at mature age. High prevalence of smoking among children and teenagers demands working out and introduction of the preventive programs directed on struggle against smoking.
Key words: public health; schoolboys; smoking; physical training; preventive maintenance.
УДК 15
ЗДОРОВЬЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
© Л.В. Сорокина
В статье показано, что здоровье для подростков представляется системным понятием, включающим физический, психологический, социальный и другие компоненты. Выявлена значимость понятия здоровья у подростков в зависимости от их образа жизни. Показана зависимость между образом жизни и индивидуально-психологическими особенностями.
Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; индивидуальные особенности; функциональные возможности организма.
Кардинальный пересмотр взглядов на собственное здоровье, наметившийся в настоящее время в современном обществе, приводит к изменениям понимания сущности здоровья. Сегодня здоровье начинает восприниматься как одна из главных общечеловеческих ценностей. Состояние здоровья населения является важнейшим показателем благополучия общества и определяет направления его развития. При этом одной из приоритетных задач современного российского общества является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В связи с этим в нашей стране разработан ряд федеральных целевых программ: «Здоровое поколение», «Здоровье детей подросткового возраста», «Формирование здорового образа
жизни» и др. Реализация данных программ предполагает переориентировать молодое поколение на активное и ответственное отношение к собственному здоровью за счет повышения культуры здоровья, формирования положительной мотивации на ведение здорового образа жизни и просвещения относительно различных способов оздоровления.
На сегодняшний день нет единого общепринятого определения здоровья и здорового образа жизни. Сложность заключается в необходимости использования системного подхода к этим понятиям. Согласно данному подходу человек предстает как сложная живая система, нормальная жизнедеятельность которой обеспечивается на взаимосвязанных между собой биологическом, психологическом и социальном уровнях функционирова-
ния. На биологическом уровне здоровье связывают с отсутствием болезни, а также относительной устойчивостью всех жизненно важных функций и адаптацией [1, 2]. Вопросы здоровья на психологическом уровне рассматриваются в личностном контексте, т. е. способности личности к своему постоянному развитию [3]. На социальном уровне под здоровьем понимают способность к полноценному выполнению основных социальных функций [4].
Продолжая традиции отечественной гуманистической психологии и педагогики (И.Н. Ананьев, Д.В. Колесов, А.Н. Леонтьев,
В.А. Сухомлинский), представители современного здоровьесберегающего научного направления (Г.Л. Апанасенко, В.П. Казначеев, Г.А. Кураев, С.К. Сергеев) главным считают разностороннее совершенствование человека в гармоничном балансе души и тела, т. е. сохранение, укрепление и развитие духовной, психической и соматической составляющей здоровья [5-7]. В связи с этим очевидна необходимость включения в понятие «здоровье» следующих компонентов:
- когнитивного, характеризующего знания человека о своем здоровье и основных факторах, оказывающих на него воздействие;
- эмоционального, отражающего переживания и чувства, связанные с состоянием здоровья и особенностями эмоционального статуса;
- мотивационно-поведенческого, определяющего место здоровья в индивидуаль-
ной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни;
- адаптационно-ресурсного, позволяющего выявить уровень функционального резерва, состояния напряжения основных регуляторных механизмов и уровень функционирования систем организма.
Исходя из этого, здоровым может быть признан лишь тот человек, «который гармонично включен в свое социальное окружение, адекватно действует и реализуется в нем в соответствии со своими возрастными психофизиологическими и социально-психологическими особенностями» [8].
В этой связи для формирования ценности здоровья у подрастающего поколения требуется не только овладение определенным объемом знаний о своем организме, но учета факторов риска, влияющих на состояние здоровья, системную пропаганду здорового образа жизни и целенаправленное развитие соответствующей здоровьесберегающей потребностно-мотивационной сферы у детей и подростков.
Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем наиболее полно выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ), который представляется системой взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Наиболее часто перечисляют различные составляющие характеристики ЗОЖ, которые тот или иной автор считают необходимым учесть. Так, Б.А. Воскресенский считает, что понятие ЗОЖ включает в себя правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание [9].
Ряд исследователей (И.Б. Бовина, И.А. Гун-даров, И.И. Соковня-Семенова) рассматривают здоровый образ жизни с позиций активности. С этой точки зрения данное понятие представлено активной общественнотрудовой, коммуникативной, семейно-
бытовой деятельностью людей, всесторонним проявлением физических, духовных способностей человека в единстве, в относительной гармонии с окружающей природной и социальной средой [10-12].
Проанализировав различные подходы к пониманию здорового образа жизни, мы остановились на более приемлемом для нас определении, построенном на принципах системности, онтогенеза и включающем основные аспекты здоровья: «Здоровый образ жизни человека - это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций» [13].
Среди трудностей формирования ЗОЖ у подрастающего поколения следует выделить борьбу с факторами риска. Это в первую очередь касается вредных привычек, одной из которых является употребление спиртных напитков.
В нашем исследовании мы предприняли попытку изучения понятия «здоровья» у подростков в зависимости от их образа жизни. Критерием, определяющим образ жизни современных подростков, послужило их отношение к употреблению пива.
Цель исследования - изучение значимости здоровья в контексте образа жизни современных подростков.
В проведенном нами исследовании приняли участие учащиеся 15-16 лет в количестве 50 человек. Исследование проведено в период с 2007 по 2008 гг. на базе общеобразовательной школы г. Тамбова.
В соответствии с поставленной целью для получения субъективной оценки собственного здоровья нами использовался тест «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской. Выявление уровня развития адаптационных способностей производили по тесту «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, личностных особенностей по опроснику FPI, изучение доминирующих факторов в структуре ценностных ориентаций осуществляли с помощью теста «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ), потребности в поиске ощущений - по тесту М. Цукермана. Для выявления склонности подростков к употреблению пива использовали анкету, разработанную нами для определения отношения к пиву, помогающую выявить частоту и причины его употребления.
Для изучения функциональных возможностей организма была осуществлена запись электрокардиограммы и произведен анализ вариабельности сердечного ритма посредством программно-аппаратного комплекса
«Поли-Спектр». Анализ производился по ряду показателей: стресс-индекс (SI), стандартное отклонение кардиоинтервалов (SDNN), показатель кардиоинтервалов, различающихся более чем на 50 мс (pNN 50), высокочастотные колебания (HF) - колебания ЧСС при частоте 0,15-0,40 Гц, низкочастотные колебания (LF) - часть спектра в диапазоне частот 0,04-0,15 Гц, сверхнизкочастотные колебания (VLF) - диапазон частот 0,003-0,04 Гц, общая мощность спектра (ТР) в диапазоне от
0,003 до 0,40 Гц, LF/HF - соотношение средних значений низкочастотного и высокочастотного компонентов вариабельности сердечного ритма.
Статистический анализ полученных данных производился с использованием программы SPSS 13.0 for Windows.
Изучение понятия здоровья у современных подростков осуществлялось нами с помощью опросника «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской. Согласно нашим исследованиям, подростки неоднозначно понимают сущность здоровья (рис. 1). Виды здоровья, на которые указывают испытуемые, существенно отличаются, но при этом тесно взаимосвязаны.
В исследуемой выборке испытуемых здоровье как ценность по физическим параметрам отмечается у 54 % учащихся, как со-
циальная ценность - у 11 %, как универсальная и психологическая ценность - у 14 %. Не смогли дать какого-либо конкретного определения категории здоровья 7 % подростков.
Так, в ходе исследования установлено, что под здоровьем подростки понимают состояние, основными компонентами которого являются физические, социальные, психологические и ценностные характеристики. При этом в большинстве случаев под здоровьем понимается его физический эквивалент.
Для выявления образа жизни современных подростков нами было проведено анкетирование испытуемых на предмет употребления алкогольных напитков в виде пива. В результате анкетирования было выделено две группы подростков. В первую группу вошли подростки, не употребляющие пиво, их количество составило 37,8 % от общего количества исследуемых. Вторую, большую по численности группу (62,2 %), составили подростки, употребляющие пиво.
Проведенный анализ причин употребления пива показал, что доминирующими потребностями этого являются:
- смягчение или устранение явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения - 35 %;
- стремление следовать социальногрупповым нормам - 28,6 %;
- получение удовольствия, чувства уверенности в себе, большей решительности - 25 %;
- стремление быть частью молодежной культуры - 11,4 %.
54%
□ физический □ социальный □ психический
□ главная ценность □ неопределенный
Рис. 1. Соотношение компонентов, определяющих сущность понятия «здоровье» у подростков (в %)
Для субъективной оценки подростками своего физического и психического состояния мы применяли тест «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской, определяющий выраженность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов здоровья. Количественный анализ полученных результатов позволил выявить различия в соотношении компонентов здоровья у исследуемых нами групп учащихся (рис. 2).
Из полученных данных следует, что подростки, не употребляющие пиво, более информированы в области здоровья и основных факторов риска, они лучше понимают значение здоровья для жизнедеятельности человека. Однако более высокий уровень развития эмоционального компонента у подростков, употребляющих пиво, свидетельствует о том, что данная категория школьников больше переживает о состоянии своего здоровья. Возможно, это связано с тем, что у этих подростков, в силу их образа жизни, чаще наблюдается ухудшение физического или психического самочувствия.
Проведенный качественный анализ по адекватности / неадекватности к своему здоровью позволил определить уровень культуры здоровья, которая, исходя из результатов, выше у подростков, не употребляющих пиво.
Исследование адаптационных способностей учащихся по тесту «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина позволило определить личностный адаптационный по-
тенциал (ЛАП), значения которого отражают личностные характеристики подростков. Полученные значения ЛАП свидетельствуют о разном уровне развития у подростков таких черт личности, как поведенческая регуляция, нервно-психическая устойчивость и морально-нравственная нормативность. Так, результаты, полученные в группе подростков, не употребляющих пиво, свидетельствует о том, что данные подростки более социализированы, хорошо ориентируются в общепринятых нормах поведения, что, в свою очередь, положительно отражается на процессе регуляции поведения. Значения ЛАП (менее 4 баллов) у подростков, употребляющих пиво, свидетельствуют о низком уровне развития у них поведенческой регуляции, нервно-психической устойчивости и морально-нравственной нормативности (рис. 3). Эти подростки имеют низкий уровень социализации, т. е. они не всегда адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения и в большей степени склонны к нервно-психическим срывам. В то же время следует отметить одинаковое (4 балла) значение коммуникативного потенциала в обследуемой нами выборке подростков. Данный факт может свидетельствовать о зависимости между умением достичь контакта и взаимопонимания с окружающими и индивидуальными особенностями индивида.
компоненты здоровья
Рис. 2. Показатели основных компонентов, определяющих ценность здоровья среди подростков, не употребляющих (группа А) и употребляющих пиво (группа Б)
значения в баллах
ПР КП МН
□ группа А ■ группа Б
Рис. 3. Распределение средних значений по шкалам методики МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина среди подростков, не употребляющих (группа А) и употребляющих пиво (группа Б): ПР - поведенческая регуляция, КП - коммуникативный потенциал, МН - морально-нравственная нормативность
Рис. 4. Распределение средних значений по шкалам методики БРІ среди подростков, не употребляющих (группа А) и употребляющих пиво (группа Б); названия шкал: I - невротичность, II - спонтанная агрессивность, III - депрессивность, IV - раздражительность, V - общительность, VI - уравновешенность, VII - реактивная агрессивность, VIII - застенчивость, IX - открытость, X - экстраверсия / интро-версия, XI - эмоциональная лабильность, XII - маскулинизм / феминизм
Известно, что образ жизни определяется целым комплексом факторов, среди которых важнейшую роль играют индивидуальные особенности личности. Исследование показателей свойств личности подростков позво-
лило выявить у них значимые различия по ряду шкал опросника БР1 (рис. 4).
Так, подростки, не употребляющие пиво, имеют средние показатели (4-6 баллов) по большинству шкал. В то время как у подро-
стков, употребляющих пиво, отмечаются высокие значения (7-9 баллов) по шкалам: спонтанная агрессивность (II), депрессив-ность (III), раздражительность (IV), застенчивость (VIII), открытость (IX) и эмоциональная лабильность (XI). Высокие оценки по этим шкалам характеризуют данную группу подростков как высоко тревожных, неуверенных в себе, эмоционально неустойчивых, склонных к аффективному реагированию, импульсивных с высоким уровнем психопатизации. В то же время результаты по шкале «открытость» указывают на стремление этих подростков к доверительнооткровенному взаимодействию с окружающими людьми.
Обращает на себя внимание тот факт, что в исследуемых нами группах подростков отмечается высокая оценка по шкале «реактивная агрессивность». С одной стороны, значение данного показателя может свидетельствовать о том, что большинство современных подростков отличается агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. С другой стороны, возможно, это объясняется особенностями подросткового возраста.
Проведенный корреляционный анализ между личностными качествами и употреблением пива в исследуемых группах позволил выявить сходные черты личности подростков, употребляющих и не употребляющих пиво. По результатам проведенного исследования, употребление пива коррелирует со спонтанной агрессивностью (шкала II по методике БР!) (г = 0,67; р < 0,01) и моральнонравственной нормативностью (по опроснику «Отношение к здоровью») (г = -0,64; р < 0,01). Это свидетельствует о том что, чем чаще подростки употребляют пиво, тем более импульсивным становится их поведение и тем менее адекватно они оценивают свое место и роль в коллективе, меньше стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. В итоге это приводит к нарушению процесса их социализации. В ходе исследования установлено, что шкала «спонтанная агрессивность» имеет значимые (р < 0,01) корреляционные связи с шкалой поведенческой регуляции, имеющей, в свою очередь, отрицательную корреляционную связь со спонтанной агрессивностью, а также депрессивно-
стью, раздражительностью, открытостью, эмоциональной лабильностью (шкалы III, IV, IX, XI по БР^ и фактором Ф1 (по методике «ЦОЛ»). Наличие тесных корреляционных связей указывает на то, что чем более импульсивным является поведение подростков, тем ниже уровень их поведенческой регуляции, т. е. они подвержены нервно-психическим срывам, у них наблюдается отсутствие адекватной самооценки и восприятия действительности. В то же время чем импульсивнее ведет себя подросток, тем больше вероятности проявления у него депрессивных признаков в эмоциональном состоянии, в отношении к себе и социальной среде. Для таких подростков характерно неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к аффективному реагированию, но при этом стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми остается высоким. В результате, у таких школьников затрудняется процесс социальной адаптации в среде сверстников.
Для дальнейшего уточнения психологических особенностей подростков, различающихся по отношению к употреблению пива, был проведен сравнительный анализ с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни. Статистическая процедура сравнительного анализа показала наличие статистически значимых различий (р < 0,05) между группами не употребляющих и употребляющих пиво подростков по таким показателям, как морально-нравственная нормативность, спонтанная агрессивность, раздражительность и эмоциональная лабильность. В частности, оказалось, что употребляющие пиво подростки имеют более высокие показатели по шкалам спонтанная агрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность и более низкие показатели по шкале морально-нравственная нормативность. Это указывает на то, что данной группе подростков свойственна импульсивность, неустойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Кроме того, для них характерен более низкий уровень социализации, т. е. нежелание соблюдать общепринятые нормы поведения.
Подростки, не употребляющие пиво, более социализированы. Они адекватно оцени-
вают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения и обладают достаточным уровнем саморегуляции.
Таким образом, полученные результаты показывают, что подростки, имеющие вредную привычку употребления пива, отличаются от своих непьющих сверстников не только рядом специфических индивидуальных особенностей, но и отсутствием тенденций психологических последствий, проявляющихся в результате употребления пива.
Традиционно в качестве объективного индикатора функциональных возможностей организма используют параметры регуляции сердечной деятельности [14]. С внедрением в практическую психофизиологию математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) стало возможным избирательно определять вклад симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляцию процессов организма. Исследование исходного вегетативного статуса подростков по показателям рКК 50, НБ, ЬБ, ТР, а также ЬР/ИБ позволило определить фоновую активность структур, осуществляющих регуляцию функций организма и формирующих тип реагирования организма на воздействие разного рода экзогенных факторов. Установлено, что в группе подростков, не употребляющих пиво, регуляция функций осуществляется по нормотоническому (смешанному) типу (рис. 5).
Полученные нами данные согласуются с результатами проводимых ранее исследований и свидетельствуют о том, что функцио-
нирование организма по этому типу осуществляется с наименьшим напряжением механизмов регуляции [15]. Для употребляющих пиво подростков преобладающим типом вегетативной регуляции является ваготониче-ский (с преобладанием парасимпатического отдела). Активация парасимпатического отдела в регуляции функций организма, согласно данным литературы, есть отражение реакции организма на истощение нервной системы [16, 17].
В дальнейшем на основании значений 8] нами была выявлена степень напряжения регуляторных систем и получена оценка состояния адаптационных процессов организма. Установлено, что достаточными адаптационными возможностями, соответствующими удовлетворительной адаптации сердечно-сосудистой системы на оказываемые на нее влияния, обладают в 50 % случаев не употребляющие и в 14,2 % случаев употребляющие алкоголь подростки (рис. 6). Напряжение механизмов регуляции, выявленное в исследуемых группах подростков, указывает на то, что для поддержания равновесия организма с окружающей средой необходима мобилизация функциональных ресурсов. При этом адаптационные возможности организма в покое не снижены, но способность адаптироваться к нагрузкам уменьшена [18]. Среди подростков, не употребляющих пиво, напряжение механизмов регуляции отмечается у 50 % испытуемых. Напряжение в группе подростков, употребляющих пиво, составляет 85,8 %.
37,5%
57 %
62,5 %
43 %
□ ваготония
□ эйтония
А
□ ваготония
□ эйтония
Б
Рис. 5. Вегетативный статус по значению ИН у подростков, не употребляющих (А) и употребляющих (Б) алкоголь (в %)
Ш удовлетворительная ■■■ напряжение
Рис. 6. Состояние регуляторных механизмов у подростков, не употребляющих (А) и употребляющих (Б) пиво, в зависимости от исходного типа вегетативной регуляции (в %)
Известно, что исходный уровень напряжения вегетативной регуляции отражается на характере приспособительных возможностей, что имеет важное значение для прогнозирования функциональных возможностей организма и состояния здоровья в целом. Результаты исследования вариабельности сердечного ритма показывают, что тип вегетативной регуляции и степень напряжения механизмов регуляции подростков, не употребляющих пиво, отражают достаточную стрессовую устойчивость организма к неблагоприятным факторам и хорошие адаптационные возможности организма. В то же время регуляция сердечной деятельности у подростков, употребляющих алкоголь, характеризуется общим снижением уровня активации сердечно-сосудистой системы, что отражает низкую стрессовую устойчивость организма к неблагоприятным факторам.
В целом, результаты исследования показали, что большее количество исследуемых подростков употребляют пиво. Здоровье для современных подростков представляется системным понятием, под которым понимаются взаимосвязанные виды здоровья: физическое, психологическое, социальное.
Установлено, что учащиеся, употребляющие пиво, имеют более низкую культуру здоровья. Они, по сравнению со сверстника-
ми, не употребляющими пиво, менее осведомлены о факторах риска, основных компонентах здорового образа жизни и хуже представляют себе все негативные последствия вредных привычек для здоровья человека. Они в большей степени склонны к нервнопсихическим срывам, не всегда адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения. Функциональное состояние организма подростков данной исследуемой группы отражает низкую стрессовую устойчивость организма к неблагоприятным факторам, следствием которой может быть нарушение здоровья.
Культура здоровья у подростков, не употребляющих пиво, в целом выше. Они эмоционально устойчивы, открыты, уверены в себе, хорошо ориентируются в общепринятых нормах поведения и обладают достаточным уровнем саморегуляции. Функциональное состояние их организма отражает высокую стрессовую устойчивость и достаточные адаптационные возможности.
Представленные данные убеждают в необходимости формирования у подрастающего поколения представления о приоритете здоровья, основанного на сознательном ответственном к нему отношении.
1. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. А.Н. Бакулев М., 1959. Т. 10. С. 738.
2. Гаркави Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д, 1990.
3. Войнов В.Б. Психофизиологические методы оценки здоровья детей младшего школьного возраста. Ростов н/Д, 2004.
4. СекачМ.Ф. Психология здоровья. М. 2003.
5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
6. Колесов Д. В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. М., 1987. С. 49-53.
7. Кураев Г.А., Сергеев С.К. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. № 1. С. 7-14.
8. Казин Э.М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность // Валео-логия. 2008. № 3. С. 18-24.
9. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. М., 1987. С. 39.
10. Бовина И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопр. психологии. 2005. № 3. С. 90-97.
11. Гундаров И.А. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни. М., 1989.
12. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1977.
13. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни. М., 2005. С. 216.
14. Баевский Р.М. Научно-теоретические основы использования анализа вариабельности сер-
дечного ритма для оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий XX-XXI: Междунар. симпозиум. М., 1999. С. 116.
15. Явелов И. С. Прогностическое значение средней частоты сердечных сокращений и вариабельности ритма сердца, оцененных за короткое время в стандартных условиях в ранние сроки инфаркта миокарда // Кардиология. 1999. Т. 39, № 6. С. 6.
16. Безруких М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 14-16 лет в процессе учебной деятельности. М., 1985. Вып. 2. С. 58-62.
17. Безруких М.М. Оценка функционального состояния организма школьников VIII-IX классов под влиянием учебной нагрузки М., 1986.
С. 86-95.
18. Шлык Н.И. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности // Успехи физиологии. 1995. Т. 26, № 2. С. 123.
Поступила в редакцию 24.06.2009 г.
Sorokina L.V. Health in the context of way of life of modem adolescents. The article shows that health is a system concept for adolescents including physical, psychological, social and other components. The importance of concept of “health” for adolescents in dependence of their way of life is revealed. Dependence between the way of life and individually-psychological features is shown.
Key words: health; healthy way of life; individual peculiarities; functional possibilities of organism.
УДК 370/371
АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К УСЛОВИЯМ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© А.А. Ермакова
В статье рассматривается группа молодежи - выпускники сельских школ. Автором выявлены факторы, влияющие на формирование личности молодых людей, классифицированы группы трудностей, с которыми выпускники сельских школ сталкиваются в процессе адаптации к условиям городского социума, и их причины.
Ключевые слова: выпускники сельских школ; трудности и причины адаптации к городскому социуму.
В современной российской действительности молодежь как особая социальная группа является главной движущей силой развития всего общества. Сегодня, в эпоху пере-
мен, возрастает актуальность знаний об особенностях молодежи, ее группах, о возможных путях адаптации молодых людей к быстро меняющейся природной, социально-