Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая направленность тренировки гимнастов на этапе начальной подготовки с использованием средств психофизического тренинга'

Здоровьесберегающая направленность тренировки гимнастов на этапе начальной подготовки с использованием средств психофизического тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ЮНЫЕ ГИМНАСТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / GYMNASTICS / YOUNG GYMNASTS / PSYCHOPHYSICAL TRAINING / PSYCHO-PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакамалов Геннадий Мавлитович

В статье рассмотрены вопросы использования средств психофизического тренинга в аспекте здоровьесберегающей направленности тренировки гимнастов на этапе начальной подготовки. Показана актуальность данной проблемы в связи с недостаточной разработанностью методик психофизической подготовки. Рассмотрены основы психофизического тренинга применительно к юным гимнастам, находящимся на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING FOCUS OF GYMNASTS' TRAINING AT THE ELEMENTARY STAGE WITH APPLICATION OF PSYCHOPHYSICAL TRAINING MEANS

The article discusses the use of psychophysical training means in the context of the health-saving focus of gymnasts' training at the primary stage. The author considers the urgency of the problem due to the insufficient development of the psychophysical training techniques. The psychophysical training basics with regard to the young gymnasts are reviewed.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая направленность тренировки гимнастов на этапе начальной подготовки с использованием средств психофизического тренинга»

УДК 796.413/.418

Шакамалов Геннадий Мавлитович

старший преподаватель кафедры гимнастики и оздоровительного плавания Уральского государственного университета физической культуры

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВКИ ГИМНАСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Shakamalov Gennady Mavlitovich

Senior Lecturer, Gymnastics and Health-Improving Swimming Chair , Ural State University of Physical Education

HEALTH-SAVING FOCUS OF GYMNASTS’ TRAINING AT THE ELEMENTARY STAGE WITH APPLICATION OF PSYCHOPHYSICAL TRAINING MEANS

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы использования средств психофизического тренинга в аспекте здоровьесберегающей направленности тренировки гимнастов на этапе начальной подготовки. Показана актуальность данной проблемы в связи с недостаточной разработанностью методик психофизической подготовки. Рассмотрены основы психофизического тренинга применительно к юным гимнастам, находящимся на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова:

спортивная гимнастика, юные гимнасты, психофизическая подготовка, психофизические упражнения, психофизический тренинг.

Summary:

The article discusses the use of psychophysical training means in the context of the health-saving focus of gymnasts’ training at the primary stage. The author considers the urgency of the problem due to the insufficient development of the psychophysical training techniques. The psychophysical training basics with regard to the young gymnasts are reviewed.

Keywords:

gymnastics, young gymnasts, psychophysical training, psycho-physical exercises.

В настоящее время наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детского населения России. Важную роль в обеспечении физического, интеллектуального и нравственного благополучия наряду с медицинскими, социально-экономическими, бытовыми и иными факторами, определяющими здоровье детей, играют образование и воспитание. Благополучное развитие общества, его культурно-нравственный, физический и интеллектуальный рост обусловлены здоровьем подрастающего поколения [1]. Нельзя не отметить и важность тренерских кадров. Без профессионального, любящего свое дело тренера сложно воспитать хорошего спортсмена. На рубеже ХХ-ХХ1 в., после распада СССР многие высококвалифицированные тренеры остались без работы или выехали за рубеж, нарушалась связь поколений. Такое развитие событий не могло не сказаться на становлении гимнастики как в целом в России, так и в частности -на уровне подготовки юных гимнастов [2].

В законе «Об образовании в Российской Федерации» вопрос о сохранении и укреплении здоровья выделен в качестве приоритетной задачи. Одним из действенных институтов формирования здоровья подрастающего поколения России являются учреждения дополнительного образования - детско-юношеские спортивные школы. Подобные организации по направлению спортивной гимнастики ежегодно принимают детей 6-7-летнего возраста в группы начальной подготовки.

Стремительный рост уровня достижений в мировом спорте требует поиска новых эффективных средств, методов и организационных форм подготовки спортивных резервов. Современный этап развития спортивной гимнастики характеризуется все более ранней специализацией и непрерывным ростом сложности упражнений. Поэтому усиливается необходимость дальнейшего повышения эффективности здоровьесберегающей направленности тренировки гимнастов на этапе начальной подготовки и тесно связанного с ней психофизического обучения юных гимнастов. Актуальность проблемы психофизической подготовки именно для спортивной гимнастики определяется наличием экстремальных психологических ситуаций и сложностью технических действий [3; 4].

В последние два десятилетия чрезвычайно быстро прогрессирует сложность соревновательных программ гимнастов, повышается их спортивное мастерство, обостряется конкуренция национальных сборных команд. В связи с этим особое значение приобретает проблема повышения эффективности подготовки резервов.

Способности личности составляют сложную систему свойств, которая имеет иерархическую структуру, находится в постоянном развитии и обусловлена наследственными факторами, влиянием среды, обучением и осуществляемой деятельностью. Способности проявляются не в собственно знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения и в том, насколько быстро и легко человек усваивает конкретную деятельность. Спортивные способности личности - это иерархическая система индивидуальных анатомических, физиологических и психологических качеств, обусловливающих эффективность (результативность, скорость и экономичность) совершенствование в избранном виде спорта.

Важным условием здоровьесберегающей направленности тренировки гимнастов, повышением качества спортивных способностей юных гимнастов и роста спортивных результатов в многолетней соревновательной практике является повышение эффективности их психофизической подготовки на начальном этапе [5].

Вместе с тем анализ научно-методической литературы и обобщение передового тренерского опыта демонстрируют недостаточную разработанность методик психофизической подготовки именно на этапе начальной подготовки гимнастов.

По определению К.В. Динейки, психофизическая тренировка - «это метод самовоздей-ствия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители» [6].

Ведущим звеном в усвоении методов психофизической тренировки становится умение регулирования процессов дыхания, мышечного тонуса и психического состояния. Специальные дыхательные упражнения, во-первых, увеличивают устойчивость человеческого организма к такому фактору как кислородная недостаточность, во-вторых, приводят к уравновешиванию нервных процессов, а также увеличивают результативность идеомоторных актов (движений и состояний в мысленном представлении).

Степень мышечного напряжения в значительной степени оказывает влияние на потребности человеческого организма в кислороде. При расслаблении мышц (релаксации) поток нервных импульсов от суставов и связок в ЦНС снижается. Мышечная релаксация, применяемая в различных вариантах психофизической тренировки, приводит к переходу от мышечного напряжения к релаксации и вновь к напряжению, что становится своеобразной гимнастикой для нервных центров, в частности, вегетативной нервной системы.

Верное использование дыхательных упражнений повышает устойчивость организма к кислородной недостаточности, что положительно сказывается на ферментных системах, на кровоснабжении мозга и сердца.

Психофизическая тренировка также приводит к устранению лишних, непроизвольных, плохо контролируемых движений. Перемена в напряжении и расслаблении мышц вместе со специальными дыхательными упражнениями приводит к регуляции гладкой мускулатуры внутренних органов и сердечнососудистой системы.

Следует подчеркнуть, что психофизические упражнения в совокупности с произвольной мускульной активностью и вербальным подкреплением более эффективны, чем отдельное речевое самовнушение при аутогенной тренировке.

Ведущим принципом в механизме психофизической тренировки является неделимость телесного и психического. Поскольку психика руководит движениями, а специальные психофизические упражнения, воздействуя как на центральную и вегетативную нервные системы, так и на сознание, прививают навыки, которые необходимы для стабильного поведения в условиях спортивной тренировки. Как раз подобный психологический подход повышает эффективность тренировочного процесса.

Применительно к юным гимнастам, находящимся на этапе начальной подготовки, психофизическая тренировка - система несложных специальных физических упражнений в сочетании с приемами саморегуляции. В результате регулярного психофизического тренинга значительно повышается работоспособность ребенка, неизменно сохраняются хорошее настроение, бодрость духа, уверенность в своих силах, оптимистическое отношение к нелегким жизненным ситуациям.

Таким образом, психофизические упражнения имеют целью улучшить индивидуальные предпосылки высоких требований деятельности и достичь такого состояния, когда психическое равновесие будет неизменным или сможет быстро и эффективно восстанавливаться.

Целью психофизического тренинга юных гимнастов может стать повышение эффективности начальной спортивной подготовки, коррекция и развитие их личности. В связи с этим можно выделить две группы задач тренинга: корректирующие и развивающие.

К развивающим заданиям тренинга можно отнести:

- развитие внимания, наблюдательности, умения визуальной и аудиальной диагностики и самодиагностики;

- развитие чувствительности кожи с помощью тактильных психомоторных упражнений;

- развитие мышечного чувства с помощью кинестетических психомоторных упражнений;

- развитие пространственного воображения;

- развитие начальных умений идеомоторной тренировки в спортивной гимнастике;

- развитие способности к вербализации чувств, умения сочувствовать другому, оказывать друг другу эмоциональную поддержку, активно сотрудничать, повысить открытость, коммуникабельность, гибкость при общении.

Одним из важнейших компонентов психофизической тренировки являются упражнения на расслабление (релаксация). Назначение релаксации состоит в том, чтобы снять психоэмоциональное и физическое напряжение.

Релаксация помогает высвободить ту энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет эту энергию в нужное русло.

Э. Джекобсон, разрабатывая свою методику психической саморегуляции, названную им «прогрессивной релаксацией», обнаружил, что при возникновении тех или иных эмоций, напрягаются определенные группы скелетных мышц. Он доказал, что расслабляя - «релаксируя» - их, можно изменять эмоциональное состояние в нужном направлении, в частности, снимать чувство тревоги, страха и т.д.

Между мыслями, мысленными образами, чувствами и поведением человека существует тесная связь, поэтому, изменив мысли, можно изменить состояние, ощущение, поведение.

Работа с телом через движение помогает «оживить» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга. Грациозные, плавные, непрерывно повторяющиеся движения посылают в мозг различного рода импульсы, не характерные для его привычного состояния. Движения заставляют нервную систему функционировать ритмично, спокойно, в широком диапазоне.

Обновление пластики тела расширяет набор реакций ребенка. Совершая необычные для себя движения, он ощущает большую свободу, психологически раскрепощается, появляется чувство радости. Работая с телом, ребенок включает и процесс внутренних изменений. Тело и психика едины, и, воздействуя на двигательные и дыхательные стереотипы, мы изменяем стереотипы поведения на уровне психики. Таким образом, учась осознавать тело, развивая подвижность, практикуя расслабление, ребенок каждый день строит себя заново.

Уметь сконцентрировать свое внимание - значит владеть концентрацией и во времени, и в пространстве. Техника идеомоторной тренировки (тренировки в воображении) используется для улучшения процесса изучения, усвоения и стабилизации простых и сложных движений.

Приемы мышечной релаксации можно проделать без длительной тренировки, эффект их неоспорим. Овладев этими приемами, ребенок может в кратчайший срок восстановить нервнопсихическое равновесие и почувствовать себя бодрым, отдохнувшим и полным сил.

Таким образом, разработка и внедрение программы и методики специализированного психофизического тренинга юных гимнастов позволит значительно повысить уровень их психологической подготовленности, что обеспечит соответствующую соревновательную практику.

Ссылки:

1. Кокарева И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере Республики Северная Осетия-Алания): дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2011.

2. Российская эмиграция разных волн и регионов рассеяния в авторефератах диссертаций, изданных в РСФСР - России в 1980-2003 гг. (на основе государственных библиографических указателей: Книжная летопись. Дополнительный выпуск. Авторефераты диссертаций. 1981-1992; Летопись авторефератов диссертаций. 1993-2003): библиогр. указ. / сост. А. А. Пронин. Екатеринбург, 2006. 80 с.

3. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М., 1989.

4. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Комбинированные и комплексные упражнения: учеб. пособие. Малаховка, 1999.

5. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: моногр. М., 2007.

6. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.