Научная статья на тему 'Здоровье детей как мера качества жизни'

Здоровье детей как мера качества жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / БАНК ДАННЫХ / ЛЕТНИЙ ОТДЫХ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / HEALTH CAMPAIGN / THE REGULATORY FRAMEWORK / DATABASE / SUMMER VACATION / FINANCING / ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайворонская Светлана Александровна

Летняя оздоровительная кампания. Банк данных. Нормативная база летнего отдыха. Социальная защита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье детей как мера качества жизни»

З ДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ как мера качества жизни

Светлана Александровна Гайворонская,

начальник отдела Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

Здоровье детей и подростков — важнейший показатель, определяющий экономический, интеллектуальный, культурный потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед обществом, — забота о здоровье, физическом воспитании и развитии детей.

• оздоровительная кампания • нормативная база • банк данных

• летний отдых • финансирование • экономические условия

К сожалению, факты свидетельствуют о том, что мы имеем самую большую среди европейских стран детскую смертность, высокий, не имеющий тенденции к снижению процент инвалидов детства, рост детского алкоголизма, наркомании и суицида. Не секрет, что именно в последние десятилетия здоровье детей катастрофически ухудшается.

При плановых обследованиях в детских садах, школах, на призывных пунктах военкоматов всё реже встречается врачебное заключение «здоров». Для укрепления здоровья детей предлагаются всё новые лекарственные препараты, огромное значение придаётся иммунопрофилактике. Но результаты не так оптимистичны, как хотелось бы.

Особого внимания сегодня требует здоровье школьников, соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям, медицинский

контроль за здоровьем школьников, организация питания, наличие спортивных площадок и залов, квалифицированных преподавателей физвоспитания, забота семьи о здоровье детей и подростков.

Летняя оздоровительная кампания

Отдельным вопросом социальной политики стоит отдых и оздоровление детей в каникулярное время. Наиболее массово проводится оздоровительная кампания в летний период. И это не случайно. Общеизвестный факт: весной у всех детей ухудшается здоровье. Ребёнок выдыхается: слабеет сопротивляемость организма простудным заболеваниям, снижается работоспособность, ухудшается зрение.

В весенние месяцы резко изменяется ритм взаимодействия систем организма: в организме исчерпан запас витаминов и продолжительная напряжённая умственная деятельность истощает нервную систему.

Для того, чтобы восстановить силы, изменяют режим труда и отдыха детей: они

больше времени проводят на свежем воздухе, раньше встают утром и раньше ложатся спать. Большое значение имеет полноценное сбалансированное питание.

Всё это в комплексе выполняется в загородных оздоровительных учреждениях стационарного типа, лагерях труда и отдыха, оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием Белгородской области, где отдых и оздоровление детей осуществляются в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 01.04.2008 г. № 23 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008—2010 годах» и Решением губернатора области и исполкома областного объединения профсоюзов от 28.04.2008 г. № 55/37 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008—2010 годах».

Во всех муниципальных образованиях области приняты соответствующие нормативные документы, которыми утверждены сеть детских оздоровительных учреждений, мероприятия по их социально-экономической поддержке, составы муниципальных межведомственных комиссий по организации отдыха и оздоровления детей.

В летний период 2009 года в Белгородской области функционировали 772 летних оздоровительных учреждения различного типа, из них: 25 загородных стационарного типа,

742 — с дневным пребыванием, четыре детских санатория круглогодичного действия. Все оздоровительные учреждения открыты с разрешения органов Роспотребнадзора.

Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области создан единый банк данных по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, ведётся постоянный мониторинг этой работы по всем направлениям, обеспечивается взаимодействие и координация действий всех ведомств, участвующих в оздоровительной кампании.

Летом прошлого года в Белгородской области в оздоровительных учреждениях отдыхали почти 105 тысяч детей (82% детей школьного

возраста), что соответствует уровню прошлого года. Из них в летних оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием отдыхали 68 889 детей и подростков, в загородных учреждениях стационарного типа — 12 747, в детских санаториях области — 1265, за пределами области — 20 000, в палаточных лагерях — 1815, в прочих — 200 (туристический слёт) детей и подростков.

Правительством Белгородской области с учётом рекомендаций Правительства РФ по организации оздоровительной кампании детей в новых экономических условиях ведётся подготовка к летней кампании отдыха и оздоровления детей в этом году. Учитывая изменения в Федеральном законе от 16 июля 1999 г.

№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и положения Письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 сентября 2009 года № 18-1/10/2-7642 подготовлен проект постановления правительства области, которым будут утверждены состав областной межведомственной комиссии, порядок взаимодействия управлений и служб области при организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим оздоровительную детскую кампанию в области, определён Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.

Порядок взаимодействия управлений и служб области определяет механизм взаимодействия департаментов здравоохранения и социальной защиты населения, образования, культуры и молодёжной политики, финансов и бюджетной политики, управлений социальной защиты населения, по труду и занятости населения, по делам молодёжи, внутренних дел, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, комиссии по государственному регулированию цен

Цифры и факты

Прежняя система может быть разрушена. Что дальше?

Борис Георгиевич Кардашов,

заместитель председателя Федерации профсоюзов Томской области, член Президиума Ассоциации «Дети плюс» Людмила Ивановна Быкова,

президент Ассоциации организаторов отдыха и оздоровления детей Томской области «Каникулы», директор детского лагеря «Зорька» ОАО «Сибирьтелеком»

Кардашов Б.Г.: Почему так долго существовала система оздоровления и отдыха детей? Она создавалась годами, десятилетиями и в ней работали сотни тысяч людей: бухгалтеры, налоговики, сотрудники Фонда социального страхования, работодатели, профсоюзы, трудовые коллективы, руководители лагерей и санаториев. Решались вопросы социальной справедливости, организационного порядка финансирования и прозрачности бюджета фонда. А сегодня государственным аппаратом пытаются заменить эти сотни тысяч опытных сотрудников и добровольцев.

Бытова Л.И.: Сняли заботу спрофсоюзов, аведь это очень серьезная, ответственная работа, на неё уходит много времени: с каждым родителем, руководителем, подразделением, проговорить, понять потребности в путёвках, найти и утвердить средства, заключить договор, отправить в лагерь и узнать, как там ребёнку.

Кардашов Б.Г.: Какой мы введём механизм? У нас на сегодняшний день никакой механизм не утверждён. Система, которую предлагают государственные органы (распределение путёвок через муниципалитеты), будет в первую очередь направлена на оздоровление и отдых детей из малообеспеченных, многодетных семей и подростков, стоящих научёте в милиции. Раньше далеко не все из них имели возможность выезжать в лагеря, атеперь все они в полном объёме используют свои права. Таких прав не будету детей внебюджетной сферы. Вариант распределения путёвок через школы тоже не подходит, хотя для членов творческих объединений, общественных объединений, спортивных секций, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, это хороший вариант как продолжение творческого процесса.

Выиграют и муниципальные лагеря, потому что государство выделит деньги и на капитальный, и на текущий ремонт и через конкурс по госзаказу заполнит муниципальные лагеря детьми. Все остальные лагеря будут закрываться, перепрофилироваться или распродаваться, так как при системе госзаказа предполагается предоплата в размере 30% после заключения договора и только после выполнения договора (в нашем случае после оздоровления детей, т.е завершения сезона) оплачиваются оставшиеся 70%. Ещё одна проблема, которая возникнет, связана с доставкой детей к месту отдыха и обратно. Муниципалитеты будут стремиться оптимизировать свои затраты и поэтому покупать путёвки в один лагерь для всех детей школы, района, деревни, села, тем самым погружая детей в ту же среду, в которой они живут весь год, лишая их возможности завести новых друзей, реализовать себя в новой среде.

Быкова Л.И.: Обсуждаем ситуацию по новому механизму финансирования с сотрудниками лагеря. Первый же вопрос у врача. Родители привозят детей и предупреждают об особенностях здоровья, аллергиях, просят присмотреть, подлечить. А как нам быть при отсутствии гарантированного финансирования и неуверенности в том, что лагерь будет заполнен детьми? Закупить все необходимое в полном объёме мы не сможем, значит, начнём экономить, и наши врачи будут осуществлять только медицинский присмотр, а работать только через скорую помощь. Детей даже с небольшими проблемами со здоровьем мы будем вынуждены не брать, а рекомендовать их отправлять в санатории.

и тарифов в Белгородской области, областного объединения организаций профессиональных союзов и работодателей по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

В соответствии с Порядком полномочия по организации отдыха и оздоровления детей в детских санаториях и санаторных оздоровительных учреждениях круглогодичного действия возложены на Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области, в лагерях труда и отдыха и детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием — на Департамент образования, культуры и молодёжной политики области. Полномочия по организации отдыха и оздоровления детей в трудной жизненной ситуации исполняются управлением социальной защиты населения области.

Отдых и оздоровление в загородных оздоровительных учреждениях стационарного типа организуется органами местного самоуправления муниципальных образований совместно с Департаментом образования, культуры и молодёжной политики области. При этом органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендуется оплачивать стоимость путёвок в размере, не превышающем 50% средней стоимости путёвки, обеспечивать взаимодействие с работодателями, благотворительными организациями и другими спонсорами по софинанси-рованию путёвок в размере не менее 40% от стоимости путёвки, определять размер родительской платы не менее 10% от полной её стоимости с учётом критериев адресности.

Для обеспечения участия работодателей в софинансировании путёвок правительством области планируется внести дополнения в трёхстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2008—2010 годы, утверждённое постановлением правительства области

от 12 ноября 2007 года № 258-пп. Органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовано осуществить аналогичные действия. В результате в 2010 году в коллективные договоры предприятий будет включён пункт, определяющий финансирование и оплату 40% стоимости путёвок для детей работников в загородные оздоровительные учреждения стационарного типа.

Правительством Белгородской области предполагается повысить уровень проведения оздоровительной кампании и сохранить объёмы её финансирования. Денежные средств на её проведение определены законом «Об областном бюджете на 2010 год».

Для разъяснения порядка организации оздоровительной кампании в новых экономических условиях, межведомственного взаимодействия правительством области проведены совещания с представителями органов исполнительной власти, муниципальных образований области.

В числе приоритетных определены задачи сохранить инфраструктуру детского отдыха, организацию своевременного информирования населения по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в оздоровительной кампании. Самое серьёзное внимание будет уделено безопасности детей в оздоровительных лагерях, соблюдению надлежащего ассортимента питания.

С передачей полномочий по обеспечению детского отдыха и оздоровления на уровень субъектов Федерации и применения нового порядка организации оздоровительной кампании повысится адресность оздоровительных мероприятий, качество отдыха детей. Кроме того, в 2010 году расширится контингент детей, которые поедут на отдых: теперь смогут отдыхать и дети из семей военнослужащих (раньше путёвки по линии социального страхования для них не оплачивались).

Сегодня, в новых экономических условиях, никакие сложности не должны рассматриваться как основание для снижения качества услуг по оздоровлению детей, отказа от долговременных целей и задач по сохранению здоровья будущих поколений. НО

Кардашов Б.Г.: Самая большая ошибка новой системы — отлучение трудовых коллективов, организаций от системы распределения, выделения путёвок, заботы о детях работников. Прежде в процесс организации отдыха были вовлечены трудовой коллектив, профком, родители: они определяли количество приобретаемых путёвок, сумму родительской доплаты, лагерь (или санаторий), в который закупались путёвки, оценивали воспитательную и оздоровительную систему лагеря, которому они доверяют своего ребёнка. В коллективном договоре трудового коллектива и администрации предприятия в разделе «Родители и их дети» было прописано количество путёвок, которые необходимо приобрести в текущем году. Кдекабрю во всех трудовых коллективахуже были утверждённые списки на путёвки к моменту формирования бюджета предприятия. И ни разу (ни разу!) не было ни на одном предприятии области, чтобы коллективный договор по этому разделу не был выполнен.

Быкова Л.И.: Если будет введена система распределения путёвок через школы то, естественно, это будет очередное общественное поручение завучу школы, и он будет вести эту работу так, как проще, а проще купить путёвки всем в один лагерь, заключить только один договор, одновременно всех отправить и всех встретить: никакого учёта интересов, прав детей, главное, как проще.

Я, как директор лагеря, стремилась формировать воспитательную среду в лагере, благожелательную к ребёнку. Я имела право выбирать предприятия, из которых ко мне приезжали дети, в соответствии с категорией отдыхающих готовила программу смены, вожатых, педагогический коллектив. В прошлом году путёвки купило областное вспомогательное учреждение IV вида, в котором воспитываются трудные и больные дети. Мы не имеем права им отказать. Приехали дети социально не адаптированные, многие из них стоят на учёте в милиции, имеют несколько приводов. Педагоги не были готовы к работе с ними, психолог лагеря всю смену работал только с этими детьми, свою программу, подготовленную для работы на смене, выполнить ему не пришлось. Теперь я не могу контролировать процесс заполнения лагеря. Все вспомогательные учреждения получат деньги на оздоровление и отдых этих детей и они поедут в лагеря, где нет специалистов для работы с ними, нет условий, не запланирована надбавка педагогам к заработной плате. Кардашов Б.Г.: Существовавшая ранее система оплаты страховых взносов в Фонд социального страхования предполагала их возмещение при приобретении путёвок работодателем. По нормативу, определённому Фондом, работодатель мог приобрести путёвки детям своих сотрудников на сумму налога, и ему, конечно, было это выгодно. Теперь он должен будет и налог выплатить, и приобрести путёвки. По Налоговому кодексу он может приобрести путёвки на оздоровление и отдых только из чистой прибыли предприятия, а сегодня, в условиях экономического кризиса, у нас около 98% предприятий прибыли не имеют. И закупить путёвки по закону они не смогут. Сегодня предприятия, имеющие на своём балансе детские лагеря, оплачивают налог на имущество, на землю, коммунальные и хозяйственные расходы по содержанию. Если это все включить в стоимость путёвки, то она будет стоить более 30 тысяч рублей и государство не будет компенсировать её стоимость работодателю. Ясно, что при такихусловиях лагеря продадут либо перепрофилируют, и государство дало сейчас такую возможность. Сегодня, когда уже подготовлено и частично вступило в действие Федеральное законодательство, изменить или вернуть что-либо невозможно. В письмах, которые профсоюзы направляли и в Правительство РФ, и Президенту России, говорилось, что дело не столько в деньгах, сколько в системе организации, которая была выстроена, а теперь разрушена. И чтобы её отрегулировать, не хватит только полномочий субъекта РФ, нужны решения на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.