Научная статья на тему 'Завоевание Америки европейцами: контакт культур или первоначальное накопление капитала?'

Завоевание Америки европейцами: контакт культур или первоначальное накопление капитала? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
713
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аборигены Америки / завоевание Америки / контакт культур / Карл Маркс / первоначальное накопление капитала / American aborigines / conquest of America / culture contact / Karl Marx / primary accumulation of capital

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александренков Эдуард Григорьевич

Традиция рассматривать появление европейцев в Америке в рамках культурного контакта берет начало со времени завоевания ее земель испанцами. Одним из важнейших обоснований и оправданий этого завоевания выдвигалась христианизация аборигенов Нового Света, перестройка их прежних социальных отношений и навязывание им соответствующих норм жизни. Культурологический подход к изучению завоевания и колонизации Америки европейцами имел место в некоторых школах и направлениях этнографической науки. При таком подходе на задний план отходил то существенное обстоятельство, что при завоевании и колонизации Нового Света там погибли миллионы его прежних обитателей, и освободились многие земли, что явилось основным фактором первоначального накопления капитала, согласно определению Карла Маркса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition considering the appearance of Europeans in America within the framework of cultural contact originates in the time of the conquest of the land by the Spaniards. One of the most important reasons and justifications of this conquest was Christianization of New World natives, restructuration of their previous social relations and the imposition of corresponding norms of life. Cultural approach to the study of the conquest and colonization of America by Europeans took place in some schools and directions of the ethnographic research. Such an approach left to the background the significant fact that during the conquest and colonization of the New World millions of its former inhabitants were perished, and many lands were cleared, that was the main factor in the primary accumulation of capital, according to the definition of Karl Marx.

Текст научной работы на тему «Завоевание Америки европейцами: контакт культур или первоначальное накопление капитала?»

Александренков Э.Г. *

Завоевание Америки европейцами: контакт культур или первоначальное накопление капитала?

Аннотация: Традиция рассматривать появление европейцев в Америке в рамках культурного контакта берет начало со времени завоевания ее земель испанцами. Одним из важнейших обоснований и оправданий этого завоевания выдвигалась христианизация аборигенов Нового Света, перестройка их прежних социальных отношений и навязывание им соответствующих норм жизни. Культурологический подход к изучению завоевания и колонизации Америки европейцами имел место в некоторых школах и направлениях этнографической науки. При таком подходе на задний план отходил то существенное обстоятельство, что при завоевании и колонизации Нового Света там погибли миллионы его прежних обитателей, и освободились многие земли, что явилось основным фактором первоначального накопления капитала, согласно определению Карла Маркса.

Ключевые слова: Аборигены Америки, завоевание Америки, контакт культур, Карл Маркс, первоначальное накопление капитала

УДК 94(72).02+930.1

Abstract: Tradition considering the appearance of Europeans in America within the framework of cultural contact originates in the time of the conquest of the land by the Spaniards. One of the most important reasons and justifications of this conquest was Christianization of New World natives, restructuration of their previous social relations and the imposition of corresponding norms of life. Cultural approach to the study of the conquest and colonization of America by Europeans took place in some schools and directions of the ethnographic research. Such an approach left to the background the significant fact that during the conquest and colonization of the New World millions of its former inhabitants were perished, and many lands were cleared, that was the main factor in the primary accumulation of capital, according to the definition of Karl Marx.

Key words: American aborigines, conquest of America, culture contact, Karl Marx, primary accumulation of capital

Бесспорно, прошедшие 170 лет после публикации «Манифеста коммунистической партии» (1848 г.) продемонстрировали, что идеи, провозглашенные в нем, оказали воздействие на ход мировых процессов в разных сферах общественной жизни, встряхнули и даже перетряхнули прежнее мироустройство. Но, какое отношение идеи, высказанные более полутора веков назад, имеют к современной

* Александренков Эдуард Григорьевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии РАН (e-mail: ed_alex@mail.ru)

действительности, и корректно ли их применять для осмысления неких нынешних явлений, в частности, этнологии? Поскольку четверть века назад я пользовался одним из положений Маркса для объяснения процесса и результатов завоевания европейцами Нового Света1, я решил вновь обратиться к этой теме и посмотреть, не изменились ли мои взгляды под воздействием событий прошедших лет.

Цель первого плавания Христофора Колумба за Атлантику была определена его договором с испанскими королями весьма неопределенно. Колумб, а также его наследники и потомки получали чин Адмирала, и он назначался вице-королем и главным правителем «всех островов и материков, которые он ... откроет или приобретет». Речь шла также о товарах, что будут «куплены, обменены, найдены, или приобретены», десятая часть которых отводилась Колумбу, а остальное - испанской короне2. Об отношениях с местным населением, с которым предполагалось торговать, не было сказано ничего.

В октябре 1492 г. испанские корабли подошли к одному из нынешних Багамских островов. Дальнейшее плавание вдоль берегов Кубы и Гаити проходило без серьезных столкновений с аборигенами3. По записям Колумба в судовом журнале можно судить, как европейские мореходы знакомились с островитянами. Он обращал внимание на внешний вид аборигенов и их характер и отмечал предметы их культуры: лодки, жилища, оружие и др. После двух месяцев плавания по островам Колумб пришел к такому заключению относительно местных обитателей: «... они хороши, чтобы ими повелевать и заставлять их работать, сеять и делать все другое, что будет необходимо, и чтобы они делали города (villas) и научились ходить одетыми и нашим обычаям»4. Очевидно, что на первом месте у Колумба стояли намерения подчинить аборигенов и принудить их к труду (на испанцев), а затем - насильственная трансформация их культуры.

Со времени подготовки второго трансатлантического плавания Колумба важная роль в заокеанской политике испанцев стала отводиться распространению католической веры. В булле «Интер цетера» от 4 мая 1493 Папа распоряжался «приступить. к подчинению упомянутых островов и материков, и их жителей и обитателей. и обратить их в католическую веру»5. Испанские короли, со своей стороны, повелевали Колумбу (инструкция от 29 мая 1493 г.) всеми способами стремиться к обращению встреченных им людей в католичество6.

1 Александренков Э.Г. Контакт культур или первоначальное накопление капитала? //Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. Москва, 1992. С. 113-125.

2 Путешествия Христофора Колумба /дневники, письма, документы. Москва, 1952. С. 55, 56.

3 Александренков Э.Г. Обитатели Антильских островов в бортовом журнале первого плавания Колумба //Проблемно -тематическое пространство и теоретические границы современной этнологии. К юбилею доктора исторических наук, профессора Геннадия Евгеньевича Маркова. Сборник научных статей. Труды исторического факультета МГУ 62. Серия II. Исторические исследования 25. Москва, 2013. С. 95-114.

4 Colón Cr. Diario de navegación. La Habana, 1961. P. 135.

5 Путешествия... С. 240-243.

6 Konetzke R. Colección de documentos para la historia de la formación social de Hispanoamérica 1493-1810. Vol. I (1493-1592). Madrid, 1953. P. 1-2.

За несколько десятков лет испанского завоевания новых земель и установления господства над местным населением культура последних претерпела заметные изменения. Один из завоевателей Мексики, Б. Диас дель Кастильо, закончивший свою книгу в 1579, кратко изложил то, что было сделано, по его словам, в услужение Господу и императору «нашими славными завоеваниями» - устранены человеческие жертвоприношения, антропофагия, содомия и многоженство. Испанец утверждал: «Мы их сделали добропорядочными и наставили их в святом учении» (Les pusimos en buena policía, y les enseñamos la santa doctrina).

Далее он назвал блага, которые испанцы, полагал он, принесли индейцам. Все были крещены, все исповедуются, а некоторые причащаются. У них есть церкви, в некоторых поселениях, с органами и другими музыкальными инструментами, а также с певчими. В церковные праздники устраивают крестные ходы. Большинство индейцев, по мнению испанского автора, овладели новыми ремеслами. Среди умельцев были названы золотых и серебряных дел мастера, каменщики, художники, ткачи, чесальщики шерсти, шляпники и др. Крестьяне разводили скот, пахали, сеяли пшеницу и делали хлеб, а также выращивали плодовые деревья, привезенные из Испании.

У большинства касиков, продолжал Диас, были лошади с хорошими сбруей и седлами. В некоторых селениях, по праздникам, устраивались турниры, корриды и другие состязания. В Чиапасе (там Диас жил) даже у многих индейцев не касиков были лошади и мулы, которые служили для перевозки грузов. Многие из индейцев были погонщиками вьючных караванов. По словам Диаса, большинство детей знати овладели грамотой, многие умели читать, писать и сочинять церковные гимны.

Органы местного самоуправления в поселениях индейцев были устроены на испанский манер; это были кабильдо (советы) с соответствующим штатом (алькальды, заседатели, писаря и др.7

Убедительная картина изменений во всех сферах культуры тех аборигенов, которым удалось пережить испанское завоевание.

***

Когда в 19 в. стала формироваться особая отрасль знания, которая получила название «народоведения» (в разном написании на разных языках), в сферу ее интересов попали и коренные обитатели Америки. Работа исследователей среди ряда аборигенных народов во многих районах Северной Америки дала возможность придти к общим выводам относительно изменений культуры. Для обозначения трансформаций культуры под воздействием внешних причин стал применяться термин acculturation (аккультурация). Слово известно с 80-х гг. XIX в., а работы об изменениях культуры у аборигенов Северной Америки под влиянием т. н. контакта с европейцами, где фигурирует термин «аккультурация», появились в конце 1920-х гг. Позже сложилось еще несколько концепций изменения

7 Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España. La Habana, 1963, t. 2, cap. CLXXIII-CLXXIV.

культуры у обитателей Нового Света, как коренных, так и пришлых: «транскультурации» кубинского исследователя Фернандо Ортиса, «культуры завоевания» североамериканца Джордж Фостер, а также

о

«присвоения культуры»8.

Со временем деятельность европейцев в Америке стала рассматриваться в терминах контакта культур не только специалистами-этнографами, но и политиками, журналистами и т.д. В связи с 500-летием первого плавания Колумба через Атлантический океан обострились разногласия между теми, кто видел в этом событии начало контакта культур (как правило, это были потомки завоевателей и колонистов), и теми, кто считал, что «открытие» Америки положило начало геноциду аборигенов (преимущественно, индейские организации).

Тогда мне и захотелось рассмотреть результаты появления европейцев в Новом Свете, выйдя за рамки контакта культур. Я вспомнил врезавшееся с университетского семинара по философии, который вел Б.Г. Сафронов, определение Карла Маркса, которое он дал первоначальному накоплению капитала - «отделение производителя от средств производства». По Марксу, основу этого процесса составляла экспроприация земли у сельскохозяйственного производителя9.

Маркс подробно рассматривал этот вид первоначальное накопление капитала на примере Англии. Что касается Нового Света, то он не подчеркнул важности экспроприации там земель, говоря об открытии золотых и серебряных приисков и искоренении «туземного населения в рудниках»10. Более того, он писал о массе земли, которая остается еще «свободной собственностью»11 (778-779), не заострив внимания на том, что свободной эта земля стала после того, как она «освободилась» от аборигенов.

В результате европейского вторжения во многих местах Нового Света местное население исчезло. Причины этого были разные - гибель при сопротивлении завоевателям, голод от вызванных военными действиями неурожаев, разрушение семейных связей и другие. Сейчас считается, что наиболее важным фактором высокой смертности аборигенов в начальный колониальный период были принесенные европейцами инфекционные заболевания, от которых у местных жителей не было иммунитета. Быстро запустели Большие Антильские острова и многие соседние материковые земли. Обезлюдело также побережье северо-востока Бразилии и тихоокеанское побережье Южной Америки. Значительно уменьшилась численность населения и в областях древних цивилизаций. Что касается Америки к северу от Флориды, колонизация которой началась позже, там абориген под давлением колонистов постоянно вытеснялся, оставляя свои земли. Поэтому, на мой взгляд, результат появления европейцев в Новом Свете можно рассматривать, прежде всего, как первоначальное накопление

8 Александренков Э.Г. Присвоение элементов культуры (на примере колониальной Кубы) //Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития. Москва, 1999. С. 143-164.

9 Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 23. Москва, 1960. С. 726-728.

10 Там же. С. 770.

11 Там же. С. 778-779.

капитала, когда местный производитель насильственно был отделен от своего средства производства,

земли. При этом, на значительных пространствах Америки он исчез вовсе.

***

Конечно, можно (и нужно) рассматривать результаты завоевания Америки европейцами в разных аспектах, в том числе культурных. Есть много явлений культуры, распространившихся по земному шару в результате появления европейцев в другом полушарии.

Несомненно, что именно знакомство с населением Америки вызвало появление обширной литературы, в которой европейские авторы описывали новые земли и их народы. Именно с этим периодом некоторые историки связывают зарождение собственно этнографических методов собирания материалов, называя имя Б. Саагуна. Очевидно также, что знакомство с обитателями Нового Света побудило некоторых европейцев более пристально взглянуть на прошлое европейских народов (Б. де Лас Касас, П. Лафито).

Но, на мой взгляд, именно первоначальное накопление капитала, имевшее место в Новом Свете, когда огромные массивы земель освободились от сотен тысяч и миллионов своих прежних пользователей, было определяющим для последующего развития всех других, в том числе культурных, процессов в Америке и мире.

Библиография:

Александренков Э.Г. Контакт культур или первоначальное накопление капитала? // Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. Москва, 1992. С. 113-125.

Александренков Э.Г. Обитатели Антильских островов в бортовом журнале первого плавания Колумба // Проблемно-тематическое пространство и теоретические границы современной этнологии. К юбилею доктора исторических наук, профессора Геннадия Евгеньевича Маркова. Сборник научных статей. Труды исторического факультета МГУ 62. Серия II. Исторические исследования 25. Москва, 2013. С. 95-114. Александренков Э.Г. Присвоение элементов культуры (на примере колониальной Кубы) // Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития. Москва, 1999. С. 143-164. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 23. Москва, 1960. Путешествия Христофора Колумба / дневники, письма, документы. Москва, 1952. Colón Cr. Diario de navegación. La Habana, 1961. P. 135.

Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España. La Habana, 1963, t. 2, cap. CLXXIII-CLXXIV.

Konetzke R. Colección de documentos para la historia de la formación social de Hispanoamérica 1493-1810. Vol. I (1493-1592). Madrid, 1953. P. 1-2.

Bibliography:

Aleksandrenkov E.G. Kontakt kul'tur ili pervonachal'noe nakoplenie kapitala? // Amerika posle Kolumba: vzaimodeystvie dvukh mirov. Moskva, 1992. S. 113-125.

Aleksandrenkov E.G. Obitateli Antil'skikh ostrovov v bortovom zhurnale pervogo plavaniya Kolumba // Problemno-tematicheskoe prostranstvo i teoreticheskie granitsy sovremennoy etnologii. K yubileyu doktora

istoricheskikh nauk, professora Gennadiya Evgen'evicha Markova. Sbornik nauchnikh statey. Trudy

istoricheskogo fakul'teta MGU 62. Seriya II. Istoricheskie issledovaniya 25. Moskva, 2013. S. 95-114.

Aleksandrenkov E.G. Prisvoenie elementov kul'tury (na primere kolonial'noy Kubi) // Naselenie Novogo Sveta:

problemi formirovaniya i sotsiokul'turnogo razvitiya. Moskva, 1999. S. 143-164.

Marks K, Engel's F. Sochineniya. Izdanie vtoroe. T. 23. Moskva, 1960.

Puteshestviya Khristofora Kolumba / dnevniki, pis'ma, dokumenti. Moskva, 1952.

Colón Cr. Diario de navegación. La Habana, 1961. P. 135.

Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España. La Habana, 1963, t. 2, cap. CLXXIII-CLXXIV.

Konetzke R. Colección de documentos para la historia de la formación social de Hispanoamérica 1493-1810. Vol. I (1493-1592). Madrid, 1953. P. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.