Научная статья на тему 'Здоровье и образ жизни девочек из неполных семей'

Здоровье и образ жизни девочек из неполных семей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
197
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье и образ жизни девочек из неполных семей»

системы: активация симпатической нервной системы, мобилизация центрального контура регуляции ритма сердца, ослабление парасимпатических влияний и гуморального канала регуляции ритма сердца, что подтверждается увеличением АМо, ИН, ВПР и увеличением доли детей с гиперсимпатикотонической ВР. По мере увеличения тяжести ДА до средней и тяжелой степени происходит напряжение и постепенное истощение адаптивных механизмов, что проявляется угнетением симпатической системы, переключением механизмов регуляции на автономный уровень и, как следствие этого, - усилением парасимпатических влияний на регуляцию работы сердца. Это подтверждается уменьшением АМо, ВПР, снижением АХ, нарастанием доли детей с асимпатикотонической ВР.

Следует отметить важность выявленных особенностей функционирования сердечнососудистой системы, поскольку, по мнению классиков детской кардиологии Н.А. Белоконь и М.Б. Кубергера (1987), у детей раннего возраста "...механизмы регуляции ритма сердца несовершенны и таят в себе опасность перенапряжения и срыва адаптации с развитием патологического процесса, что может быть одной из причин большой ранимости детей раннего возраста".

Исходя из сказанного выше и полученных нами результатов, дети с ДА средней и тяжелой степени требуют углубленного исследования сердечно-сосудистой системы и составляют группу риска по возможному возникновению у них нарушений ритма сердца и дезадаптации сердечной деятельности, что является обоснованием необходимости наблюдения их кардиологом.

Литература

1.Беляков В.А., Позлевских Т.С. Определение адаптационных возможностей детей раннего возраста с помощью метода вариационной пульсометрии // Педиатрия, 2004.- №2.- 106-107.

2. Емельянчик Е.Ю. Влияние двигательного режима на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции у дошкольников // Педиатрия, 2004.- №2.- С.2-4.

3. Осокина Г.Г., А.И. Хавкин. Роль нейровегетативной дисфункции в патологии детского возраста. //Актуальные проблемы абдоминальной патологии у детей: Сб. Работ 5-й конференции по гастроэнтерологии.-М., 1998.- С.-14-15.

УДК 616-053.2-058:613.9

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕВОЧЕК ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ М.А. Пунина, Ж.Г. Чижова, В.Н. Шестакова, А.В. Авчинников

ГОУ ВПО "Смоленская медицинская академия ", педагогический университет, Смоленск.

Семья - это малая социальная группа, ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе, которые связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Необходимо различать первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семью. Супружеская семья может вливаться в родительскую или же обособляться от нее. Формы образования супружеских пар и характер процесса брачности исторически обусловлены, подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества. В большинстве случаев общество регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации является регистрация брака, в прошлом церковная, теперь - гражданская (юридическая). На протяжении большей части истории человечества был распространен тип брачности, характеризовавшийся относительно ранними браками, когда значительная часть поколения начинала супружескую жизнь в молодом возрасте. Другая черта этого типа брачности - всеобщность брака: в брак вступали все представители каждого поколения, за исключением тех, кто вынужден был оставаться вне брака по состоянию здоровья. Безбрачие осуждалось общественным мнением, хотя и существовали группы, сознательно отказавшиеся от брачных уз (монашество). При внебрачной связи партнеры не признаются окружающими за супругов и сами они, как правило, не считают друг друга мужем и женой. Выделяют браки зарегистрированные и незарегистрированные [2,5]. Такое подразделение считается не совсем точным, так как зарегистрированный брак является фактическим (за исключением фиктивных браков по материальным, жилищным и другим мотивам). Бывает и так, что один из супругов рассматривает свои отношения как незарегистрированный брак, но другой

партнер с этим не согласен. В этом случае говорить о брачном союзе нельзя. Согласно статье 27 Семейного кодекса РФ, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью, то такой брак считается фиктивным и может быть признан недействительным. В зависимости от формы брака выделяются типы семейной организации - моногамия (союз одного мужчины и одной женщины) и полигамия (многоженство и многомужества). Впрочем, в такой сложившейся ситуации правильнее говорить о том, что мужчина или женщина состоят одновременно в нескольких браках [2,5]. Но это встречается лишь только у некоторых народов. Большинство мировых религий высоко ценят семью, семейные устои, поскольку именно брак является источником продолжения рода, оплотом любви, надежности для супругов и детей.

Выделяют семьи нуклеарные и сложные. Нуклеарная семья - это семья, состоящая из супружеской пары с ребенком или без детей.

В нуклеарной семье активнее развивается самостоятельность ее членов, и это укрепляет семейные узы. Сейчас многие нуклеарные семьи не готовы решать семейные и бытовые проблемы. Следствием этого является большое количество разводов в молодых семьях. Семьи, не состоящие в браке, являются не традиционными. Все остальные типы семьи относятся к традиционным [2, 3, 4, 5].

Если некоторые из детей состоят в браке и проживают совместно с родителями или одним из них, то такая семья считается сложной. Многие исследователи в настоящее время, наряду с кризисом в экономике и других сферах, подчеркивают кризис семьи. Современная семья во многом отличается от семей предыдущих формаций. Характерной особенностью стало образование неполной нуклеарной семьи, которая состоит из одного родителя и его детей. Неполные семьи возникают вследствие развода супругов, рождения детей вне брака, смерти одного из супругов. В результате этих причин воспитанием ребенка занимается один из родителей, чаще мать. Воспитание ребенка в неполной семье может повлечь за собой ряд сложностей. Отсутствие одного из родителей затрудняет для ребенка знакомство с семейными отношениями, характерными для полной семьи, осложняется уход за ребенком и воспитательный процесс, из-за отсутствия образа полового поведения ребенок не имеет возможности получить необходимые мужские или женские черты поведения. Такой ребенок, который вырос в неполной семье, чаще повторяет негативный родительский опыт в собственной семье. Неоспоримо велико влияние семьи на воспитание, социализацию, формирование и укрепление, сохранение здоровья ребенка [1, 2, 5, 4, 6]. Поэтому очень важно акцентуировать внимание на проблемах здоровья и образе жизни девочек из неполных семей.

Нами велось динамическое наблюдения за 256 девочками, среди которых 116 воспитывались в неполных семьях и, оказалось, что беременность у большинства матерей основной группы наблюдения была нежеланной (30,7% против 17,9%, р<0,05%), случайной (69,3% против 40,4%, р<0,05%), осложненной (53,6% против 36,3%, р<0,05%). Во время беременности 37,7% женщин отмечали эйфорическое отношение к своей беременности, к будущему ребенку, 43,9% матерей испытывали чувство тревоги, которая была обусловлена предстоящими обязанностями матери, неуверенностью в себе, и были убеждены, что брак не обязателен и не были готовы стать матерью и иметь полноценную семью. У 55,1% женщин ориентация на отношение к будущему ребенку была субъективной. Только 12,0% матерей находилось в состоянии психологического комфорта. У 15,5% женщин были колебания иметь ребенка, у 26,3% -- отсутствовали общения с ребенком, сам по себе ребенок при этом нередко не представлял для матери особой ценности, а являлся лишь средством решения личных проблем (18,9%), что достоверно чаще, чем среди матерей состоящих в браке (р<0,05%). Недостаточная готовность женщины к материнству сочеталась с формированием отрицательного эмоционального фактора (66,9% против 33,3%, р<0,05%). Они были: эмоционально неустойчивы из-за сложных отношений в семье, со сверхчувствительным отношением к критическим замечаниям (56,0%), недоверчивы (43,9%), насторожены (25,8%) и обидчивы (22,3%), 55,1% из них испытывали чувство одиночества, несмотря на то, что возраст женщин колебался от 20 до 35 лет. Учитывая морфофункциональные особенности подросткового возраста, юные женщины из исследовательской работы были исключены.

После рождения ребенка половина женщин, чтобы обеспечить всем необходимым своего малыша, были вынуждены работать больше, чем в полных семьях (33,3%), тратить много времени в поисках дешевых продуктов и товаров (37,5% против 19,1%, р<0,05%). А это в свою очередь вело к дефициту общения между родителем и ребенком (49,5% против 23,6%, р<0,05%), безнадзорности детей. Девочки, рожденные и воспитывающиеся в неполных семьях, чаще проживали в неблагоприятных жилищных и материально-бытовых условиях (43,1% против 20,4%, р<0,05%). У 47,8% семей выявлялся низкий санитарно-культурный уровень, у 31,5% - неблагоприятный психологический микроклимат, у 22,4 % - недружелюбное отношение к ребенку, 64,4% семей

питались и питаются нерегулярно, так как матери преимущественно заняты на работе. 61,2% женщин, воспитывающих ребенка без мужа, отмечали резкое ухудшение своего психологического состояния. Они ощущали нервозность (43,9%), неуверенность в себе (18,9%), не верили в возможность перемен к лучшему(15,5%), испытывали страх потерять работу (54,6 %) и раздражение из-за снижения материального благосостояния семьи (23,2%), что достоверно выше, чем в полных семьях (р<0,05%). В 43,1% случаев воспитывать девочек помогали родители матери, в 7,7 % -родители отца ребенка. Забота о девочке часто носила формальный характер, даже в тех семьях, где материальное благосостояние было высоким (15,5%). Матери из-за недостатка времени (37,0%) и усталости (43,1%) не включались в жизнь ребенка, а бабушки и дедушки проявляли чрезмерное внимание и опеку, освобождая ребенка от трудностей (54,6%), что достоверно выше, чем в полных семьях (р<0,05%). Нередко, дети из неполных семей в ранние сроки оформлялись в детские дошкольные учреждения (37,0% против 16,3, р<0,05%). Необходимо отметить, что у девочек, которые воспитываются в неполных семьях, чаще выявлялись нарушения соматического здоровья уже в дошкольном возрасте (51,7% против 19,8%, р<0,05%). В процессе школьного обучения данного контингента девочек достоверно чаще возникали сочетанные заболевания (42,2% против 19,8%, р<0,05%). К 15 годам у 51,7% формировалась хроническая патология. 77,5% старшеклассниц испытывали изменения в психоэмоциональной сфере (нарушение сна, снижение аппетита, отклонения в настроении, появление утомления). Астеновегетативный синдром проявлялся у 39,6% учениц, 22,4% школьниц испытывали трудности в обучении, у 55,9 % учащихся снижался уровень самооценки и мотивация к школьному обучению. Отклонения в поведении выявлялись у 17,9% девочек, что достоверно чаще, чем у школьниц из полных семей (р<0,05%). Они чаще испытывали чувство одиночества, реже имели постоянных друзей (35,5% против 5,7%, р<0,05%), в 2 раза чаще были подвержены влиянию вредных привычек (51,2% против 15,6%, р<0,05%).

Таким образом, девочки из неполных семей являются группой высокого риска по нарушению здоровья и должны браться на учет в более ранние сроки.

Литература

1. Авчинникова С.О. Формирования здорового стиля жизни старшеклассников /Под ред. Н.Е. Мажара.-Смоленск: Универсум, 2002.—164 с.

2. Гаврилова Л.В. Репродуктивное поведение населения РФ в современных условиях//Планирование семьи.- 1997.- № 4.- С.8-16.

3. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Комплексная научная программа "Семья"; Опыт международных исследований//Семья в России.- 1994.- № 2.-С. 13—33.

4. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка /Под ред. В.Н. Шестаковой.—Смоленск, 2003.-592 с.

5. Пособие к программе "Основы планирования семьи и здорового образа жизни /Под ред. И.И. Гребешевой. - М., 1999.-174 с.

6. Проблемы подросткового возраста /Под ред. А.А.Баранова, Л.А. Щеплягиной; Российская академия медицинских наук, Союз педиатров России, Центр информации и обучения.—2003.-480 с.

УДК 616.1-053.2/.5-008.831:616.152.41

ВЛИЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ КАЛЬЦИЕМ И МАГНИЕМ НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ 1-6 ЛЕТ И.Н. Цветная, Л.В. Козлова, Л. А. Щеплягина

ГОУ ВПО "Смоленская государственная медицинская академия"

В последнее десятилетие заболеваемость детей до 14 лет характеризуется увеличением частоты болезней системы кровообращения в 2,1 раза. (1). Вместе с тем болезни сердечно-сосудистой системы, истоки которых лежат в детском возрасте, занимают первое место в структуре смертности у взрослых. Существует множество факторов и причин, способных оказывать влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы, и среди них - обеспеченность микронутриентами.

На фоне ухудшения социального статуса большинства детей, изменения качества питания организм современного ребенка работает в режиме недостаточного обеспечения многими макро- и микронутриентами (2,3). Особое значение дефицитные состояния имеют для детей младшего возраста, когда происходит развитие и становление функций многих систем организма, в частности сердечно-сосудистой. Важнейшими микроэлементами в организме человека, обеспечивающими ряд жизненно важных функций, являются Са и М§. Значение кальция для деятельности сердечно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.