МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
УДК 1:614.2:613.4
© Д.М. Азаматов, О.Г. Афанасьева, 2008
Д.М. Азаматов, О.Г. Афанасьева ЗДОРОВЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 450-ЛЕТИЮ ДОБРОВОЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА К РОССИИ)
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа
Современные биомедицинские технологии разрушили устоявшиеся представления о природе человека, вызвав необходимость не только новой проработки проблемы, но и нового осмысления сущности бытия. Возникшая потребность в концепции целостного человека может быть удовлетворена при использовании медицинского знания (индивидуальный подход к человеку). В то же время в такой концепции нуждается и сама медицина, которая, породив антрополого-онтологические проблемы, не может их самостоятельно решить, поскольку они носят мировоззренческий и аксиологический характер, выходящий за пределы ее компетенции в сферу философской антропологии.
Ключевые слова: здоровье, болезнь, паттерны болезни, образ жизни, духовное здоровье, социология здоровья и болезни, философия здоровья.
D.M. Azamatov, O.G. Afanasyeva HEALTH AS A SOCIAL-PHILOSOPHIC PROBLEM
Up-to-date biomedical technologies challenge traditional concepts about human nature. The awareness of the problem as well as understanding of human life is of great importance. The demand for the human integrity concept may be met using medical knowledge (an individual approach to man). At the same time, medicine itself is in need of such a concept. Having given rise to an-thropologo-ontological problems of world-outlook and axiologic nature, it cannot solve them on its own. This is beyond its scope and is within the limits of philosophic anthropology.
Key words: health, disease, disease patterns, life style, mental health, sociology of health and disease, health philosophic.
Проблема долголетия и здоровья, качества и смысла жизни принадлежит к числу вечных философских проблем. В современную историческую эпоху состояние здоровья отдельного человека вошло в число тех проблем, с которыми связано выживание человека, сохранение его как вида. Поэтому неудивительно, что беспокойство по поводу стремительного ухудшения состояния здоровья населения России в новом тысячелетии растет практически во всех слоях общества. Естественные, гуманитарные, даже технические сферы научного знания пытаются разработать и представить некие универсальные технологии, призванные помочь человеку сохранить или восстановить его здоровье.
Кризисная антропологическая ситуация нашего времени делает человека предметом исследования не только гуманитарных, но и естественных наук. Более того, проблема человека может быть решена лишь совместными усилиями всего комплекса научного и вненаучного знаний. Эти и другие темы обсуждались на межвузовской научнопрактической конференции «Здоровье как социально-философская проблема», посвящен-
ной 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России, состоявшейся в мае 2007 года в Башкирском государственном медицинском университете на кафедре философии с правоведением, курсом истории и основ экономики. На конференции присутствовали ведущие ученые и деятели из различных вузов г. Уфы.
Участники конференции рассказали о последних эмпирических исследованиях в области философии здоровья, рассмотрели теоретические подходы к данной проблематике. Диапазон подходов к проблеме здоровья человека XXI века был чрезвычайно широк.
Заведующий кафедрой философии, профессор Д.М. Азаматов (БГМУ) посвятил свое выступление здоровью как социальной и социально-философской проблеме.
В современных условиях здоровье перестает быть только личным делом человека, оно становится проблемой жизни и смерти этноса, социума в целом. Поэтому сегодня требуется новая философия здоровья, трактующая это состояние как важнейшую человеческую ценность, обусловливающая более полное и целостное осмысление природы и
сущности человека как потенциальной основы здоровья. Великий мыслитель и художник Леонардо да Винчи, намного опередивший свой век и предвосхитивший свершения и проблемы XXI века, в том числе и проблемы устойчивого развития, писал: «Надо понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживают, а их раздор его разрушает и губит».
Леонардо да Винчи - великий представитель европейской цивилизации, человек западного менталитета. Однако, пытаясь понять ценность категории здоровья, следует обратиться и к мудрецам Востока, представителям восточного менталитета, ибо без них, основываясь на позициях научного и философского европоцентризма, невозможно правильно решить ни одну глобальную проблему. В Древней Индии и Китае, Тибете и на Арабском Востоке наука о здоровье никогда не рассматривалась отдельно от философии Космоса. Здоровье человека считалось органической частью жизнедеятельности, ритмов, «дыхания» Вселенной. Знаменитый врач Авиценна начинает изучать медицину наряду с философией жизни и логикой. Только целостное представление о Вселенной, природе, ее ритмах и жизни человека дало ему возможность, по его собственному утверждению, понять тайну человеческого здоровья.
Если понимать здоровье как состояние человека, позволяющее ему нормально функционировать, выполнять свои индивидуальные и социальные обязанности, то следует помнить, что состояние человека не остается неизменным в зависимости от его возраста, климатических и других природных условий, времени года и времени суток. Для того, чтобы квалифицировать состояние как здоровое или болезненное, нужно знать природу и сущность человека. В определении природы и сущности человека «участвуют» сегодня сотни наук и научных направлений, но обобщающей и интегрирующей наукой выступает философия. Именно философия с ее отраслевыми знаниями помогает понять смысл не только других наук, но и смысл мироздания самого человека, всего происходящего в этом мире. Следовательно, если человек есть «мера всех вещей», то его здоровье нужно определять через природу и сущность человека, а это прерогатива философии и в том числе социальной.
Вероятно, многим из нас знакома фраза: «Смотри на мир философски, жить будет легче». Действительно, очень многое зависит от
настроения и состояния духа человека. Философски мыслящий врач и естествоиспытатель Парацельс (1493-1541гг.) считал, что «лучшей защитой от всех болезней является состояние духа». К этому мы лишь добавим, что дух не только защита от болезни, он может быть и его причиной. И в этом ракурсе без философии, науки занимающейся духовностью, не обойтись.
Философия здоровья призвана изучать и рекомендовать наиболее целесообразные методологические подходы к пониманию здоровья. Таковыми, на наш взгляд, являются целостный, междисциплинарный подход к определению природы и сущности человека и через них - к пониманию здоровья как гармонии между человеческим организмом и внешней средой обитания, между телом и духом. Все это в конечном счете объединяет парадигмы устойчивого, ноосферного развития и философию здоровья, детерминирует взаимосвязь одного и другого.
Профессор Ф.С. Файзуллин (УГАТУ) проанализировал современное состояние социологии здоровья. Трансформация верований и ценностей в отношении здоровья происходила постоянно в ходе исторического развития медицинской науки. В свое время еще П. Сорокин, изучая взаимовлияние биологических и социокультурных явлений, выделял биосоциологию, включающую биоор-ганицистскую, дарвинистскую, демографическую и другие школы и направления. Исследования, направленные на изучение потребности в здоровье в той или иной продолжительности жизни, начали проводиться впервые за рубежом в рамках танатологии при измерении установок к смерти (П. Хендел, А. Толор, В. Мерфи и др.).
Большинство авторов (Паульс, 1973; Маккейн, 1980; М. Соколовска, 1986; Р.М. Фитцпатрик, 1987) склонны выделять 3 паттерна (образа) болезни в историческом аспекте:
1. Доаграрные паттерны болезни. В этот период смертность популяции была вызвана прежде всего внешними факторами, связанными с опасностью на охоте и несчастными случаями.
2. Болезни в аграрном обществе. Причиной резкого увеличения смертности населения явились эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний. Именно инфекционная теория болезни, появившаяся в 19 веке, способствовала тому, что основной парадигмой медицины стала медицинская модель. «Основополагающие элементы этой модели заклю-
чаются в следующем: (1) все болезни вызываются специфическими этиологическими агентами; (2) пациента следует считать пассивным объектом медицинского вмешательства; (3) восстановление здоровья требует использования медицинской технологии и передовых научных методов» (Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. - Казань, 1997. - 164 с.).
3. Индустриальное общество. В 20 веке медицинской науке стали известны психосоматические заболевания, составляющие 50-75 % всех болезней (Дэнбер, 1955; Селье, 1956). В качестве причин таких хронических дегенеративных расстройств, как язвенная болезнь, гипертония, нарушения иммунной системы, депрессии и многие другие, рассматриваются психоэмоциональный стресс и неправильный образ жизни. Тем самым обозначился поворот к иному подходу в медицине - перенос внимания с изучения болезни на изучение человека.
На этом этапе неоценимым является вклад социологов в понимании проблем социального здоровья. Тенденция к «систематическому эмпиризму» во многом обеднила теоретическое развитие медицинской социологии, поэтому в настоящее время более популярно второе направление - социология здоровья и болезни. Данная область научного знания включает широкий тематический спектр, в который входят, например, концепция роли больного Т. Парсонса (1951), концепция стигматизации (Гоффман, 1961), рассмотрение профессиональных особенностей здравоохранения (Фрейдсон, 1970), социальных установок к вопросам смерти (П. Хендел, В. Мерфи, 1965), медицины как института социального контроля (Д. Такетт, 1973).
Параметры взаимозависимости духовно-нравственного и физического здоровья затронуты профессором Б.С. Галимовым (БГУ). Каковы же с точки зрения медицины факторы, влияющие на неблагополучное социально-демографическое состояние? В отечественном медицинском сообществе признание получили исследования академика Ю.П. Лисицина. Среди всех факторов (100 %), влияющих на состояние здоровья, среди которых неблагоприятная экология, наследственность, явления медицинского порядка и др., 55 % - это образ жизни человека.
Долгие годы под влиянием марксистско-ленинской философии в социальные науки внедрялось понимание образа жизни, выражением которого можно рассматривать определение образа жизни, как «понятия, при-
меняемого в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни охватывает типичные для данного общества, класса, социального слоя условия и формы жизнедеятельности людей». Данное определение ориентирует прежде всего на характеристику материальных условий и форм жизнедеятельности людей. Конечно же эта ориентация имеет свое определенное значение. Зависимость между условиями труда, быта, формами проведения досуга, с одной стороны, и здоровьем человека с другой -очевидна. Данный подход ориентирован на материальные условия и потребности без учета личностных характеристик человека, его духовных потребностей, ценностномировоззренческих ориентации, духовнонравственных мотивов поведения. Очевидно, что в немалой степени именно ценностномировоззренческие ориентации, ставшие для человека личностно значимыми, определяют его целесообразное поведение. Именно духовно-нравственная культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового, или «праведного» (в терминологии нравственной христианской философии) образа жизни. Концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит к некоторой абсолютизации роли соматических составляющих здоровье человека, оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психического, социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации можно рассматривать широко распространенную максиму: «В здоровом теле - здоровый дух», где психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности.
В докладе профессора А.В. Лукьянова (БГУ) был рассмотрен опыт реконструкции диалогов Платона в трактовке понятия здоровья как социально-философской проблемы.
Живое существо всегда соразмерно. Но когда мы говорим о соразмерности, то часто принимаем в расчет разные мелочи, а самые существенные упускаем из виду. Между тем, когда выдвигается «вопрос о здоровье и болезни, о добродетели и пороке, нет ничего важнее, нежели соразмерность или несоразмерность между душой и телом как таковыми» (Платон. Собрание сочинений в 4 т.: - М.: Мысль, 1994 Т. 3. - 494 с.).
Здоровье человека сродни духу или движению мысли. Менее совершенно то, которое вызвано посторонней силой. Однако
хуже, если тело покоится в бездействии. Деятельность человека - основа его здоровья. Общество также должно иметь систему ценностей, которая выстраивает его деятельность в направлении гармонии и благополучия.
Различные мнения относительно философии здоровья и одновременно общее стремление к возможно полному знанию создали на конференции атмосферу открытости.
Принята к печати 25.01.2008
УДК 612.014-001.57
© Г.Г. Максимов, Ю.Г. Азнабаева, З.И Бутаев, 2008
Г.Г. Максимов, Ю.Г. Азнабаева, З.И Бутаев БИОЭЛЕКТРОГРАФИЯ В МЕДИЦИНЕ И БИОЛОГИИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа Учебно-исследовательский центр энерго-информационных систем оздоровления
«ЭНИСО», Иркутск
Современная биоэлектрография представляет собой регистрацию биоэлектрических потенциалов различных органов и систем. Это прежде всего широко используемые в практическом здравоохранении и научных исследованиях в медицине и биологии методы электрокардиографии, электроэнцефалографии, миографии и другие, которые постоянно совершенствуются.
В конце XX века разработана инновационная технология газоразрядной визуализации биоэлектрографии - ГРВ БЭГ, позволяющая регистрировать энергетическое состояние различных органов и систем и организма в целом.
Аналитический обзор основных результатов научных и прикладных исследований по проблеме использования метода газоразрядной визуализации биоэлектрических состояний организма составлен по материалам XI Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии «Наука. Информация. Сознание.» (7-9 июля 2007, Санкт-Петербург), в котором приняли участие ученые разных специальностей (физики, кибернетики, биологи, медики, психологи и др.) из 15 городов России и 9 стран ближнего (Украина, Беларусь, Латвия, Казахстан) и дальнего (США, Франция, Австрия, Германия, Вене-суэлла) зарубежья.
До рассмотрения результатов применения метода ГРВ БЭГ в разных областях медицины и биологии представляется целесообразным изложить его суть.
Ключевые слова: биоэлектрография, газоразрядная визуализация, метод К.Г. Короткова, энергоинформационное состояние организма.
G.G. Maksimov, Y.G. Aznabaeva, Z.I. Butaev BIOELECTROGRAPHY IN MEDICINE BOTH BIOLOGY:
A REALITY AND PROSPECTS
In clause the review of materials XI of the international scientific congress on GDV bioelectrography « Science. Information. Spirit. » (7- 9 July, 2007, СПб), in which are covered the basic results of application in various branches of medicine, biology and ecology of a new method bioelectrography - gas-discharge visualization (GDV), developed by the professor fcG. Коrоtkov. The method
GDV allows to estimate a level and character of a energy-information status of organisms and to reveal bodies - target at a stage before clinical of displays of pathological process. It is recommended to use at realization in medical practice for prophylacticsee-ings of the population and in scientific medical and biological researches as the objective high-sensitivity integrated test.
Key words: bioelectrography, gas-discharge visualization, method of the K.G. Korotkov, energy-information status of organisms.
Современная биоэлектрография представляет собой регистрацию биоэлектрических потенциалов различных органов и систем. Это прежде всего широко используемые в практическом здравоохранении и научных исследованиях в медицине и биологии методы электрокардиографии, электроэнцефалогра-
фии, миографии и другие, которые постоянно совершенствуются.
В конце XX века разработана инновационная технология газоразрядной визуализации биоэлектрографии - (ГРВ БЭГ), позволяющая регистрировать энергетическое со-
стояние различных органов и систем и организма в целом.
Аналитический обзор основных результатов научных и прикладных исследований по проблеме использования метода газоразрядной визуализации биоэлектрических состояний организма составлен по материалам XI Международного научного конгресса по ГРВ БЭГ биоэлектрографии «Наука. Информация. Сознание.» (7-9 июля 2007, Санкт-Петербург), в котором приняли участие ученые разных специальностей (физики, кибернетики, биологи, медики, психологи и др.) из 15 городов