УДК 316.728:613:331.101.262
ЗДОРОВЬЕ ПРОФЕССИОНАЛА
КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
М.В. Сокольская, A.B. Ткаченко
ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» г. Хабаровск, Россия, 680021
Аннотация. В статье рассматривается категория «здоровье работника (профессионала)», текущее состояние здоровья трудоспособного населения, анализируется психологическое обеспечение и определяется содержание профессионального здоровья.
Ключевые слова: здоровье, профессиональное здоровье, профессиональная пригодность, здоровый образ жизни, психология профессионального здоровья.
В настоящее время, когда возросло внимание к более продуктивному использованию трудовых ресурсов, учету затрат рабочего времени, существенно повысилось значение показателей состояния здоровья работников, занятых в самых разных сферах экономики. Категория «здоровье работника» рассматривается как экономическая ценность наряду с прибыльностью производства, а здоровье рассматривается как необходимое условие высокого трудового потенциала, показателя культуры и наиболее яркий показатель эффективного государственного управления [2].
На трудоспособных мужчин и женщин легла главная тяжесть адаптации к жизни в новых социально-экономических условиях, приведших к развитию длительного психологического напряжения. Наряду с другими причинами это повлекло за собой повышенную смертность именно данной категории населения. Средняя продолжительность жизни основного трудового слоя населения не превышает 64—66 лет, примерно 40% мужчин не доживает до пенсии [4]. Высок уровень травматизма здоровой трудоспособной части населения. Темпы прироста процента смертности населения в трудоспособном возрасте за последнее десятилетие составили по несчастным случаям, отравлени-
ям и травмам 130,6%; по всем причинам (включая все болезни) — 126,0%.
По данным социологических отчетов, в России из-за болезней ежедневно не выходят на работу 3 млн человек; 20—25 млн чел. на работе находятся в предболезненном и постболезненном состоянии. Более 70% трудового населения к пенсионному возрасту страдают от различных заболеваний, учитывая, что пенсионный возраст в России наступает на 5—10 лет раньше, чем в Европейских странах). Например, среди женщин работоспособного возраста доля практически здоровых составляет лишь 17,2%; 58% страдают хроническими заболеваниями; 13,4% имеют различные функциональные отклонения. При этом 58% женщин признают, что их деловая карьера, безусловно, зависит от хорошего физического состояния и современного физического имиджа.
Все в большей степени снижается функция контроля государства за условиями труда и состоянием экологии. В России около 5 млн человек трудятся в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам по содержанию вредных веществ, уровню шума, вибрации, микроклимату [4].
—--—
~ 807 ~
Новым естественным явлением стала ситуация, когда в условиях возникновения и распространения реальной безработицы состояние здоровья является чуть ли не основным фактором профотбора и профпригодности. Это приводит к тому, что экономически активное население в целях поддержания перед работодателем определенного профессионального имиджа резко ограничило обращаемость за помощью к специалистам. Не регистрируемая острая патология зачастую переходит в хронические заболевания. При этом для патологических состояний характерно множественность, сочетанность, комплексность, ведущих к инвалидизации и преждевременной смертности трудоспособного населения [13].
В структуре, как общесоматической патологии, так и профзаболеваний значительное место занимают пограничные нервно-психические состояния. Сплошное обследование работников ряда крупных предприятий показало, что на долю пограничных нервно-психических расстройств приходится более 80% всех заболеваний. Психоневрологические расстройства могут выступать как самостоятельный, относительно специфический синдром, например, при воздействии нейротроп-ных веществ или при работе в условиях значительного нервно-эмоционального напряжения, а также сопровождать соматическую патологию, вызванную другими производственными факторами или их комплексом. Следует отметить, что при длительном течении профзаболеваний возможно изменение социального статуса больного с нарушением отношения к труду. Это, в свою очередь, нередко способствует развитию психопатологических нарушений.
Научно-технический прогресс привнес во все сферы народного хозяйства новые, ранее не свойственные производственному процессу профессиональные вредности. Имеются в виду информационные стрессы, перенапряженность интеллектуальной деятельности, гипокинезия (недостаток движения), сенсорная изоляция, монотония на фоне эмоциональной напряженности, аллергизиру-ющая среда обитания и ряд других факторов.
Все это обостряет актуальность проблемы повышения эффективности, целенаправленности и научной обоснованности мер по поддержанию здоровья профессионала.
Научные данные подтверждают преобладающее влияние образа жизни на здоровье вообще. По модели обусловленности здоровья, основными и определяющими факторами риска являются: образ жизни — 50—55%; внешняя среда — 20—25%, генетический фактор — 15—20%, здравоохранение — 8—10%. Согласно концепции факторов риска и образа жизни, большая часть факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, относится к субъективным, зависящим от поведения человека. Все так называемые вредные привычки, в известной мере, даже некоторые вторичные факторы риска, например, неблагоприятные условия жизни, которые во многом определяют, направляют поведение человека, также зависят от него самого [12]. Многолетними исследованиями установлена ведущая роль поведения (индивидуумов, семей) в патологии и сохранении здоровья [1—3; 9; 12 и др.]. Была предложена формула факторов здоровья: среда — поведение — человек, где подчеркивается, что главный фактор здоровья — поведение человека.
На сегодняшний день Всемирная организация здравоохранения выделяет более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на человека. На первое место ставится гипокинезия, на второе — неправильное питание (прежде всего, избыточный вес), третье место занимают вредные привычки (злоупотребление алкоголем, табакокурение, употребление наркотиков и других химических веществ). Четвертое место занимает неблагоприятная экологическая обстановка. Выделяются первые три фактора, которые непосредственно зависят от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения. Это гипокинезия, неправильное питание и вредные привычки. Вклад факторов риска в преждевременную смертность составляет: алкоголь — 15%; неправильное питание — 12%; курение — 6%; гипертония — 6%; низкая физическая активность — 4%; неблагоприятная среда на рабочем месте — 2% [8; 10].
Несмотря на актуальность поддержания здоровья, в большинстве случаев у работника не сформирована потребность в сохранении и укреплении профессионального здоровья. Исследования отношения населения к здоровью показывают, что только 30% оценивают свое состояние здоровья
—--—
~ 808 ~
«скорее хорошее, чем плохое». Однако в большинстве случаев население не обращается за помощью к специалистам, объясняя это следующим образом: «считаю, что заболевание пройдет само собой, без лечения»; «стараюсь не обращать внимания на состояние своего здоровья»; «боюсь изменить к себе отношение по месту работы»; «боюсь материальных затрат» и т.п. Всегда обращаются за помощью примерно 15% опрошенных [12].
Существуют различия между мужчинами и женщинами по отношению к своему здоровью. Женщины оценивают свое здоровье как хорошее почти в 2 раза реже, чем мужчины. Соответственно женщины чаще обращаются к врачу с профилактической целью — 34,1% и только 18,6% мужчин обследуется в целях профилактики. В случаях реальных недомоганий женщины в 1,7 раза чаще обращаются к врачу, чем мужчины. Вследствие этого хронические заболевания у женщин встречаются почти в 44 случаях из 100, а у мужчин — в 29 случаях [2; 13].
Следует отметить, что в настоящее время наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам ЗОЖ, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10—15% опрошенных, в целом в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни [4; 8; 9; 12 и др.].
Основными причинами небрежного отношения к здоровью являются: недостаток времени (54,8%); неорганизованность (33,2%); занятость работой (27,3%). Среди лиц с удовлетворительным и плохим здоровьем преобладает: посещение врача, профилактические осмотры, прием лекарств. С одной стороны, это естественно, с другой — эти люди исключают возможность поддержания здоровья собственными усилиями. Необходимо указать на расхождение информированности и мотивации по отдельным элементам ЗОЖ. Так, знают о влиянии низкой физической активности на возникновение болезней 55% респондентов, но убеждены в этом только 24,5% из них. Аналогичны несоответствия в знаниях и убеждениях по вопросам нерационального питания (44,9% и 22,6%); курения (48,9% и 26,2%); употребления алкогольных напитков (50,8% и 28,8%) [5].
Специалисты по формированию здорового образа жизни отмечают, что «классические» прописи ЗОЖ в российских условиях недостаточно эффективны. В настоящее время отмечены благоприятные сдвиги в отношении ряда факторов риска: потребляется меньше мяса и жира; снижается содержание холестерина в крови; уменьшается суточная калорийность питания; сокращается доля лиц с избыточной массой тела; увеличивается двигательная активность значительной части населения; потребление алкоголя и табака на душу населения осталось практически на прежнем уровне. Казалось бы, вольно или невольно население стало вести более здоровый образ жизни. Однако, это мало сказалось на его состоянии здоровья. Требуется иной подход к этой проблеме, заключающийся в повышении устойчивости всего организма к комплексу активных воздействий при адаптации к одному из них. В качестве одного из таких подходов следует рассмотреть новое направление — психологию профессионального здоровья [1; 12].
В целом здоровье профессионала рассматривается, как свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях, в которых протекает профессиональная деятельность индивидуума [11]. Понятие «профессиональное здоровье», в отличие от принятых определений здоровья, подразумевает наличие такого качества, как способность организма восстанавливать нарушенное состояние в соответствии с регламентацией объема и вида профессионального труда. Со сложностью выполнения конкретной профессиональной задачи соотносится не только диагноз, но и функциональное состояние. Важным является поддержание и восстановление рабочего состояния. Главной целью становится предупреждение болезненного состояния человека путем активного восстановления его психофизиологических резервов, обеспечивающих равновесие организма с окружающей средой.
Психологическое обеспечение профессионального здоровья включает в себя прогнозирование здоровья, выявление так называемых групп «риска», психологическую реабилитацию и коррекцию лиц, перенесших воздействие факторов психотравмирующей ситуации [7].
—--—
~ 809 ~
При определении содержания профессионального здоровья возникает проблема неоднозначности его соотнесения с тем, что обычно понимается под самим здоровьем вообще. Так, с одной стороны, практически здоровый человек может оказаться профессионально нездоров (например, водитель, допускающий даже умеренный прием алкоголя во время рабочего дня), а, с другой стороны, у профессионально здорового человека, успешно работающего (например, на вредном производстве) и хорошо себя чувствующего во время работы, могут быть латентные болезненные изменения. Поэтому, рассматривая профессиональное здоровье как составной элемент профессиональной пригодности, становится необходимым вовлечение в сферу изучения и учета отношения работников к своему здоровью, их реальных действий по его поддержанию и укреплению.
Здоровье сохраняет в любом виде трудовой деятельности профессионально высокий уровень, оно определяет стабильность достигнутых результатов путем выработки психологических установок на поддержание здоровья. В условиях труда и обучения здоровье становится не только состоянием организма, но и субъективной самоценностью для работающего человека. В этом случае здоровье может стать «социально-экономическим механизмом повышения результативности и качества труда».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания // Психология: итоги и перспективы. СПб., 1996.
2. Гридин Л. А. Общественное здоровье как показатель благополучия стабильности общества // Российский медицинский журнал. 2001. № 3. С. 9—12.
3. Гурвич И.Н. Социально-психологические факторы здоровья // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. С. 361—404.
4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
5. Кицул И. С. Мнение пациентов о состоянии своего здоровья и результатах оказанной медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1998. № 4. С. 7—8.
6. Куликов Л.В. Осознание здоровья как ценности // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2000. С. 240—284.
7. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. докт. дис. СПб., 1996.
8. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2001.
9. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002.
10. Оганов Р.Г. Здоровый образ жизни и здоровье населения России // Вестник РАМН. М., 2001. № 8. С. 14—17.
11. Разумов А.Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека / Под ред. B.C. Шинка-ренко. M., 1996. C. 12—39.
12. Сокольская, М.В. Личностное здоровье профессионала: дис. ... д-рапсихол. наук. Хабаровск, 2012.
13. Щепин О.П., Тишук Е.А. Формирование медико-демографических процессов в РФ // Вестник РАМН. 2001. № 5. С. 43—48.
PROFESSIONAL'S HEALTH AS SOCIALLY-ECONOMIC CATEGORY
M. V. Sokolskaya, A. V. Tkachenko
Far-Eastern State Transportation University Khabarovsk, Russian Federation, 680000
Annotation. In article the category "health of the worker (professional)", current state of health of able-bodied population is considered, psychological providing is analyzed and the content of professional health is defined.
Key words: health, professional health, professional suitability, healthy lifestyle, psychology of professional health.
—--—
~ 810 ~
REFERENCES
1. Anan'ev V.A. Psihologija zdorov'ja — novaja otrasl' chelovekoznanija. Psihologija: itogi i perspektivy. St.Petersburg, 1996.
2. Gridin L.A. Obshhestvennoe zdorov'e kak poka-zatel' blagopoluchija stabil'nosti obshhestva. Rossijskij medicinskij zhurnal, 2001, no. 3, pp. 9—12.
3. Gurvich I.N. Social'no-psihologicheskie faktory zdorov'ja. Psihologija zdorov'ja. Ed. G.S. Nikiforova. St. Petersburg, Izd-vo S-Peterb. un-ta, 2000. P. 361—404.
4. Kazin Je.M., Blinova N.G., Litvinova N.A. Osnovy individual'nogo zdorov'ja cheloveka: Vvedenie v obshhuju i prikladnuju valeologiju. Moscow, Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000.
5. Kicul I.S. Mnenie pacientov o sostojanii svoego zdorov'ja i rezul'tatah okazannoj medicinskoj pomoshhi. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny, 1998, No. 4, pp. 7—8.
6. Kulikov L.V. Osoznanie zdorov'ja kak cennosti. Psihologija zdorov'ja. Ed. G.S. Nikiforova. St. Petersburg, Izd-vo S.- Peterb. un-ta, 2000. P. 240—284.
7. Maklakov A.G. Osnovy psihologicheskogo obespe-chenija professional'nogo zdorov'ja voennosluzhashhih: Avtoref. dokt. dis. St. Petersburg, 1996.
8. Markov V.V. Osnovy zdorovogo obraza zhizni i profilaktika boleznej. Moscow, Izd. centr Akademija, 2001.
9. Nikiforov G.S. Psihologija zdorov'ja. St. Petersburg, Rech', 2002.
10. Oganov R.G. Zdorovyj obraz zhizni i zdorov'e naselenija Rossii. Vestnik RAMN, 2001, no. 8, pp. 14—17.
11. Razumov A.N., Ponomarenko V.A., Piskunov V.A. Zdorov'e zdorovogo cheloveka. Ed. B.C. Shinkarenko. Moscow, 1996. C. 12—39.
12. Sokol'skaja M.V. Lichnostnoe zdorov'e professional: dis. d-ra psihol. nauk. Habarovsk, 2012.
13. Shhepin O.P., Tishuk E.A. Formirovanie mediko-demograficheskih processov v RF. Vestnik RAMN, 2001, no. 5, pp. 43—48.
L klhlbllP
m annul
INfOBA5E '
INDEX
COPERNICUS OAJt S'Sl QULRICHSWEB
- i ti i r ! e s i i nc* ■
Google i^CiteFactor ^ %