Научная статья на тему 'Здоровьесберегающий аспект оптимизации педагогического процесса (структурно-функциональная модель)'

Здоровьесберегающий аспект оптимизации педагогического процесса (структурно-функциональная модель) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайгородова Надежда Захаровна

Предлагается здоровьесберегающая модель оптимизации педагогического процесса в начальной школе, разработанная на стыке валеологического подхода к организации обучения и воспитания и имеющихся педагогических подходов и концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающий аспект оптимизации педагогического процесса (структурно-функциональная модель)»

7. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография / В.В. Игнатова. Красноярск: СибГТУ, 2000.

8. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И.А. Ильин. М.: Наука, 1994.

9. Мурашов, В.И. Идея образования /

B.И. Мурашов // Шк. духовности. 1999. № 2.

C. 32 - 53.

10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. М.: ОНИКС-21 ВЕК, 2005.

11. Симонов, П.В. Происхождение духовности / П.В. Симонов [и др.]. М.: Наука, 1989.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.

Н.З. КАЙГОРОДОВА (Барнаул)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ)

Предлагается здоровьесберегающая модель оптимизации педагогического процесса в начальной школе, разработанная на стыке валеологического подхода к организации обучения

и воспитания и имеющихся педагогических подходов и концепций.

Сохранность здоровья наряду с успешностью обучения является важнейшими показателями адаптации ребенка к школе. Наибольший риск дезадаптации возникает на первичном уровне усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. В связи с этим важным является обеспечение оптимальной (без потери здоровья) адаптации ребенка к начальной школе.

В данной работе предлагается здоровьесберегающая модель оптимизации педагогического процесса, разработанная на стыке валеологического подхода к организации обучения и воспитания и имеющихся педагогических подходов и концепций. Базисными предлагается считать принципы природо-и культуросообразно-сти и приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

В предлагаемой модели акцент делается на профилактику ухудшения здоровья через четыре параллельных и взаимосвязанных процесса: выявления факторов риска здоровья и их своевременной коррекции; приспособления образовательной среды к индивидуальным особенностям школьников; развития внутренних резервов организма (физических и психических); выработки индивидуальной стратегии учебной деятельности школьников в ходе целостного педагогического процесса.

При построении модели, исходя из деятельностного подхода, были выделены следующие её компоненты: субъектные, целевой, содержательные, процессуальные, оценочный и результативный (см. рис. на с. 30).

Основными субъектными компонентами модели являются учитель и ученик. Однако повышение эффективности учебновоспитательного процесса, включая его здоровьесберегающий аспект, невозможно силами одного учителя. Поэтому, учитывая накопленный в разных регионах страны опыт, на первом этапе организации работы по оптимизации вхождения ребенка в школу предлагается создание специализированной службы, деятельность которой направлена на психолого-валеологи-ческое сопровождение учеников в процессе обучения и воспитания. Эта служба -ещё один из субъектных компонентов модели.

Для содействия решению инновационных задач в школе предлагается ввести такой субъектный компонент модели оптимизации, как методическая служба, которая бы работала над проблемой модели учителя как субъекта школы валеологического типа. Для стимулирования творческой активности учителей предлагается образование творческих групп - ещё одного субъектного компонента модели.

Взаимодействие и содержание работы названных компонентов регламентируются программой оптимизации педагогического процесса в начальной школе, которая включает:

- программу диагностики факторов риска дезадаптации и снижения уровня здоровья как эндогенного, так и экзогенного происхождения;

© Кайгородова Н.З., 2008

Таблица 1

Здоровьесберегающее наполнение целостного педагогического процесса (ЦПП)

Элементы ЦПП Роль учителя Роль ученика

Взаимосвязь педагога с содержанием и средствами образования Создание разносторонней образовательной среды Возможность проявить себя

Взаимосвязь педагога и воспитанников с содержанием образования и между собой Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов, педагогической поддержки, создание ситуации успеха, использование здоровьесберегающих приемов и подходов, осуществление профилактической деятельности Выработка индивидуальной стратегии учебной деятельности

Взаимосвязь педагога и воспитанников не по поводу содержания образования Осуществление коррекции выявленных нарушений, обучение приемам снятия утомления и повышения работоспособности Освоение приемов снятия утомления и повышения работоспособности, выбор этих средств

Взаимосвязь воспитанников с содержанием образования с использованием различных средств Индивидуализация домашнего задания Выбор форм подготовки домашнего задания, использование здоровьесберегающих приемов вне школы

Взаимосвязь педагога с родителями Знакомство с индивидуальными особенностями детей и индивидуальными коррекционными программами, просветительская деятельность Нормирование режима дня, питания

Взаимосвязь родителей с детьми Контроль режима труда и отдыха вне школы Нормирование режима дня, питания, воспитание навыков здорового образа жизни вне школы

- здоровьесберегающую программу, включающую мероприятия для учителей, учеников, родителей и администрации школы по профилактике школьных заболеваний, коррекции факторов риска дезадаптации и снижения здоровья, повышению резервов организма, способствующие выработке индивидуальной стратегии учебного поведения;

- систему критериев оптимизации вхождения ребенка в школу - индивидуальных (для учащихся) и системных (для администрации, учителей, родителей).

Программа оптимизации - основной содержательный компонент предлагаемой модели.

Для эффективного решения проблемы здоровьесбережения учитель и ученик должны обладать определёнными знаниями, умениями, навыками. Учитель должен владеть знаниями о направлениях оптимизации педагогического процесса, функциях учителя, знать возрастные особенности детей, факторы риска здоровья, уметь пользоваться здоровьесберегающими приёмами, методами, технологиями. Ученик должен владеть зна-

Модель оптимизации педагогического процесса 30

Таблица 2

Общеклассные здоровьесберегающие мероприятия в соответствии с видоспецифическими особенностями обеспечения жизнедеятельности школьников

Видоспецифические особенности Общеклассное мероприятие

Потребность в двигательной активности Физкультминутки, физкультпаузы, динамические часы, смена видов деятельности на уроке, внеклассные спортивнооздоровительные мероприятия, развитие школьных спортивных секций, обустройство спортивных площадок, аренда бассейна

Тренировка функциональных резервов организма Дыхательная гимнастика, фитокоррекция, самомассаж, пальчиковая гимнастика на уроке, активный отдых, закаливание

Биоритмологические особенности функционирования организма Режим труда и отдыха в соответствии с динамикой умственной работоспособности, физкультминутки для снятия утомления, рациональная структура урока, снижение количества домашних заданий, исключение домашних заданий на выходной, рациональная организация режима дня вне школы

Стресс-реакция Снижение нервно-психической напряженности, тревожности посредством улучшения эмоционального фона урока, проведение музыкальной перемены после 3-го урока, подразумевающей произвольную двигательную активность школьников, что способствует не только снятию напряжения от статической позы во время занятий, но и эмоциональной разрядке

Оптимальные условия функционирования организма Соблюдение гигиенических норм организации учебновоспитательного процесса, проветривание помещений, контроль осанки учащихся, озеленение классных комнат, физиологичность построения уроков физкультуры, игровые формы их проведения, вооружение учащихся знаниями о влиянии движения на здоровье, умениями самодиагностики по пульсу

Несоответствие биологического (психического) возраста паспортному Занятия по коррекции и развитию внимания, памяти, мышления, физических качеств и др.

ниями о режиме труда и отдыха, влиянии движения на здоровье, владеть приемами диагностики своего состояния, снятия утомления, повышения работоспособности и др.

Процессуальный компонент модели ориентирован на процессуальные элементы педагогического процесса, выделенные А.В. Сластениным [2], к которым добавляются такие элементы, как взаимодействие педагогов с родителями и взаимодействие родителей с детьми. Здоровьесберегающее наполнение этих элементов представлено в табл. 1 (см. с. 29).

Оценочный и результативный компоненты модели представлены комплексом показателей, которые позволяют оценить функциональное состояние организма школьников и особенности образовательной среды с позиций системного подхода в ходе мониторинга состояния организма школьников и факторов риска здоровья, оценки сформированности культуры здоровья учителя и ученика и эффективности адаптации к школе.

Предложены критерии эффективности здоровьесберегающей модели, затраги-

Таблица 3

Индивидуально-ориентированные мероприятия по здоровьесбережению

Индивидуальные особенности Общеклассные мероприятия Индивидуальные занятия

Уровень здоровья Контроль динамики здоровья в классе медицинским работником школы, контроль и выявление причин пропуска занятий учащимися, дифференциация уроков физкультуры в зависимости от уровня здоровья школьников Контроль здоровья родителями

Резервы организма Дифференциация нагрузки на уроках Занятия физкультурой, закаливание, витаминизация

Индивидуальнотипологические особенности Разнообразие приемов и методов обучения на уроке Помощь учителя ученику в выработке индивидуальной стратегии учебной деятельности

Учебные возможности Дифференциация учебных заданий на уроке, помощи учителя в зависимости от учебных возможностей учеников Дополнительные занятия с учениками

Особенности восприятия и переработки информации Ориентация на разные каналы восприятия при объяснении нового материала, на индивидуальные особенности мышления, внимания, памяти Индивидуализация домашнего задания, работа психолога по коррекции выявленных нарушений в психической сфере

вающие основные компоненты педагогического процесса: успеваемость, состояние здоровья, утомляемость школьников, сфор-мированность у учителей и школьников знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, наличие у учителя цели и задач этой работы, использование им здоровьесберегающих приёмов, методов, технологий, наличие в школе здоровьесберегающих условий обучения, снижение количества средовых факторов риска ухудшения здоровья.

На основе принципов оптимизации педагогического процесса и организации опытно-экспериментальной работы нами была предложена методика реализации здоровьесберегающей модели оптимизации педагогического процесса, состоящая из следующих взаимосвязанных частей:

1. Диагностика исходного состояния

школьников и образовательной среды. Анализ полученных результатов позволит определить стратегию индивидуального развития ребёнка, выявить факторы риска ухудшения его здоровья, разработать общеклассные и индивидуальные коррекционные программы, выявить способы оптимизации педагогического процесса.

2. Конструирование работы по здоровьесберегающему наполнению педагогического процесса. С этой целью предложены системы коррекционных мероприятий, ориентированных как на класс в целом, так и на особенности школьников (см. табл. 2 и 3). Было предложено обогатить систему способов оптимизации обучения, по Ю.К. Бабанскому [1], здоровьесберегающим содержанием.

3. Внедрение модели в педагогический процесс. Предложенная здоровьесберегающая модель оптимизации педагогического процесса может быть реализована как целостно, так и через отдельные её элементы.

4. Экспертная оценка полученных результатов осуществляется валеологической службой в соответствии с выделенными критериями эффективности реализации модели.

Внедрение предложенной модели оптимизации педагогического процесса в период адаптации ребёнка к школе привело к положительным результатам.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебновоспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. М., 1982. 192 с.

2. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластёнин, В.П. Каширин. М., 2001. 480 с.

М.Е. ПЕСКОВА (Москва)

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ КАК КАТЕГОРИЯ И ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Предлагаются к рассмотрению вопросы формирования такого социально-психологического и социально-педагогического явления, как жизненный опыт личности. Обращение к этой научной категории вызвано недостаточным вниманием к праксиологии воспитания в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, особенно в учреждениях для детей-сирот.

Категория опыта не является широко разработанной и традиционной для педагогической науки, но, несмотря на это, она повсеместно используется в педагогической практике и является ее основополагающим понятием.

Обратиться к понятию «опыт» заставляет серьезная озабоченность научной общественности, а также педагогов-практи-ков проблемами воспитания жизнеспособных поколений. Тема генетического, этнического, демографического, физическо-

го, социального, культурного и духовного выживания нации выходит сегодня на первый план в общественном сознании (В.А. Ситаров и др.). Жизнеспособность личности в этом контексте определяется как способность к постижению современности и жадному впитыванию культуры, опыта, идеалов и ценностей (И.М. Ильинский), а также к самоопределению, выбору своего жизненного пути, жизнетвор-честву и организации собственной жизнедеятельности (М.П. Гурьянова).

Провозглашаемый современными реформаторами курс на «конкурентоспособного специалиста», почти повсеместная замена понятия «образование» термином «образовательные услуги» и темп сегодняшней жизни часто становятся причинами низкой адаптации личности в социуме, имеющей самый широкий спектр проявлений: от неумения вести хозяйство до психических расстройств и суицида, когда человек не справляется, не приспосабливается к окружающей жизни. А роль механизма адаптации к реальности играет именно опыт, который оснащает человека всем необходимым для сохранения собственной жизни во взаимодействии с этим миром. И люди, и животные страдают от отсутствия опыта. Обнаруживается прямая связь слабой адаптации человека к жизни с отсутствием у него соответствующего жизненным обстоятельствам опыта.

При разработке понятия «опыт» психология и педагогика основываются на философских позициях человекознания, где оно рассматривается в комплексе с вопросами взаимосвязи чувственной и рациональной сторон в познании, а также соотношения опыта с практикой человеческого познания.

Любая социально-культурная система человеческой жизнедеятельности обязательно включает в себя в качестве важнейшего функционального элемента практическое сознание людей, называемое всеми жизненным опытом, наиболее существенной чертой которого является его неспециализированный характер. Повседневный опыт и знания приобретают все нормальные люди, чего нельзя сказать ни о каком другом виде специализированного опыта, например об игре на скрипке или вязании крючком.

© Пескова М.Е., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.