PROBLEMS.UZ
№ 1 (3) 2023
ЭЛЕКТРОН ЖУРНАЛ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ ELECTRONIC JOURNAL
SCIENCE
PROBLEMS.UZ
ISSN: 2181-1342 (Online) Сайт: https://scienceproblems.uz
DOI: 10.47390/1342V3I1Y2023
SCIENCEPROBLEMS.UZ
ИЖТИМОИЙ-ГУМАНИТАР ФАНЛАРНИНГ ДОЛЗАРБ МУАММОЛАРИ
№ 1 (3)-2023
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ACTUAL PROBLEMS OF HUMANITIES AND SOCIAL
SCIENCES
ТОШКЕНТ-2023
БОШ МУХДРРИР:
Исанова Феруза Тулкиновна
ТАХ,РИР ХДЙЪАТИ: ТАРИХ ФАНЛАРИ:
Юлдашев Анвар Эргашевич тарих фанлари доктори, сиёсий фанлар номзоди, профессор, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бошкаруви академияси;
Мавланов Уктам Махмасабирович - тарих фанлари доктори, профессор, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бошкаруви академияси;
Хазраткулов Аброр - тарих фанлари доктори, доцент, Узбекистан давлат жах,он тиллари университета.
ФАЛСАФА ФАНЛАРИ:
Х,акимов Назар Х,акимович фалсафа фанлари доктори, профессор, Тошкент давлат иктисодист университета;
Яхшиликов Журабой - фалсафа фанлари доктори, профессор, Самарканд давлат университета;
Гайбуллаев Отабек Мухаммадиевич -
фалсафа фанлари доктори, профессор, Самарканд давлат чет тиллар института;
Х,ошимхонов Мумин - фалсафа фанлари доктори, доцент, Жиззах педагогика института;
Носирходжаева Гулнора Абдукаххаровна -
фалсафа фанлари номзоди, доцент, Тошкент давлат юридик университета.
ФИЛОЛОГИЯ ФАНЛАРИ:
Ахмедов Ойбек Сапорбаевич - филология фанлари доктори, профессор, Узбекистан давлат жах,он тиллари университета;
Кучимов Шухрат Норкизилович - филология фанлари доктори, доцент, Тошкент давлат юридик университета;
Салахутдинова Мушарраф Исамутдиновна
- филология фанлари номзоди, доцент, Самарканд давлат университета;
Кучкаров Рахман Урманович - филология фанлари номзоди, доцент в/б, Тошкент давлат юридик университета;
Юнусов Мансур Абдуллаевич -филология фанлари номзоди, Узбекистан Республикаси
Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси;
Саидов Улугбек Арипович - филология фанлари номзоди, доцент, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси.
ЮРИДИК ФАНЛАР:
Ахмедшаева Мавлюда Ахатовна - юридик фанлар доктори, профессор, Тошкент давлат юридик университета;
Мухитдинова Фирюза Абдурашидовна -
юридик фанлар доктори, профессор, Тошкент давлат юридик университета;
Эсанова Замира Нормуротовна - юридик фанлар доктори, профессор, Узбекистан Республикасида хизмат к)фсатган юрист, Тошкент давлат юридик университета;
Зулфикоров Шерзод Хуррамович - юридик фанлар доктори, профессор, Узбекистан Республикаси Жамоат хавфсизлиги университета;
Хайитов Хушвакт Сапарбаевич - юридик фанлар доктори, профессор, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси;
Асадов Шавкат Гайбуллаевич - юридик фанлар доктори, доцент, Узбекистан Республикаси Президента хузуридаги Давлат бопщаруви академияси;
Сайдуллаев Шахзод Алиханович - юридик фанлар номзоди, профессор, Тошкент давлат юридик университета.
ПЕДАГОГИКА ФАНЛАРИ:
Хашимова Дильдархон Уринбоевна -
педагогика фанлари доктори, профессор, Тошкент давлат юридик университета;
Ибрагимова Гулнора Хавазматовна -
педагогика фанлари доктори, профессор, Тошкент давлат иктисодист университета;
Закирова Феруза Махмудовна - педагогика фанлари доктори, Тошкент ахборот технологиялари университета хузуридаги
педагогик кадрларни кайта тайёрлаш ва уларнинг малакасини ошириш тар мок маркази; Тайланова Шохида Зайниевна - педагогика фанлари доктори, доцент.
ПСИХОЛОГИЯ ФАНЛАРИ:
Каримова Васила Мамаиосировиа -
психология фанлари доктори, профессор, Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университета;
Х,айитов Ойбек Эшбоевич психология фанлари доктори (DSc), доцент. Узбекистан Республикаси Президента хузур Давлат
бо ш кару в и академияси;
Умарова Навбахор Шокировна - психология фанлари доктори, доцент, Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университета, Амалий психологияси кафедраси мудири; Атабаева Наргис Батировна - психология фанлари доктори, доцент, Низомий номидаги Тошкент давлат педагогика университета; 1^одиров Обид Сафарович - психология фанлари доктори (PhD), Самарканд вилоят ИИБ Тиббиёт булими психологик хизмат бошлиги.
СОЦИОЛОГИЯ ФАНЛАРИ:
Латипова Нодира Мухтаржановна -
социология фанлари доктори, профессор, Узбекистон миллий университета кафедра мудири;
Сеитов Азамат Пулатович - социология фанлари доктори, профессор, Узбекистон миллий университета;
Содикова Шохида Мархабоевна -
социология фанлари доктори, профессор, Узбекистон хагщаро ислом академияси
СИЁСИЙ ФАНЛАР
Назаров Насриддин Атакулович -сиёсий фанлар доктори, фалсафа фанлари доктори, профессор, Тошкент архитектура курилиш института;
Бутаев Усмонжон Хайруллаевич -сиёсий фанлар доктори, доцент, Узбекистон миллий университета кафедра мудири.
OAK Руйхати
Мазкур журнал Вазирлар Махкамаси хузуридаги Олий аттестация комиссияси Раёсатининг 2022 йил 30 ноябрдаги 327/5-сон кдрори билан тарих, ик;тисодиёт, фалсафа, филология, юридик ва педагогика фанлари буйича илмий даражалар буйича диссертациялар асосий натижаларини чоп этиш тавсия этилган илмий нашрлар руйхати (Руйхатга) киритилган.
Crossref DOI:
Тахририят Crossref DOI нинг расмий аъзоси хисобланади ва 10.47.390 DOI префиксига эга. Хар бир нашр ва илмий маколага индивидуал Crossref DOI раками берилади.
Google Scholar
Журнал Google Scholar (Академия) да индексацияланади.
"Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари" электрон журнали 1368-сонли гувохнома билан давлат руйхатига олинган.
Муассис: "SCIENCEPROBLEMS TEAM" масъулияти чекланган жамият.
Тахририят манзили:
100070. Тошкент шахри, Яккасарой тумани, Кичик Бешёгоч кучаси, 70/10-уй. Электрон манзил: [email protected]
МУНДАРИЖА
ЩТИСОДИЁТ ФАНЛАРИ
Шаисламова Наргиза Кабиловна
КОРХОНАНИНГ КРЕДИТГА ЛАЁКАТЛИЛИГИНИ БАХДЛАШ РИСК ДАРАЖАСИНИ ПАСАЙТИРИШ ВОСИТАСИ СИФАТИДА...................................7-20
Mavrulova Nihifar Abduxalilovna
TIBBIY SUG'URTA: AMALDAGI TURLARINI RIVOJLANTIRISH VA MAJBURIY TURINI JORIY ETISH IMKONIYATLARI..................................................................21-29
ФАЛСАФА ФАНЛАРИ
Маматкулов Давлатжон Махаматжоновнч
ИСЛОМ ЕОЯЛАРИНИ УРТА ОСИЁЕА КИРИБ КЕЛИШ ТАРИХИ ВА УЛАРНИНЕ МАФКУРАВИЙ ЖАРАЁНЛАРЕА ТАЪСИРИ..........................................................30-36
Umarjonov Sohibjon Soyibjon о 'g li
IBN SINONING "ISHORALAR VA TANBEHLAR" ASARI VA POSTKLASSIKISLOM FALSAFASINING BOSHLANISHI..............................................................................37-50
ФИЛОЛОГИЯ ФАНЛАРИ
Ahmedov Oybek, Tilavova Malika
SEMANTIC STRUCTURE OF WORDS RELATED TO EDUCATION IN
ENGLISH AND UZBEK LANGUAGES.......................................................................51-62
Ашурова Ситора Эркиновна
ВАЖНОСТЬ КОМПЬЮТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ..................63-69
ЮРИДИК ФАНЛАР
Абдуллаева Мафтуна Мурот кизи
СУДНИНГ ХУКУКНИ ШАРХДАШ ХУЖЖАТЛАРИ КОНСТИТУЦИЯВИЙ НАЗОРАТ ОБЪЕКТИ СИФАТИДА.............................................................................70-77
Авезова Элеонора Парахатовна
УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ДАВЛАТ ФУКА РОЛ И К ХИЗМАТИГА КАБУЛ ^ИЛИШНИ ХУКУКШ ТАРТИБГА СОЛИШ..........................................................78-86
Ахмедова Шахноза Озоджоновна
СООТНОШЕНИЕ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ...........................................................................87-95
ПЕДАГОГИКА ФАНЛАРИ
Tashpulatov Farxad Alisherovich
GANDBOLCHILAR OYIN FAOLIYATI SAMARADORLIGINI HAR TOMONLAMA BAHOLASH METODIKASI .......................................................................................96-104
Парманов Абулцосим, АбдурашидоваМавжуда
у^увчиларда тескари функция тушунчасини шакллантириш
усули хдк;ида......................................................................................................105-1 ю
Hamrayeva Zuhro Bahodirovna
bolalarni go'daklik davridan suzishga o'rgatish orqali jismoniy rivojlanishini takomillashtirish ..........................................................111-119
Турабоева Мадинахон Рахмонжон цизи
талабаларнинг шахсий-креатив компетенциясини ривожлантиришда ук^ув лойихдларидан фойдаланиш..........120-126
Абдурахмонова Сайёрахон Шахобидиновна
акмеологик ёндашув - булгу си тарбиячиларида касбий тайёргарлигини олий таълимда такомиллаштиришнинг асоси сифатида...............................................................................................................127-135
Shermatov Gulom Kaxxorovich
"5-1" himoyasini bajarishda gandbol o'yinchilarining taktik o'zaro ta'siri........................................................................................................136-143
SCIENCE
PROBLEMS.UZ
Ижтимоий-гуманитар фанларнинг долзарб муаммолари. -2023. -№ 1(3). ISSN: 2181-1342 (Online) https://scienceproblems.uz
Юридик фанлар Авезова Элеонора Парахатовна
Тошкент давлат юридик университета Маъмурий ва молия хукуки кафедраси укитувчиси, Email: [email protected]; Orcid: https://Orcid.Org/0000-0001-9254-4029
УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ДАВЛАТ ФУЦАРОЛПК ХИЗМАТИГА КАБУЛ КПЛПШНП \М<М<1Ш ТАРТИБГА СОЛИШ
d https://doi.org/10.47390/1342V3IlY2023N8
Аннотация:Ушбу макола давлат фукаролик хизматига кабул к;илиш учун номзодларни танлаш натижасида ривожланадиган жамоатчилик билан алокаларни тартибга солишни таъминлайдиган асосий восита сифатида танловни тахлил кил и ш га багишланган.
Калит сузлар: давлат фукаролик хизмати, танлов, танлов турлари, танловнинг зарур элементлари, танлов боскичлари, танлов комиссияси.
Авезова Элеонора Парахатовна
Преподаватель кафедры Административного и финансового права Ташкентского государственного
юридического университета
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу конкурса, как основного инструмента, обеспечивающего упорядочение общественных отношений, складывающихся в результате отбора кандидатов при поступлении на государственную гражданскую службу.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, конкурс, виды конкурса, необходимые элементы конкурса, этапы конкурса, конкурсная комиссия.
Avezova Eleonora Paraxatovna
Lecturer at Tashkent State University of Law Department of Administrative and Financial law
LEGAL REGULATION OF ADMISSION TO THE STATE CIVIL SERVICE
IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Annotation. This article is devoted to the analysis of the competition as the main tool that ensures the ordering of public relations that develop as a result of the selection of candidates for admission to the state civil service.
Keywords: state civil service, competition, types of competition, necessary elements of the competition, stages of the competition, the competition commission.
Одним из неотъемлемых признаков развитого государства является публичный аппарат власти, который обеспечивает исполнение задач и функций, поставленных перед государством. Несомненно, от продуктивной деятельности органов государственной власти в лице её государственных гражданских служащих зависит многое, а именно: ведение успешной внутренней и внешней политики, экономическое развитие и процветание страны.
В настоящее время, государственная гражданская служба, является одним из ключевых институтов государства. Следует подчеркнуть, что под государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, представляющий собой профессиональную оплачиваемую деятельность граждан Республики Узбекистан по обеспечению осуществления полномочий государственных органов на должностях государственной гражданской службы [1].
Анализ института государственной гражданской службы в системе национального законодательства показывает, что она представляет собой многоаспектное, сложное и правовое явление, реформирование которой на сегодняшний день всё ещё не закончено. Ведь нашим государством поставлена цель обеспечения кадрового резерва, повышения уровня квалификации и авторитета государственных гражданских служащих. Следовательно, добиться поставленных целей невозможно без надлежащей нормативно-правовой базы, регулирующей порядок поступления на государственную гражданскую службу [3].
В Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и государственной гражданской службы» №УП-5843, отмечается, что, несмотря на проводимые широкомасштабные реформы, сохраняется ряд проблем и недостатков,
приводящих к недостаточному обеспечению государственных органов и организаций квалифицированными специалистами [2].
Автор полагает, что главным механизмом, обеспечивающим восполнение органов государственной власти государственными гражданскими служащими, которые обладают достаточным уровнем квалификации, компетентности, профессиональных качеств и личных качеств, выступает конкурс.
Рассмотрение понятия конкурса, следует начать с анализа позиции Д.В Романова, который считает, что внедрение конкурса, как этапа отбора и формирования кадровой команды из квалифицированных специалистов, позволит в дальнейшем развиваться конкурсу как демократическому направлению отбора кандидатов [4].
Соглашаясь с мнением Д.В Романова, необходимо уделить внимание работе А.Н Баширова, который выдвигает положение о том, что развитие конкурсного способа избрания на должность государственных гражданских служащих, неминуемо приведет к расширенному использованию порядка отобрания кадров [5].
Вместе с тем, нельзя не обойти без внимания, работу Л.В.Зайцевой, в которой она трактует конкурс как процесс оценивания кандидатов с помощью соответствующих методик [6].
Что касается мнений других ученых таких как, В.Ю.Александрова то они рассматривают конкурс как способ возникновения трудовых отношений между работником и работодателем [7].
Резюмируя вышеизложенное, автор данной статьи приходит к выводу, что под конкурсом следует понимать инструмент, который обеспечивает упорядочение отношений, складывающихся в процессе отбора достойных, квалифицированных и компетентных кадров на вакантную должность государственной гражданской службы.
Рассмотрев значение конкурса с концепции права, целесообразно перейти к анализу его сущности с нормативно-правовой позиции.
Следует отметить, что основным нормативным актом, регулирующим порядок поступления на государственную гражданскую службу, является Закон Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе». Статья 27 данного Закона закрепляет, что поступление на государственную гражданскую службу осуществляется путем назначения кандидата на должность государственной гражданской службы на основе конкурса, за исключением занятия должностей государственной гражданской службы, по которым законодательством предусмотрен иной порядок [1].
Говоря о сущности проведения конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу, важно подчеркнуть цель, которую
предусматривают государственные органы при принятии решении о проведении конкурса.
Основной целью, на наш взгляд, является привлечение к государственной гражданской службе специалистов наиболее высокого профессионального уровня, обладающих необходимыми практическими навыками и умениями, а также социально нравственными установками для наиболее эффективной реализации служебных обязанностей и, соответственно, государственных функций конкретного органа публичного управления, в котором государственный служащий будет осуществлять служебную деятельность.
Помимо вышеперечисленного, конкурсные процедуры, также выполняют ряд задач, которые способствуют:
• поднятию престижа должности;
• привлечению большего количества кандидатов;
• повышению объективности решения о приеме на работу;
• демократизации и открытости сферы управления персоналом;
• внедрению новых технологий кадровой работы;
• интенсификации сбора персональной информации для планирования работы с принятыми на работу кандидатами;
• формированию команд [8].
Проанализировав конкурс, с позиции науки и законодательства, автор исследования, считает нужным рассмотреть элементы, требуемые для проведения конкурсной процедуры при назначении кандидата на должность государственной гражданской службы.
Прежде всего, самым необходимым элементом конкурсной процедуры, считаются претенденты, выставляющие свою кандидатуру на конкурс, для занятия вакантной должности.
Вторым, по степени важности, элементом выступает конкурсная комиссия, которой в соответствии с нормативным актом или положением, регулирующим деятельность государственного органа, предоставляется право выбора методов и приемов проведения конкурса.
При решении вопроса о компетентности кандидата на должность государственной гражданской службы, особое значение имеют механизмы оценки индивидуальных достоинств и качеств конкурсантов, следовательно, они выступают третьим элементом конкурсной процедуры.
И наконец, заключительным элементом конкурсной процедуры является механизм информирования участников и других заинтересованных лиц о ходе и результатах конкурса [9].
На основании анализа понятия, сущности, необходимых элементов и цели проведения конкурса можно сказать, что конкурсные процедуры являются
одним из инструментов, обеспечивающим не только прозрачность и открытость процедурам принятия на государственную гражданскую службу, но и повышающим объективность решения о принятии кандидата на государственную гражданскую службу.
Исследование зарубежного опыта работы с кадрами, показывает, что конкурсный порядок замещения должностей государственной гражданской службы, подразделяется на два этапа.
В Великобритании граждане, желающие поступить на государственную службу в полиции, подают заявление начальнику полицейского участка, после чего проходят собеседование, и изучаются документы претендентов. После успешного прохождения собеседования, принимается решение о допуске граждан, изъявивших желание служить в полиции, к испытаниям по конкурсу или об отказе в допуске к конкурсным испытаниям.
При устройстве на службу в британскую полицию важным требованием считается лояльность гражданина к существующему политическому строю. Существует возрастной ценз. Кандидат на службу должен быть не моложе 18 лет и не старше 30 лет, так как считается, что именно в этом возрасте человек наиболее обучаем и в то же время менее всего склонен к перемене места службы и рода деятельности [10].
Франция также относится к государствам, в которых конкурсные начала замещения должностей государственной гражданской службы являются приоритетными, в том числе и при наборе на службу в полицию. При найме на государственную службу во Франции действует принцип равного доступа всех граждан, запрещается дискриминация по половому признаку. В то же время, если политические взгляды кандидата несовместимы с должностью, на которую он претендует (например, резкая критика политики правительства), ему будет отказано в приеме на службу [11].
В данном случае прослеживается явное сходство с требованиями, предъявляемыми к кандидатам на поступление на государственную службу в Великобритании. В целом же можно выделить пять основных условий допуска к участию в конкурсе на замещение должности государственной службы: наличие французского гражданства, обладание политическими правами, соблюдение законов, положительное отношение к законам о службе в армии, а также физическая пригодность для данной работы.
Отличительной чертой порядка принятия на государственную службу Германии, является то, что сотрудников подбирают на основании совокупности критериев, необходимых для ее несения, к числу которых можно отнести: стрессоустойчивость, мотивированность к служебной деятельности,
соответствие уровня знаний должности, предполагаемой для замещения, и ряд других.
Продвижение по службе и карьерный рост для государственного служащего в Германии связаны с выполнением ряда детально регламентированных условий, которые различны для разных уровней и категорий службы. По общепринятому правилу для повышения по должности государственный служащий должен сдать экзамен. Для каждой должности установлены определенные требования к уровню образования кандидата. К особенностям прохождения государственной службы в Германии можно отнести продолжительные сроки стажировки и подготовительной службы [12].
В Японии к государственным служащим относятся чиновники, лица, работающие на государственных предприятиях, служащие государственных железных дорог, работники телевидения, государственных школ, военнослужащие, а также сотрудники полиции. Действует принцип равного доступа граждан к государственной службе. Претендовать на должность государственного служащего может только гражданин Японии.
Назначение на государственную службу производится на основе конкурсных экзаменов, которые могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. При повышении по службе чиновники в Японии также сдают экзамены, подтверждающие их профессиональную квалификацию [13].
Изучение опыта вышеотмеченных зарубежных стран, показывает, что проведение конкурсных процедур при принятии службу в основном состоит из 2 этапов, на каждом из которых конкурсной комиссией выполняются определенные задачи для проверки соответствия индивидуальных качеств кандидата к требованиям, предъявляемым, на должность государственного гражданского служащего.
На первой стадии конкурсного отбора реализуются мероприятия, включающие в себя задачи по проверке полноты и достоверности, предоставленных претендентами для участия на конкурсе сведений, а также проверяется соответствие профессиональных качеств кандидата требованиям к образованию и опыту службы или иной трудовой деятельности по специальности для конкретной вакантной должности.
После изучения информации, предоставленной кандидатами, конкурсная комиссия принимает решение о выборе методов и приемов отбора кандидатов. В данной стадии решение относительно места и срока проведения данной стадии принимает представитель органов публичного управления, который выступает нанимателем. Самыми распространенными и часто применяющимися на практике методами оценки профессиональных и личных качеств кандидата
выступают собеседование с кандидатом, анкетирование кандидата, дискуссионные групповые встречи, решение тестовых заданий [11].
Вместе с тем, следует отметить, что выбранный конкурсной комиссией метод отбора кандидатов на государственную гражданскую службу должен быть ориентирован на те требования, которые предъявляются к конкретной вакантной должности и обеспечивают отбор специалистов, которые наиболее эффективно могут реализовывать полномочия такой должности.
Принимая во внимание, что порядок проведения конкурсов для поступления на государственную гражданскую в Республике Узбекистан нормативными актами ещё не закреплён, а также с учётом того, что от государственных гражданских служащих требуется наличие таких качеств как стрессоустойчивость, автором данной статьи предлагается участие квалифицированного психолога в составе конкурсной комиссии, так как только квалифицированный психолог может определить пригодность сотрудника для дальнейшего прохождения службы.
Руководствуясь изложенным, можно сделать вывод, что во всех демократических правовых государствах научно проработанная, четко регламентированная нормативная процедура приема на государственную гражданскую службу служит формированию высококвалифицированного кадрового состава государственного аппарата.
Ад абиётлар/JI итерату pa/References:
1. Закон Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе» № ЗРУ №788 от 08.08.2022 https://lex.uz/uz/docs/6146009.
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и государственной гражданской службы» №УП-5843 от 03.10.2019 https://lex.uz/docs/4549993.
3. Paraxatovna, Avezova Eleonora. "РОЛЬ ТИПОВЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПРИ БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ." Conferencea (2022): 188-190.
4. Juraev, Alisher. "THE CONCEPT OF ENCOURAGING CIVIL SERVANTS: THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS." Eurasian Journal of Academic Research 2A3 (2022): 669-676.
5. Александрова В.Ю., Попов С.И., Гусарская Т.А. Политика совершенствования аттестации государственных гражданских служащих // Вопросы политологии. 2018. № 10. С. 740.
6. Жураев, Алишер. "ДАВЛАТ ФУКА РОЛ И К ХИЗМАТИДА РАГБАТЛАНТИРИШНИНГ ХУКУКИЙ ТАХ;ЛИЛИ." Theoretical aspects in the formation ofpedagogical sciences 1.7 (2022): 220-226.
7. Баширов A.H. Право граждан на равный доступ к государственной гражданской службе и механизм его реализации // Вестник Московского университета. 2015. №1. С.22.
8. Авезова, Э. П. "СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ СУДЕБНОГО САНКЦИОНИРОВАНИЯ, СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ И ПРАВОСУДИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ." Экономика и социум 5-1
(2021): 602-604.
9. Жураев, Алишер. "Давлат фукаролик хизматида рагбатлантириш чораларини куллашнинг хукукий асослари." Общество и инновт}ии 3.8/S
(2022): 326-335.
Ю.Зайцева Л.В. Обеспечение реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службы // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. №3. С. 92.
11. Avezo va, Eleonora. "LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE FOR ADMISSION TO THE STATE PUBLIC SERVICE IN REPUBLIC UZBEKISTAN." Eurasian Journal of Academic Research 2.12 (2022): 13631370.
12.Juraev, Alisher Nasirdinovich. "NATIONAL AND FOREIGN EXPERIENCE OF STIMULATING CIVIL SERVANTS." World Bulletin of Management and Law 14 (2022): 84-87.
13.Paraxatovna, A. E. (2022, April). ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF COMBATING CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE. In E Conference Zone (pp. 273-275).
14.Романова Д.В. Конкурсный отбор персонала государственной гражданской службы: понятие и особенности нормативного регулирования// Традиции государственного управления: проблемы и перспективы сборник материалов круглого стола.2014. №6. С. 33.
15.Жураев, Алишер. "Давлат фукаролик хизматида рагбатлантириш тушунчаси ваунинг узигахос хусусиятлари." Общество и инноваг}ии 3.6/S (2022): 105-112.
16.Paraxatovna, Avezova Eleonora. "ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF COMBATING CORRUPTION IN THE PUBLIC SERVICE." E Conference Zone. 2022.
17.Normuratov, Aktam. "PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN MODERN SOCIETY." Zamonaviy dunyoda innovatsion tadqiqotlar: Nazariya va amaliyot 1.28 (2022): 465-468.
18. Авезова, Элеонора Парахатовна. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИДОВ И ФОРМ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ." SIYOSATSHUNOSLIK, HUQUQ VA XALQARO MUNOSABATLAR JIJRNALI 1.6 (2022): 91-94.
19.Романова Д.В. Конкурсный отбор персонала государственной гражданской службы: понятие и особенности нормативного
регулирования// Традиции государственного управления: проблемы и перспективы сборник материалов круглого стола.2014. №6. С. 33
20.Нормуратов, Актам. "МУОМАЛА ЛАЁКАТИ ЁШИНИ БЕЛГИЛАБ БЕРУВЧИ ДАВЛАТ ОРГАНЛАРИНИНГ ВАКОЛАТЛАРИ." Eurasian Journal of Academic Research 2.13 (2022): 689-698.
21. Авезова, Элеонора. "ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ." Theoretical aspects in the formation of pedagogical sciences 1.7 (2022): 78-82.
22. Juraev, Alisher. "ACCOUNTABILITY OF THE REPRESENTATIVE UNDER THE PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN FOR THE PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF BUSINESS ENTITIES." International Scientific and Current Research Conferences. 2021.
23.Нормуратов, Актам. "МУОМАЛА ЛАЁКАТИ ТУШУНЧАСИ, УНИНГ ВУЖУДГА КЕЛИШ АСОСЛАРИ ВА АДАМИЯТИ." Eurasian Journal of Academic Research 2.12 (2022): 1325-1333.
24.https://studbooks.net/1312829/menedzhment/konkursnvv nabor personala ra botu.
25. Juraev, Alisher Nasirdinovich. "Specific Characteristics of Types of Incentives in the State Civil Service." Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences 10 (2022): 4-8.
26.Авезова, Элеонора Парахатовна. "ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СУДЕБНОГО САНКЦИОНИРОВАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ." Студенческий вестник 15-2 (2021): 39-40.