Научная статья на тему 'Завтра транспортной логистики'

Завтра транспортной логистики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Довнар Вячеслав, Кухарев Александр

Создание новой наукоемкой продукции высокого технического уровня, способной успешно конкурировать с образцами ведущих зарубежных производителей, задача Научно-технического центра магистрального автомобилестроения и логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomorrow transport logistics

Creating innovative products of high technical level, able to compete successfully with products from the leading manufacturers is a challenge for the Scientific and technical center of main automotive and logistics.

Текст научной работы на тему «Завтра транспортной логистики»

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Вячеслав Довнар

директор Научно-технического центра магистрального автомобилестроения и логистики, генеральный директор ООО «Белинтертранс», член Совета по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь

Александр Кухарев начальник отдела автомобильной логистики Объединенного института машиностроения НАН Беларуси

Завтра транспортной логистики

Создание новой наукоемкой продукции высокого технического уровня, способной успешно конкурировать с образцами ведущих зарубежных производителей, — такова задача Научно-технического центра магистрального автомобилестроения и логистики (НТЦ). Образованный в минувшем году с целью повышения эффективности совместного использования научно-технического потенциала Объединенного института машиностроения НАН Беларуси и ООО «Белинтертранс», он проводит научные исследования и испытания ав-томототехники в дорожных условиях для определения степени ее безопасности, экологичности, экономичности и оценки соответствия большегрузных машин требованиям Европейской конференции министров транспорта. Среди направлений деятельности центра — логистика грузовых автоперевозок, комплексный анализ технико-эксплуатационных и других показателей транспортных средств (ТС) как отечественного, так и зарубежного производства, факторов, определяющих их экономическую эффективность в сфере международных автомобильных перевозок, подготовка систем и схем по доставке грузов и размещению логистических центров, создание автоматизированных систем контроля и управления автомагистральными грузовыми потоками по территории республики.

№2(96)_2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ

В ближайшее время планируется осуществить ряд проектов. Так, в рамках ГПНИ «Механика» на 2011—2015 гг. будут разработаны методические подходы по созданию логистической системы доставки грузов автомобильным транспортом и ее управлению. Предполагается сформировать организационно-экономический механизм доставки и ее схемы, научно-методологические подходы к определению направлений развития и эффективности функционирования логистической системы и территориальному размещению логистических центров.

По программе ГНТП «Машиностроение» центр планирует выполнить два задания. Первое — разработать и освоить производство тяговой технологической тележки для магистральных автопоездов седельного типа, что позволит в значительной степени сократить материальные, трудовые и временные затраты, связанные с погрузкой и разгрузкой автопоездов. Реализация второго задания подразумевает создание семейства сменных кузовов под шасси отечественных и зарубежных грузовых автомобилей. Следует отметить, что в странах СНГ подобных разработок нет. В Европе такие кузова выпускают немецкие компании Krone, Koegel, Schmitz Cargobull и польская Wielton.

Особенностью сменных кузовов-контейнеров является то, что они снабжены опорными стойками регулируемой высоты, благодаря которым погрузка и разгрузка происходит без использования специализированного оборудования. это обеспечивает высокую степень унификации грузоподвижного состава автоперевозчиков, а также поднимает уровень интермодальности между автомобильными и железнодорожными перевозками.

В рамках программы развития Минской области подготовлен проект по разработке и внедрению автоматизированной информационно-аналитической целевой системы «Обеспечение безопасности и соблюдение законодательных норм движения магистрального автотранспорта по территории Республики Беларусь». В 2011 г. планируется начать его осуществление. Система поможет в режиме реального времени контролировать и прогнозировать дорожные ситуации, что в конечном итоге приведет к сокращению правовых нарушений, снижению количества ДТП и уровня загрязнения окружающей среды. Будут также отслеживаться местоположение и состояние грузов, что особенно актуально при перевозке тех из них, которые относятся к категории опасных.

Проект, вне всякого сомнения, внесет свой весомый вклад в анализ и плани-

21

ТЕМА НОМЕРА

Образование со знаком качества

рование развития автотранспортной и дорожной инфраструктуры страны, что в значительной степени упростит процесс ее интеграции в мировую транспортную систему.

В центре значительное внимание уделяется вопросам международного сотрудничества. Уже состоялись переговоры с такими компаниями, как «Скания», «ДАФ», «Кёгель», «Шмитц Каргобулл», «Шварц-мюллер», «Вольво». От последней уже поступило предложение о проведении совместных работ в области экологии.

Вместе с литовскими партнерами готовится проект для участия в конкурсе Программы трансграничного сотрудничества Латвия — Литва — Беларусь, реализуемой в рамках Европейского инструмента добрососедства и партнерства. Основная его цель — повышение эффективности взаимодействия Литвы и Беларуси в области автотранспортной логистики, а также развитие транзитного потенциала двух стран в рамках общеевропейской логистической системы.

В ближайших планах — подача в 7-ю Рамочную программу проекта по созданию транспортного коридора «Западная Европа — Беларусь — Дальний Восток». В качестве основного транспортного средства предполагается использовать многозвенный модульный магистральный автопоезд.

24 декабря прошлого года на расширенном заседании научно-технического совета Научно-технического центра магистрального автомобилестроения и логистики, состоявшемся в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, был утвержден план работ на 2011 г. Его главный вектор направлен как на импортозамещение машин, узлов и агрегатов ведущих зарубежных производителей, так и на экспорт практически полученных результатов в области автотранспортной техники и оказываемых услуг в сфере логистики, а также активную совместную работу по заказам с зарубежными производителями автомобильной техники с целью привлечения в республику валютных средств в страну.

Белорусский государственный университет транспорта по праву считается ведущим учебным и научно-исследовательским вузом транспортного комплекса страны. О секретах подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства и вкладе в отечественную науку — наш разговор с ректором университета доктором технических наук профессором Вениамином СЕНЬКО.

— Вениамин Иванович, выпускники БелГУТа — инженеры, ученые, руководители железных дорог, вузов и предприятий — работают не только в Беларуси, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Это говорит о том, что образование, полученное в вузе, — хорошего качества. На каких основополагающих принципах оно базируется?

— В состав университета входят НИИ железнодорожного транспорта, институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительного и транспортного комплексов республики, ряд исследовательских и испытательных центров, отраслевые научные лаборатории, отдел по проектированию и строительству зданий и сооружений II категории, орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг и т.д.

Основные принципы нашей работы — единение трех составляющих: науки — образования — производства, заботли-

вое отношение к одаренным студентам. Эти постулаты мы пропагандируем на протяжении всего периода обучения. Немаловажно и то, что мы стараемся подготовить не только высококвалифицированного специалиста, но и сформировать гражданина своей страны.

Сегодня в БелГУТе обучаются около 12 тыс. студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, курсантов. Успехи вуза достигнуты благодаря тому, что в университете работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав — более 200 докторов и кандидатов наук. Тон задают профессора Виктор Негрей, Константин Бочков, Александр Го-ловнич, эдуард Старовойтов, Иван Еловой, эдуард Галай, Владимир До-вгяло, Александр Неверов, Олег Хо-лодилов, Павел Богданович и многие-многие другие.

— Актуальнейшая проблема высшей школы — старение кадров. Как вы пытаетесь ее решить?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.