имеет непосредственное отношение к репродуктивной функции и был выявлен у 30% подростков и у 46 % у молодых женщин.
Выводы: Общепринятые критерии диагностики МС не учитывают возрастные и региональные нормы и не могут быть использованы ввиду слабой выявляемости метаболических нарушений у девушек-подростков. С целью раннего выявления МС у подростков целесообразно использовать модифицированные критерии IDF (57,6%). У женщин репродуктивного возраста в клинической практике возможно использование критериев ААСЕ (72,4%) и модифицированных критериев IDF с учетом возрастных уровней липидного спектра крови и уровня АД. Критерии АТР III (2001), IDF (2005) и ВОЗ мод. могут быть полезными (выявление МС в 67,3, 66,4% и 60,3% случаев соответственно), но не выявляют всех пациенток с МС репродуктивного возраста. Это обуславливает необходимость использования дополнительных критериев у женщин детородного возраста, связанных с инсулинорезистентностью при МС, в частности, концентрации лептина и адипонектина, а также выявления СПКЯ.
Берлов Д.Н., Павлова Л.П.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет, Биолого-почвенный
факультет, [email protected]
3доровье нации определяется не только состоянием развития медицины, но и факторами донозологического уровня, включая как здоровый образ жизни, так и валеологический контроль здоровья. В этой связи методы определения функционального состояния человека, как системного ответа организма, обеспечивающего его адекватность требованиям деятельности, могут иметь очень важное практическое значение в различных мониторингах, скринингах, уроках здоровья. Особую роль начинают играть методы экспресс-диагностики, которые позволяют оценить функциональное состояние человека за небольшое время.
Понятие функционального состояния широко используется в физиологии, психологии, медицине, однако можно констатировать, что до сих пор отсутствует единая теория функциональных состояний. Это приводит к появлению методологических и практических сложностей применения методов диагностики функциональных состояний. К их числу можно отнести выбор компонент многомерного вектора, с учетом точности и дробности анализа; проблему сдвига функционального состояния во время и в результате диагностики; проблему
определения нормы реакции и ряд других. Применение методов экспресс-диагностики функционального состояния предъявляет особенно жесткие требования к точности и продолжительности методики.
В тоже время надо понимать, что точность измерений в значительной степени определяется вариабельностью физиологических реакций, являющейся результатом длительного эволюционного процесса системных адаптаций, а устойчивость функционального состояния к нагрузке сама по себе может являться генетически детерминированной. В физиологической школе Н.Е. Введенского -А.А. Ухтомского адаптация человека к природным и социальным факторам, психофизиология индивидуального поведения, раскрываются на основе общебиологических законов реакции живых систем на раздражители среды, а норма реакции является формированием функционального оптимума «на ходу деятельности» (Ухтомский, 1966). Норма реакции как стадийный процесс формирования доминант мозга (устойчивость которых определяется уровнем физиологической лабильности) обеспечивает текущие рефлекторные установки организма в целом.
Предлагаемый нами системный подход к разработке методов экспресс-диагностики функционального состояния организма человека не следует противопоставлять традиционным методам его оценки. Известные методики, оценивающие вариабельность сенсомоторных реакций, сердечного ритма, изменение выполнения теппинг-теста, также учитывают динамику живой системы. Однако необходимость сокращение времени обследования при использовании методов экспресс-диагностики заставляет искать альтернативные подходы.
В качестве примера можно привести определение глазодоминирования и значения лабильности при различных уровнях интенсивности светового сигнала -методика ДГМ-КЧСМ (Павлова, Ноздрачев, 2005). Другим примером может служить оценка одновременно двух билатеральных подсистем организма, например, в задачах бимануальной сенсомоторной реакции и теппинг-теста (Павлова, 1970; Павлова, Романенко, 1988; Павлова, Ноздрачев, 2005). В некоторых случаях дополнением методики, оценивающей функциональное состояние, является родственная методика, диагностирующая типологические параметры. Хорошим примером здесь может являться следующая пара: дигаплоскопическая методика (Павлова, Романенко, 1988; Павлова, Ноздрачев, 2005) - бинокулярная конкуренция (Берлов и др., 2004; Blake, Logothetis, 2002). Если специфика глазодоминирования при наблюдении смешанного материала с помощью дигаплоскопической методики оказалась чувствительной к параметрам функционального состояния, в частности утомления, то скорость переключения при бинокулярной конкуренции оказалось индивидуально устойчивой. Как наши
357
результаты (Berlov, 2005), так и работы других исследователей (Pettigrew, Miller, 1998), выявили высокий коэффициент при тест-ретестовых измерениях (в среднем около 0,8), что может свидетельствовать о генетической детерминированности скорости бинокулярной конкуренции.
Дифференцированный системный подход к оценке функциональных состояний организма человека, функциональных резервов мозга, необходим для прогнозирования успешности и физиологической «цены» обучения, определения профессиональной пригодности, психофизиологической совместимости, для адаптационной и профилактической медицины с целью выявления переходных состояний здоровья.
Билевич О.А., Михайлова Л.В., Бунова С.С.
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У БОЛЬНЫХ С ТЕРМИНАЛЬНОЙ СТАДИЕЙ ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Омск,
bilewich@mail. ru.
С целью оценки вариабельности сердечного ритма (ВСР) обследовано 50 больных от 25 до 75 лет с терминальной стадией хронической почечной недостаточности (ТХПН), получающих лечение гемодиализом, из них 23 мужчины и 27 женщин. Группу контроля составили 16 здоровых добровольцев, сравнимых по возрасту и полу. Критерием исключения явились нарушения сердечного ритма по ЭКГ. Исследование ВСР осуществлялось на аппаратнопрограммном комплексе «ВНС-микро» («НейроСофт», Иваново) согласно стандартам Рабочей группы Европейского Кардиологического Общества и СевероАмериканского общества стимуляции и электрофизиологии.
Результаты.
При исследовании ВСР в положении лежа (фон) у больных с ТХПН по сравнению с контрольной группой (табл.) наблюдались более низкие показатели временных параметров, отражающих общую вариабельность ритма (SDNN, CV) и влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (RMSSD, pNN50 %) на автоматизм синусового узла. Значение рК№50 (Ме=0)
свидетельствует о значительном повышении ригидности сердечного ритма у больных с ТХПН. Большинство частотных показателей также было снижено, за исключением VLF-компонента частотного спектра ВСР. Относительное увеличение VLF-компонента частотного спектра ВСР объясняется снижением