Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ '

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровьесберегающие технологии / здоровый образ жизни / health / health-saving / technologies / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Горбачев, К.М. Евсюкова, В.А Марченко

В статье автором рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании обучающихся образовательных учреждений в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Горбачев, К.М. Евсюкова, В.А Марченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article, the author examines the use of health-preserving technologies in physical education of educational institutions in the context of the implementation of federal state standards.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ »

УДК 796.290

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А.С. Горбачев, К.М. Евсюкова, В. А Марченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tatianva.martirosova@mail.ru

В статье автором рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании обучающисяобразовательны учреждений в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENT

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A. S. Gorbachev, K. M. Evsyukova, V. A. Marchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

In the article, the author examines the use of health-preserving technologies in physical education of educational institutions in the context of the implementation of federal state standards.

Keywords: health, health-saving, technologies, healthy lifestyle.

Нет ничего ценнее для человека, чем здоровье. И нет ничего важнее для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем здоровье не, только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психологическая и педагогическая гармония человека, дружеские, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Поэтому одним из приоритетов образования, сегодня является сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, выбор таких технологий обучения, которые соответствовали бы возрасту учащихся, исключали бы перегрузки и сохраняли здоровье студентов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс позволяет добиться положительных изменений в здоровье учащихся[1].

В настоящее время формируется новое отношение к здоровью как основной ценности жизнедеятельности. Однако этот процесс находится в процессе становления, и отношение россиян (в том числе молодежи) к собственному здоровью носит преимущественно инструментальный характер, служит средством реализации различных целей (для например, устроившись на работу). Согласно теоретическим исследованиям, ситуация в отношении осведомленности молодежи изучение, о самых распространенных заболеваниях, методах заботы о своем здоровье, генетических характеристики их тела оставляют желать лучшего, так как только треть граждан владеет этой информацией. В различных образовательных организациях создаются условия для усиления здоровья студентов и школьников, санитарно-гигиеническое воспитание в области культуры здоровья и формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни, а также активные теоретические и принимаются

практические меры по профилактике заболеваний, вызванных обществом. В связи с этим одной из актуальных проблемой в области подготовки будущих учителей является реализация учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий и подготовка учащихся к их последующему использованию в школе.

Здоровьесберегающие технологии в классе являются важной частью как учебного процесса, так и обучения студентов. Они могут помочь детям чему-то научиться и в то же время оставаться здоровыми. Плохое влияние образования на здоровье детей было замечено в 1805 году, когда знаменитый учитель Песталоцци заметил, что дети нарушают свое здоровое развитие, посещая традиционную школу. Эти проблемы только обострились в прошлом веке. По мере совершенствования технологий здоровье детей ухудшалось[1].

С точки зрения негативного воздействия на здоровье детей образование - одна из приоритетных. Внедрение здоровьесберегающих методов в образовательную практику поможет исправить эту ситуацию. Ведущим методом является лонгитюдный, характеризующийся тремя признаками: целостностью, коллективным творчеством и продолжительностью:

1) при рассмотрении конкретной проблемы мы не уделяем меньше внимания другим аспектам обучения, что создает благоприятные условия для углубленного изучения, анализ природы, взаимосвязи, взаимозависимости педагогических явлений;

2) сначала к эксперименту привлекаются самые опытные преподаватели; очевидная эффективность применяемых ими нововведений привлекает к учебе других учителей;

3) многолетняя работа в одной школе создает благоприятные условия для длительного эксперимента, что обеспечивает высокую надежность и достоверность полученных результатов.

Мы исследовали работу нескольких учебных заведений и учителей-новаторов, внесших определенный вклад в решение проблемы сохранения здоровья обучающихся, дали рабочее определение концепции здоровьесберегающих образовательных технологий, раскрыли их сущность. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечивает не только высокие успехи в учебе, но и исключает перегрузку в учебной деятельности, что позволяет всем детям хорошо учиться, не причиняя вреда своему здоровью.

Развитие физической культуры и спорта является важной частью государственной социальной политики. Несмотря на принятые государством законы и "Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года", реальный уровень физкультурно-спортивной культуры в нашей стране нуждается в повышении. Результаты нашего исследования индивидуальной физической культуры, проведенного на случайной выборке молодежи из возрастной группы 16 - 26 лет, проходящей обучение в вузах города Красноярска, показывают, что большинство (93 %) понимают, что забота о здоровье в первую очередь зависит от них. Также, хоть и здоровье как главную ценность в жизни признают практически 82 процентов опрошенных, курят среди них - более половины, а часто употребляют алкоголь - более 40 процентов. В своей повседневной жизнедеятельности большинство обучающихся в вузе замечают недостаток своей двигательной активности. Однако их значительная часть не видит для себя смысла и мотивации в активных и систематических занятиях физической культурой. При этом интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью не проявляет 19 процентов опрошенных, а за консультациями по поводу организации своего физического развития к преподавателю физического воспитания обращаются еще меньше (10,3 %), хотя только 51,2 процента довольны своим имиджем и состоянием физического состояния.

Только около 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть более половины школ страдают различными заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост хронических заболеваний и функциональных расстройств, регистрируемых в 50-60 лет. % (или более) обучающихся; резкое увеличение патологических изменений в нервной

системе, сенсорные органы, пищеварительной и сердечнососудистой системы, почек, мочевыводящих путей и опорно-двигательного аппарата. В настоящее время содержание учебной программы меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения тренировочных нагрузок и интенсификации обучения. Постоянно увеличивающийся объем и содержание сложной научной информации вступает в противоречие с негибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к преподаванию и, как следствие, ухудшению их здоровья. Не случайно в этой связи одним из направлений деятельности обучения сегодня является сохранение здоровья воспитанников. Для этого используют здоровьесберегающие технологии, которые требуют составления психологических, педагогических и медицинских вмешательств, направленных на укрепление и защиту здоровья, а также формирование к нему ценных отношений. Это, в первую очередь, обеспечение студентам возможности во время обучения в школе здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение применению этих знаний в повседневной жизни. Успех любой образовательной технологии напрямую зависит от учителя и направленности его деятельности (обучение психологической грамотности). Учителя должны придерживаться следующих правил: эмоциональная разрядка урока; - использовать фитнес-паузу в уроке; -отпускать, а не связывать; - поддерживать, а не сдерживать; - растягивать, сгибать. Основная часть тренировочного процесса - это урок. Урок в оздоровительной школе должен длиться 40 минут. И каждый класс может получить как интерес к предмету, так и смерть от такой скуки. Поскольку в классе должна быть пауза динамиков: упражнения для рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата, с тем, чтобы освободить напряжение на уроке, чтобы переключиться на новый вид деятельности. Также должны быть продуктивные занятия физкультурой и уроки физкультуры.

Таким образом, эмпирические материалы указывают на то, что в условиях профессионального образования в целом существует объективная необходимость поиска средств совершенствования системы физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в вузе, активно стимулирующей способы саморазвития индивидуальной физической культуры будущего специалиста.

Цель исследования - определить комплекс условий поддержки процесса здоровьесберегающей культуры будущего специалиста.

Объект исследования - физическая культура личности в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования - содержание, средства и социально-педагогические условия применения в образовательном процессе вуза и в самообразовательной деятельности будущего специалиста здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих успешное развитие индивидуальной физической культуры личности.

Под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни обучающегося, воздействие на здоровье.

Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Задача заключается не только в том, чтобы дать знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. Без здоровья это невозможно. Поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе[2].

В научной литературе рассматриваются вопросы внедрения медицинских технологий в профессиональную жизнь. Подготовка учителей тщательно изучена, а именно:

- исследование теоретического и методологического обоснования процесса формирования

- создание необходимых социально-педагогических условий для формирования физически, интеллектуально и духовно развитой личности;

- решение проблем недостаточной реакции системы профессионального образования,

- быстро меняющиеся условия жизни общества в аспекте удовлетворения здоровья

- сохранение образовательных потребностей современных студентов.

Однако развитие структурированной лечебно-профилактической среды университета до сих пор не реализована.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья обучающихся, предлагается использовать различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

- физкультурно-оздоровительные (спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)

- валеологическое и здоровьесберегающее образование обучающихся.

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье обучающихся[3].

Библиографические ссылки

1. Саидов, И. И. Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания учащейся молодежи / И. И. Саидов. — Текст :// Молодой ученый. 2010. — № 9 (20). — С. 312-315.

2. Шарипова Д.Д. и др. Формирование здорового образа жизни. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры и факультетов физического воспитания. Т., Лидер Пресс. 2015. - 180 с.

3. Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях: Монография. / В.С. Якимович. - Волгоград: ВолгГАСА. 2012. - 136 с.

© Горбачев А.С., Евсюкова К.М., Марченко В.А.,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.