Научная статья на тему 'Заводская окраина: от героизации «Человека труда» до поиска новых смыслов'

Заводская окраина: от героизации «Человека труда» до поиска новых смыслов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
472
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК ТРУДА / УРБАНИЗАЦИЯ / СОВЕТСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / БОРЬБА С КУЛЬТУРНОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ЗАВОДСКАЯ БЕЗЫМЯНКА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жидкова Елена Михайловна

В статье прослеживается трансформация роли заводских окраин и предприятий большого провинциального города. Будучи закрытыми и засекреченными «почтовыми ящиками» в советское время, сегодня они становятся краеугольным камнем новой городской идентичности и саморепрезентации. Речь также идет о современной культурной политике города и использовании его заводской истории в попытке примирения общим культурно-историческим наследием советским прошлым и его завоеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заводская окраина: от героизации «Человека труда» до поиска новых смыслов»

#1/2014

' Журнал социально-гуманитарных исследований

^Щ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ

И БУДУЩЕЕ ЗАВОДСКАЯ ОКРАИНА: ОТ героизации «ЧЕЛОВЕКА ТРУДА» до поиска новых СМЫСЛОВ Е. М. Жидкова

В статье будет освещено изменение статуса за- — советским прошлым и его завоеваниями. Источ-водских районов в истории типичного промыш- никами послужили документы самарских архивов ленного центра — города Куйбышева (Самары) в (Центральный государственный архив Самарской постсоветское время. Автора интересует переход области и Самарский областной государственный от грифа «секретно», который носили многие свя- архив социально-политической истории), краевед-занные с оборонными заказами индустриальные ческая литература, а также местные периодические города, к открытости, поиску новых исторических, издания. культурных и туристических доминант, новой региональной идентичности, вылившейся в провоз- География исследования

глашение Самары «запасной столицей СССР» в

годы Великой Отечественной войны и, ни много ни Город Куйбышев довольно рано встал в строй мало, космической столицей современной России. городов-миллионников (1967 г.) и был рядовым, в Смыслообразующими моментами новейшей общем-то, случаем в истории советской урбаниза-городской истории были выбраны два праздни- ции. Численность рабочих и служащих в области ка, не вызывающие в современном обществе раз- только за п.п. 1950-х увеличилась на 44% [15, с. ногласий в трактовке и оценке. Две даты, которые 321]. В течение двадцати лет в области были соору-в полной мере можно назвать «днями народного жены Волжская гидроэлектростанция, Волжский единства» — это День победы и День космонавти- автозавод, металлургический комбинат, заводы ки, 9 мая и 12 апреля. Это те объединяющие совре- синтетического каучука, по переработке пластиче-менников эмоциональные скрепы, которые дают ских масс, химический, синтезспирта. По темпам возможность вспомнить о гордости, о достиже- промышленного развития Куйбышевская область ниях, о славе, почувствовать свою сопричастность занимала одно из ведущих мест в РСФСР [15, с. большой истории. И оба эти праздника непосред- 311 - 312]. Хотя урбанизация началась задолго до ственно связаны с ключевыми этапами жизни за- описываемых событий, тем не менее, воспитание водской Самары-Куйбышева: здесь ковалась побе- новых хозяев городов и рабочих поселков остава-да, здесь была «запасная столица», здесь проходил лось ключевой темой советского образовательного парад 7 ноября 1941 г. И здесь же решениями Хру- дискурса времени «оттепели». Просветительные щева и Королева создавалась ракетно-космическая кампании носили долговременный, даже перма-техника, принесшая СССР-России славу мировой нентный характер, сменяя друг друга. В послево-космической державы. енном Куйбышеве значительную часть населения

Первые параграфы статьи будут посвящены составляли вчерашние крестьяне, принесшие в го-истории складывания особой заводской субкуль- род крестьянскую трудовую этику и образ жизни. туры в пригородах Куйбышева в послевоенный В городах Поволжья сельские переселенцы своего период, а также поэтизации «человека труда», ведь региона давали до 80% механического прироста труд был базовой категорией советской культуры. городского населения [19, с. 206]. Поэтому в отВ заключительных параграфах речь пойдет о со- личие от широко известных примеров самоопре-временной культурной политике города и исполь- деления ленинградцев или москвичей в терминах зовании его заводской истории в попытке прими- коренной / потомственный, для Куйбышева этот рения общим культурно-историческим наследием идентификационный маркер никогда не был акту-

57

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

индустриальНого^орода

альным. Рядовой житель областного центра — это горожанин в первом поколении, из детской литературы узнавший о ежегодных ритуалах выездов на дачу столичных жителей: его/ее собственные дети проводили лето у бабушки в деревне, а со словом «дача» вплоть до брежневского «застоя» ассоциировались номенклатурные дачи или ставшие санаториями дачи «бывших» в зеленой зоне вдоль Волги. Куйбышев же был окружен огородами.

Утверждение городского образа жизни

Вытолкнутый из деревни, рабочий-крестьянин нес в город бытовую и поведенческую культуру, противоречившую дисциплинарным режимам фабрик и заводов. «Крестьяне подобно улитке несут в город крестьянский габитус, социальность, встроенную в тело как антропологическое качество», — писала известная отечественная исследовательница Н.Н. Козлова [12, с. 59]. Деревенские избы, легко разбираемые и перевозимые на новое место, путешествовали вместе с хозяевами. И город обрастал поселками. Недостаточный уровень развития городской инфраструктуры консервировал архаичные практики. Даже в крупных населенных пунктах потребность в самообеспечении продуктами питания оставалась очень высокой, что подтверждает газетная заметка 1955 г.: «Куйбышевская птицефабрика в начала января приступила к инкубации. <...> Население гор. Куйбышева проявило большой интерес к ранней инкубации и приобретает суточных цыплят, которые уже летом занесутся» [2]. На этом фоне вполне объяснима такая воспитательная мера по «раскрестьяниванию» рабочего класса, как постановление 1958 г. «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках».

В городах ломке подвергся привычный ритм жизни крестьянина, основанный на сельскохозяйственном календаре по замкнутому циклу. Низкая степень телесного самоконтроля и отсутствие требуемых социальных качеств у рабочих заставляли городские власти принимать меры по перевоспитанию и борьбе с тем, что на языке докумен-

тов называлось «нездоровым поведением в быту». Пьянство, обильные застолья в дни праздников, завершающиеся драками и в итоге влекущие срывы плановых заданий и пропуски «без уважительных причин» — вот с чем приходилось бороться организаторам производства. Учили всему: как готовить, что читать, как воспитывать детей, как себя вести в публичных местах. «Я живу в Куйбышеве много лет, — обращался в газету неравнодушный читатель, — и всегда наблюдаю на Самарской улице, на Ульяновской, да и в скверах сидящих женщин и детей, под ногами которых груды подсолнечной шелухи. Это же невежество! В школах следует учить детей культуре поведения на улицах, разъяснять им, что грызть семечки в общественных местах неприлично» [1, с. 230].

Эмансипация крестьянской молодежи

Статус «закрытого» города и размещение многотысячных коллективов оборонных предприятий обусловил специфичную кадровую политику. О том, как трудно проходило привитие городского образа жизни, свидетельствуют архивные документы о деятельности профсоюзов, женсоветов, домовых комитетов и низовых партячеек [21 - 27, 30 - 31]. Участие партийных и советских органов в контроле над частной жизнью граждан было обычным делом. Особое внимание уделялось воспитанию молодого пролетариата. Это объяснялось тем, что рабочий класс в значительной мере пополнялся за счет деревенской молодежи, компактно проживающей в заводских общежитиях. Девиантное поведение молодых, вызванное, в том числе, новым переживанием анонимности на городских просторах, отсутствием привычного контроля со стороны соседского окружения и старших родственников, стало поводом для дисциплинарных кампаний, направленных за юную смену. Они лишний раз подчеркивали характерный для аграрных обществ несамостоятельный статус молодежи. Об этом свидетельствует, к примеру, торжественная церемония вручения совершеннолетним юношам и девушкам паспортов (своеобразная инициация) или заводской праздник первой получки, знакомив-

Лабиринт

#1/2014

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

ший молодых людей с тем, как правильно тратить шев встретил совершенно негородской пылью на деньги [30]. Приглашение на подобные мероприя- замусоренной привокзальной площади ... здесь все тия молодых рабочих вместе с родителями, а также нам показалось диким, неустроенным, раздража-применение в качестве меры общественного воз- юще неприятным: серые от старости деревянные действия сообщения родителям о неправильном халупы в центральной части города, хамоватые го-поведении взрослых отпрысков «на производстве рожане, громкая матерщина на улицах, бедные по и в быту», лишь подчеркивают сохранение зависи- сравнению с ленинградскими магазины ... я при-мого положения молодежи [25]. ехал в Куйбышев не просто чужим, а чужеродным

этому городу человеком» [11, с. 360]. Действитель-Город, жилье, досуг но, с точки зрения пространственного решения и

архитектуры назвать промышленные центры се-С распространением городского стиля жизни редины прошлого века современными городами связан феномен свободного времени. Причем от- можно с определенной оговоркой. Например, до дыха не как праздника, не как разрыва повседнев- начала массового жилищного строительства око-ной монотонности, а именно в качестве буднично- ло половины городской застройки г. Куйбышева го времяпрепровождения. Серьезной задачей для составляли одноэтажные и двухэтажные здания, городских властей становился «организованный а пятиэтажные и выше — меньше 7%! [23, с. 152]. отдых трудящихся». Стоит напомнить, что в 1956 И так было повсеместно. Французский антрополог г. рабочий день был сокращен до 7 часов, а в 1967 г. Б. Кербле подсчитал, что к 1960-м более половины была установлена 5-дневная рабочая неделя. Сво- городского жилого фонда РСФСР составляли не-бодного времени у рабочего человека становилось большие одноэтажные дома [9, с. 2]. Советские го-все больше, появился «досуг», который, безуслов- рода с их деревянными избами напоминали скорее но, должен быть «культурным». Городской образ крупные села и своим внешним видом, и повсед-жизни предполагал умение и навык пользования невной жизнью населения, ведь характер жилищ-городской инфраструктурой — театрами и музея- ной застройки непосредственно определяет ментами, пляжами и бассейнами, парками и кафе. Рекре- литет жителей. ационная сфера активно пополнялась различными

заведениями общепита. В годы «оттепели» в допол- Заводская окраина города Куйбышева:

нение к доступным рюмочным и чайным откры- славная Безымянка

ваются новомодные кафе-молочные, кафе-кондитерские, кафе-мороженое и знаковые молодежные Компактное размещение населения (скученное

кафе, ставшие приметой нового «оттепельного» проживание в рабочих общежитиях, коммуналь-времени. Времени, когда громко заявляют о себе ных квартирах, заводских бараках) и планирование молодежные субкультуры, что было исключитель- комплексной застройки под жилищное строительно городским явлением. Именно тогда возникли ство и соцкультбыт дают возможность исполь-новые персонажи — стиляги, городские фланеры, зовать теорию дисциплинарной власти Фуко, его запечатленные кинематографом 60-х и народив- идею о надзоре как специфическом механизме дис-шейся «городской прозой». Герои «оттепели», те циплинарной власти. Действительно, в заводском же герои произведений Аксенова — это городские поселке все на виду: повседневная жизнь, отдых, жители, шатающиеся по улицам вместе с друзьями семейные коллизии, круг общения, телесность. Тут или путешествующие по стране. вместе работают, вместе проживают, растят де-

Однако жизнь в столице и заводских районах тей, вместе проводят свободное время во дворах. областных городов сильно различалась. Прибыв- Рабочие окраины представляли собой настоящие ший в 1960 г. в провинциальный город ленингра- производственно-поселенческие сообщества, где дец так описал свои первые впечатления: «Куйбы- люди были объединены разнообразными узами

59

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

ИНДУСТРИАЛЬНОГО^ОРОДА

[10]. Фуко определял закрытое пространство как место принудительной нормализации индивидов: «. архитектура теперь призвана быть инструментом преобразования индивидов: воздействовать на тех, кто в ней находится, управлять их поведением, доводить до них проявления власти, делать их доступными для познания, изменять их» [28, с. 251]. Устанавливается новый тип наздора — иерар-хизированный, непрерывный, функциональный, «который проникает непосредственно в рабочий процесс, и распространяется не только на производство, он учитывает также деятельность людей, их навыки, манеру работать, усердие и поведение . Надзор становится решающим экономическим фактором - как внутренняя деталь производственного аппарата и как специфический механизм дисциплинарной власти» [28, с. 255 - 256].

Согласно этому подходу, современные социальные институты регулируют тело во времени и пространстве, предписывая определенные жесты, положения и соблюдение правил, и рассматривают телесные практики в качестве объектов постоянного дисциплинарного воздействия, контроля и воспитания. Принудительная нормализация особенно характерна для города периода модерна, то есть индустриального города. Отсюда многочисленные советские кампании по борьбе чем-либо: с пережитками прошлого, пороками, тунеядством, пьянством, религиозными пережитками, хулиганством — что лишь иллюстрирует перманентный конфликт государственных интересов и бытовых практик населения.

В послевоенном Куйбышеве старые центральные районы (называемый жителями «город») сосуществовал с молодыми заводскими окраинами, получившими неблагозвучное имя «Безымянка» по имени железнодорожной станции, отстоящей от города на расстоянии около 10 км. «Город» и заводы связывала трамвайная линия и электрички. Массовое жилищное строительство, того же заводского жилья, велось по принципу заселения окраин, не только географически, но и культурно далеких от центральных районов старой купеческой Самары. Жилье строилось вокруг заводов, об экологии тогда никто не думал. Так создавались городки ме-

таллургов, станкостроителей, моторостроителей, подчеркивая тем самым пролетарский характер заводских районов: «На окраине Куйбышева создавали новый социалистический город — Безымянку» [14, с. 262]. Здесь не было церквей и монастырей. Их место заняли Дома культуры и Дворцы счастья — именно так первоначально именовался Дом культуры завода КАТЭК (Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов), позднее переименованный в созвучный «оттепельной» эпохе «Современник» [5]. Исторический центр Ставрополя-на-Волге с молельными домами и колокольнями вообще был затоплен в результате строительства плотины, уступив место молодому и современному городу автостроителей

— Тольятти. Как говорили тогда, формирование нового советского человека должно проходить в принципиально иных условиях.

Создание рабочего города-спутника выполняло важную идеологическую миссию — формирование пролетарского социального базиса [13]. Заводы принимали непосредственное участие в зонировании городского пространства и сами много строили. Так, завод им. Фрунзе кроме жилого фонда построил собственную фабрику-кухню, техникум, поликлинику, больничный корпус, стадион, школу, пионерлагерь, 9 магазинов, 8 детсадов [4, с. 104]. Металлургический завода им. Ленина располагал собственным домом отдыха, палаточным и спортивным туристским лагерем, сетью заводских оздоровительных учреждений, пионерлагерями, базой рыбаков и охотников, стадионом, дворцом культуры, детскими садами, столовой, фабрикой-кухней с филиалом мясокомбината, полным комплексом предприятий бытового обслуживания (магазины, буфеты, бани и прачечные, две домовые кухни, кафе, библиотека, бассейн) [7, с. 4; 8, с. 30]. «Город строится» — пожалуй, одно из самых популярных названий советского городского пейзажа. О Куйбышеве 60-х полотна с такими названиями оставили художники Г. В. Филатов (1960), В. З. Пу-рыгин (1965) и А. А. Острецов (1968).

Заводская Безымянка жила своей обособленной от старого центра жизнью. Обладание полнотой культурно-бытовой и досуговой инфра-

#1/2014

' Журнал социально-гуманитарных исследований

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

структуры позволяло заводчанам жить довольно утвердился после триумфального выхода фильма изолированно и самодостаточно. Куйбышевские «Особо важное задание» (реж. Е. Матвеев, в ролях театры и филармония обязательно проводили в Е. Матвеев, Л. Гурченко, Н. Крючков), ставшего заводских клубах выездные спектакли и утренни- одним из лидеров проката 1981 года. Прообразом ки. До сих пор можно встретить самарцев с Безы- для сюжета послужила официальная история эва-мянки, которые вспоминают, что впервые попали в куации в Куйбышев авиазавода № 1 им. Сталина и старый город уже во взрослом возрасте, например, биография главного инженера, а позднее директо-после окончания школы и поступлении в институт! ра завода Виктора Литвинова, в кратчайшие сро-Героизация и официальная история Безымян- ки развернувшего серийный выпуск легендарных ки началась с эвакуации, хотя еще в 1939 г. она ста- штурмовиков Ил-2 [3, с. 66 - 67]. ла именоваться Молотовским районом города Куй- Интересно наблюдать, как символы ушедше-

бышева. Заводы, жилье и трамвайные пути здесь го величия переосмысливается сегодня, и как ими строили заключенные, жившие в многочисленных легко манипулируют. Несколько лет назад руко-бараках Безымянлага. Потом в здании управле- водство области призвало горожан возродить гор-ния лагерями разместится вечерний авиатехни- дость за «былое могущества оборонки», поддержав кум завода им. Фрунзе, а в лагерной больнице — программу празднования 65-летия Безымянки и заводская поликлиника. Но «лагерная» страница проект возрождения оборонных предприятий, при истории города долго была под запретом, а ныне которых «жизнь на Безымянке кипела и задавала просто в тени, хотя масштабы применения труда импульс развитию всей области и страны»! [29] заключенных поражают: за период сентябрь 1940 Группа самарских ветеранов обратилась с иници-г. — июнь 1941 г. Безымянский лагерь принял 100,7 ативой создать музей истории Безымянки в клубе тыс. заключенных, став одним из наиболее круп- «Победа», что символично. Для школьников же ных лагерей в системе ГУЛАГа [6, с. 14]. «О Бело- был проведен конкурс сочинений «На славной Бе-балтлаге писал Горький, колымские лагеря хорошо зымянке». Похоже, что индустриальная мощь про-знакомы по рассказам Шаламова, «Архипелаг ГУ- шлого дала повод для поиска какой-то особой рай-ЛАГ» — по произведениям Солженицына. А вот о онной идентичности.

Безымянлаге, располагавшемся в 30-40-х годах на Пересмотр устоявшихся схем и героических

окраине Куйбышева, достойных строк почему-то стереотипов затруднен ввиду их чрезвычайной никто не написал», — справедливо замечает неиз- эмоциональной нагруженности. Нынешняя город-вестный автор интернет-статьи о построенном в ская власть сделала ставку на актуализацию памя-годы войны в Куйбышеве «бункере Сталина» [22]. ти о Великой Отечественной войне, а именно на К сожалению, современные исследования прину- факте эвакуации осенью 1941 г. из Москвы в Куй-дительного труда [6; 16; 17], благодаря которому бышев дипломатического корпуса, ряда партийных и появился индустриальный Куйбышев, меркнут и правительственных учреждений (за исключени-на фоне устойчивых мифологизаций, связанных с ем ГКО). Это обстоятельство дало повод объявить героикой войны и вкладом тылового Куйбышева в Куйбышев «запасной столицей СССР»1. победу. В массовом сознании до сих пор удержи- Важнейшей датой в современной истории го-

ваются старые схемы, усвоенные еще на школь- рода стало 7 ноября 1941 г., когда в Куйбышеве ных уроках истории и краеведения: в чистом поле наряду с Воронежем и Москвой прошел военный эвакуированные в Куйбышев заводы были раз- парад, на котором присутствовали первые лица го-вернуты с колес за считанные месяцы благодаря сударства (Калинин, Вознесенский, Шверник, Во-решительной воле партии и правительства. Канон рошилов и др.), послы и военные атташе. Сила эмо-

'См, например, выступление губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина на последнем параде 7 ноября 2013 г.: «Каждый год в этот день Самара превращается в Куйбышев, запасную столицу Советского Союза, где 7 ноября 1941 года состоялся ставший уже легендарным военный парад». [Цит. по: 21].

61

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

ИНДУСТРИАЛЬНОГО^ОРОДА

ционального воздействия парада была так сильна, что, по современной оценке местных журналистов: «... в итоге ни Япония, ни Турция не вступили в войну против СССР»! [32].

В 2011 г. руководство области и города, а также партия «Единая Россия» возрождают Парад Памяти и, более того, объявляют его «визитной карточкой Самарской области» [21]. Реконструкция Парада стала чуть ли не главным культурно-историческим событием в жизни города последних лет, проект реконструкции вошел в пятерку лучших проектов национальной премии «Серебряный лучник» [32]. С каждым годом мероприятие приобретает все больший размах: так, в параде 2013 года на площади все еще имени революционного деятеля тов. Куйбышева («самой большой в Европе»1) за выступлениями первых лиц области последовал «многотысячный хор горожан и солистов театра оперы и балета, исполнивший гимн России». Общее число участников постановочного действия оценивается в 5 тыс. человек [32]. Тут уже на первый план выходят не безобидные ролевики с их игрушечными реконструкциями, а военно-патриотические клубы и казаки, суворовцы и курсанты, над которыми в небе кружат восстановленные самолеты Як-51 и ПО-2.

В этот же ряд вновь обретённых «туристических брендов области» попадает и так называемый «бункер Сталина» — построенный в годы войны, вероятнее всего, руками заключенных объект гражданской обороны, в котором Сталин, правда, никогда не был. Подобные убежища есть и в других городах, например, в Москве. Но это никого не смущает, потому что наш бункер — «единственный и уникальный». Бункер стал главной достопримечательностью области. Не ошибусь, если скажу, что номер один из списка всех туристических экскурсий, предлагаемых в городе — это посещение музея в «бункере Сталина», где стенды экспозиции озаглавлены «Вторая столица».

Другой «визитной карточкой области» стал космос. Прежде закрытая тема авиационно-кос-

мических заводов и их роли в создании советской военно-промышленной мощи стала спасительной для современного городского мифотворчества. Через любой праздник, выступления перед ветеранами и избирателями рефреном проходят слова: «на нашей ракете полетел Гагарин» (хотя в создании «Востока» были задействованы десятки, если не сотни предприятий по всей стране), «мы сохранили лидерство в мировой космонавтике», «наши ракеты самые надежные в мире». Наиболее популярный лозунг: «Самара — космическая столица России» [см., напр.: 18]. Наверное, традиционная риторика побед, достижений и завоеваний поко-ленчески оправдана и эмоционально востребована. Только смущает, что ретроспективный подход стал чуть ли единственным в городской культурной политике, свершения настоящего почти не актуализируются в ней совсем.

Удивительно точно, на мой взгляд, Александр Роднянский передал наше отношение к собственной истории, когда пошутил, что, «по большому счету, она в общественном массовом сознании покойник, о ней либо хорошо, либо ничего» [20, с. 189]. Возможно, описанное манипулирование отдельными фактами нашей истории в угоду политической конъюнктуре, в конечно счете, действительно отражает «драму человека на обломках ушедшей страны» [20, с. 151] и находит оправдание в примирении общим наследием, куда особой строкой вписана победа в войне и завоевание космоса. Прошло 20 лет с краха империи, а одинокий, оставленный Большой Историей человек все еще стоит на руинах исчезнувшей страны. И живет ощущением обманутых надежд и воспоминаниями о сопричастности событиям исторического масштаба. В прошлом.

Список источников и литературы

1. Век «Волжской Коммуны». 1907-2007. Газета как зеркало жизни. — Самара, 2006.

2. Волжская коммуна. 1955. 22 февраля.

‘По утверждению сайта городской администрации, собравшего все самое-самое в Самаре: «Площадь имени В. Куйбышева в Самаре считается самой большой площадью в Европе. Ее территория составляет 17,4 гектара, что почти на целый гектар больше, чем Красная площадь в Москве». иВЕ: http://city.samara.ru/node/10194 (дата обращения 17.11.13).

Лабиринт

#1/2014

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА

3. Емельянов С. Траектория жизни. Литвинов Виктор Яковлевич. — Самара, 2010.

4. Живая история «Моторостроителя». Самара, 1999.

5. Жидкова Е. М. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 3-4. — С. 408 - 429. иВЕ Ы;1р://-^^№ religion.rane.ru/?q=ru/node/198 (дата обращения: 17.10.13).

6. Захарченко А. В., Репинецкий А. И. Строго секретно. Особстрой — Безымянлаг. 1940-1946 (Из истории лагерей НКВД в Куйбышевской области).

— Самара: ООО «НТЦ», 2008.

7. Иванчинов А. Продиктовано заботой о людях. Первичная организация. Практика и стиль работы // Советские профсоюзы. 1968. № 17.

8. Иванчинов А. Как мы организуем отдых рабочих // Советские профсоюзы. 1969. № 17.

9. Кербле Б. Русская культура. Этнографические очерки / сост. Ф. Конт. — СПб.: Европейский Дом, 2008. — 207 с.

10. Климова С. Персонификация или солидарность // Отечественные записки. 2003. № 3. — С. 543 - 548.

11. Кловский Д. Дорога из Гродно. — Самара: Дом печати, 1994. — 432с.

12. Козлова Н. Социально-историческая антропология. — М.: Издательский дом «Ключ», 1999. — 188 с.

13. Коткин С. Говорить по-большевистски (из кн. “Магнитная гора: Сталинизм как цивилизация”) // Американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период: Антология. — Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2001. — С. 250 - 328.

14. Лашманов М. Битва во льдах // Есть на Волге утес. — Куйбышев, 1987.

15. Наш край. Хрестоматия. — Самара, 2003.

16. Немецкие авиационные специалисты в г. Куйбышеве в первые послевоенные годы (1946-1953). Сб. документов. — Самара, 2010.

17. Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-50-е годы XX в). Становление и развитие. Сб. документов. — Самара, 2005.

18. Памурзина Е. Самара — космическая столица России [Электронный ресурс] // Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева. 04.10.12. — URL: http:// www.ssau.ru/news/9б01/ (дата обращения 13.11.13).

19. Репинецкий А. И., Румянцева М. А. Городское население Среднего Поволжья в послевоенное двадцатилетие. 194б-19б5 гг.: Очерки демографической истории. — Самара, 2005.

20. Роднянский А.Е. Выходит продюсер. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 288 с.

21. Ромашов М. Парад памяти стал визитной карточкой Самарской области [Электронный ресурс] // Волжская коммуна. 2013. 7 ноября. URL: http:// www.vkonline.ru/273200/article/parad-pamyati-stal-vizitnoj-kartochkoj-samarskoj-oblasti.html (дата обращения 10.11.13).

22. Самый секретный бункер Сталина: 12-этажный дом под землей спас бы и от конца света [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.point.ru/news/stories/115б2/2.html (дата обращения: 15.11.13).

23. Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края. Самара, 2000.

24. СОГАСПИ (Самарский областной государственный архив социально-политической истории). Ф. 714. Оп. 1. Д. 2050. Л. 8.

25. Там же. Д. 23б8. Л. 80.

26. Там же. Д. 2394. Л. 19.

27. Там же. Д. 240б. Л. 24.

28. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. — М.: Ad Marginem, 1999. — 280 с.

29. Целевая комплексная программа развития Бе-зымянки до 2012 г. Обращение К. Титова и В. Сазонова // Волжская заря. 2007. 23 января.

30. ЦГАСО (Центральный государственный архив Самарской области). Ф. Р-4187. Оп. 1. Д. 27. Л. 2.

31. Там же. Д. 28. Л. 12.

32. Чечурина И. В Самаре прошла реконструкция парада 1941 года [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 8 ноября. URL: http://www. rg.ru/2013/11/07/reg-pfo/parad.html (дата обращения 11.11.13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.