андреевна
студентка 3-го курса, ФГБОУ ВПО "Кубанский Государственный университет", филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ.
Е-mail: [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ФАКТОР АКТИВНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В
ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Аннотация
Здоровье детей всегда оставалась актуальной проблемой человечества. В современном информационном мире можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать все возможное для здоровья современного ученика, также как и врач. Это объясняться тем, что учитель работает так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Эти вопросы всегда остаются в центре внимание, и будет организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье «эффект», причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.
Ключевые слова
Здоровьесбережения, здоровьесберегательная технология, физкультурно-оздоровительные технологии, медико-профилактические технологии, духовно-нравственное благополучие, образовательные учреждения, реабилитации личности, школьные технологии, познавательные интересы.
Здоровьесберегающая деятельность в процессе обучения биологии должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-биологическому и психическому. Одной из современных является концепция здоровье формирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия "здоровье" и интегративности всех существенных подходов к решению данной проблемы.
Актуальным на данное время является активный поиск модели, которая включала бы в себя все формы здоровьесберегающего образования. В качестве примера можно привести такую концепцию, как "Школа здоровья", которая разработана И. В. Кузнецовой. Разработана региональная педагогическая система непрерывного физического воспитания, ориентированная на развитие научного познания физической культуры и направленная на развитие школьников и сохранение их здоровья.
В настоящее время нет единого подхода к определению понятию здоровье, каждая наука содержит собственную трактовку. В связи с этим существует многообразие понятий в области здоровьесберегающих технологий. Наличие разнообразных точек зрения к основным понятиям свидетельствует о том, что проблема здоровья исследована не до конца, что может привести к столкновению разных взглядов на данную проблему. Нами в данной работе будет применяться здоровьесберегающаяя технология на уроках биологии поддерживающий воспитательно-образовательный процесс, содержание (системно организованная совокупность методов, приемов, программ) и организация которого направлена на формирование у субъектов образовательного процесса потребности в здоровье и здоровом образе жизни. На наш взгляд, при реализации иппотерапии в общеобразовательных школах следует учитывать психолого-физиологические и социально-педагогические, характеристики детей школьного возраста.
Материал уроков биологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, а различные задания применять как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроке и повышение интереса к изучаемому предмету, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Следует максимально использовать на уроках игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Так же использовать такие формы проведения уроков, как урок - викторина, урок -соревнование. Использование компьютерных технологий позволит повысить заинтересованность учащихся, а так же улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы. На внеурочных уроках биологии учащиеся знакомятся с понятием и использованием иппотерапии. На занятиях используется физиологическое направление - двигательной системы, знанием физических упражнений для ее развития. Необходимо следить за правильной осанкой учеников, вводить систему разминок для глаз, конечностей. Тренировка дыхания не занимает много времени, но позволяет не только развить дыхательную систему, но и способствует повышению эмоциональности, облегчению восприятия материала урока и тренировке мимических мышц. Так же на уроках биологии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой пищи. Обращается внимание на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники знакомятся с требованиями к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а так же соблюдению основных гигиенических требований.
Список использованной литературы:
1.Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: 2004.
2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога» - М.: 2004. - 270 с.
3. Феоктистова В. Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. - Учитель 2009. С 123 -133.
© С.А. Пекшуева, 2015