Лакарова Е.В., декан факультета ДПИ МФ ВШНИ, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И ФАКТОРЫ, НА НЕГО ВЛИЯЮЩИЕ
Аннтоация. Здоровье испокон веков входит в число непреходящих ценностей, что обусловливается самим существованием человеческой цивилизации, инстинктом самосохранения, неотъемлемой характеристикой живого. Здоровье - это обобщенный показатель качества жизни во всех ее проявлениях. Становится актуальным изучение постепенного снижения адаптивных способности организма в изменениях социальной среды, окружающих условий, что ведет к снижению жизненной активности и трудоспособности студента.
Ключевые слова: здоровье, социальная адаптация, адаптивные способности, жизненная активность, стресс студент.
Lakarova E.V. , dean of Faculty of Arts and crafts of the Higher school offolk arts (institute), Moscow branch, Associate Professor of Social and humanitarian and scientific disciplines.
REALITY OF STUDENTS HEALTH AND THE FACTORS THAT INFLUENCE IT
Abstract. Health centuries is one of the eternal values, which was caused by the very existence of man, a sense of self-preservation inherent in all living things. Health - is an integral indicator of quality of life in its objective manifestations. It becomes important to study the gradual reduction of the adaptive ability of the organism to changes in the social environment surrounding conditions, which leads to a decrease in vitality and capacity for work of the student
Keywords: health, social adaptation, adaptive capacity, vital activity, stress, the student.
Здоровье испокон веков входит в число непреходящих ценностей, что обусловливается самим существованием человеческой цивилизации, инстинктом самосохранения, неотъемлемой характеристикой живого. Здоровье - это обобщенный показатель качества жизни во всех ее проявлениях. НТР, антропогенные факторы, влияющие на окружающую среду, воздействие на человека психофизических и социально-экономических факторов, непрерывно растущий стресс, сопровождающий современную цивилизацию, увеличивают опасность возникновения заболеваний. По данным авторов, в настоящее время в России от 50 до 70% людей имеют 1-2 патологии, тогда как число абсолютно здоровых людей - всего 5-7%. В связи с этим, представляется важным исследование процессов возможного снижения адаптивных способностей организма в условиях изменения окружающей среды, социальных коллизий, что ведет к падению жизненной активности и трудоспособности современного молодого человека.
Правилам и нормам здорового образа жизни(ЗОЖ) следуют, около 49% девушек и 56% юношей. Большинство людей (студенты в их числе) знакомы с основами ЗОЖ, придерживаются их в своей жизни не всегда, имеет место несерьезное отношение к своему здоровью
Студенты составляют особую группу людей, которая достигает (или уже
достигла) совершеннолетия и имеет отношение к образовательным учреждениям.
По сравнению с другими категориями молодежи (безработные, работающие,
сочетающие работу с учебой, находящиеся в декрете или отпуске по уходу)
студентам чаще присуща скорее переоценка (положительная) своего здоровья, чем
неуверенность в его качестве. На самовосприятие здоровья оказывает влияние
уровень благосостояния молодого человека. При низком уровне благосостояния
неудовлетворительно оценивают свое здоровье едва ли не каждый второй, в то
время как при средних и высоких доходах - негативно оценивают свое здоровье
лишь каждый пятый (средний уровень) и каждый одиннадцатый (высокий уровень
дохода)- в экономически благополучном слое доля положительной самооценки
здоровья втрое больше, чем в слое с низким благосостоянием. Такая динамика
подтверждается и показателями частоты острых заболеваний, переносимых
64
студентами из разных экономических слоев общества, отмеченных и лучшим потенциалом здоровья.
Рисунок 1.
Взаимосвязь самооценок здоровья, в зависимости от рода занятий молодежи,
%
№ п/п Основной род занятий Самооценка здоровья
хорошее удовлетворительное плохое не определились
1 Учатся 35 51 6 8
2 Работают 28 58 4 11
3 Учатся и работают 34 43 7 13
4 Не работают и не учатся 27 44 7 13
5 В декрете, отпуске по уходу 26 55 9 10
Если в общеобразовательной школе медицинская помощь носит систематический характер, то в среде профессионального образования она слабее. С переходом молодежи в возраст совершеннолетия, из общеобразовательной школы в профессиональную (из педиатрической службы во взрослую лечебную структуру) отмечается снижение уровня организованного медицинского наблюдения, несмотря на возрастающую потребность в контроле за здоровьем учащейся молодежи. Что повышает медицинские риски в среде учащихся профессиональных училищ, колледжей и вузов. Повышается самостоятельность студентов в планировании времени, в выборе круга общения и видов досуга. Ослабевает социальный контроль и опека со стороны родителей. Интересно, что в гендерном аспекте среди студентов девушки реже, чем юноши, удовлетворены здоровьем, они лучше информированы о наличии хронических заболеваний.
Во второй половине 90-х гг. 20 века, в результате выборочных обследований учащихся школ в Российской Федерации у 45-50% выпускников школ были выявлены серьезные морфофункциональные отклонения. Уровни хронической заболеваемости среди подростков
составляли 50% у мальчиков и 75% у девочек. Практически каждый год уровень болезненности вновь поступающих в вузы студентов оказывается выше, по сравнению с предыдущими курсами.
Материалы многолетних наблюдений показывают, что со второй половины 1990-х гг. происходит ухудшение показателей здоровья зачисляемых в вуз первокурсников. Доля студентов с высоким уровнем здоровья отмечается в пределах 1-2 %. Хроническая болезненность среди студентов составляет: 47% -у девушек и 36%- у юношей, а информированы о своих хронических заболеваниях: девушки -74% и юноши - 57%.
Для иллюстрации изменений, происходящих с молодым человеком, при переходе в студенческую среду, учеными НИИ Геронтологии академии медицинских наук проводились исследования такого показателя
жизнеспособности студента, как степень постарения. При определенном календарном возрасте (КВ), для каждого учащегося определялся биологический возраст (БВ), должный биологический возраст (ДБВ), - показатели, характеризующие усредненный, популяционный темп старения. На основании получаемых данных, вычисляли темпы старения:
-если БВ-ДБВ=0, то темпы старения обследованного такие же, как средние темпы старения его одногруппников,
-если БВ-ДБВ>0, то темпы старения ускорены, -если БВ-ДБВ<0, то темпы старения замедлены.
Рисунок 2.
Показатели биологического возраста среднестатистических студентов
Показа -тели 1-2 курс 3-4 курс
1 группа 2группа Згруппа 1группа 2группа Згруппа
КВ 18,4 18,2 18,1 20,3 20,2 20,4
БВ 28,4 30,6 22,5 29,5 31,03 25,5
ДБВ 28,3 28,2 28,0 30,4 29,6 29,3
БВ- ДБВ примерно= 0 >0 <0 примерно= 0 >0 <0
Примечание: 1 группа - постоянные жители города, где находится вуз; 2 группа -студенты, приезжие из других регионов; 3 группа - студенты, приезжие из области.
Анализ данных показал, что полностью адаптировались к учебе лишь студенты 1 группы к 3 курсу. Среди приезжих студентов результатом адаптации к учебной нагрузке стало ускоренное «старение». У студентов-местных жителей 34 курса, в отличие от студентов 1-2 курса «темпы старения» замедлены по сравнению со средними значениями всех групп. Это объясняется тем, что к третьему курсу основной контингент студентов приспособился к изменившимся социальным и учебным нагрузкам. В состояниях предболезни (как результат адаптационного стресса) находились около 40% учащихся 1 курса и 35% учащихся 3 курса, при этом у всех студентов была 2-я группа здоровья.
Адаптационный стресс у студентов проявлялся как психосоматичес-кими, так и физиологическими симптомами.
Психосоматические симптомы.
Среди симптомов психосоматического характера у разных демографических и социально-экономических категорий учащейся молодежи особенно характерны: повышенная утомляемость, сонливое состояние на занятиях, раздражительность, дурное настроение, рассеянность и невозможность сосредоточиться, общая тревожность, головные боли, бессонница.
Повышенная утомляемость в течение дня — наиболее часто встречающийся у студентов симптом. Усталость - психофизическое отношение индивидуума к умственным и физическим нагрузкам. Здесь прослеживается взаимосвязь с полом и экономическим положением студентов: среди девушек это состояние встречается регулярно в полтора раза чаще, чем у юношей; чем ниже уровень благосостояния студентов, тем чаще у них присутствует постоянная усталость в течение учебного дня( между крайними уровнями благосостояния - низким и высоким - это разница троекратна). От младших
курсов к старшим субъективно это ощущение постоянной усталости снижается, происходит функциональная адаптация новичков в вузе.
Сонливое состояние на занятиях проявляется у студентов также часто, как и постоянная усталость. Однако существование у студентов постоянных приработков — вечерней работы, и т. п., не оказывает существенного влияния на данный психосоматический фактор. Этот симптом чаще встречается у молодежи с заниженной оценкой своего здоровья.
Раздражительность — стоящий на третьем месте симптом психосоматического плана. Повышенная раздражительность как реакция на стрессовые ситуации проявляется в манере общения практически у каждого второго студента (почти 40%), причем среди девушек он почти вдвое выше чем среди юношей. Повышенная раздражительность часто связана с отсутствием интереса к учебе, неудовлетворенностью качеством обучения и характером взаимоотношений в учебной группе.
Дурное настроение — еще один из знаковых субъективных показателей самочувствия студентов в коллективе: оно вдвое чаще имеет место быть у студентов с крайне низким уровнем благосостояния, с низкой самооценкой здоровья и эмоциональной тревожностью, более частыми простудными заболеваниями, нежеланием учиться, неудовлетворенностью качеством обучения в вузе, неприятием студенческого коллектива, зависимостью от вредных привычек (табакокурения и алкоголя).
Рассеянность и невозможность сосредоточиться на занятиях — отмечаются каждым десятым студентом вуза. Этот симптом характерен при отсутствии баланса между учебой и активным отдыхом (спорт, культурно-творческие занятия, общественная работа). Это состояние чаще отмечается студентами с экзальтированным отношением к собственному здоровью, с наркотической или алкогольной зависимостью (в этой среде данный показатель превышает фоновые значения в полтора раза).
Общая тревожность вдвое чаще свойственна девушкам или студентам с низким уровнем благосостояния.
Головные боли — сравнительно редкое проявление психосоматических характеристик. Четверть студентов жалуются на регулярные головные боли, и распространенность этого симптома колеблется от 21 до 32%. Данное недомогание более характерно для студентов гуманитарных и педагогических специальностей(табл. 28). Кроме того, среди юношей этот симптом проявляется вдвое реже, чем среди девушек (соответственно 20 и 36%). В экономически неблагополучном слое почти 40% студентов жалуются на регулярные головные боли, что может быть одной из причин низкой текущей успеваемости и отчисления из вуза.
Рисунок 3.
Частота ссылок на головные боли в зависимости от уровня благосостояния
студентов, %
№п/п Уровни благосостояния Как часто бывают головные боли?
никогда редко время от времени часто среднее
1 Крайне низкий 21,2 36,4 24,2 28,2 29,6
2 Низкий 18,1 52,8 21,0 8,0 27,3
3 Средний 18,2 56,6 17,5 6,9 27
4 Хороший 25,5 50,1 18,0 5,0 24,4
5 высокий 26,9 52,7 16,1 3.2 24
Бессонница — довольно редкий симптом, но для части студентов она является проблемой, ежедневно отражается на общем самочувствии, учебе. Около 50% учащихся не страдают от бессонницы. Частота жалоб на бессонницу увеличивается от первого курса обучения к пятому, более характерна для девушек и для студентов, имеющих семьи или проживающих в общежитиях; у студентов, имеющих вредные привычки (курение, алкогольная зависимость) этот симптом проявляется в полтора раза чаще.
Физиологические симптомы.
«Температурные свечки» — наиболее редкий и одновременно тревожащий симптом в самочувствии. Он с большой вероятностью говорит о наличии хронических очагов инфекции в организме. На него с разной частотой указывает
69
почти треть студентов. Средняя частота ссылок составляет около 10% и вдвое выше среди девушек, чем среди юношей (что может быть связано отчасти с индивидуальными особенностями протекания менструального цикла у женщин).
Боли в животе могут быть обусловлены факторами образа жизни или различными патологическими состояниями. Лишь 20% студентов не отмечает наличие данного симптома, а средняя частота ссылок на боли достигает 30%. Данный симптом чаще встречается среди девушек почти в полтора раза.
Насморк — один из наиболее распространенных негативных симптомов самочувствия студентов. Средняя частота ссылок на него достигает 40% (почти вдвое выше фоновых значений у студентов с крайне низким жизненным уровнем). В молодежной среде он не воспринимается как заболевание: 45% студентов, жалующихся на частый насморк, одновременно относят себя к здоровым людям, и лишь около 30% проявляют обеспокоенность по поводу здоровья.
На кашель как многогранный симптом состояния органов дыхания не жалуется лишь каждый шестой студент, а средняя частота ссылок на него составляет 28%. Каждый шестой курильщик жалуется на регулярный кашель, а у выкуривающих около пачки сигарет в день он достигает 39%.
Еще одной существенной стороной самочувствия студентов является широкая распространенность аллергических реакций. Практически 25% студентов страдают от признаков аллергии, а подавляющее большинство из этого числа знает перечень своих аллергенов. К наиболее часто упоминаемым аллергенам относятся некоторые пищевые продукты, пыльца, пыль, шерсть животных и лекарственные препараты.
Между успеваемостью студентов и их оценкой своего здоровья существует определенная связь.
Рисунок 4
Взаимосвязь положительной самооценки здоровья с успеваемостью
студентов, %
№ п/п Самооценка «здоровье хорошее» успеваемость (преобладающие оценки)
«5» «4» «3»
1 Весь контингент 44 36 20
2 Мужчины 56 27 17мнительны
3 Женщины 44 35 32
Среди мужчин (гендерный фактор) взаимосвязь здоровья и успеваемости проявляется в большей степени, чем в женской среде.
На ритм жизни и самочувствие студентов оказывает существенное влияние уровень напряженности учебного графика, соотношение аудиторного времени и отдыха.
Эти влияния осуществляются через внешние и внутренние факторы: внешние факторы - учебные планы и графики учебного процесса, требования преподавателей и технические возможности (обеспеченность методическими материалами, аудиторным фондом, литературой и пр.); внутренние факторы — личностные характеристики, умение самоорганизоваться, индивидуальная неорганизованность.
Рабочее время студента длится, примерно,8-10 часов в день, а в период сессии оно возрастает до 12-15 часов в день, что, несомненно, затрудняет адаптацию студентов к распорядку учебного времени в вузе.
Жизнеспособность молодежи сильно деградирует под действием вредных привычек, часто культивируемых в студенческой среде( курение - 2/3 курильщиков, употребления алкоголя - раз в неделю и чаще), снижая уровень концентрированности на учебном процессе (об учебе вспоминается лишь во время сессии). Зависимость от табака и алкоголя в 3 раза уменьшают возможность сочетания учебы с активным отдыхом.
В состоянии стресса студент пребывает в течение основного времени учебного дня, при этом около 70% девушек и 60% юношей могут релаксировать, не прибегая к алкоголю, курению и успокоительным средствам, но около 10% студентов обойтись без традиционных «антидепрессантов» не могут.
Студенческими антидепрессантами, обычно выступают: сигареты (18%) и алкоголь (22%), причем, число девушек, курящих, употребляющих спиртные напитки, с каждым годом растет (1,5% студенток редко принимают спиртные напитки, около 3% юношей алкоголь принимают часто, 1%девушек и 2% юношей пробовали наркотические вещества хотя бы 1 раз в жизни(что, естественно, вызывает сильное беспокойство педагогов и родителей).
Рисунок 5
Взаимосвязь Напряженности учебы и самооценки здоровья студентов, %
№п/п Напряженность учебного Считаете ли Вы себя здоровым человеком?
процесса в вузе
да скорее не скорее нет
да определился нет
1 Учеба и отдых не совместимы 15 17 10 29 29
2 Учеба и отдых совместимы 32 35 14 12 7
Увеличивается объем получаемой информации. Источники информации в студенческой среде универсальны: интернет, социальные сети, телевидение, книги (девушки используют периодические издания как источник информации в 2 раза чаще юношей).
Но возможности человеческого восприятия не безграничны. Образовательные перегрузки могут приводить к нервным перегрузкам и срыву адаптации. Как же обеспечить равновесие между успешным получением знаний и сохранением собственного здоровья?
Оценивая состояние здоровья за время учебы в вузе, 25% студентов отмечает его ухудшение, около 40% — укрепление психофизических
характеристик , почти 35% не определились в характере изменений. В целом, относительное ухудшение тех или иных физиологических показателей отмечают более 50% студентов. При этом доля молодых людей, отмечающих снижение качества здоровья за период учебы (от первого курса до диплома), ежегодно возрастает почти на 10%.
Рисунок 6
Взаимосвязь ухудшения здоровья и уровня благосостояния учащихся
студентов за период обучения, %
№п/п Уровни благосостояния Произошло ли ухудшение Вашего здоровья за время обучения в вузе?
да нет Не определился
Крайне низкий 55 25 30
Низкий 33 36 28
Средний 29 38 33
Хороший 20 45 35
Высокий 20 53 26
Каков же характер потерь, связанных с ухудшением здоровья в студенческой среде за время обучения? 1/3 часть студентов отмечает более частые, чем прежде, недомогания, каждый 8-й - появление дополнительных хронических заболеваний и каждый 20-й - в более частых острых респираторных заболеваниях. Что, по мнению самих студентов, может быть обусловлено: неправильным режимом учебного процесса (нет возможности для отдыха), неудовлетворительным питанием, реже упоминаются высокие умственные нагрузки, отсутствие врачебной помощи.
Существенное влияние на здоровье и адаптационные процессы у студентов оказывают эмоциональное напряжение и стресс (физический и психический): под удар попадает, в первую очередь, иммунная система, в стрессовом состоянии люди подвержены более частым инфекциям, у людей, имеющих лабильную нервную систему (что свойственно молодежи), в кровь
выбрасывается большое количество стрессовых гормонов. Реактивность свойственна современной студенческой среде.
Современный студент(41% девушек и 39% юношей) по жизни сталкивается с широким набором проблем: меняется место жительства, жизненный стиль , общественное окружение, привычки, отношения. Вступление в самостоятельную жизнь, часто сопровождается материальными трудностями, необходимостью самообслуживания, сомнениями в верности выбираемого жизненного пути, будущей специальности. При этом, оценка качества жизни у молодежи производится, главным образом, по 4-м составляющим: материальной обеспеченности (критерий в 1,3 чаще главенствует у девушек), жилищными условиями, состоянием здоровья и взаимоотношениями в семье. Эти факторы не случайны, так как, примерно 80% учащихся содержат родители, дополнительно подрабатывают до15,% девушек и 18% юношей, и только 1/3 из них получают стипендию (девушки- в 2 раза чаще). Иногородний студент организует свой быт в худших жилищных условиях (общежитие, съемная квартира или комната). Неудовлетворенность качеством жизни студенты (около3%) объясняют «необходимостью учиться и работать одновременно» (25,%), «сложностями в организации образовательного процесса» (более 15%).
Особенностью студенческой жизни является особый режим сна. Студенты регулярно не досыпают(сон длится 5-6 часов, хотя физиологическая норма сна составляет 7-8 часов), Длительность до 5часов ослабляет организм, вызывает повышенное утомление, возникает «фатиг-синдром» (еще не встал, же устал), снижается усвоение учебного материала.
Рассматривая социальный срез студенчества (средний возраст немного выше 21 года), замечается тенденция к быстрому переходу молодежи на разрушительные модели поведения (практически сопоставимо с работающими взрослыми по показателям активности курения и потребления алкоголя), таким образом, риски в сфере здоровья для учащихся профессиональных училищ, колледжей и вузов возрастают.
Проанализировав все вышесказанное, получаем следующую картину студенческой жизни и факторов, влияющих на здоровье молодых людей:
1. В соответствии с медицинскими документами, 20-30% абитуриентов не считаются больными. В дальнейшем, в период обучения в вузе, наблюдается рост заболеваемости студентов, видимо провоцируемый увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, которые повышают психоэмоциональную напряженность и приводят к истощению резервов нервной и иммунной систем. Результатом такого процесса является возникновение крайних форм здоровья - состояниями предболезни.
2. У 2/3 студентов вуза адаптация к учебному процессу сопровождается умеренным возрастанием реактивности. 1/3 студентов трудно адаптируется к учебному процессу из-за наличия высокого уровня индивидуальной стрессонеустойчивости. К третьему курсу обучения в вузе до 80% успевающих студентов практически полностью адаптируются к учебным нагрузкам и окружающей обстановке.
3. Для студентов, живущих не дома, характерно ускорение темпа старения. У них повышается риск развития стрессовых состояний и, как следствие токсического стресса, развития болезней, ранее у них не отмечавшихся.
4. Здоровье и самочувствие студентов однозначно зависят от социально-экономических факторов, по значимости распределяющихся в такой последовательности: недостаток материальных ресурсов; неполноценный отдых и сон; нерациональное и несбалансированное питание; злоупотребление алкоголем, курение, употребление психотропных препаратов; некомфортные жилищные условия; плохие взаимоотношения в семье; трудности во взаимоотношениях в студенческой среде; курение; отсутствие физической активности, необходимость совмещать учёбу с работой.
Основной задачей педагогов во все времена является призыв: «Сеять
разумное, доброе, вечное!» Основополагающим в данном процессе, несомненно,
75
является создание условий для сохранения здоровья, жизнеспособности, стрессоустойчивости и социальной адаптированности студентов, а для этого необходимо отдавать себе отчет в реальных проблемах, трудностях и соблазнах, подстерегающих наших учеников в процессе получения образования в современном мире.
Список литературы:
1. Медик В.А., Осипов А.М. Университетское студенчество. М.: Логос, 2003. 110с.
2. Фоменко Л.А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга. //Автореф. дисс. канд. психол. наук., СПб., 2002.
3. Концепция охраны и укрепления здоровья здоровых в РФ на 2003-2010 гг.
4. Всероссийская конференция с международным участием «Биологические аспекты экологии человека», Архангельск, 2004/
5. Материалы к Восемнадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения», Рязань, 2014.
6. Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008.