Научная статья на тему 'Здоровьеразвивающие технологии для всех участников образовательного процесса'

Здоровьеразвивающие технологии для всех участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
216
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE OF THE PERSON’S HEALTH / HEALTH DEVELOPING TECHNIQUES / PSYCHOPHYSICAL TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нежкина Н. Н., Майорова М. К., Кулигин О. В., Чистякова Ю. В., Нежкина А. И.

В направлении формирования культуры здоровья личности с учетом его индивидуальных особенностей и мотивации была разработана программа «Психофизическая тренировка», включающая в себя теоретический раздел и цикл практических занятий. Важной особенностью Программы является наличие в ней схем занятий, учитывающих не только состояние здоровье, но и индивидуальные физические и психологические особенности школьников. Реализация психофизической тренировки в течение 1-3 учебных лет позволяет увеличить количество детей с 1-ой группой здоровья в 1,2-1,5 раза, а также способствует значительному повышению умственной работоспособности детей (увеличивая качество обученности в 1,3 раза).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нежкина Н. Н., Майорова М. К., Кулигин О. В., Чистякова Ю. В., Нежкина А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health developing techniques for all the participants of the educational process

In order to format the culture of the person’s health with taking into consideration his individual features and motivation was worked out the program of “Psychophysical training” which characteristics include the availability of the theoretical unit and practical part. The peculiarity of the program is the availability of the schemes of the lessons in it, which take into consideration not only the state of health, but the individual physical and psychological peculiarities of the pupils. Realization of the psychophysical training for only 1-3 academic years allows increasing the amount of children with the first group of health by 1.2-1.5 times and followed by the rise of the intellectual work-ability of the children (the quality of the knowledge increases by 1.3 times).

Текст научной работы на тему «Здоровьеразвивающие технологии для всех участников образовательного процесса»

ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нежкина Н.Н., Майорова М.К., Кулигин О.В., Чистякова Ю.В., Нежкина А.И.

Ивановская государственная медицинская академия, кафедра физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля, г. Иваново

Аннотация: В направлении формирования культуры здоровья личности с учетом его индивидуальных особенностей и мотивации была разработана программа «Психофизическая тренировка», включающая в себя теоретический раздел и цикл практических занятий. Важной особенностью Программы является наличие в ней схем занятий, учитывающих не только состояние здоровье, но и индивидуальные физические и психологические особенности школьников. Реализация психофизической тренировки в течение 1-3 учебных лет позволяет увеличить количество детей с 1-ой группой здоровья в 1,2-1,5 раза, а также способствует значительному повышению умственной работоспособности детей (увеличивая качество обученности в 1,3 раза).

Негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся и педагогов, возросший уровень гиподинамии и психической перегрузки определяют необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс здоровьеразвивающих технологий. Приоритетом в этом направлении должно стать формирование культуры здоровья личности с учетом ее индивидуальных особенностей и мотивации. На решение этих задач направлена разработанная нами программа «Психофизическая тренировка» (далее Программа), предлагаемая для реализации в образовательных учреждениях.

Ее отличительной особенностью является наличие теоретического раздела, который информирует учеников об основных закономерностях функционирования их организма, наиболее часто встречающихся заболеваниях и доступно знакомит с путями самооздоровления с помощью основных средств физической культуры. Кроме того, на занятиях ученики в доступной форме получают знания по самоконтролю и самодиагностике разных заболеваний. Важно, что эти знания практикоориентированы, и каждый ученик получает представление о состоянии собственного организма. В итоге на теоретических занятиях формируется устойчивая мотивация к практическим занятиям, ибо каждый понимает, что заниматься он будет лично для себя, а не ради сдачи определённых норм. Таким образом, стимулом к занятию становится не внешняя оценка, а потребность самосовершенствования и самооздоровления.

Эту потребность дети реализуют на практических занятиях нового типа, состоящих из трех последовательных этапов: динамические упражнения аэробного характера; статические упражнения, которые подбираются в зависимости от уровня здоровья и функционального состояния организма ребёнка; сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации, который позволяет детям, с помощью учителя, внушить себе желаемый уровень здоровья, настроения и самочувствия.

Особенностью Программы является наличие в ней схем занятий, учитывающих не только состояние здоровья, но и индивидуальные физические, психологические особенности школьников. На основе полученных знаний, дети совместно с учителем планируют индивидуальный оздоровительный маршрут, проходят его, осуществляют повторную самодиагностику, убеждаются в возможности эффективной саморегуляции и приобретают, таким образом, здоровьеформирующую компетенцию.

Реализация психофизической тренировки только в течение одного учебного года уже позволяет увеличить количество детей с 1-ой группой здоровья в 1,2 раза. Занятия по данной программе в течение трех лет увеличивают количество здоровых детей в 1,5 раза. Улучшение показателей здоровья сопровождается значительным повышением умственной работоспособности детей. Это подтверждают результаты Государственной итоговой аттестации школьников в форме единого государственного экзамена, которые показывают, что введение психофизической тренировки в учебный процесс повышает качество обученности в 1,3 раза.

Внедрение технологии в практику работы образовательных учреждений происходит достаточно легко за счет разработанного программно-методического обеспечения, которое включает в себя: вариативную программу по физическому воспитанию детей старшего школьного возраста, учебно-методическое пособие для учителя, методическое пособие для руководителя, набор аудиокассет и видеофильм для проведения практических занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нежкина Н.Н. Системный анализ показателей развития и нейровегетативного статуса детей 7-17 лет с синдромом вегетативной дистонии. Дифференцированные программы немедикаментозной коррекции: дисс. ... д.м.н. - Иваново, 2005. 336 с.

2. Нежкина Н.Н., Майорова М.К., Чистякова Ю.В. и др. Психофизическая тренировка - новая технология формирования здоровья детей в образовательных учреждениях: Методическое пособие. - Иваново: ИРОИО, 2009. - 28 с.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

HEALTH DEVELOPING TECHNIQUES FOR ALL THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS Nezhkina N.N., Majorova M.K., Kuligin O.V., Chistjakova U.V., Nezhkina A.I.

Chair of physical culture, curative physical culture and medical control. ISMA. Ivanovo. 153012. F. Engels st 8.

Annotation: In order to format the culture of the person’s health with taking into consideration his individual features and motivation was worked out the program of “Psychophysical training” which characteristics include the availability of the theoretical unit and practical part. The peculiarity of the program is the availability of the schemes of the lessons in it, which take into consideration not only the state of health, but the individual physical and psychological peculiarities of the pupils. Realization of the psychophysical training for only 1-3 academic years allows increasing the amount of children with the first group of health by 1.2-1.5 times and followed by the rise of the intellectual work-ability of the children (the quality of the knowledge increases by 1.3 times). Key words: culture of the person’s health, health developing techniques, psychophysical training, educational process.

negative tendencies in the health of students and educational specialists and the increased level of hypodinamics and psychological overwork lead to the necessity of the development and introduction health developing techniques to the educational process. the formation of the culture of the person’s health with taking into consideration his individual features and motivation should become the priority in this trend.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.