Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса в гоу ВПО технического профиля'

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса в гоу ВПО технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ГОРЕНИЯ И ВЗРЫВА / THEORY OF COMBUSTION AND EXPLOSION / КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / KINETIC ENERGY / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ / POTENTIAL ENERGY / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / EXPLOSIVES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND MENTAL PERSONALITY TYPES / ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА / TYPES OF TEMPERAMENT / УРОВЕНЬ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / LEVEL OF MENTAL HEALTH / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS / ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / THE FORMATION OF THE STUDENT GROUP / ДИНАМИКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / DYNAMICS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамян Владимир Лазаревич, Жижин Константин Сергеевич

В статье приводятся результаты использования методики Д. Кейрси (США) для оценки связи психологического типа личности с экспериментом мыслительного типа на примере переработки студентами информации о процессах горения. Показано, что учет психологических типов личности в достаточной степени ощутимо влияет на продуктивность работы студентов вне зависимости от профиля обучения. Метод обучения с учетом типирования личности позволяет оперативно влиять на динамику усвоения знаний как в малых, так и в больших группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL HEALTH TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE GOU VPO TECHNICAL PROFILE

The article presents the results of using the method of D. Keyrsi (USA) to assess the relationship of psychological personality type and experiment type of thinking by the example of the processing of information about students combustion processes. It is shown that the inclusion of psychological personality types sufficiently significantly affects the productivity of students, regardless of the profile of training. Teaching method, taking into account the personality typing allows you to quickly affect the dynamics of learning in small and large groups.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса в гоу ВПО технического профиля»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Примечания

1. Иевлева О. Т., Кольстет О. А. Новые подходы в системе подготовки к поступлению в архитектурные вузы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/04/40.

2. Короткова Е. В. Разработка методики дистанционной подготовки по черчению для поступления в вузы архитектурного направления : автореф. магистр. дис. Ростов-на-Дону, 2013. 101 с.

3. Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов и др. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2010. 336 с.

4. Система дополнительного архитектурного образования ASSA [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// distant-marhi.ru.

5. Сурина М. О., Сурин А. А. Особенности подготовки студентов творческих профессий в современном вузе // Инженерный вестник Дона. 2013. Т. 27.

6. Топчий И. В. Формирование модели профессионального довузовского архитектурного образования (на примере Московской архитектурной школы) : автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. арх. наук. Москва, 2005. 212 с.

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса в гоу впо технического профиля

УДК 318.17 + 378.14.015.62 В. Л. Адамян, К. С. Жижин

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье приводятся результаты использования методики Д. Кейрси (США) для оценки связи психологического типа личности с экспериментом мыслительного типа на примере переработки студентами информации о процессах горения. Показано, что учет психологических типов личности в достаточной степени ощутимо влияет на продуктивность работы студентов вне зависимости от профиля обучения. Метод обучения с учетом типирования личности позволяет оперативно влиять на динамику усвоения знаний как в малых, так и в больших группах.

Ключевые слова: теория горения и взрыва, кинетическая энергия, потенциальная энергия, взрывчатые вещества, психологический и мыслительный типы личности, типы темперамента, уровень умственной работоспособности, академическая успеваемость студентов, формирование студенческой группы, динамика усвоения знаний.

V. L. Adamian, K. S. Zhizhin

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

SCHOOL HEALTH TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE GOU VPO TECHNICAL PROFILE

The article presents the results of using the method of D. Keyrsi (USA) to assess the relationship of psychological personality type and experiment type of thinking by the example of the processing of information about students combustion processes. It is shown that the inclusion of psychological personality types sufficiently significantly affects the productivity of students, regardless of the profile of training. Teaching method, taking into account the personality typing allows you to quickly affect the dynamics of learning in small and large groups.

Keywords: theory ofcombustion and explosion, kinetic energy, potential energy, explosives, psychological and mental personality types, types of temperament, level of mental health, academic performance of students, the formation of the student group, the dynamics of learning.

АДАМЯН ВЛАДИМИР ЛАЗАРЕВИЧ — кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

ADAMIAN VLADIMIR LAZAREVICH — Ph.D. (Technical Sciences), senior teacher of Department of fire safety and protection in emergencies, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

ЖИЖИН КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ — профессор кафедры пожарной безопасности и защиты в 180 чрезвычайных ситуациях Ростовского государственного строительного университета

ZHIZHIN KONSTANTIN SERGEEVICH — Professor of Department of fire safety and protection in emergencies, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail:pb_rgsu@mail.ru © Адамян В. Л., Жижин К. С., 2014

^ Образование в сфере культуры

ф

Учет типологических особенностей личности — главное условие продуктивности обучения в учреждениях ГОУ ВПО. К сожалению, этому разделу работы до сих пор не уделяется достаточного внимания в силу разных объективных и субъективных причин. В данной разработке мы предлагаем для обсуждения результаты использования оригинальной методики Дэвида Кейрси (США) для оценки связи психологического типа личности с экспериментом мыслительного типа [1—5]. Системных исследований, наподобие тех,что проводит Д. Кейрси, направленных на изучение час то ты встречаемости пси хологи ческих типов в когортах студентов, обучающихся в тех ни че ских ГОУ ВПО по тех ни че ским и гуманитарным направлениям, в России до настоящего времени, насколько это явствует из научной литературы последних двух десятилетий, не проводилось. Методика Д. Кейрси предопределяет не только психологическую, но и профессиональную типизацию. В оригинале она насчитывает 70 вопросов с двумя вариантами ответов [3, 5].

Помимо традиционных психологических ти пов Д. Кейр си вы де лил, де тально опи сал и с успехом использует на практике в течение последних 50 лет категории более крупные и емкие, которые назвал «типами темперамента»: SP, SJ, NF, NT (где S — деятельный, Р — импульсивный, J — рассудительный, F — чувствующий, Т — логический, N — интуитивный) [3], обращая особое внимание на: наследуемость этих характеристик личности.

Наиболее интересным в работах Кейрси ока за лось то, что ка ж дый из ука зан ных типов тем пе ра мен та по Д. Кейр си вби рает по четыре психологических характеристики: так SP-темперамент — это ESFP, ^^ ESTP, IETP психологические типы личности; Бртемпе-рамент — ESFJ, ISFJ, ESTJ, ОТ-темпе-

рамент— ENFP, ЮТ^ ENFJ, INFJ; NT-темпе-рамент — ENTP, INTP, ENTJ, ШГ[ соответ-ст вен но. В че ты рех бу к вен ных аб бре виа ту рах добавлены I (интроверты) и E (экстраверты).

Показательным явилось то, что в нашем мысли тельном эксперимен те тип лич ности оказался в тесной (г = 0,76, р < 0,01) корреля-цион ной свя зи и со спо со бом пе реработ ки ин-

фор ма ции, и с уров нем ум ст вен ной рабо то-спо соб но сти. Кроме того, эти две харак те ри-сти ки ока за лись опосре дова но связан ны ми с академической успеваемостью студентов и направленностью обучения (г = 0,56 р < 0 1).

В порядке мыслительного эксперимента нами была предложена студентам для переработ ки инфор ма ция о про цес сах горе ния. Дело в том, что студенты на кафедре пожарной безопас но сти и за щи ты в чрез вы чай ных ситуациях должны быть полноценно информи-рова ны о тем сти хи ях, с ко торы ми им предстоит столкнуться в условиях ЧС.

XX век ознаменовался открытием одного из самых великих принципов современной науки, при вед ше му к объ е ди не нию са мых различных явлений природы. Согласно этому принципу, студентам необходимо мысленно представить степень влияния огня на ноосферу. Необходимо осознать, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Энергия — это еди ная ме ра дви же ния и взаи модейст вия всех видов материи.

Закон сохранения энергии является одним из фундаментальных законов, универсален и присущ системам самой разной физической природы: «Энергия в природе не возникает из ни че го и не ис че зает бесслед но, она может лишь в раз лич ных формах переходить от одних тел к другим, но общее ее количество в изолированной системе не изменяется ни при каких условиях» [6]. Этот закон называется первым началом термодинамики.

Процессы горения, возни кающие в природе (в частности, природные пожары), можно представить как физико-химическое явление в закрытой системе. Но, рассматривая закрытую систему изнутри, пожары делятся на два ви да: от кры тые и за кры тые.

Независимо от вида пожары сопровождаются большим выделение теплоты, что свидетель ст вует о том, что еще до воз ник нове ния горения горючее вещество обладало определен ным за пасом внут рен ней энер гии.

Внутренняя энергия складывается из кинетической и потенциальной энергий. Кинетическая энергия — это энергия движения час-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Таблица 1.

Абсолютное число встречаемости лиц с характерными типологическими особенностями при разных направлениях обучения («гуманитарии» и «технари»)

ф

№ Психологический «Гуманитарии» «Технари»

п/п тип

1 Щ 2 1

2 ЕБТ^ 2 2

3 ШТ[ 1 2

4 Е^ 1 2

5 ЕБ^ 1 1

6 ^ 2 0

7 Е^ 0 1

8 ВД 2 0

9 1БТР 2 1

10 ЕБТР 2 1

11 INTP 0 1

12 ENTP 1 2

13 18РР 2 4

14 ЕББР 2 3

15 INFP 2 2

16 ENFP 2 1

ИТОГО 24 24

ф

Таблица 2.

Частота встречаемости способа переработки учебной информации применительно к типу темперамента и профессиональной направленности личности

Темперамент Предпочитаемая система репрезентации «Гуманитарии» «Технари»

N=24 N=24

SP Аудиалы + кинестетики 8 10

SJ Смешанная 3 2

NT Кинестетики 4 8

NF Визуалы + кинестетики 9 4

ф

^ Образование в сфере культуры

Уровни умственной работоспособности (по стандартной пробе Анфимова) студентов при разной организации занятий (Х ± ш, п = 48 чел.)

Таблица 3.

Формирование группы «Гуманитарии» «Технари»

Ошибки Знаки Ошибки Знаки

Без учета психотипа 5,6 ± 0,1 456,7 ± 18,6 7,7 ± 0,4 388,8 ± 22,2

С учетом психотипа 3,4 ± 0,1 656,6 ± 19,9 3,9 ± 0,9 587,8 ± 23,3

Таблица 4.

Влияние особенностей психологического типа личности на уровень успеваемости (средний балл) по курсам (п = 48 чел.)

Формирование студенческой группы «Гуманитарии» «Технари»

Старшие Младшие Старшие Младшие

Без учета психотипа 3,4 3,2 3,6 3,3

С учетом психотипа 3,8 3,9 3,8 3,6

тиц, которую можно изменить двумя способами: совершением над телом механической работы и теплопередачей. Передача энергии в форме работы производится в процессе силового взаимодействия тел и всегда сопровождается макроперемещением.

Подобную ситуацию в условиях учебной лаборатории большей частью трудно полноценно осуществить, и студенты должны обладать определенной степенью абстракции, чтобы представить истинные результаты, связан ные с про цес сом горе ния.

Обучающемуся предстоит понять, что всеми явлениями природы управляет закон сохранения и превращения энергии: количество энергии неиз мен но, она только пе ре хо дит из одной формы в другую, а также масштабы тех катаклизмов, которые возникают при высвобождении энергии. Студентам эти ин-туи тивно понят ные процессы час то труд но воспринять, если конкретно не сталкиваешься с процессом воспламенения какой-нибудь материальной субстанции. Как показывает практика, люди различных психологических типов на одну и ту же информацию реагируют совершенно по-разному, вплоть до полно-

го антагонизма. Тем не менее, стандартизация процесса преподавания в ГОУ ВПО этот момент совершенно игнорирует.

Распределение психологических типов личности в нашей выборке представлено в таблице 1.

Характерной была и особенность переработки информации у испытуемых, она представлена в таблице 2.

Из представленных данных можно сделать вывод, что учет психологических типов личности в достаточной степени показательно влияет на продуктивность работы студен тов вне зависимости от профиля обучения. В контексте личностно-ориентированного препода ва ния учеб ных дис ци п лин с вы ра жен ной абстракцией понятий (подобно изучаемым вопросам горения) факт изучения психологи-че ских осо бен ностей лично сти приобре тает непреходящее значение.

Характерно и то, что метод обучения с учетом типирования личности, предлагаемый в дан ной пуб ли ка ции, как раз по зво ляет, в значительной мере, оперативно влиять на динамику усвоения знаний как в малых, так и в больших группах.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Примечания

1. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений // Соционика. Информационно-реферативный бюллетень. 1991. № 1.

2. Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск, 1995.

3. Жижин К. С. Экспресс-диагностика подсознания. Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.

4. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. Типы людей и бизнес. 16 дорог любви. Москва, 1995.

5. Сэмьюэлз Э, Шортер В., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. Москва, 1994.

6. Адамян В. Л. Теория горения : учебное пособие для студентов направления «Техногенная безопасность». Ростов-на-Дону, 2013.

Оль физической культуры в воспитании,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовании и оздоровлении студентов

УДК 372

Ю. А. Ткаченко

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

Проблема здоровьесберагающих технологий в образовании и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи является одной из важных в последние годы для российского общества. При этом наиболее актуальным является вопрос воспитания физической культуры в рамках образовательного процесса как неотъемлемой его составляющей, без которой невозможно полноценное, гармоничное развитие личности. Статья посвящена роли физической культуры в образовании студентов как элемента образования и воспитательного процесса. Автор в своей статье полагается на собственный педагогический опыт. Наша многолетняя практика работы в вузе убедительно доказывает, что модернизация методик, технологий, критериев оценки качества подготовки будущего специалиста технического вуза не может обойтись без интеграции с системой физического воспитания и физической подготовки студентов.

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, оздоровление, качество, воспитательно-образовательный процесс.

Iu. A. Tkachenko

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE UPBRINGING, EDUCATION AND IMPROVEMENT OF STUDENTS' HEALTH

The problem of health-saving technologies in education and healthy lifestyle promotion among youth has recently become one of the major ones for the Russian society. The most topical issue is that of forming physical culture within the framework of the educational process as its indispensable part, without which there can be no complete, harmonious personality development. The article is devoted to the role of physical culture in students' education as an element of education and upbringing process. The author relies on his own pedagogic experience. Many years of practical experience of working in a higher educational institution clearly prove that the modernization of methods, technologies and criteria for assessing the quality of preparation of a future specialist in a technical university is impossible without integration with the system of physical education and preparation of students.

Keywords: motivation, physical culture, improvement of health, quality, educational-upbringing process.

ТКАЧЕНКО ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

184 Tkachenko Iurii Aleksandrovich — Head of Department of Physical education and sport, Rostov State

184 University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

© Ткаченко Ю. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.