ЗАЯВЛЕНИЕ «О ВВЕДЕНИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ СТАТУСА АДВОКАТА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТА ЕГО ВЫЕЗДА НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ЛИБО НА СРОК БОЛЕЕ ОДНОГО ГОДА ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
STATEMENT «ON INTRODUCING THE POSSIBILITY OF LAWYERS DISBARMENT WHEN THE FACT OF HIS DEPARTURE FOR PERMANENT RESIDENCE OR FOR A PERIOD OF MORE THAN ONE YEAR OUTSIDE THE RUSSIAN FEDERATION IS REVEALED»
16 октября 2023 года в СМИ опубликована информация о предложениях по внесению в Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» положений, согласно которым «статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты при наличии заключения квалификационной комиссии в случае выявления факта выезда адвоката на постоянное место жительства либо на срок более одного года за пределы Российской Федерации». Исключения из этого правила будут составлять «выезд для лечения или обучения либо сопровождения членов семьи, направленных для исполнения трудовых или иных функций органами государственной власти или российскими организациями, и выезд по иным уважительным причинам»1.
В связи с этим предложением, Правление МРООАиЮ «Инициатива 2018» считает необходимым обратить внимание на то, что «Основные принципы, касающиеся роли юристов (адвокатов)», принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года), прямо предусматривают что:
«10. Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное. ...
16. Правительства обеспечивают, чтобы юристы:
a) могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства;
b) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами;
c) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозам такого преследования и санкций».
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 27 предусматривает, что «каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации», а также, в части 1 статьи 37 то, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что наличие вида на жительства в иностранном государстве не может являться основанием для ограничения прав граждан2.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо пре-пятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются».
В подпункте 8 пункта 2 статьи 2 закона предусмотрено, что адвокат «представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации».
1 https://www.kommersant.ru/doc/6280611; https://www.rbc.ru/society/16/10/2023/652ca1059a7947624d16d195?from=from_main_8 ; https://nsn.fm/society/ne-rubit-s-plecha-trunov-prizval-vozvraschat-uehavshih-advokatov-v-rossiu
2 https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-22062010-n/?ysclid=lnuf5rqxr1103749975 22
EURASIAN ADVOCACY
5 (64) 2023
В пункте 3 статьи 2 указано, что «адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом».
При этом в законе не установлено требование об обязательном наличии у адвоката гражданства Российской Федерации, как не содержится и запрета на оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи на территории иностранных государств.
В концепции закона, отраженной в его статье 17, предусмотрена возможность прекращения статуса адвоката лишь по его собственному желанию, либо по независящим от него причинам (смерть, утрата дееспособности), либо - за установленные в законе неправомерные или не соответствующие правилам адвокатской профессии деяния, но никак не за совершение правомерных действий, состоящих, в том числе в выезде на постоянное место жительства или пребывании за границей сроком более одного года по своему желанию или по служебной необходимости, либо вызванной выполнением адвокатом своих обязательств перед доверителем на территории иностранного государства или иными причинами.
Из изложенного выше следует, что предложенное законодательное решение не только противоречит перечисленным правовым нормам, но и повлечет не вызванное никакой необходимостью ограничение возможности получения квалифицированной юридической помощи от российских адвокатов теми российскими организациями и гражданами, которые сами находятся за рубежом, или которые, находясь в России, вступают в любые правоотношения с международными судебными органами, органами государственной власти иностранных государств, гражданами или организациями, находящимися в иностранных юрисдикциях.
Без каких-либо разумных оснований ограничивается и возможность иностранных граждан и организаций на получение квалифицированной юридической помощи от российских адвокатов в месте постоянного нахождения этих доверителей.
Необоснованно ограничивается деятельность трансграничных адвокатских образований и возможности адвокатов, имеющих гражданство другого государства, постоянно проживать на его территории, сохраняя статус адвоката в России.
Правление МРООАиЮ «Инициатива 2018» заявляет, что предложенное введение возможности прекращения статуса адвоката при выявлении факта его выезда на постоянное место жительства либо на срок более одного года за пределы Российской Федерации не несет в себе никакой общественно -значимой пользы, вступает в противоречие со стандартами Организации Объединенных Наций и нормами законодательства Российской Федерации, без каких-либо разумных оснований допускает дискриминацию отдельных адвокатских образований и адвокатов, ограничивает возможности их профессиональной деятельности, ограничивает независимость каждого адвоката, независимость адвокатуры как института гражданского общества, право каждого на получение квалифицированной юридической помощи избранным им самим адвокатом.
Эти предложения, по своей сути, представляют собой попытку ограничения фундаментальных прав человека и гражданина, вмешательство в деятельность адвоката и адвокатуры, которые не являются необходимыми в демократическом обществе. Поэтому предлагаемые поправки не должны быть приняты.
Правление Межрегиональной общественной организации адвокатов и юристов «Инициатива 2018»