6. Велосипедный туризм // Безопасность жизнедеятельности. URL: http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/velosipednyy-turizm.html (дата обращения 01.12.2016)
7. ДТП с участием велосипедиста // PDDMASTER. URL: http://pddmaster.ru/dtp/dtp-s-uchastiem-velosipedista.html (03.12.2016)
8. 10 причин ДТП с участием велосипедистов. URL: http://www.exo-ykt.ru/articles/01/560/13302/ (дата обращения 04.12.2016)
9. Травмы велосипедистов. Причины несчастных случаев и оказание первой помощи. URL: http://www.e-bike.com.ua /viewarticle/id/251/ (дата обращения 15.11.2016)
10. Как правильно вести себя велосипедисту на дороге // ВЕЛОФОРУМ. URL: http://velosipedinfo.ru/kak-pravilno-vesti-sebya-velosipedistu-na-doroge (дата обращения 05.10.2016)
УДК 614.8.084; 379.852; 614.88
А. А. Гучетль
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ
Туризм, здоровье, безопасность, воспитание - звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и любовь к своей малой родине, природе и истории. Туристский поход как одна из форм занятий сочетает в себе активный здоровый отдых, обучает навыкам выживания в окружающей среде, оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, что ставит его в ряд наиболее эффективных средств комплексного воспитания подрастающего поколения.
Главный принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения похода, дисциплина, организованность, взаимопомощь.
Tourism, health, safety, education are links in a chain. This are knowledge, the raise the cultural level and an important means of communication, friendship, strengthening the health of students the love for their homeland nature and history.
Backpacking as a form of training combines active and healthy rest, gets survival skills in the environment, the first aid in emergencies situations that put it in a number effective tools for a comprehensive education of the younger generation.
Ключевые слова: туризм, краеведение, поход, здоровье, безопасность, дополнительное образование.
Keywords: tourism, regional study, health, hike, safety, additional education.
Здоровье - величайшая ценность, которую невозможно купить. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Хорошее здоровье - основа для успешной самореализации личности. Именно в
детском возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.
На современном этапе перед учреждениями дополнительного образования стоит непростая задача привлечения как можно большего количества воспитанников подросткового возраста. Реализовать эту задачу можно при помощи туристско-краеведческой деятельности детей в Центре детского творчества.
Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между воспитанниками. Круглосуточное пребывание на воздухе, ночлег в палатках способствуют закаливанию организма. Туризм помогает формированию прикладных умений и навыков: ориентироваться на местности, преодолевать естественные препятствия, организовывать быт в любом природном окружении. Все это формируется только в походах. Движение с рюкзаком способствует развитию выносливости, силы, координации, ловкости и других черт личности. Именно туризм способствует снижению усталости и повышению работоспособности учащихся.
Благодаря работе туристско-краеведческих объединений Центра детского творчества воспитанники могут самореализоваться, повысить самооценку, стать более целеустремленными. В походе проверяется весь комплекс моральных, волевых и физических качеств. Юные путешественники закаляются во время преодоления трудностей, неожиданных препятствий, когда нужно быстро принять решение, проявить смекалку, выдержку.
В походе встречается немало трудностей и даже опасностей. Часть из них связана с естественными препятствиями на маршруте. Они зависят от непредвиденных обстоятельств - ливня, грозы, метели и т. д. Но большая часть опасностей возникает вследствие небрежности или просто незнания многих обязательных в туризме правил, условий и требований. Напоминания о них представляются важным делом.
Походы следует проводить с соблюдением определенного рационального режима. Отсутствие его вызывает утомление. Чтобы избежать такого нежелательного явления у детей, рекомендуем проводить наблюдения по признакам (небольшое, среднее, сильное утомление). Очень важна для предупреждения переутомления строгая индивидуализация нагрузки с учетом состояния здоровья и тренированности. Особо следует подходить к девочкам, учитывать биологические особенности их организма в подростковом возрасте. Чтобы затрачивать меньше энергии при передвижении с грузом и меньше утомляться, следует научиться экономичному способу ходьбы.
Оптимальная величина дневного перехода и реакция организма на походную нагрузку в значительной мере зависит от структуры перехода, места и продолжительности отдыха между кратковременными переходами. В день совершается 4-6 переходов средней продолжительностью 45-50 мин. с отдыхом 10-15 мин. Следует обращать особое внимание на переходы в жаркое время дня.
В походе необходимо быть очень внимательным к детям, отдельные ребята идут тяжело, их необходимо разгрузить или сделать более короткими переходы. При малейшем неудобстве обуви или одежды надо остановиться и ликвидировать причину, которая приведет к потертости, мозолям. Необходимо первый переход сделать коротким - не более 20 минут, чтобы каждый турист проверил, как «сидят» носки, ботинки, рюкзак.
Рюкзак, плохо подогнанный и уложенный, тоже может стать причиной серьезных наминов и потертостей плеч, поясницы. Рюкзак должен иметь широкие лямки.
Каждому туристу необходимо прививать навыки личной гигиены по уходу за кожей, руками, зубами, волосами, ногтями. Содержать в чистоте одежду и обувь. Крайне важно следить за состоянием ног. В походе стопы несут большую нагрузку, плохо проветриваются, поэтому, прежде чем лечь спать, нужно хорошо вымыть ноги. Большое значение в походе имеет правильно подобранная по размеру обувь. Тесная обувь вызывает нарушение кровообращения, просторная - появление потертостей. Лучшая обувь в походе - туристские ботинки на рифленой подошве.
Необходимо помнить о том, что неосторожные, неграмотные действия у костра, опрокидывание посуды с горячей пищей, обваривание кипятком или паром вызывают травмы в детских группах. Поэтому у костра дежурные работают только в обуви, в длинных брюках, в рубашке с длинными рукавами (а лучше в штормовке), в рукавицах, в головных уборах. У девочек должны быть убраны косички, длинные волосы. Горячая пища должна ставиться в стороне, на безопасном месте. Необходимо предупредить всех членов группы, где она стоит. В этом месте запретить все игры, бег, возню. Нужно обратить внимание и на надежность тросиков перекладин для подвески посуды. Топоры, ножи, пилы должны переноситься только в чехлах с твердыми прокладками на острие. На биваке отводится определенное место для пилки и рубки дров.
Для предупреждения пищевых отравлений следует соблюдать простейшие правила гигиены: нельзя употреблять вздутые банки, продукты с неприятным запахом, потерявшие свой вид и цвет. Питьевую воду нужно брать только из чистых источников, кипятить. Продукты накрывать крышкой или марлей. Серьезные отравления могут быть вызваны употреблением дикорастущих растений, ягод и грибов.
Помнить нужно, что неорганизованность, недисциплинированность, лихачество, пренебрежение к препятствиям, встреченным на пути, ведет к вывихам, ушибам, растяжениям, переломам. Поэтому препятствие желательно проходить «след в след», никаких обходов и самостоятельных решений. Переохлаждение может наступить и при плюсовой погоде (при сильном ветре, высокой влажности воздуха).
Для предупреждения укусов змей, клещей, насекомых нужно хорошо изучить район похода. До выхода на маршрут рассказать туристам о местах распространения змей (в сырых низинах, заболоченных участках и т. п.), о том,
что днем змеи прячутся в пнях, под камнями, а весной - греются на солнышке, особенно на камнях и скалах.
Большинство несчастных случаев в походе происходит на воде. Чтобы их исключить, надо строго выполнять следующие правила:
- купаться можно только там, где есть хорошие подходы к воде;
- недопустимы дальние заплывы, ныряние, прыжки с дерева, лодок, берега и т. д.;
- купание в походе преследует только гигиенические цели;
- руководитель должен организовать обследование места купания и наблюдения товарищей за купающимися;
- не допускается купание в сумерках, темноте, при грозе;
- одновременно запускать в воду не более 5 человек.
Надо, чтобы туристы записали в свои блокноты, усвоили правила гигиены туриста и выполняли их.
1. Перед выходом в поход пройди медицинский осмотр и получи справку от врача с разрешением на участие в походе.
2. Научись выполнять комплекс утренней зарядки.
3. До выхода в поход вылечи больные зубы, сделай необходимые прививки.
4. На маршруте тщательно следи за полостью рта и поддерживай чистоту тела: ежедневно промывай места, подвергающиеся усиленному потению, - под мышками, в паху, ступни ног, между пальцами ног.
5. Регулярно меняй белье.
6. Постоянно следи за чистотой рук, регулярно состригай ногти на пальцах рук и ног.
7. Воду употребляй только в кипяченом виде.
8. Не бери в рот травинки, листочки, веточки, грибы, ягоды.
9. После приема пищи посуду тщательно помой - в остатках пищи размножаются микробы.
10. Под солнцем не находись без головного убора и с открытыми плечами, чтобы не получить солнечного удара и ожогов кожи.
11. Во время интенсивной работы даже зимой не одевайся слишком тепло - это ведет к перегреву организма.
12. В холодные дни и в зимнем походе на привале надевай теплую куртку: вспотевший человек легко простужается.
Таким образом, можно сделать вывод, что туристские походы - сложный педагогический процесс, требующий соблюдения общих методических правил и требований, связанных с подготовкой, проведением и завершением похода. Чтобы туризм служил средством физической подготовки, оздоровления и закаливания организма юных туристов, необходимо проводить врачебный осмотр до и после похода (путешествия); применять методы врачебно-педагогических наблюдений во время похода; использовать методы самоконтроля функционального состояния туристов; придерживаться постепенности в повышении адаптационных способностей организма
участников похода к воздействию естественных факторов природы; соблюдать санитарно-гигиенические требования и технику безопасности во время переходов и при организации привалов, биваков, дневок, санитарно-гигиенические требования при организации питания, контроля за водно-солевым режимом, состоянием одежды, обуви и т. д.
Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности «Азимут», «Следопыты», «Спортивное ориентирование», реализуемые в Центре детского творчества муниципального образования город Горячий Ключ, имеют цикл занятий, дающих теоретическую и практическую подготовку к походам. Каждый учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, необходимыми в туристской деятельности и обеспечивающими безопасность в дальнейших походах.
УДК 614.8.084; 379.852; 613.692
И. Е. Ильяшенко, Д. В. Смирнов
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МНОГОДНЕВНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ С ПОДРОСТКАМИ
Раскрыты пути решения проблемы обеспечения безопасности в туристских путешествиях в форме краеведческо-исследовательских экспедиций с подростками. Даны характеристики психологических особенностей участников туристских экспедиций подросткового возраста. Охарактеризованы объективные и субъективные факторы, влияющие на обеспечение безопасности в многодневных туристских краеведческо-исследовательских экспедициях с подростками. Даны методические рекомендации по подготовке путешествий для педагогов - руководителей многодневных туристских краеведческо-исследовательских экспедиций с подростками
The ways of solving the problem of providing security in tourist trips in the form of local history research expeditions with teenagers are revealed. Characteristics of the psychological peculiarities of adolescent participants in tourist expeditions are provided. Objective and subjective factors that affect the provision of security in multi-day regional research expedition trips with teenagers are characterized. Methodical recommendations on the preparation of travel for teachers leading multi-day regional research expedition trips with teenagers.
Ключевые слова: туристский поход, туристская экспедиция, подросток, безопасность, обеспечение безопасности, факторы безопасности, педагог - руководитель группы, психологические особенности, самодеятельность, автономность, краеведческо-исследовательская экспедиция, опасности, объективные факторы, субъективные факторы.
Keywords: tourist hike, expedition, teenager, security, security, safety factors, teacher as group leader, psychological characteristics, independent activity, autonomy, regional research, dangers, objective factors, subjective factors.