Научная статья на тему 'Здоровьеформирующее обучение на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития человека'

Здоровьеформирующее обучение на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ / CRITERIA / MANAGEMENT / TECHNOLOGY / CONTINUOUS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутакова Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются критерии организации учебного процесса как необходимые средства здоровьеформирующего образования. Предложены универсальные критерии природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, обеспечивающие такое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health forming education on the basis of natural and reflexive technology of human's self-evolution

Criteria of training process organization are considered as necessary means of health-forming education. The article discusses criteria of natural and reflective technology of Man's self-development that provide such education.

Текст научной работы на тему «Здоровьеформирующее обучение на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития человека»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 373.3/5

О. А. Бутакова

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРИРОДНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются критерии организации учебного процесса как необходимые средства здоровьеформирующего образования. Предложены универсальные критерии природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, обеспечивающие такое образование.

Ключевые слова: критерии, управление, технологии, непрерывное развитие.

Criteria of training process organization are considered as necessary means of health-forming education. The article discusses criteria of natural and reflective technology of Man’s self-development that provide such education.

Key words: criteria, management, technology, continuous development.

Одним из важнейших вопросов педагогической науки является обращение к здоровьесберегающему, здоровьеформирующему обучению. С позиции данных видов обучения непрерывное развитие обучающихся обеспечивается устойчивыми ценностными ориентациями и системой способностей, которые формируются в деятельностной форме организации обучения, являются основой оптимальной жизнедеятельности и носят универсальный характер. Само же развитие обучающихся направлено на запуск механизма саморазвития, здоровьесбережения, здоровьеформиро-вания, который в последующем обеспечит непрерывное самосовершенствование человека и творческое отношение к профессиональной и социальной деятельности, жизни в целом.

При выявлении системы способностей, в наибольшей степени оптимизирующих процесс непрерывного развития обучающихся, мы опирались на положение природно-рефлексивной технологии саморазвития о необходимости выделения универсальных (необходимых и достаточных), инвариантных способностей человека, обеспечивающих построение

его отношений с миром. К. Я. Вазина называет пять таких универсальных способностей.

1. Исследовательские способности включаются в число универсальных потому, что любая человеческая деятельность начинается с изучения реальной обстановки. Основная функция этих способностей - диагностировать и контролировать реальную ситуацию. Исследовательская, контролирующая способность позволяет человеку составить четкую объективную картину событий, происходящих в конкретных обстоятельствах, сформулировать главную цель самоорганизации.

2. Проектировочные способности дают возможность наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий (либо по закреплению успеха, либо для решения проблемы).

3. Исполнительские способности выполняют функцию реализации программ деятельности (индивидуальной, общей). Исполнительская способность обеспечивает организацию и качество выполнения программ.

4. Коммуникативные способности позволяют установить взаимосвязи (отношения) с людьми. Они чрезвычайно значимы, поскольку обеспечивают функционирование внешнего механизма саморазвития человека. В то же время, как свидетельствует практика, именно эти способности оказываются развитыми в наименьшей степени. Духовный, культурный и профессиональный уровень людей зачастую не позволяет им строить доброжелательные, уважительные, толерантные связи и отношения, обеспечивающие понимание другого человека. Отсюда - преобладание агрессивности, авторитарности, резких, приказных типов общения, которые ослабляют или даже разрывают отношения. Следствием искажения взаимодействия, прежде всего межличностного, становится «разладка» механизма саморазвития человека. В этом случае почти все силы тратятся на сопротивление, борьбу, а не на понимание другого и установление конструктивных связей. Взаимная неудовлетворенность приводит к раздражительности, озлобленности, агрессивности, неискренности и т. д.

5. Рефлексивные способности позволяют человеку преодолеть ошибки саморазвития. Именно эти способности формируют ценностные ориентиры, мировоззрение, мироощущение. Они являются главными в жизни любого человека, поскольку развивают сознание и обеспечивают построение отношений с миром [1].

Все выделенные способности в процессе жизнедеятельности человека существуют в единстве и взаимосвязи и имеют универсальный, здоровьесберегающий и в определенном смысле здоровьеформирующий характер.

Важно подчеркнуть, что эти универсальные способности могут выступать в двух режимах: управления и самоуправления одновременно.

Только единство этих режимов и обеспечивает непрерывное духовное, интеллектуальное, сенсорное и физическое саморазвитие здоровьесбере-жения человека.

С точки зрения образования, т. е. целенаправленного культивирования данных способностей, их универсальность проявляется в двух важнейших аспектах:

• они могут вырабатываться в рамках любого предметного содержания;

• предполагают единый алгоритм действий (процедур) в любой содержательно конкретной, предметной ситуации, что обеспечивает единство, общность технологических и методических приемов их формирования и развития, независимо от содержания обучения. Это и обусловливает сохранение здоровья человека.

Инвариантные способности характеризуются следующими алгоритмами действий:

Исследовательские способности:

• постановка целей;

• сравнение: а) выделение общего; б) выделение различного;

• выделение главного по цели;

• обобщение;

• осознание позиции;

• доказательство позиции себе, другим.

Проектировочные способности:

• постановка целей решения главной проблемы;

• коррекция целей;

• принятие решения;

• составление программы деятельности;

• подбор средств реализации программы;

• определение способов деятельности;

• контроль, коррекция процесса проектирования;

• рефлексия.

Исполнительские способности:

• подбор средств, соответствующих целям деятельности;

• определение способов деятельности;

• осуществление способов деятельности;

• контроль, коррекция результата;

• рефлексия.

Коммуникативные способности:

• определение цели взаимодействия;

• выявление своего главного положительного качества для взаимодействия;

• определение своего отрицательного качества, требующего усиленного контроля при взаимодействии;

• установление главного положительного качества партнера;

• выяснение отрицательного качества партнера, которое нельзя провоцировать;

• составление программы взаимодействия;

• реализация программы;

• контроль, коррекция результата взаимодействия;

• рефлексия.

Рефлексивные способности:

• исследование ситуации (системы отношений);

• моделирование ситуации (системы отношений);

• самоопределение в ситуации (системе отношений);

• принятие решения;

• составление программы деятельности (цели, способы, средства, результат);

• реализация программы;

• осознание результата собственной деятельности в системе отношений;

• осознание духовно-нравственно-интеллектуально-физического состояния, самочувствия в процессе обучения [1].

В любом педагогическом исследовании один из самых сложных вопросов связан с определением критериев и параметров, по которым производится оценка исследуемого педагогического явления.

Внимательное ознакомление с современными работами по проблемам педагогики и образования позволяет выделить понятие «оценочный аспект»; оно, в свою очередь, дает возможность трактовать понятие «критерий» как признак, на основании которого производится оценка [2].

По нашему мнению, критерии в педагогике можно рассматривать как научно обоснованные педагогические положения, принципы, требования, составляющие основу структурной модели, которая, будучи более или менее полно воплощенной в конкретно-исторической ситуации, являет собой конкретный педагогический гуманизм. Эти критериальные положения, как отмечается в работах ряда авторов, порождаются как объективными обстоятельствами, существуя в качестве обязательного условия возникновения педагогических учений, так и субъективными, зависящими от воли педагога-воспитателя [3].

Качественной или количественной мерой того или иного критерия выступают показатели. Чтобы обеспечить научно достоверные результаты

опытно-экспериментальной работы, необходимо выбрать критерии, удовлетворяющие ряду признаков. Критерии должны отвечать требованиям:

• объективности (настолько, насколько это возможно в педагогике), т. е. позволять оценивать исследуемый признак однозначно;

• адекватности, т. е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить;

• нейтральности по отношению к исследуемым явлениям.

В природно-рефлексивной технологии саморазвития выделяются критерии, обеспечивающие следующие параметры управления развитием человека:

• деятельность педагога и деятельность обучающихся;

• нормы их отношений;

• способности педагогов и обучающихся;

• организацию технологического процесса [1].

Для обеспечения качества технологического процесса разработана система критериев оценки/самооценки, выделенных на основе совокупности принципов:

• единства и многообразия мира;

• системности мира;

• непрерывности взаимодействия систем между собой.

Интерес человека к системам, окружающим его, направлен прежде всего на выявление их качеств, свойств и связей между ними. Следовательно, для изучения любой системы мира (в том числе и себя самого) человек должен иметь следующие инвариантные критерии оценки:

• элементов системы и их свойств;

• видов отношений элементов;

• норм отношений элементов;

• алгоритмов взаимодействия с другими системами.

Согласно этому положению, система критериев, применяемых при анализе состояния системы в природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, обеспечивает оценку/самооценку:

• качеств человека (администрации, педагогов, обучающихся, сотрудников образовательного учреждения);

• отношений (межличностных, профессиональных, общественных);

• деятельности (руководителей, педагогов, учащихся, сотрудников) [1].

Поэтому выделяются две группы параметров и норм управления/самоуправления системами.

Первая группа касается управления отношениями разного уровня, складывающимися в процессе совместной деятельности. В нее входят такие параметры, как черты характера, качества человека, а также профессио-

нально значимые качества. Для изучения параметров этой группы разработаны социально-психологические методики диагностики.

Вторая группа включает управление здоровьесберегающей, здоровьеформирующей деятельностью (как индивидуальной, так и коллективной), индивидуальную оценку состояния здоровья педагогов и обучающихся и их отношения к данной деятельности.

Разработанный критериально-оценочный аппарат позволяет использовать его в процессе организации здоровьеформирующего обучения на основе природно-рефлексивной технологии саморазвития человека.

Литература

1. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М., 2002. 145 с.

2. Котлярова И. О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 1999. 169 с.

3. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Пед. о-во России, 2001. 128 с.

4. Системный анализ и научное знание / отв. ред. Д. П. Горский. М.: Наука, 1978. 247 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.