мнение и мужчин, и женщин, независимо от возраста респондента. Второй проблемой является "уверенность в завтрашнем дне", причем для женщин и первая, и вторая проблемы находятся в одном ряду (соответственно 53 и 51%). Для отдельных категорий респондентов (разведенных, для тех, у кого в семье трое детей, для безработных) уверенность в завтрашнем дне выступает на первое место. Третье место, как и в 1995 г., респонденты отводят существенному улучшению жилищных условий (наиболее остро эта проблема стоит в Москве и крупных городах, соответственно 51 и 49%, 30% — ответивших в селе).
В меньшей степени нашли поддержку среди респондентов такие меры помощи семье со стороны государства, как увеличение послеродового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (8%); введение весомых надбавок к зарплате при рождении ребенка (17%); введение ежемесячных пособий на детей до достижения ими 16 лет (15%); причем респонденты с тремя и более детьми чаще других высказывают такое пожелание — 22%; усиление моральной поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей (5%). В 1996 г., по сравнению с 1995 г., больший процент респондентов хотели бы рассчитывать на более существенную помощь государства, особенно отдельные социальные группы.
В 1996 г. каждый четвертый (в 1994 г. — каждый пятый) был убежден, что их намерению иметь ребенка в ближайшие два—три года не может ничто помешать. Почти 1 /з респондентов могли бы завести ребенка в ближайшие годы, если бы появилась уверенность в завтрашнем дне (30%) и хорошем заработке (27%). Доля этих респондентов особенно велика в активном репродуктивном возрасте (от 25 до 40 лет) 37%.
Влияние такого фактора, как рост цен на продукты питания и самые необходимые вещи, снижается год от года; в сумме оба эти фактора в 1996 г. составляли несколько меньшую величину, чем угроза безработицы, соответственно 5 и 6% (хотя в текущем году эта угроза стала более серьезной).
Нужна ли демографическая политика? Более 1/2 опрошенных (52%) в ответах на вопрос: "Как Вы думаете, нужно ли предпринимать сейчас в России какие-либо срочные меры по регулированию рождаемости?" высказались за срочное проведение мер, направленных на повышение рождаемости, однако каждый пятый считал, что "пусть все остается как есть", а 26% затруднились с ответом. Чаще такое мнение высказывают семейные и разведенные (соответственно 56 ■и 50%), живущие в селе (59%) и в столицах (55%).
* * *
В заключение, отметим следующее:
1. Результаты исследования показали, что по сравнению с 1995 г. повысились репродуктивные ориентации населения России, но их реализация осложняется особенностями нынешнего социально-экономического и политического положения страны. Наиболее низкие показатели репродуктивных установок в Северо-Западном и Центрально-Черноземном регионах.
2. Население осознает, что без радикальной экономической реформы и политической стабильности трудно добиться уверенности в завтрашнем дне и получить возможность иметь хорошие заработки для содержания семьи с детьми и "планировать" иметь детей в ближайшие два—три года.
3. Набор существующих льгот и тех, которые могли бы быть предложены правительством, не считаются населением эффективными с точки зрения изменения репродуктивных установок.
Валентина БОДРОВА, Ховард ГОЛЬДБЕРГ*
ЗДОРОВЬЕ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН: РЕПРОДУКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
Введение. Опрос "Репродуктивное здоровье российских женщин", проведенный ВЦИОМ в 1996 г., осуществлен в рамках проекта с таким же названием, финансирование которого осуществляет Агентство США по международному развитию (USAID). Проект осуществляется в шести российских городах. Его цель — улучшение репродуктивного здоровья женщин путем создания образцовых центров планирования семьи, снабжения контрацептивами и соответствующей информацией, воспитания и обучения тех, кто планирует создать семью.
Главная цель опроса 1996 г. (следующий запланирован на 1998 г.) — измерение эффективности всей этой работы по проекту "Репродуктивное здоровье российских женщин". Он проходил в трех регионах, два из которых (Ивановская область и г. Екатеринбург) являются экспериментальной базой. Пермь проектом не охвачена и выбрана для сравнения в качестве контрольной точки: этот город по многим параметрам близок к Екатеринбургу.
Второй важной целью опроса 1996 г. является изучение современного состояния репродуктивного здоровья, потребностей в его улучшении. Так как в России до сих пор не проводились общенациональные опросы, направленные на выявление репродуктивного здоровья женщин России, то данные нашего исследования могут быть ориентиром для большинства территорий страны.
Опрос 1996 г. затрагивал принципиальные вопросы, которые входят в тематику проекта "Репродуктивное здоровье российских женщин". Среди таких вопросов — аборт и его распространенность; использование контрацептивов, увеличение доступности современных методов контрацепции, их воздействие на планирование семьи. В опросе выяснялось также мнение женщин об абортах и о специальных методах контрацепции. Нас интересовало, к каким услугам женщины прибегают, чтобы улучшить репродуктивное здоровье, и каково качество этих услуг.
Результаты и выводы, представленные в данной статье, являются предварительными и могут быть уточнены при следующем, более детальном анализе.
Методология. Организационные и финансовые вопросы исследования были обеспечены USAID. ВЦИОМ отвечал за выборку домохозяйств и респондентов, подбор и обучение интервьюеров, работавших в поле, проведение опроса, обработку его результатов и частично за анализ данных. Техническая помощь на всех стадиях подготовки и проведения опроса осуществлялась отделом Репродуктивного здоровья Центров по контролю и профилактике заболеваний США (DRH/СДС). DRH/СДС был ведущей организацией по общему плану проведения опроса, разработке анкеты, координации всей деятельности и частично анализу данных. Участие DRH/СДС финансировалось по договору с Агентством по оказанию услуг (Participating Agency Service Agreement—PASA) и отделом населения Агентства США по международному развитию (USAID's office of Population). Другие агентства, участвующие в проекте "Репродуктивное здоровье российских женщин", также внесли значительный вклад в разработку анкеты и технологии опроса.
Содержание анкеты. Анкета опроса охватывает широкий спектр тем, относящихся к состоянию репродуктивного здоровья и его нуждам в Российской Федерации.
* Ховард И. Гольдберг — доктор наук, Отдел репродуктивного здоровья Центров по контролю за заболеваемостью, Атланта, США.
Основные разделы анкеты:
социально-демографические и экономические характеристики респондентов;
беременность, аборт, фертильность;
контрацепция;
информированность, уровень образования и распространение планирования семьи;
половая жизнь подростков;
здоровье женщин;
болезни, передаваемые половым путем;
охрана здоровья матери и ребенка.
Принцип построения выборки. Как уже было сказано, опрос проводился в трех регионах России: в г. Екатеринбурге, Ивановской области и г. Перми. Планировалось провести в каждом регионе опроса примерно 2 тыс. интервью с женщинами в возрасте от 15 до 44 лет. В Екатеринбурге и Перми опрашивались только городские жительницы, в Ивановской области женщины отбирались как в городе, так и на селе.
Отбор респондентов проводился в три стадии.
На первой стадии отбирались избирательные округа, которые должны были использоваться в качестве первичных точек опроса (ПТО). В каждом регионе случайным образом отобрано по 100 ПТО.
Вторая стадия выборки состояла из отбора домохозяйств в отобранных ПТО. После того как была случайно отобрана отправная точка, отбор домохозяйств осуществлялся по спискам адресов, опубликованных для отобранных избирательных округов. Каждый раз, когда встречалось домохозяйство, где женщин в возрасте от 15 до 44 лет не было, интервьюер заменял его следующим по списку адресом. В каждом отобранном ПТО планировалось провести около 20 интервью. Для этого пришлось посетить в каждом ПТО более 20 адресов: женщины отказывались от интервью или их не было дома при повторных визитах.
Третья стадия отбора состояла в случайном выборе одной из женщин в возрасте от 15 до 44 лет в каждом отобранном домохозяйстве, где проживали несколько женщин данного возраста.
Окончательное число проведенных интервью оказалось близким к проектному. В Ивановской области было проведено 2016 интервью; в Екатеринбурге — 1974, в Перми — 2007. Уровень достижимости был высоким. В Екатеринбурге дали интервью 90% из отобранных женщин, а в Перми — 88%. Таков же порядок данных по Ивановской области.
Социально-демографические и экономические характеристики респондентов. Сравнение возрастной структуры опрошенных с данными государственной статистики (по группам в каждые пять лет) показывает, что репрезентативность выборки опроса высока: расхождения не превышают 2%.
Согласно полученным данным, около 2/з респондентов состояли на момент опроса в зарегистрированном или незарегистрированном браке. Примерно одна из пяти женщин в браке никогда не,состояла. Большинство официальных и неофициальных первых замужеств приходится на возраст 15—19 лет и 20—24 года. В самых старших когортах доля женщин, никогда не состоявших в браке, очень низка. В старших возрастных группах одна из каждых шести женщин на момент опроса была разведена или жила отдельно.
От 60 до 66% опрошенных женщин (в зависимости от региона) имели законченное среднее образование.
В Екатеринбурге и Перми около 90% женщин отнесли себя к русским, в Ивановской области таких было 95%. От 59 до 71% респондентов считают себя православными, от 27 до 37% заявили, что они не исповедуют какую-либо религию, от 1 до 3% респондентов-женщин исповедуют ислам.
Согласно опросу, примерно две из трех женщин на момент опроса работали или были в декретном отпуске. Доля тех, кто назвал себя безработными (т.е. не работающими, но желающими работать), в Ивановской области составила 18%; это более чем в 2 раза превышает долю безработных женщин в Перми или Екатеринбурге.
От 81 до 89% семей имели цветной телевизор. Менее 1/4 всех семей владели автомашиной.
Фертильность, аборт и беременность. Опрос позволил получить богатую информацию по истории беременностей, которые были у женщин в течение всего фертильного периода (даты, длительность, исход). Кроме того, по родам и абортам, имевшим место с начала 1991 г., была собрана более детальная информация: желательность беременности, вопросы кормления грудью, осложнения после аборта и др.
Фертильность. На основе собранной информации были получены повозрастные коэффициенты рождаемости. Как и во многих восточноевропейских странах, рождаемость в России приходится на относительно ранний возраст. Среднее число детей у женщин в возрасте 20—24 года составило 0,5. К 25—29 годам только от 12 до 20% женщин не имели хотя бы одного ребенка. Суммарный коэффициент рождаемости для самых старших групп был несколько меньше двух детей на одну женщину. Хотя этот показатель и ниже уровня простого воспроизводства (замещение поколения) и низок по сравнению с аналогичным показателем в большинстве стран мира, тем не менее он год от года падает и ниже всего в настоящее время. Среднее число детей на одну женщину варьирует от 1,24 в Екатеринбурге до 1,46 в Ивановской области. Эти показатели чрезвычайно низки, но они вполне соответствуют официальной государственной статистике. Следует отметить, что около 10% детей были мертворожденными. Бездетность встречалась редко, особенно в старших возрастных группах.
Аборты. Показатель искусственных абортов в России до настоящего времени остается одним из самых высоких в мире. Однако в последние годы официальная статистика показывает некоторое уменьшение абортов. В результате опроса были получены показатели абортов в зависимости от возраста респондентов. В самых старших возрастных группах женщины Перми и Екатеринбурга имели около двух абортов на протяжении своей жизни, в Ивановской области — около 1,5 абортов. Во всех территориях опроса имели искусственный аборт по крайней мере более 1/2 респондентов. Среди женщин в возрасте 40—44 лет процент тех, кто имел по крайней мере один аборт, выше среднего показателя и в Иваново составляет 72%, в Перми — 80%, в Екатеринбурге — 85%. Общий показатель абортов, т.е. число абортов в среднем на одну женщину за всю жизнь, был самым низким в Екатеринбурге (2,28 абортов) и самым высоким в Перми (2,80 абортов). Показатель аборта (т.е. вероятность того, что женщина имела аборт в течение предыдущих 12 месяцев) варьирует от 0,78 до 0,95%. Это означает, что почти каждая десятая женщина фертильного возраста имела аборт каждый год. Соотношение абортов и рождений (т.е. отношение абортов к рождению живых детей) колебалось от 1,04 в Иваново до 2,12 в Перми. Женщинам, у которых был аборт, начиная с 1991 г. задавался вопрос о том, были ли у них осложнения после аборта в течение последующих шести месяцев. От 14 до 18% ответивших отмечали, что вскоре после аборта было "осложнение, требующее лечения". Наиболее часто среди осложнений упоминалось сильное кровотечение или кровоизлияние, сопровождаемое болью в области таза.
Проведенный анализ позволил сгруппировать аборты в зависимости от последствий: краткосрочные осложне-
ния, дополнительная госпитализация или долгосрочные осложнения. Наименьший процент осложнений после абортов в целом приходится на Ивановский регион, незначительно различаются между собой Екатеринбург и Пермь. Выявлено также, что распространенность осложнений существенно не зависит от того, был ли это обычный аборт или миниаборт. Однако серьезные осложнения (продление госпитализации или повторная госпитализация) намного чаще, по сравнению с миниабортом, вызывает обычный аборт.
Исходы беременностей. С начала 1994 г. только около 1 /з беременностей закончилось рождением ребенка. Во всех трех регионах опроса примерно одна из десяти беременностей закончилась выкидышем или мертворожде-нием. Большинство же беременностей закончилось абортом. Соотношение числа обычных абортов к числу миниабортов было 2:1. Доля беременностей, заканчивающихся рождением ребенка, имеет тенденцию к резкому уменьшению в возрастных группах старше 20—24 лет, тем самым подтверждая, что большинство пар хотят иметь детей, пока они еще молоды. Соотношение обычных абортов к миниабортам остается довольно постоянным во всех возрастных группах, за исключением самых молодых и самых старших, где число беременностей невелико.
Желательность беременности. Согласно ответам женщин трех регионов, большинство закончившихся беременностей с начала 1991 г. были нежелательными. Процент "запланированных беременностей" колеблется от 34% в Перми до 43% в Ивановской области. Большинство беременностей, наступивших у женщин, не имеющих детей, были желательными. Вместе с тем среди женщин, имевших двух или более детей, от 67 до 73% беременностей были нежелательными. Менее 2% беременностей, закончившихся рождением ребенка, были отнесены респондентами к нежелательным. Это ясно показывает, что только небольшое число нежелательных беременностей не закончились абортом. Другая ситуация, если беременность планировалась: более 3/4 запланированных беременностей закончились рождением ребенка.
Женщинам, которые отвечали, что они способны забеременеть, задавался вопрос о том, сколько еще детей они хотели бы иметь. В целом от 59% (Пермь) до 67% (Ивановская область) опрошенных больше не планировали иметь детей. Доля тех, кто больше не собирается иметь детей, резко увеличивается в зависимости от числа уже имеющихся детей (например, до 90—93% утех, кто имеет троих детей или более). Такова ситуация во всех трех регионах опроса.
Контрацепция. Одной из главных целей опроса являлось исследование контрацептивной практики среди российских женщин. Здравый смысл подсказывал, что уровень распространения контрацептивов в России, скорее всего низкий, что увеличивает число нежелательных беременностей и абортов. В ходе опроса были собраны данные о знании и использовании методов контрацепции, источниках информации о том или ином методе контрацепции, неудачах и побочных эффектах контрацепции, причинах неиспользования противозачаточных средств и др.
Знание методов. Почти все опрошенные во всех трех регионах были широко знакомы с наиболее популярными контрацептивами, принимаемыми внутрь (оральная контрацепция), спиралью и презервативом. Значительная доля респонденток была знакома с такими методами, как диафрагма (колпачок на шейку матки), стерилизация женщин и мужчин.
Метод Норпланта был известен только 10—17% женщин. Что касается таких традиционных методов, как периодическое воздержание и прерывание полового акта, то они были известны 90% женщин в каждом из регионов оп-
роса. Информированность женщин о том, куда можно обратиться за теми или иными контрацептивами и сведениями о методах контрацепции, оказалась очень высокой.
Распространенность контрацепции. Опрос показал, что женщины, состоящие в зарегистрированном и незарегистрированном браке, широко пользуются контрацептивами: их доля достигает 60% в Перми, 71% в Екатеринбурге, 78% в Ивановской области.
Опрошенные в 3 раза чаще используют современные средства контрацепции, нежели традиционные методы (периодическое воздержание и прерванный половой акт).
Спираль является наиболее широко распространенным методом контрацепции во всех охваченных опросом территориях среди женщин, состоящих в браке. Следующими по частоте за спиралью широко используемыми современными методами являются презерватив (12—14%) и оральные контрацептивы (5—11%). Использование женской стерилизации составило только 1—2%, несмотря на тот факт, что большинство респонденток не хотело иметь больше детей. Периодическим воздержанием пользовались 9—14% замужних женщин.
Интенсивность применения контрацепции, как правило, увеличивается с числом детей. Это не относится к оральным контрацептивам: их с увеличением числа имеющихся детей используют, напротив, реже.
Использование контрацептивов среди женщин, состоящих в браке, коррелирует с уровнем их образования. Особенно это заметно на использовании презервативов, оральной контрацепции и периодического воздержания.
Среди женщин, ранее состоявших в браке, но не на момент интервью, чуть меньше половины пользовались методами контрацепции. Среди замужних женщин самым распространенным методом во всех регионах опроса является спираль.
Чаще всего контрацептивы, особенно оральные средства и презервативы, приобретают в аптеках. В женские консультации чаще обращаются за установкой спирали. Большинство остальных видов контрацепции предоставлялось опрошенным больницами или аптеками.
Почему не пользуются контрацептивами? Чуть более 1/2 замужних женщин, не пользующихся контрацептивами, ссылались на неспособность забеременеть, на имеющуюся на тот момент беременность, на желание стать беременной, на отсутствие половой жизни как на причины, по которым они не используют контрацепцию. Следующая группа причин: трудность получения контрацептивов, а также страх негативного их влияния на здоровье. Цена и степень доступности контрацептивов, отсутствие информации о преимуществах контрацепции перед абортом, возражения партнера в качестве причин не пользоваться контрацепцией фигурировали редко. Среди женщин, не состоящих в браке, наиболее важными причинами неиспользования контрацептивов упоминалось отсутствие половой жизни или редкие половые контакты.
Потенциальная потребность в контрацепции. По нашим оценкам, доля женщин, нуждающихся в услугах по планированию семьи, может быть выявлена на основе двух подходов. Согласно первому подходу, нуждающимися в контрацепции можно считать женщин в возрасте сексуальной активности, небеременных, способных забеременеть, не желающих беременеть и не пользующихся какими-либо контрацептивами. В таком случае потенциальная потребность в контрацепции составляет от 11% в Ивановской области до 15% в Перми.
Второй подход имеет в виду тех, кто использует периодическое воздержание и прерванный половой акт (методы с типично низкой эффективностью использования), и считает нуждающимися в контрацепции именно их. Тогда
можно сказать, что в контрацептивах нуждается каждая четвертая женщина.
Предпочитаемые методы контрацепции. От 33 до 39% женщин разных регионов хотели бы сменить используемый ими в момент опроса метод контрацепции. Чаще всего (от 56 до 71%) женщины хотели бы метод прерванного полового акта заменить на другой. От 53 до 57% хотели бы заменить такой метод, как презерватив. Очень небольшое число женщин, которые были стерилизованы, хотели бы использовать другой метод (хотя общее число стерилизованных женщин тоже было невелико). Женщины, использующие спираль, не высказывались за ее замену. Напротив, среди методов контрацепции, на которые женщины предпочитали перейти, чаще всего называлась именно спираль.
Планирование семьи. Женщинам, которые имели аборт или недавно родили, задавался вопрос о том, проводилась ли с ними беседа о планировании семьи медицинскими работниками тех учреждений, где они находились.
1/2 женщин, которые сделали аборт, ответили, что врач или сестра беседовали с ними о планировании семьи. Около 1/3 из них было рекомендовано обратиться за услугами по планированию семьи или за советами. Около 1/4 женщин покинули учреждение, получив тот или иной метод контрацепции или рецепт.
Что касается женщин, у которых недавно были роды, среди них доля имевших консультацию по планированию семьи ниже, чем среди женщин, сделавших аборт. 31—34% получили предложение от врача или сестры обсудить с ними вопрос о планировании семьи, и только 4—6% покинули лечебное учреждение, получив рецепт или какой-либо метод контрацепции.
Мнения о надежности планирования семьи. Респондентов просили оценить методы предотвращения беременности по шкале от 1 до 10 в отношении безопасности и цены, а также дать каждому методу общую оценку. В отношении как обычного, так и миниаборта мнение женщин крайне отрицательное. Стерилизация после аборта и инъекции оценивались также очень низко. Самым безопасным методом считались презерватив и спираль.
Опыт половой жизни у молодежи. По данным нашего опроса, возраст первого полового контакта у женщин приходится примерно на 18 лет. Среди 15-летних девушек доля уже вступивших в половые контакты относительно невелика. Среди молодых женщин, имевших половые контакты до замужества, 42—53% (сами или их партнеры) использовали контрацептивы. Наиболее часто при этом пользовались презервативами, прерыванием полового акта и противозачаточными таблетками.
Заболевания, передаваемые половым путем. Рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, — проблема для большинства регионов России. Опрос 1996 г. включал перечень вопросов об информированности респондентов относительно специфических заболеваний, передаваемых через половые контакты. Практически все опрошенные женщины знали о таких заболеваниях, как гонорея и сифилис. В меньшей степени женщинам известны такие заболевания, как генитальные кондиломы (па-пиломы) (12—21%), генитальный герпес (16—28%), генитальная язва (36—47%), хламидии (27—52%). Среди опрошенных высока доля женщин (30—45%), имевших на протяжении репродуктивного периода вагинальные выделения (не обязательно обусловленные половыми контактами), воспалительные процессы в области таза (31— 37%). От 4 до 9% женщин (в разных регионах) был поставлен когда-то диагноз "генитальная язва". Случаи гонореи и хламидиоза в исследуемых территориях составляли от 1 до 4%. Около 1% женщин в каждом регионе отметили, что у них диагностировался сифилис.
Охрана здоровья матери и ребенка. Женщинам, имевшим роды в последние пять лет, задавался ряд вопросов, касающихся их беременности, родов и ребенка. Процент женщин, которые не получали дородового ухода во время последней беременности, закончившейся рождением ребенка, существенно различается в зависимости от территории опроса: от 4% в Ивановской области до 12% в Екатеринбурге. От 72% (Екатеринбург) до 82%) (Ивановская область) матерей имели дородовой уход в течение первых трех месяцев беременности. В последние же три месяца беременные женщины получали дородовой уход крайне редко.
Согласно опросу, кормление грудью является обычной практикой во всех изучаемых территориях: девять из десяти женщин кормили грудью появившегося на свет ребенка. Средняя продолжительность кормления грудью варьируется от 5,5 месяцев в Ивановской области до 8,8 месяца в Перми.
Тамара ЗУРАБИШВИЛИ
Потребительская реклама и ее потребители
Реформы в России привели к ломке не только политической и экономической систем, но и устоявшихся моделей поведения большинства населения. В жизнь "советского простого человека" вошли новая действительность, новые слова, лозунги, символы, новый предметный мир. Оказавшись перед лицом ранее незнакомого товарного изобилия, он почувствовал себя потерянным. И тут роль поводыря взяла на себя реклама, призванная нести в массы новую идеологию потребления. Реклама, информируя о новых продуктах и способствуя тем самым их продаже, однако ее функции в обществе не ограничиваются толькор экономическими. Как часть массовой культуры, она обладает способностью задавать нормы потребления, стили жизни*, участвует в социализации. Реклама включает человека в современный мир, давая почувствовать свою принадлежность к нему. Она призывает сделать выбор, который поможет улучшить жизнь человека. Устанавливая эталоны поведения, диктуя моду, реклама является двигателем прогресса и ярким выражением духа современной цивилизации. Ее вездесущность, ее способность создавать и менять уже устоявшиеся привычки, поведение играют ведущую роль в процессе формирования "общества потребления".
Этот процесс начался и в России, несмотря на то что здесь пока во многом отсутствуют необходимые для этого условия: сильный средний класс и промышленность, способная удовлетворять его нуждам. Зато рекламы у нас, казалось бы, предостаточно. Из-за своей "навязчивости" она давно уже стала притчей во языцех.
ВЦИОМ уже неоднократно выяснял отношение россиян к рекламе**. Но эта тема пока что не освещалась в "Информационном бюллетене мониторинга". Настоящая статья — первая попытка рассмотреть отношение российского населения к рекламе.
Мнение россиян о рекламе, как свидетельствуют данные мартовского мониторинга ВЦИОМ 1995 г., носили ярко выраженный негативный характер: 65% тогда считали, что она часто создает иллюзию большего, чем на
* См.: Бове Кортлэнд Л., Арекс Уильям Ф. Современная реклама. Тольятти, 1995; Ellul Jacgues. The technological society. N.Y., 1964.
** Напр., мартовский мониторинг 1995 г. (N=993 человека), сентябрьский мониторинг 1995 г. (N=2392 человек).