Научная статья на тему 'Здоровьеформирование младших школьников в контексте устойчивого развития школьного образования'

Здоровьеформирование младших школьников в контексте устойчивого развития школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Лариса Владимировна, Спирин Валентин Константинович, Чупехина Ольга Алексеевна

Рассмотрены различные факторы образовательного процесса младших школьников в контексте устойчивого развития. Представлено методологическое обоснование. Даны аспекты решения по созданию здоровьеформирующей среды в школе для младших школьников (7-8 лет). В экспериментальном классе системообразующим феноменом как самого содержания физкультурного образования, так и педагогического процесса, в рамках которого оно реализуется, выступала образовательно-обучающая направленность уроков физической культуры. Традиционно задача активного здоровьеформирования ставилась и ставится перед учителем физической культуры, справедливо полагая, что именно физическая подготовленность во многом обеспечивает здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Лариса Владимировна, Спирин Валентин Константинович, Чупехина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьеформирование младших школьников в контексте устойчивого развития школьного образования»

УДК 613.955:373.3

ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лариса Владимировна Смирнова1, к. биол. н., директор

Валентин Константинович Спирин2, д. пед. наук, к. биол. н.

2 1

Ольга Алексеевна Чупехина, аспирант , методист

1МБОУ Средняя школа №2, Россия, г. Великие Луки

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта», Россия, г. Великие Луки

Рассмотрены различные факторы образовательного процесса младших школьников в контексте устойчивого развития. Представлено методологическое обоснование. Даны аспекты решения по созданию здоровьеформирующей среды в школе для младших школьников (7-8 лет). В экспериментальном классе системообразующим феноменом как самого содержания физкультурного образования, так и педагогического процесса, в рамках которого оно реализуется, выступала образовательно-обучающая направленность уроков физической культуры. Традиционно задача активного здоровьеформирования ставилась и ставится перед учителем физической культуры, справедливо полагая, что именно физическая подготовленность во многом обеспечивает здоровье человека.

Ключевые слова: здоровьеформирование, устойчивое развитие, школьное образование, младшие школьники.

Введение

Методологически обоснованные положения и концептуальные решения по реформированию школьного образования объективно сопряжены с решением задач активного здоровьеформирования школьников. Вместе с тем, примеры реализации элементов здоровьеформирующей деятельности в школьном образовании зачастую фрагментарны, бессистемны, слабо теоретически обоснованы, недостаточно эффективны. Практика показывает, что усилия, прилагаемые в данном направлении, недостаточно эффективны, не уменьшается отрицатель-

ная динамика заболеваемости среди учащихся. В связи с этим можно констатировать обострение в современной образовательной системе противоречия между декларируемой социумом потребностью в здоровом и образованном подрастающем поколении и явным нарушением паритета здоровья в школьном образовании [5]. Модернизация отечественного образования обуславливает необходимость разработок методически обоснованных решений по созданию здоровьеформирующей среды в школе на основе учета значительного педагогического потенциала в феномене физической культуры

и, в частности, культуры движений, который необходимо использовать для оптимизации возрастной динамики развития организма, повышения его функциональных и адаптационных возможностей. Двигательная культура как понимание индивидом природы движения, владение специфическими навыками движений предполагает наличие умений по использованию двигательных действий в целях собственного самосовершенствования, здоровье-формирования и духовного обогащения в процессе учебной деятельности.

Цель исследования - обосновать методику активного здоровье-формирования младших школьников на основе учета наличия значительного педагогического потенциала в феномене физической культуры для оптимизации возрастной динамики развития организма, повышения его функциональных и адаптационных возможностей, как условие развития школьного образования.

Методика и организация исследования

Исследование проводилось на младших школьниках (7-8 лет, 1 класс) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Великие Луки в течение II и III четвертей обучения.

В экспериментальном классе (ЭК, n=10 испытуемых) системообразующим феноменом как самого содержания физкультурного образования, так и педагогического процесса, в рамках которого оно реализуется, выступала образовательно-

обучающая направленность уроков физической культуры (обучение жизненно важным локомоциям, физическим упражнениям, формирование осанки). Планирование урочного материала по предмету «Физическая культура» на базе принципа цикличности позволяет суммировать обучающие эффекты при решении образовательных задач теоретического, методического и технического характера. Физическая подготовка при таком технологическом решении реализуется методом сопряженного воздействия посредством обучения двигательным действиям [3].

У обучающихся экспериментального класса в процессе преподавания дисциплин учебного плана педагоги, а также родители при выполнении школьником домашнего задания контролировали осанку и позу ребенка. В рамках педагогического всеобуча родителям обосновывали цель проводимой работы, формировали положительную мотивацию к данному виду деятельности и вооружали необходимыми методическими знаниями. В контрольном классе (КК, п=10 испытуемых) содержательное наполнение урочного материала по предмету «Физическая культура» конструировалось на базе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1-11-х классов.

Процесс развертывания учебного материала во времени реализо-вывался на основе предметного способа прохождения материала в соответствии с ранее утвержденным тематическим планом, поочередно

осваивались двигательные действия с разной координационной основой.

Результаты исследования и их обсуждения.

Анализ результатов тестовых испытаний выявил достоверный прирост в показателях физической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы. Результаты тестовых испытаний школьников контрольной группы не имели существенных различий на момент окончания педагогического эксперимента относительно исходных значений (таблица 1). Достоверность изменения исследуемых результатов в каждой группе определялась с использованием непараметрических критериев.

У обучающихся экспериментального класса регистрировались не

только более высокие показатели физической подготовленности, но и фиксировалось меньшее количество школьников (40%), пропустивших занятия по болезни, в то время как в контрольной группе этот показатель выходил на уровень 90%. Исходные показатели по заболеваемости в экспериментальном и контрольном классах были одинаковыми (20%).

В контрольной группе система педагогических воздействий в рамках уроков физической культуры, оформленная содержанием комплексной программы по физическому воспитанию, не оказала существенного стимулирующего воздействия на развитие физических качеств. Этот результат закономерен с позиции как минимум трех объективных факторов [1, 2, 4].

Таблица 1 - Показатели физической подготовки учащихся контрольной и экспериментальной групп в течение формирующего эксперимента

Тестовые Груп- На начало На окончание Т Р

испытания па педагогического педагогического

эксперимента эксперимента

Отжимание ЭГ 8,6±2,7 11±2,6 3 <0,01

(кол-во раз) КГ 7,3±1,9 7,9±2,0 15 >0,05

Прыжок в длину ЭГ 102,4±8,8 110,2±8,2 6 <0,05

с места (см) КГ 101,5±5,9 97,6±8,9 28 >0,05

Наклон туловища ЭГ 14,9±2,9 18,6±3,7 6 <0,05

вперед из упора КГ 17,4±4,8 20,1±5,2 21 >0,05

сидя (см)

Непрерывный бег ЭГ 9 - выполнили 10 - выполнили

в течение 4 минут 1 - не выполнил 0 - не выполнили

(выполнил / не вы- КГ 9 - выполнили 4 - выполнили

полнил) 1 - не выполнил 6 - не выполнили

Первый фактор. В рамках уроков физической культуры на базе школьного класса в контрольной группе не предложена методика, позволяющая на требуемом уровне целенаправленно развивать физические качества обучающихся. В документах планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» не прописан механизм обеспечения преемственности избирательно направленных развивающих воздействий на функциональные свойства организма, лимитирующих проявления пяти основных физических качеств в течение четверти, полугодия, учебного года. Аргументация следующая. Задачи физического развития учащихся, главным образом, решаются в основной части урока (23-25 минут), на практике обычно делятся пополам с образовательными задачами. На целенаправленное развитие двигательных качеств в этом случае приходится 12 минут. За 11-летний период обучения при трехразовых занятиях в неделю общее число уроков составляет 1122 урока. Количество часов, отводимое на направленное развитие двигательных качеств -224 часа. Разделив 224 часа на 5 основных двигательных качеств и на 11 лет обучения, учитель обнаружит, что на целенаправленное развитие каждого из них приходится 4,1 часа ежегодно. При таких временных затратах необоснованно делать ставку на целенаправленную физическую подготовку. Причем в приведенных выше расчетах не учитывались вре-

менные затраты на решение организационных и воспитательных задач, которые порой бывают достаточно существенными. Ограниченные временные возможности уроков дополняются большим количеством каникулярных дней в году (около четырех месяцев). Значительные перерывы на каникулы разрушают механизм преемственности между тренировочными воздействиями, не обеспечивается многократная кумуляция эффектов упражнений, необходимая для целенаправленной физической подготовки школьников. Указанная аргументация усиливается особенностями организации урока физической культуры, который проводится на базе школьного класса. Класс сформирован из учеников с разным уровнем технической, физической подготовленности, состояния здоровья, различными индивидуальными ценностными ориентациями и установками в физической культуре. В этих условиях усредненный вариант физической нагрузки для одной части учеников будет значителен, для другой - недостаточен. Теоретически разрешить данную проблемную ситуацию возможно путем планирования многовариативной дифференциации параметров физических нагрузок в соответствии с текущим состоянием занимающихся и учетом их индивидуальных особенностей, но до настоящего времени должного практического разрешения не найдено. По предмету «Физическая культура» отсутствуют эффективные технологии планирования учебного

материала, обеспечивающие многократную кумуляцию эффектов упражнений для направленного развития физических качеств. Вместе с тем, попытки решать задачи физической подготовки в рамках уроков существуют, в частности, путем применения однонаправленных уроков. Конечно, серия уроков с избирательной направленностью тренирующих воздействий на определенное физическое качество может незначительно улучшить результат в соответствующем тестовом испытании. Но что в итоге?

Во-первых, будет иметь место целенаправленное натаскивание на конкретный результат путем форсирования физической подготовки. Что не рационально как с точки зрения получения оздоровительного эффекта, так и с позиции формирования у школьников положительной мотивации к занятиям физической культурой.

Во-вторых, число задач, которые должны быть решены в соответствии с требованиями стандартов начального, основного и среднего (полного) образования по физической культуре в сочетании с ограниченными временными возможностями уроков лимитируют длительность применения однонаправленных уроков. Педагог вынужден отказаться от избирательного развития конкретного двигательного качества и перейти к решению других запланированных задач. Процессы, обеспечивающие развивающий эффект, обратимы и после смены направлен-

ности уроков достаточно быстро будут утрачены.

Второй фактор. Реализовать целенаправленную физическую подготовку путем формирования умений и навыков к самостоятельной организации различных форм занятий физическими упражнениями в режиме внеучебного времени у младших школьников не представляется возможным. Учащиеся данного возраста не готовы, ориентируясь на индивидуальные показатели физического развития и физической подготовленности, самостоятельно определять средства и методы занятий, находить эффективные решения для целенаправленного развития физических качеств.

Третий фактор. Планирование учебного материала в контрольной группе осуществлялось на базе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов, которая содержит большой объем образовательных задач, около 450 образовательных задач теоретического, методического и технического характера. Эти задачи решаются, как правило, в основной части 40-минутного урока (25 минут), в которой половина времени отводится для развития физических качеств. В случае, если решение части этих задач осуществляется во вспомогательных частях урока, то закономерно происходит увеличение затрат времени на их проведение, мало меняя расчетный показатель. Поскольку общее количество уроков физической культуры при типичных

трехразовых занятиях в неделю и 11 -летнем сроке обучения составляет 1122 урока, для решения одной образовательной задачи в среднем приходится около 30 минут. Причем в приведенных выше расчетах не учитывались временные затраты на решение организационных и воспитательных задач, которые порой бывают достаточно существенными. В таком интервале времени с учетом уровня готовности учащихся к освоению нового технического элемента и классно-урочной формы проведения занятий становление двигательного действия находится в начальной стадии. На этой стадии в центральной нервной системе доминируют процессы прегенерализации или генерализации. Доминирование этих процессов не обеспечивает формирование нужных координаций и, соответственно, должный уровень обучения технике выполнения физических упражнений, жизненно важных локомоций, формирование правильной осанки. А доминирующий предметный способ прохождения материала, предполагающий большие перерывы в разучивании двигательных действий, имеющих общую координационную основу, является дополнительным фактором, снижающим эффективность педагогического процесса по обучению технике выполнения двигательными действиями. Поэтому, несмотря на многолетний процесс освоения некоторых упражнений, школьники так и не приобретают необходимых умений и навыков [1, 3]. А технически

неправильно выполненное двигательное действие существенно снижает оздоровительный и развивающий эффект от его выполнения и в некоторых случаях может оказывать негативное воздействие на формирование и развитие детского организма.

Ситуация принципиально меняется в экспериментальной группе, в которой системообразующим феноменом как самого содержания физкультурного образования, так и педагогического процесса, в рамках которого оно реализуется, выступает образовательно-обучающая направленность уроков физической культуры (обучение жизненно важным локомоциям, физическим упражнениям, формирование осанки). В технологии планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» на базе принципа цикличности предложена методика кумуляции обучающих эффектов при решении образовательных задач технического характера в рамках уроков физической культуры. Физическая подготовка при таком технологическом решении реализуется методом сопряженного воздействия посредством обучения двигательным действиям [3]. Эффективное развитие физических способностей обеспечивается с позиции минимум трех объективных факторов:

Первый фактор. Доминирующая установка на обучение жизненно важным локомоциям и физическим упражнениям, формирование осанки оптимизирует объем образо-

вательного материала до уровня качественного решения каждой поставленной образовательной задачи. Углубленное освоение техники указанных движений реализовывалось как в виде отдельно поставленных образовательных задач на уроке физической культуры, так и при выполнении разнообразных способов двигательной активности из подвижных и спортивных игр, простейшие упражнения на гимнастических снарядах, элементы ритмической гимнастики, простейшие акробатические упражнения, физические упражнения с предметами и без предметов. Жизненно важные локо-моции составляют базовую основу данных видов двигательной активности, при выполнении которых педагог постоянно контролировал технику бега, ходьбы, прыжков, кувырков, лазания, ползания, позу, осанку.

Второй фактор. Технология планирования. Кумулятивная основа учебного материала в рамках разработанной технологии планирования построена по принципу «расширяющей спирали, когда одна и та же мыслительная операция или двигательное действие отрабатывается на занятиях периодически многократно, причем содержание постепенно усложняется за счет обогащения новыми компонентами на основе углубленной проработки каждого двигательного действия». Такой подход позволяет учителю обеспечить рациональную суммацию воспитательных, обучающих и развивающих эффектов как внутри урока,

так и в повторяющейся последовательности занятий, оказать разностороннее воздействие на школьников и в плане физического развития, и в познавательном отношении. Переход от решения одной (одних) образовательной задачи технического характера к другой (другим) осуществляется на основе последовательного использования положительного переноса двигательных умений и навыков после формирования необходимой готовности занимающихся к выполнению этих двигательных действий и достижения требуемого уровня технически правильного выполнения ранее разучиваемых физических упражнений.

Третий фактор. Процесс формирования двигательной культуры младших школьников осуществляется на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды школы (учитель физической культуры, учителя-предметники, родители). В процессе преподавания дисциплин учебного плана педагоги контролируют осанку и позу ученика и тем самым обеспечивают необходимый уровень концентрации внимания обучаемого к освоению учебного материала. Но вместе с тем статические мышечные напряжения при удержании правильной осанки и позы во время уроков и выполнения домашнего задания не только организуют поведение и деятельность обучающихся, нивелируют проявление негативных качеств, но суммируя результаты де-

ятельности учителя физической культуры с деятельностью педагогического коллектива, стимулируют физическое развитие ребенка.

В данном исследовании важно осмысление не только причин существенного прироста показателей физической подготовленности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, но и факт того, что 60% школьников контрольной группы не выполнили тестовое испытание - непрерывный бег в течение 4 минут. А также отсутствие положительного прироста в результатах прыжка в длину с места (таблица 1). В этот возрастной период достаточно интенсивно происходят рост и развитие детского организма, что должно обеспечивать естественный прирост показателей физической подготовленности ребенка. Снижение показателей в тестовом испытании, оценивающем общую выносливость (работоспособность) в период морфологического и функционального созревания двигательного аппарата, не соотносится с проявлениями основных закономерностей роста и развития детского организма, и в этом случае важно понимать причины указанного несоответствия. Накопившаяся усталость, несомненно, является фактором отрицательной динамики физической подготовленности школьников. Почему она накопилась у учеников контрольной группы? Причину следует рассматривать в характере физкультурной активности школьников. Потому что все остальные условия были одина-

ковые, кроме подходов к организации двигательной активности школьников.

Снижение показателей физической подготовленности и отсутствие положительной динамики в указанных тестовых испытаниях в контрольной группе вызвано отсутствием методики, позволяющей успешно использовать наличие значительного педагогического потенциала в феномене физической культуры. В контрольной группе не было предложено результативных методических решений по обучению правильной технике выполнения жизненно важных движений, составляющих основу поведения ребенка. Недостаточное внимание к формированию навыков правильной осанки закономерно приводит к нарушениям осанки и позы, которые вызывают дискомфортное психоэмоциональное состояние, понижают успешность учебной деятельности школьника, а в перспективе вызывают хронические болезни внутренних органов вследствие неудобного положения за партой в школе, обуславливающего формирование неоптимальных координационных взаимодействий. Поза и движение - динамические и неотделимые друг от друга явления. Поза изменяется при каждом движении, а движение - это собственно процесс изменения позы. Неправильная поза и осанка ухудшают условия функционирования систем и органов, снижают работоспособность организма, а в перспективе вызывают хрониче-

ские болезни внутренних органов. Поскольку движение рассматривается как процесс изменения позы, подобный эффект будет вызван при выполнении технически неправильных двигательных действий, в которых вышеперечисленные факторы присутствуют в динамике. Сочетание физических нагрузок и умственной деятельности может осуществляться с разной степенью эффективности. В течение учебного года у школьника накапливается утомление, и применение на этом фоне двигательной активности с неоптимальным набором координационных взаимодействий может служить причиной, нарушающей закономерности роста и развития детского организма, приводящей к снижению показателей физической подготовленности в период морфологического и функционального созревания основных систем организма.

В экспериментальной группе стимулируемое психофизическое развитие ребенка осуществлялось на основе суммации результатов деятельности учителя физической культуры с результатами деятельности учителей-предметников по формированию правильной осанки и позы при преподавании других дисциплин учебного плана и родителей в ходе контроля осанки и позы ребенка в домашних условиях. Физическая подготовка осуществлялась методом сопряженного воздействия. Интегра-тивный подход к формированию двигательной культуры младших школьников создает организацион-

но-методические условия, достаточные для образования оптимальных координационных взаимодействий между различными группами мышц, а также эффективных моторно-висцеральных взаимодействий, оказывающих регулирующее и стимулирующее влияние на обмен веществ и на функции жизнеобеспечивающих систем организма. Подобный кумулятивный результат двигательной активности ребенка оказывает положительное влияние на рост и развитие детского организма, повышает работоспособность и физическую подготовленность школьника, противодействует накоплению утомления в процессе учебной деятельности.

Заключение

Модернизация отечественного образования обуславливает необходимость разработок методически обоснованных решений по созданию здоровьеформирующей среды в школе на основе учета наличия значительного педагогического потенциала в феномене физической культуры. Традиционно задача активного здоровьеформирования ставилась и ставится перед учителем физической культуры, справедливо полагая, что именно физическая подготовленность во многом обеспечивает здоровье человека. Однако установка на целенаправленную физическую подготовку в рамках предмета «Физическая культура» на базе школьного класса не находит своего эффективного решения, так как не предложе-

на методика, обеспечивающая в течение четверти, полугодия, учебного года преемственность избирательно направленных развивающих воздействий на функциональные свойства организма, лимитирующих проявления пяти основных физических качеств.

Ситуация принципиально меняется, если системообразующим феноменом как самого содержания физкультурного образования, так и педагогического процесса, в рамках которого оно реализуется, выступает образовательно-обучающая направленность уроков физической культуры (обучение жизненно важным локомоциям, физическим упражнениям, формирование правильной позы и осанки). Физическая подготовка при таком методическом решении реализуется методом сопряженного воздействия посредством обучения двигательным действиям. В этом

случае формирование культуры движений младших школьников служит организационно-технологической основой, объединяющей и суммирующей усилия учителя физической культуры с потенциалом всего педагогического пространства школы по созданию здоровьеформи-рующей образовательной среды в школе.

На современном этапе развития общества актуализируется здо-ровьеформирующая функция физкультурного образования. Успешность осуществления этой функции в значительной степени определяется умением педагогов и семьи использовать наличие значительного педагогического потенциала в феномене физической культуры для оптимизации возрастной динамики развития организма, повышения его функциональных и адаптационных возможностей.

Список литературы

1. Спирин В.К. Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - №6. -С.11-14.

2. Спирин В.К. Без методики нет целенаправленной физической подготовки / В.К. Спирин // Физическая культура в школе. - 2011. - №1. - С.10-12.

3. Спирин В.К. Цикличность как принцип планирования учебного материала по предмету «Физическая культура» / В.К. Спирин // Физическая культура в школе. - 2014. - №6. -С.2-7.

4. Спирин В.К. Методика подготовки школьников к сдаче нормативов комплекса ГТО / В.К. Спирин //Физическая культура в школе. - 2015. - №6. - С.24-29.

5. Черепов Е.А. Актуализация здоровьеформирующего пространства общеобразовательной школы на основе спортизации физического воспитания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.А. Черепов. - Тюмень, 2016. - 46 с.

E-mail: ch2@eduvluki.ru

182108, Псковская область, г. Великие Луки, пл. Калинина д. 6а, МБОУ СОШ №2.

Тел.: 8 (81153)5-78-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.