Зависимость срока владения автомобилем от дохода семьи
Бояркина Е. Ф., Ильиных В.Д.
Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Аннотация: В статье рассматриваются причины выбора факторов «доход семьи» и «срок владения автомобилем» при изучении уровня автомобилизации. Анализируется взаимное влияние факторов.
Ключевые слова: уровень автомобилизации, количество автомобилей.
Когда заходит речь об эксплуатации транспортного средства, то обычно оперируют показателем «срок полезного использования» (особенно, в случае автомобиля, принадлежащего предприятию) или «гарантийный срок использования». Если же анализировать уровень и тенденции автомобилизации города и/или страны, то необходим другой термин. Дело в том, что рассматриваемая система - система формирования парка автомобилей, не является в чистом виде технической. Скорее, в ней действуют закономерности социально-экономического, поведенческого характера.
В этой связи в исследовании был использован фактор «срок владения автомобилем», т.е. срок, в течение которого некий автомобиль находится во владении у одного собственника.
Причем, срок владения автомобилем может определяться как у каждого владельца, так и в среднем по городу, государству или «обществу» -отдельной социальной группе или населению в целом. Таким образом, появляется традиционный срок владения автомобилем, который уже относится не к техническим характеристикам автомобиля, а к социокультурным характеристикам общества. Поэтому в исследовании появилась группа факторов, объединенных названием «модель поведения общества». Модель поведения общества (МПО) - это, своего рода, философия, образ мысли, жизни общества. Можно выделить МПО СССР 60-
70-хх, 80-х годов, РФ 90-х и 2000-х, МПО Москвы, Ханты-Мансийска, Владивостока, Лондона, Копенгагена, Токио в разные периоды времени [1-3].
Этот показатель коррелирует с частотой смены автомобиля на новый, и с количеством автомобилей, находящихся в собственности у одного человека. Причем, владельцы меняют автомобиль не только из-за того, что тот вышел из строя с технической точки зрения, а исходя из субъективных, личных взглядов. Например, некоторые продают автомобиль и покупают новый по истечению срока гарантии (чаще всего по истечении 3-5 лет), другие - «гоняются» за новинками рынка, и т.п. При этом если вывести усредненную причину смены автомобиля и принять во внимание отношение общества к этим причинам (одобрение, осуждение, восхищение, зависть, презрение), то срок владения автомобилем станет показателем модели поведения общества.
Количество ЛА, ед. / 1000 чел. (Ю
471 1 о = °о
1 о
321 247 172 47
V с о "Ч ° 8 #
у 5 о 9 об
о о о о
—о- -л-Р О -^—
1.9 3.7 5.5 7.3 9.1 10.8 12.6 14.4
Срок владения, лет (1;)
Количество ПА, ед./ЮОО чел. (Ю
404 336 267 198 129 60 —-—о
о о ^^
/о
О / °
у
27806 35373 42940 50507 58075 65642 73209 80777
Доход семьи, руб.
Рис. 1. - Влияние факторов на уровень автомобилизации
Логично предположить, что частота смены автомобиля зависит не только, а порой и не столько от личных предпочтений, сколько от личных возможностей, другими словами, от уровня дохода. В проведенном исследовании рассматривались закономерности влияния различных факторов на уровень автомобилизации, в том числе дохода семьи и срока владения автомобилем (рис. 1).
Для чистоты результатов моделирования необходимо было исключить взаимовлияющие факторы и использовать только первичные. С этой целью с использованием известных методик [4 - 8] была проведена проверка взаимного влияния рассматриваемых факторов. Экспериментальные данные были собраны более чем в сорока городах России, выборка является репрезентативной.
На основе аппарата корреляционно-регрессионного моделирования [9, 10] были получены модели распределения изучаемых факторов (рис. 2 и рис.
3).
0282 / 1 |
0235
0188 0141 / | \
/ \
\ |
0047 0000 /
/ | | _
15 26 36 47 58 69 79 90
Д
Рис. 2. - Распределение фактора Д
/ (Д) = — • е 42
-0,002-(2-1п Д )2
(1)
Г«)
0.215
0.179
0.143
0.108
0.072
0.036
0.000
1.5
1 \
\
\ 1
\
\
ч 1
1 --—1
3.4
5.4
7.3
9.2
11.1
13.1
Рис. 3. - Распределение фактора 1
15.0
/«)=
0,4
е
-0,07-( -0,4-1п I )2
(2)
Результаты эксперимента показали, что существование зависимости срока владения автомобилем одним человеком от фактора дохода семьи также является спорным (рис. 4). Действительно, автовладельцы с более низким уровнем дохода не обязательно должны менять свой автомобиль реже, чем те, чей доход больше; логично предположить, что в данном случае разница будет в марке, стоимости автомобиля, нежели в сроке владения им.
1
1
:
4.1. Влияние Д на t
4.2. Влияние Д на t (сгруппированные данные)
4.3. Влияние Д (в пересчете на 1) на t
t влад, г
35 -|
§
о о о £
о о 8 1
t влад, г
20
100 120 Дс, тыс. руб
0 20 40
t влад, г
35
100 120 Дс, тыс. руб
cob ООО < с >
Q5 rt > о
Гг ^ 2 Ц с >
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Дс, тыс. руб/чел
Рис. 4. - Взаимное влияние рассматриваемых факторов
30
25
20
5
0
15
10
30
25
20
0
Стоит отметить, что зависимость срока владения от дохода семьи является скорее косвенной, через ряд показателей, объединенных названием модели поведения общества. В этой связи данной зависимостью можно пренебречь.
Литература
1. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use / Steg Linda // Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.
2. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. // Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.
3. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. // Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.
4. Захаров Н.С., Текутьев Л.А. Информационное обеспечение системы контроля индекса клиентской лояльности // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506
5. Захаров Н.С., Ракитин В.А. Оценка срока окупаемости газобаллонного оборудования с учетом изменения надежности газодизельных автомобилей // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916
6. Захаров Н.С., Шакиров И.Ф. Система формирования расхода топлива снегоочистительными автомобилями аэропортов // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825
7. Захаров Н.С., Ильюхин А.В. Распределение интервалов времени между заявками на проведение автотехнической экспертизы // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811
8. Пермяков В.Н., Новоселов О.А., Макарова А.Н. Моделирование закономерностей распределения наработок на отказ бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов / Инженерный вестник Дона. 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435
9. Захаров Н.С. Программа «REGRESS». Руководство пользователя. Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. 52 с.
10. Цурикова А.С., Титла И.М., Тюлькин В.А. Оптимизация структуры отраслевого органа администрации в сфере транспортного обслуживания города Тюмени // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018
References
1. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use. Steg Linda. Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.
2. A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D. Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.
3. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.
4. Zaharov N.S., Tekut'ev L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506
5. Zaharov N.S., Rakitin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916
6. Zaharov N.S., Shakirov I.F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825
7. Zaharov N.S., Il'juhin A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811
8. Permjakov V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435
9. Zaharov N.S. Programma «REGRESS». Rukovodstvo pol'zovatelja.[The program "Regress". User manual]. Tjumen': TjumGNGU, 1999. 52 p.
10. Curikova A.S., Titla I.M., Tjul'kin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018