Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПОДХОДЫ К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПОДХОДЫ К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда / информационные технологии / здоровьесохранение / эффективность учебной деятельности / семантика / дидактический фактор / educational environment / Information Technology / health preservation / the effectiveness of educational activities / semantics / didactic factor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Хромовских, С.В. Лукичева

Рассматриваются подходы к формированию образовательной среды в рамках реализации учебного процесса вуза, которые бы позволяли учесть необходимость выполнения здоровьесохранения всех его участников. Установлены основные факторы, определяющие условия формирования здоровьесохраняющей образовательной среды. Анализируется эффективность учебной деятельности обучающихся в зависимости от выбора технологии обучения или суперпозиции нескольких технологий. Разработан алгоритм формирования образовательной среды с учетом установленных факторов и ряда валеологических составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Хромовских, С.В. Лукичева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND APPROACHES TO ITS FORMATION BASED ON MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

The approaches to the formation of the educational environment in the framework of the educational process of the university are considered, which would allow taking into account the need to implement the health protection of all its participants. The main factors that determine the conditions for the formation of a health-preserving educational environment are established. The effectiveness of learning activities of students is analyzed depending on the choice of teaching technology or the superposition of several technologies. An algorithm has been developed for the formation of the educational environment, taking into account established factors, taking into account a number of valueological components.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПОДХОДЫ К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

УДК 378.17

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПОДХОДЫ

К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

В. А. Хромовских Научный руководитель - С. В. Лукичева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: lukicheva.cveta@yandex.ru

Рассматриваются подходы к формированию образовательной среды в рамках реализации учебного процесса вуза, которые бы позволяли учесть необходимость выполнения здоровъесохранения всех его участников. Установлены основные факторы, определяющие условия формирования здоровьесохраняющей образовательной среды. Анализируется эффективность учебной деятельности обучающихся в зависимости от выбора технологии обучения или суперпозиции нескольких технологии. Разработан алгоритм формирования образовательной среды с учетом установленных факторов и ряда валеологических составляющих.

Ключевые слова: образовательная среда; информационные технологии; здоровьесохранение; эффективность учебной деятельности; семантика; дидактический фактор.

HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND APPROACHES TO ITS FORMATION BASED ON MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

V. A. Khromovskikh Scientific supervisor - S. V. Lukicheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: lukicheva.cveta@yandex.ru

The approaches to the formation of the educational environment in the framework of the educational process of the university are considered, which would allow taking into account the need to implement the health protection of all its participants. The main factors that determine the conditions for the formation of a health-preserving educational environment are established. The effectiveness of learning activities of students is analyzed depending on the choice of teaching technology or the superposition of several technologies. An algorithm has been developed for the formation of the educational environment, taking into account established factors, taking into account a number of valueological components.

Keywords: educational environment; Information Technology; health preservation; the effectiveness of educational activities; semantics; didactic factor.

Резкое снижение здоровья учащейся молодежи в настоящее время является одной из актуальнейших проблем современного образовательного процесса России. Поэтому на протяжении последних лет эта проблема более активно регулируется на федеральном

уровне. По вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся принят ряд постановлений: (Постановление правительства Российской Федерации №426 от 01.06.2000г.; Приказ министра образования Российской Федерации №1418 от 15.05.2000г.; рекомендация ректорам вузов Российской Федерации №29/1530-6 от 03.06.2001г.; Приказ Министра здравоохранения и Министра образования Российской Федерации №176/2017 от 31.05.2002г. «О мерах по улучшению охраны здоровья детей Российской Федерации»).

Заметим, что интенсификация учебного процесса, информационные, психоэмоциональные перегрузки в учебной деятельности, отсутствие элементарных сведений о своем физическом состоянии [3] приводят к перегрузкам, нервно-психическим срывам и возникновению на этом фоне ряда соматических заболеваний обучающихся. [1]

В вузах с каждым годом отмечается ухудшение состояния здоровья абитуриентов. Возрастает количество студентов с дефицитом веса до 20кг и составляет ежегодно от 25% до 28% от числа поступивших на первый курс. Особую тревогу вызывает рост сердечнососудистых заболеваний - 48,2%; 36,4% - первокурсников страдают сочетанием нескольких заболеваний [3].

Таким образом, около одной трети всех обучающихся на младших курсах имеют устойчивую тенденцию к развитию уже ранее приобретенных заболеваний (возрастает процент офтальмологических заболеваний). Учебный процесс в вузе, как правило, представляет собой суперпозицию различных технологий обучения: от классических [2] до современных информационных. При этом возникает необходимость в адекватной оценке их эффективности и определении уровня трудовых и валеологических затрат [4] обучающихся на освоение изучаемого материала.

Целью исследования является: определение значимых факторов, оказывающих влияние на формирование образовательной среды при условии сохранения физического и духовного здоровья ее участников.

Выработка алгоритма формирования здоровьесохраняющей образовательной среды с учетом выявленных системообразующих факторов представляет глубокий научный интерес.

В процессе исследования и реализации выдвинутой гипотезы были выявлены 3 основных фактора, формирующие здоровьесохраняющую образовательную среду в рамках единой образовательной платформы изучаемой дисциплины. Выявлены основные факторы:

• психолого-педагогический фактор;

• дидактический фактор;

• семантический фактор.

Заметим, что каждый из системообразующих факторов, в свою очередь, имеет равнозначные составляющие:

Психолого-педагогический фактор включает в себя следующие составляющие:

• выбор технологии обучения или их суперпозиции;

• определение вида коммуникации между участниками процесса обучения;

• хронометраж периодов «включения» обучаемых в учебную деятельность (адаптационная характеристика).

Дидактический фактор:

• определение объема информации, необходимой для продуктивной учебной деятельности;

• установление фрагментов-блоков изучаемой дисциплины подлежащих проверке качества усвоения материала и его эффективности;

• Разработка принципов многоуровнего (по сложности выполнения) построения учебного материала и его валеологический хронометраж.

Семантический фактор:

• обеспечение подбора информации, имеющий однозначные семантическое толкование;

Секция «Инновационные и здороввесверегающие технологии в современном образовании»

• формирование основных блоков изучаемой дисциплины, обеспечивающих адекватную семантическую структуру.

Эти факторы имеют устойчивое влияние друг на друга в контексте выбора единой для изучаемой дисциплины здоровьесохраняющей образовательной среды. Следует заметить, что их «взаимопроникновение» вполне очевидно (см. рисунок).

Взаимоопределяющее влияние основных факторов здоровьесохраняющей образовательной среды

На примере дисциплины «математика» установим наличие взаимоопределяющих связей нескольких факторов.

Рассмотрим семантику слова «матрицы», которое имеет несколько толкований (термин линейной алгебры, термин литейного производства; термин типографский; термин математического моделирования; кинематографический термин). Для обеспечения однозначной трактовки термина необходимо дать его однозначное определение [2], не допускающее других семантических трактовок. Таким образом, из I на рис.1 поступает требование к структурированию дидактического материала в контексте однозначности «семантического образа» термина, которое должно быть изучено и закреплено на уровне «понятия» и «навыка». Дидактический материал, структурированный в соответствии с требованиями семантического фактора, вызывает необходимость изменения психолого-педагогического фактора в контексте выбора технологии обучения, обеспечивающий однозначную трактовку термина за счет корректирования коммуникативных средств, входящих в информационную психологию. А метод «обратного хода» представленный на рис.1 устанавливает уровень «взаимного» влияния, но уже от III до I фактора.

Проведенные исследования имеют опосредованную стратегическую ценность, поскольку позволяет скорректировать комплекс факторов, определяющих условия формирования здоровьесохраняющей среды учебной деятельности. При этом увеличилось качество усваиваемой информации на 12%.

Однако пропуски по болезни у студентов слабо корреллировали с формированием вышеуказанной среды (8%) и более связаны с сезонными заболеваниями (21%).

Разработан алгоритм формирования здоровьесохраняющей среды учебной деятельности в рамках выбранной дисциплины.

Библиографические ссылки

1. A.B. Шумаков. Создание оздоровительно-валеологической среды студентов. // Повышение качества высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием 19-21 апреля 2007г. Красноярск: СФУ, 2007г. - 389с.

2. C.B. Лукичева, О.Н. Коваленко. Латентная адаптация школьников к информационному полю математики вуза. Стратегический подход. // Школьные технологии. Научно -практический журнал, выпуск 5/ 2018 г. Москва - 134с.

3. H.A. Красноперова, В.В. Игнатова, O.A. Шумерк. Ориентирование студента в процессе профессионального становления: практическая реализация. Мир человека. Научно-информационное издание, выпуск 1(24)/2007. Красноярск: СибГТУ, 2007г. - 188с.

4. Г.Л. Апаносенко. Индивидуальное здоровье как предмет исследования. // Вамология. -1997. - №4, с.44-66.

© Хромовских В. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.