Научная статья на тему 'Зависимость успеваемости и физической подготовки студентов'

Зависимость успеваемости и физической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / успешность обучения / нагрузка / функция / совершенная функциональная система / физическая подготовка / physical education / learning success / load / function / perfect functional system / physical training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудина Г. В.

Сейчас в связи с интенсификацией образования, увеличением количества информации и повышением требований к качеству обучения все большее внимание ученых привлекает проблема оценки, коррекции и управления работоспособностью студентов. А одним из самых простых и доступных критериев эффективности умственной работоспособности студентов является их успеваемость. Кроме того, развитие информационной среды приводит к усложнению учебных программ современной высшей школы. С большой скоростью увеличивается объем информации, растут эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, повышаются требования в социальной и учебной сфере. Все эти изменения побуждают бережно относиться к здоровью молодежи, ведь состояние психосоматического здоровья молодежи в РФ имеет выраженную негативную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудина Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF SUCCESSFUL AND PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Now, due to the intensification of education, an increase in the amount of information and increased demands on the quality of education, scientists are increasingly attracted by the problem of assessing, correcting and managing students' performance. And one of the simplest and most accessible criteria for the effectiveness of students' mental performance is their academic performance. In addition, the development of the information environment leads to the complexity of the curricula of modern higher education. The volume of information increases with great speed, the emotional and intellectual loads grow, the requirements in the social and educational sphere increase. All these changes encourage care for the health of young people, because the state of psychosomatic health of young people in the Russian Federation has a pronounced negative dynamic.

Текст научной работы на тему «Зависимость успеваемости и физической подготовки студентов»

/ PHYSICAL education AND SPORT

77

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Гудина Г.В.

Брянский Государственный Технический Университет ЗАВИСИМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Gudina G. V.

Bryansk State Technical University

DEPENDENCE OF SUCCESSFUL AND PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

Abstract

Now, due to the intensification of education, an increase in the amount of information and increased demands on the quality of education, scientists are increasingly attracted by the problem of assessing, correcting and managing students' performance. And one of the simplest and most accessible criteria for the effectiveness of students' mental performance is their academic performance. In addition, the development of the information environment leads to the complexity of the curricula of modern higher education. The volume of information increases with great speed, the emotional and intellectual loads grow, the requirements in the social and educational sphere increase. All these changes encourage care for the health of young people, because the state of psychosomatic health of young people in the Russian Federation has a pronounced negative dynamic.

Аннотация

Сейчас в связи с интенсификацией образования, увеличением количества информации и повышением требований к качеству обучения все большее внимание ученых привлекает проблема оценки, коррекции и управления работоспособностью студентов. А одним из самых простых и доступных критериев эффективности умственной работоспособности студентов является их успеваемость. Кроме того, развитие информационной среды приводит к усложнению учебных программ современной высшей школы. С большой скоростью увеличивается объем информации, растут эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, повышаются требования в социальной и учебной сфере. Все эти изменения побуждают бережно относиться к здоровью молодежи, ведь состояние психосоматического здоровья молодежи в РФ имеет выраженную негативную динамику.

Ключевые слова: физическая культура, успешность обучения, нагрузка, функция, совершенная функциональная система, физическая подготовка

Keywords: physical education, learning success, load, function, perfect functional system, physical training

Зависимость успеваемости и физической подготовки изучались многими учеными Арещенко А.И. , Бачериковым Н.Е., Добромиль Э.И. Будич Э.Г. Иванюрой И.А., Лебедевой Н.С., Полищуком С.М. и др.

Целью данной работы является анализ изучения зависимости успеваемости студентов от их физической подготовки.

Онтогенетическая программа развития психофизиологических функций частично может быть скорректирована средствами физической культуры и спорта и дополнительными умственными нагрузками, которые приводят к формированию новой более совершенной функциональной системы, обеспечивающую более высокую психофизиологическую активность.

Особенно высокие требования предъявляются к нервной системе, которой принадлежит ведущая роль в формировании психофизиологических функций, поскольку она обеспечивает выполнение организмом психических и когнитивных функций и поведенческих реакций, а, следовательно, определяет эффективность и надежность учебной деятельности студента.

Большинство исследований становления и развития свойств психофизиологических функций

студентов и их связи с успешностью обучения хоть и выполнены на молодежном контингенте, но обследование проводимые различными методиками и без учета физической нагрузки, спортивной специализации и пр [2].

Кроме того, в наше время почти «тотальной гиподинамии» значительное внимание уделяется выявлению корректирующей действия физических упражнений на показатели умственной работоспособности. Результатами изучения механизмов влияния физических нагрузок на умственную работоспособность стали общие положительные выводы об улучшении различных сторон умственной деятельности под влиянием занятий спортом и физическими упражнениями. Исследователи считают, что умеренные занятия физическими упражнениями повышают успеваемость, стабилизируют работоспособность, улучшают процессы памяти, фиксации информации.

Однако нередко в практику физического воспитания молодежи переносятся принципы использования физических нагрузок, принятых в подготовке профессиональных спортсменов. Между тем в процессе возрастного развития на каждом этапе онтогенеза меняется диапазон приспособления к физическим нагрузкам. Чрезмерно форсированные

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / <<Ш^ШетУМ~^@УГМА1>#2(Ш&)),2©]]9

78_

тренировки в юношеском возрасте, быстрое наращивание их объема и интенсивности без достаточного научного обоснования могут вызвать перенапряжение и создать неблагоприятное воздействие на организм. Ведь дозированная физическая нагрузка позитивно влияет на развитие, а чрезмерная - негативно.

В литературе высказывается мнение о роли свойств основных нервных процессов, сенсомотор-ной сферы, психических функций и свойств личности как в достижении высоких спортивных результатов в отдельных видах спорта, так и роли их в успеваемости, приобретении и использовании трудовых навыков в реальной жизни. Поэтому вопросы изучения свойств психофизиологических функций в онтогенезе человека в условиях влияния физической и умственной нагрузки вообще, и у студентов в частности, и связь их с успешностью обучения представляют как научную значимость, так и имеют практическую направленность [4].

Можно предположить, что спортивная деятельность ускоряет темпы психофизиологического развития студентов. По некоторым исследованиям у студентов старших курсов, активно занимающихся спортом, происходит дальнейшее развитие и совершенствование внимания, наблюдается развитие "скоростных" показателей свойств основных нервных процессов и развитие показателей сенсо-моторной сферы, увеличивается объем кратковременной зрительной памяти, объем внимания и скорость выполнения работы [2,3,4].

Так что можно считать, что онтогенетическая программа развития психофизиологических функций частично может быть скорректирована средствами физической культуры и спорта и дополнительными умственными нагрузками. Относительно возможного механизма, который объясняет правильность такого обобщения, то он лежит в плоскости формирования новой более совершенной организации функциональной системы, которая обеспечивает высокий уровень психофизиологических функций у спортсменов относительно контрольных групп. В основе формирования такой функциональной системы лежит процесс согласования между пусковой афферентации и акцептором результата действия. Такое согласование во врожденной функциональной системе происходит за счет дополнительной афферентации от проприорецепторов скелетных мышц и мотиваций, что и приводит к формированию новой более совершенной функциональной системы,

Однако влияние занятиями физической культурой и спортом на успешность обучения имеет также и опосредованный характер. Возможно, более высокая успешность обучения у спортсменов обусловлена влиянием такого личностного качества, которое определяет «соревновательную» направленность личности и, как следствие, студент пытается быть лучше других и в спортивных соревнованиях, и в учебе, а также в том, чтобы выработать свой индивидуальный стиль деятельности и применить его в учебной деятельности [3].

Для повышения работоспособности и успеваемости студентов студентам рекомендуются следующие средства и методы прикладной физической подготовки:

- Гимнастика: упражнения с ручными мячами, на гимнастической скамейке и гимнастической доске, упражнения со скакалкой.

- Спортивные игры: волейбол (мягкий прием мяча, точная его передача, игра в небольшом кругу) баскетбол (скрытые и неожиданные передачи мяча, броски по корзине одной и двумя руками, ведение мяча с изменением направления, скорости движения и остановками по сигналу).

- Легкая атлетика: спринтерский бег с низкого и высокого старта, бег на средние дистанции, прыжки в высоту и длину с разбега, метание облегченных легкоатлетических снарядов.

- Подвижные игры типа эстафет с передачами предметов разными способами (над головой, сбоку, за спиной, по земле), эстафеты с прыжками, кувырками.

- Тяжелая атлетика: упражнения со штангой для развития силы, быстроты движений, ловкости и совершенствования осанки [7].

Многогранная, разносторонняя физическая подготовка поможет решить следующие задачи:

- Сохранить высокую работоспособность при длительном пребывании в условиях гиподинамии.

- Повысить устойчивость организма к однообразным движений и действий.

- Обеспечить правильную осанку.

- Сформировать длительные навыки: размерные и дозированные движения руками, кистями, пальцами в разных плоскостях, с различной по времени амплитудой, разнообразные движения тела, упражнения для стопы (улучшающие кровообращение в нижних конечностях).

- Улучшить функционирование аппарата дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Выводы. Дополнительные физические и умственные нагрузки во время занятий физической культурой и спортом является одним из важных факторов, которые положительно влияют на успешность обучения студентов.

Статистика отражает повышенную психофизиологическую «цену» значительных успехов в обучении студентов, имеющих дополнительные физические нагрузки, по сравнению со студентами, которые имели только умственные нагрузки.

Установлена связь свойств психофизиологических функций с успешностью обучения. Лица с высокими показателями нейродинамических и психомоторных функций характеризуются и высокой успешностью обучения.

Список использованных источников

1. Арещенко А.И. Влияние регулярных занятий спортом на успеваемость.//Социально-педаго-гические проблемы массовых форм физической культуры и спорта. Темат. сб. научных статей. - Ал-маты, 2015. - С. 17-22.

2. Бачериков Н.Е., Добромиль Э.И. Влияние занятий по физическому воспитанию на психофизическое состояние студентов в период обучения //

«C©yL©qyaym=J©yrMAL»#2î2â),2@19 / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

79

Физическая культура в научной организации учебного труда студентов педагогического института: Тр. Московского пед. ин-та. -2016. - С. 15-28.

3. Будич Э.Г. Как повысить умственную работоспособность студента. - М.:Инфра-М, 2015 -156 с.

4. Иванюра И.А., Лебедева Н.С., Полищук С.М. Динамика формирования свойств основных нервных процессов и некоторых психофизиологических функций и студентов под влиянием длительных физических нагрузок // Материалы симпозиума «Особенности формирования и становления психофизиологических функций в онтогенезе». -Новосибирск - 2014. - С. 28.

5. Маглеваний А.В., Сафронова Б., Галайта-тий Д., Белова Л.А. Работоспособность студентов:

оценка, коррекция, управление. Ижевск: ИГТУ, 2013. - 128 с.

6. Нетопина С.А. Показатели свойств основных нервных процессов студентов в зависимости от возраста и пола // Гигиена и санитария. - 2017. - №26. - С. 16-18.

7. Фалькова Н.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. -Ростов-на-Дону:Феникс, 2016.-134 с.

8. Харченко Д.М. Успешность обучения и спортивная квалификация у студентов с разными свойствами основных нервных процессов // Вестник Иркутского университета. Проблемы физиологии. - 2013. - Вип.ИИ. - С. 117-120.

Козловских Илья Сергеевич

преподаватель кафедры Физическая культура Уральский государственный экономический университет

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Kozlovskih Ilya Sergeevich

teacher of the Department of Physical culture Ural state University of Economics

THE ROLE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN THE LIVES OF PEOPLE WITH

DISABILITIES

Аннотация

В данной статье излагается информации о развитии физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кратко изложена история возникновения параолимпийского спорта.

Abstract

This article presents information about the development of physical culture and sports for people with disabilities. The history of Paralympic sports is briefly described.

Ключевые слова: параолимпийские виды спорта, двигательная активность, спорт, реабилитация.

Key words: Paralympic sports, motor activity, sport, rehabilitation.

Проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах мира независимо от уровня их экономического развития. Рост инвалидности в большинстве стран мира обусловил появление новых областей человеческих знаний, учебных и научных дисциплин. В настоящее время число инвалидов в большинстве стран превышает 10 % населения и продолжает расти [1]. Постоянно возрастает доля инвалидов I и II групп и снижается число инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстановлена. Сложившаяся в настоящее время кризисная ситуация с состоянием здоровья россиян обусловлена, в том числе, и недооценкой социальной роли физической культуры. Как никогда остро стоит проблема внедрения в практику новых оздоровительных технологий с более эффективным использованием методов физической культуры и спорта достаточно эффективных, а в некоторых случаях и единственно целесообразных для

полного или частичного возвращения людей с различной степенью инвалидности к нормальной социокультурной жизни.

Многие страны имеют достаточно богатый опыт работы с этими категориями населения. Неслучайно, что наши спортивные организации внимательно изучают этот опыт. Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является критерием его культурного и социального развития.

Основными причинами слабого развития физкультуры и спорта среди инвалидов являются: недостаточное количество специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность данных проблем в архитектурно-строительном комплексе; недостаток профессиональных кадров; отсутствие в достаточной степени у самих инвалидов потребности в физическом совершенствовании, что связано с недостаточной пропагандой, мотивирующей инвалидов к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.