/22 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45) УДК: 001.18:910:911.37:614.18
Зависимость состава, размещения и возможностей спасательных сил РСЧС и МЧС России от географического фактора
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
В.И. Пчёлкин, Р.Л. Галиуллина, А.А. Ефимова
Аннотация
Показана зависимость состава, размещения и возможностей спасательных сил РСЧС и МЧС России от географического фактора — от размещения потенциальных источников опасностей и условий проходимости местности. Предложены пути, методы и способы уменьшения этой зависимости.
Ключевые слова: географический фактор; потенциальные источники опасностей; чрезвычайные ситуации; спасательные силы и формирования; состав; размещение; возможности.
The Dependence of the Composition, Location and Capacity of the Rescue Forces of the Unified State System of Prevention and Liquidation of Emergency Situations and the Russian Ministry of Emergency Situations of the Geographical Factor
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
V. Pchelkin, R. Galiullina, A. Efimova
Abstract
The dependence of the composition, location and capacity of the rescue forces of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations and the Russian Ministry of Emergency Situations of the geographical factor — from the placement of hazards and terrain conditions terrain. The ways, methods and ways to reduce this dependence.
Key words: geographical factor; hazards; emergencies; rescue forces and groups; structure; accommodation; opportunities.
Данная статья является третьей* в цикле, посвященном роли географического фактора в деятельности МЧС России.
Территория Российской Федерации насыщена многочисленными зонами и местами воздействия опасных природных процессов и явлений геологического (литосферного), гидрологического (гидрос-ферного), метеорологического (атмосферного), а также космического происхождения. До 20 % площади страны занимают зоны повышенной сейсмической опасности в 6—9 баллов (Северный Кавказ, Урал, Южная Сибирь, Камчатка, Курильские острова). Свыше 1 млн км2 (более 6% площади России) составляют зоны практически ежегодных наводнений почти на всех реках страны, подвергающих подтоплению более 750 городов и нескольких тысяч других населенных пунктов. Ежегодно в стране происходит до 30 тысяч лесных, степных и торфяных пожаров. Почти повсеместны сильные ветры, сильные и длительные дожди, температурные экстремумы, сильные снегопады. Более трети страны находится в зонах многолетней и вечной мерзлоты. Горные районы подвержены снежным лавинам, оползням и селям.
Кроме указанных, в стране происходят многочисленные опасные явления природно-техногенного, «чисто» техногенного, экологического, социального, а также синергетического происхождения.
По данным [1, 2] за последние годы на территории страны насчитывается до 50 тысяч только техногенных потенциально опасных объектов различного типа и различной ведомственной принадлежности. В зонах их размещения проживает до 100 млн человек (70 % населения страны). Ежегодно происходят тысячи ЧС, в результате которых страдают десятки тысяч людей, а материальные ущербы составляют десятки и сотни миллиардов рублей.
Следует отметить, что опасность ЧС всех видов происхождения постоянно увеличивается с ростом концентрации размещения объектов экономики (производства) и изменениями плотности расселения людей [1, 2, 3].
Приведенные выше краткие и обобщенные оценки размещения потенциальных источников опасностей на территории Российской Федерации показывают, что в ее пределах расположена и сохраняется высокая степень риска возникновения ЧС различного характера: природного, техногенного, природно-тех-ногенного, экологического, а также синергетического — то есть смешанного типа.
Всего на территории Российской Федерации находится около 5 тысяч критически важных объектов [2], нарушение (или прекращение) функционирования которых может привести к разрушению инфраструктуры, к потере управления, к необратимому негативному изменению или разрушению экономики страны, субъектов РФ, муниципальных образований, или — к существенному ухудшению условий жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.
Даже такой обобщенный анализ указанных выше потенциальных угроз ЧС показывает, что изучение и учет географического размещения источников их возникновения и особенностей проявления их поражающих факторов является важной составной частью мер, определяющих подготовку и действия органов управления, а также сил (формирований) и средств, предназначенных для защиты населения, персонала этих объектов, предупреждения, локализации и ликвидации ЧС на конкретных объектах.
Как известно, постановлением Правительства РФ от 18.04.1992 г. № 261 в нашей стране была создана РСЧС — Российская система прогнозирования, предупреждения и ликвидации вышеуказанных ЧС в мирное и военное время. Затем в Положении об РСЧС в 1995 году были определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и основные вопросы функционирования указанной системы. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней (от федерального до местного), а также организаций (объектов).
По каким-то важным причинам из системы РСЧС постоянно исключаются некоторые министерства и ведомства и подчиненные им структуры. Например, в 2014—2015 гг. туда уже не входят Минпромторг, Рослесхоз, Росрыболовство. Последние два ведомства в урезанном виде включены в состав Минприроды. Но они перестали выполнять многие функции по охране и защите лесов, рек и речной (лесной) фауны от браконьеров и преступников. Например [5], в реке Волге и в других реках и водоемах России сильно оскудели запасы рыбы из-за неограниченного ее вылова браконьерами, рыбохозяйственными структурами, а также из-за отравления воды промышленными и бытовыми стоками. Известно, что интенсивно разворовываются (вырубаются) леса из-за отсутствия высококвалифицированной лесной охраны.
В связи с этим необходимо не сокращать, а расширять РСЧС за счет включения в нее почти всех остальных министерств и ведомств России. Это позволит увеличить возможности группировки спасательных сил и средств «новой» РСЧС, а также охват этой системой опасных явлений и объектов.
Для научного обоснования решения указанной проблемы необходимо проведение комплексной научно-исследовательской работы (КНИР) по теме: «Обоснование структуры, состава РСЧС, уточнения ее функций, возможностей, оснащения и размещения спасательных сил и средств МЧС России и РСЧС в зависимости от количества, размещения и степени опасности существующих и возникающих потенциально опасных и критически важных объектов, а также от природных, техногенных, социальных, экологических и других опасных явлений».
Оснащение сил МЧС России спасательной техникой, инструментом и имуществом должно позволять им успешно выполнять задачи по предназначению в мирное и в военное время. Вместе с тем, по дан-
* Предыдущие статьи см. в журнале «Технологии гражданской безопасности», №№ 1, 2, 2015 г
/24 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45)
ным ВНИИ ГОЧС [4], многие виды техники устарели. Необходимы более высокопроходимые машины по бездорожью, снегоходы, квадроциклы, более современные технологии разбора завалов, нужна разработка спецприборов, более широкое использование беспилотных летательных аппаратов. Нужны и специальные космические спутники для ведения мониторинга потенциально опасных территорий, акваторий и объектов, опасных природных явлений и их последствий, а также для экологического мониторинга.
Необходимо также еще раз проанализировать взаимное расположение спасательных центров, поисково-спасательных, пожарных и других сил и средств относительно существующих и вновь возникающих потенциально опасных и критически важных объектов, а также относительно начертания и состояния путей сообщения. Указанные силы и средства должны дислоцироваться как можно ближе к вышеуказанным опасным зонам и объектам.
Главным географическим фактором в повышении мобильности и реагирования спасательных и пожарных сил (группировок) является резкое повышение проходимости и пропускной способности всех видов путей сообщения страны. Так, например, выяснилось, что спасательные силы и средства Северо-Западного РЦ удалены от зон опасностей в Республике Карелия на 300—500 км и смогут появиться в этих зонах с большим опозданием [3].
Другим важным географическим и технологическим фактором в этом деле является повышение возможностей технологии космического мониторинга очагов возгорания (и других ЧС). Особенно это важно в работе с природными степными, лесными и торфяными пожарами, наводнениями, а также для критически важных объектов.
Географизация деятельности МЧС России не может происходить без нормального и достаточного картографо-геодезического обеспечения. В 2015 году ожидается выход нового Федерального закона о геодезии и картографии, в котором, вероятно, будут указаны все правила картографического обеспечения всех организаций и МЧС России в том числе.
К сожалению, в МЧС России не налажено обеспечение топографическими картами лесного реестра (а МЧС России там постоянно тушит лесные пожары), водного реестра, автомобильных дорог, охраняемых природных объектов, а также с органами дистанционного зондирования Земли из космоса. На территориях и акваториях этих ведомств без картографического обеспечения будут затруднены поисково-спасательные и предупредительные работы по возможным ЧС.
Выводы
1. Для облегчения проведения оценок и расчетов опасности и наглядности все источники вероятных ЧС (объекты и территории) должны быть систематизированы «географически» или — паспортизированы: вид и тип ЧС, ее местоположение, часовой
пояс, зоны и степени опасности, увязка с размещением других (соседних) объектов с их зонами ЧС, с размещением населения и т.п. Для наглядности все это должно быть с высокой точностью отображено и показано на географической (топографической, морской, речной, электронной) карте (желательно объемно — в размерах 3Д).
2. Размещение и оценки опасностей источников ЧС должны быть согласованы с зонами ответственности структур спасательных сил, формирований и средств РСЧС и МЧС России, а также с администрациями (владельцами) объектов — источников ЧС.
3. Структуру РСЧС необходимо периодически пересматривать, включая в нее министерства и ведомства, которые могли бы вкладывать свою долю участия в организацию предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
4. Необходимо проанализировать взаимное расположение поисково-спасательных, пожарных и других сил и средств РСЧС и МЧС России относительно вероятных зон скопления потенциально опасных и критически важных объектов, а также относительно начертания и состояния путей сообщения. Указанные силы и средства должны дислоцироваться как можно ближе к опасным объектам и зонам.
5. Низкая проходимость местности должна компенсироваться аэромобильностью сил и средств, а также повышенной проходимостью «наземной» спасательной и пожарной техники.
6. Необходимо совершенствование технологии и точности космического мониторинга всех видов и типов ЧС, находящихся еще в «зачаточном» состоянии. Особенно это важно в работе с природными лесными, степными и торфяными пожарами, наводнениями всех типов, а также для критически важных объектов.
7. Главными географическими факторами в повышении мобильности и реагирования спасательных и пожарно-спасательных сил (группировок) являются: минимальное удаление их дислокации от наибольшего скопления опасных источников ЧС; резкое повышение проходимости и пропускной способности всех видов путей сообщения страны; минимальная затрата времени на выдвижение, развертывание и действия сил и средств РСЧС (МЧС) в зоне ЧС.
8. Для научного обоснования указанной проблемы необходимо проведение комплексной НИР (КНИР) по теме: «Обоснование состава РСЧС, уточнения ее структуры, функций, возможностей, оснащения и размещения спасательных сил и средств МЧС России и РСЧС, в зависимости от количества, размещения и степени опасности существующих и возникающих ПОО и КВО, а также от природных, техногенных, социальных, экологических и других опасных явлений».
Литература
1. Серия географических атласов природных и техногенных опасностей и рисков на территории Российской Федерации М.: ИПЦ «ДиК», 2005—2010.
2. Государственные доклады МЧС России за 2013 и 2014 гг. М. С. 11—70.
3. Пчёлкин В.И. Географический фактор в деятельности МЧС России. Проблема и пути ее решения: Моногр. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014. С. 46—53.
4. Марков Г.С., Онищенко Ю.А., Щеголькова В.В., Лагутина А.В. Пути повышения эффективности технического оснащения сил МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2013. № 2. С. 52—55.
5. Юсупов Ю. Волжское безрыбье. Отечественные записки № 5. М., 2015. С. 5—6.
Сведения об авторах
Information about authors
Pchelkin Valentin I.: Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Full Member of Russian Geographical Society of the Russian Academy of Sciences, Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Пчёлкин Валентин Иванович: к. в. н., доц., действ. член Русского Географического Общества РАН, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Галиуллина Рената Линаровна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), лаборант-исслед.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Ефимова Анастасия Андреевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 8620-2221.
Galiullina Renata L.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergen-cies» (Federal Center of Science and high technology), Assistant Researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Efimova Anastasia A.: Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and high technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 8620-2221.