ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 2 (67) 2024
ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 301952-8 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
STATEMENT ON THE DRAFT FEDERAL LAW NO. 301952-8 «ON AMENDMENTS TO THE FEDERAL LAW «ON ADVOCACY AND ADVOCACY IN THE RUSSIAN FEDERATION»
07 апреля 2024 г.
Из информации, размещенной в системе осуществления законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/301952-8), следует, что проект федерального закона № 301952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - законопроект) предложен к включению в проект порядка работы Государственной Думы 9 апреля 2024 года для рассмотрения во втором чтении.
Анализ материалов, представленных ко второму чтению, показывает, что обоснованные возражения и замечания по законопроекту, ранее сформулированные советами адвокатских палат городов Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирской и Нижегородской областей, авторами независимого экспертного заключения, адвокатами и юристами, подписавшими обращение «Защитим Российскую адвокатуру - 2023», и направленные в Государственную Думу, ответственным за разработку комитетом учтены не были.
Поправки отдельных депутатов, призванные хоть сколько-нибудь сократить негативное влияние законопроекта на состояние независимости российской адвокатуры и адвокатов, были рекомендованы к отклонению.
Оставлены без внимания и обоснованные замечания, содержащиеся в двух отзывах правового управления Государственной Думы.
Между тем из содержания этих возражений, замечаний и критических отзывов следует, что изменения, предлагаемые инициаторами законопроекта, не отвечают целям, заявленным в пояснительной записке к нему.
В действительности законопроект направлен на ограничение независимости адвокатуры как института гражданского общества и на предоставление органам юстиции, Федеральной палате адвокатов и адвокатским палатам субъектов Российской Федерации необоснованно широких полномочий, позволяющих им осуществлять преследование адвокатов за их профессиональную деятельность, то есть действовать, разрушая гарантии реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи от независимого адвоката.
Содержание законопроекта показывает стремление его авторов усилить механизм воздействия государственных органов на адвокатуру посредством дисциплинарного производства, усложнения порядка доступа к адвокатской практике, введением необоснованных и ненужных требований, вводит положения о Комплексной информационной системе адвокатуры России (КИС АР), фактически нивелирующие институт адвокатской тайны.
Законопроект является ярким примером нарушения юридической техники, поскольку его авторы от имени законодателя пытаются избыточно регулировать вопросы, подлежащие решению на уровне внутрикорпоративных актов адвокатуры, в то время как проблем, действительно остро стоящих перед адвокатским сообществом на современном этапе, предложенный законопроект не снимает.
Законопроект, представленный ко второму чтению, по сравнению с первоначальной его редакцией был дополнен рядом новых вредных и абсурдных предложений, таких как:
- введение прекращения статуса адвоката за его выезд на постоянное место жительства либо на срок более одного года за пределы Российской Федерации;
- прямое указание на возможность получения доступа к сведениям, содержащимся в КИС АР, в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом, но не предусмотрено в Положении о КИС АР, что прямо санкционирует действия по получению составляющих адвокатскую тайну сведений из КИС АР помимо воли доверителя и адвоката на основе законодательства об оперативно-розыскной деятельности;
- указание в законе на то, что оператору и пользователям КИС АР запрещается каким-либо образом дополнять и изменять сведения, предоставленные в КИС АР сотрудниками органов федеральной службы безопасности, в процессе подачи уведомления о назначении защитников в уголовном
EURASIAN ADVOCACY
2 (67) 2024
судопроизводстве, а также размещать в КИС АР иные сведения в отношении уголовных дел, производство по которым осуществляется органами федеральной службы безопасности, что потенциально влечет создание организационных проблем, таких как введение специального режима работы с КИС АР и исключение возможности замены ранее назначенного по делу защитника без одобрения государственного органа.
Эти, как и ранее сформулированные в законопроекте предложения, в нарушение международных стандартов адвокатской деятельности («Международный Пакт о гражданских и политических правах», «Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов» и других) способны негативно повлиять на независимость адвокатов и адвокатуры в Российской Федерации, привести к массовым неконтролируемым нарушениям адвокатской тайны и созданию дисбаланса между интересами государства и правами конкретных граждан и организаций на оказание квалифицированной юридической помощи адвокатами как действительно независимыми профессиональными советниками по правовым вопросам.
Вышеизложенные обстоятельства обусловливают необходимость обращения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с заявлением о необходимости отказаться по приведённым выше мотивам от принятия проекта федерального закона № 301952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в предложенной ко второму чтению редакции.
Правление Межрегиональной общественной организации адвокатов и юристов «Инициатива 2018»