Е.Б. Тимерманис
ЗДОРОВЬЕ В ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Санкт-Петербургский государственный университет, Гуманитарный факулътет,Россия
Формирование системы ценностей современной молодежи связано с возрастным, гендерными, статусными особенностями современной молодежи. В качестве важнейших приоритетов студенты определяют для себя, как правило, образование, семью, дружбу, интересную работу, материальное благополучие здоровье как ценность занимает 7-9 место в ценностной иерархии.
В начале семестра обучающимся предлагается сформулировать систему ценностей, которая, по их мнению, является определяющей для молодых людей, получающих высшее образование в российских вузах. На последнем семинаре студенты снова формируют иерархию. В качестве следующего шага применяется сравнительный анализ систем и элемент саморефлексии - «Какие факторы повлияли на становление и изменение концепции?». Как правило студенты демонстрируют более высокий уровень осмысления, особенно наглядно это проявляется в группах, в которых сложились наиболее доверительноличностные отношения, где сформировались практики уважительного отношения к мнению других, навыки активного слушания и цивилизованной дискуссии.
Изменения приоритетов связаны с обсуждением феномена здоровья, факторов, определяющих его сохранение и поддержание, заболеваемость и смертность. Ряд студентов придерживается взглядов, согласно которым необходимо усилить деятельность государства по вопросам здравоохранения - «наше поколение пока не в силах оценить всю серьезность положения, у молодежи просто нет соответствующих знаний», следовательно, необходимо «принять эффективную социальную программу», «пригласить молодежь на ТУ для обсуждения проблем здоровья и транслировать передачи в удобное для нас время», «провести интересные игры с призами и наградами», «благоустроить город, создать именно для молодых места для занятий спортом, особенно экстремальным».
Часть студентов считает, что состояние здоровья зависит от самого человека, «необходимо даже в среде курящих и матерящихся продемонстрировать свою независимость»; около тридцати процентов считают, что вуз и профсоюзная организация студентов должны больше внимание уделять вопросам здоровья студентов и сотрудников университета:
- необходимо реформировать часть кафе и столовых,
- ввести в меню диетические и вегетарианские блюда,
- выделить специальное время для обеда,
- большее внимание уделять рекламе здорового образа жизни,
- сделать бесплатными посещение бассейна, тренажерного зала, занятия
парашютным спортом и подводным плаванием,
- установить в холлах столы для игры в настольный теннис,
- устраивать для учащихся «Дни здоровья»,
- проводить загородные выезды и туристские слеты.
Хотя в группе нередко возникают споры, связанные с правами курящих студентов - «почему не созданы специальные курительные комнаты с принудительной вентиляцией, как сделано в аэропортах Финляндии?», «как можно выгонять в холод на улицу, тех, кто хочет покурить - мы мерзнем и болеем, ведь никто не будет специально одеваться из-за нескольких минут», «курение подразумевает и общение. Государство разрешает продажу сигарет, почему мы должны быть изгоями, скоро нас начнут штрафовать и с работы выгонять...»
Для девушек вопросы здоровья, во многом, связаны с проблемами репродукции, планирования семьи, особенностями брачного, сексуального и репродуктивного поведения. Темы, связанные со спецификой молодой семьи, становлением личности находят отклик и у молодых людей - «сегодня очень много безалаберных и безответственных родителей. следствием этого является то, что подрастающее поколение рано начинает пить и курить», «многие привыкли в своих проблемах винить учителей и родителей, распространена привычка жить подобно растениям».
Учащиеся проявляют озабоченность настоящим и будущим родной страны, они осознают и собственную ответственность за происходящее в обществе и поддержание собственного здоровья, так от этого, в конечном счете, зависит человеческий потенциал России. Если на рубеже веков «думали о том, как быстрее разбогатеть, то сегодня пора уже задуматься о здоровье и будущем наших детей!»
Анализируя высказывания студентов, доказательства, представляемые в устных обсуждениях, их письменные тезисы, возможно прийти к выводу о значимых ценностях в сознании студенчества, влиянии социальных институтов на формирование представлений о здоровье. В процессе обучения в высшей школе студенты могут получить требуемые им знания о собственном теле, закономерностях его функционирования, отработать навыки поддержания и укрепления здоровья, сформировать устойчивые представления о ценности здоровья как неотъемлемого условия качественной жизни.