2. Конькова А.А., Ярышко Д.А. Понятие, структура и основные теории эмоционального интеллекта // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2019. - № 3. - С. 150-159.
3. Кочетова Ю.А. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. - 2019. - № 4. - С. 106-114.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 29-36.
5. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. -Псков: ПГПИ, 2004. - 140 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Алонцева Александра Ивановна
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк); студент Никифорова Ольга Алексеевна
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк); психолог Тишкова Юлия Юрьевна 3 ФГКУ ДПО «Национальный аэромобильный спасательный
учебно-тренировочный центр подготовки горноспасателей и шахтеров» (г. Новокузнецк)
ЗАВИСИМОСТЬ НАДЕЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ ОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь надежности профессиональной деятельности с интеллектуальными качествами личности на основе исследования 30 сотрудников МЧС России, относящихся к подразделению военизированной горноспасательной части (ВГСЧ). В ходе проведения корреляционного анализа был выявлен ряд взаимосвязей между интегральными показателями надежности профессиональной деятельности и интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС России. Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы: интеллектуальное развитие в большей мере связано с такими показателями профессиональной надежности, как: «особенности психических процессов», «социальный опыт», чем с «физиологическими показателями». Сделан общий вывод о том, что интеллектуальные качества личности является важными для повышения уровня надежности профессиональной деятельности.
Ключевые слова: надежность профессиональной деятельности, интеллектуальные качества личности, профессиональная деятельность сотрудников МЧС России.
Annotation. The article examines the relationship between the reliability of professional activity and the intellectual qualities of a person on the basis of a study of 30 employees of the Ministry of Emergencies of Russia belonging to a subdivision of a paramilitary mine rescue unit (MRSU). In the course of the correlation analysis, a number of relationships were revealed between the integral indicators of the reliability of professional activity and the intellectual qualities of the personality of the EMERCOM of Russia employees. Based on the results obtained, the following conclusions can be drawn: the higher the intellect and intellectual development, the higher the overall indicator of professional reliability; intellectual development is more associated with indicators of professional reliability «features of mental processes», «social experience» than with «physiological indicators». A general conclusion is made that the intellectual qualities of a person are important for increasing the level of reliability of professional activity.
Keywords: reliability of professional activity, intellectual qualities of the individual, professional activity of the emercom of russia employees.
Введение. Профессиональная деятельность сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) проходит в экстремальных условиях, поскольку связана с ликвидациями чрезвычайных ситуаций и характеризуются большим количеством стрессогенных факторов. В связи с этим к данной профессии предъявлены повышенные требования к психологическим качествам личности, где одним из основных качеств является профессиональная надежность [6].
Данная деятельность сотрудников является активным, целенаправленным и сознательным процессом выполнения им должностных обязанностей по предупреждению и ликвидации ЧС. Обеспечение надежной профессиональной деятельности сотрудников МЧС, улучшение их профессиональной и психологической подготовки опирается на структуру знаний, умений и навыков личности специалиста, которые описаны в квалификационных требованиях к специалисту данного профиля деятельности. Способность личности, обеспечивать выполнение предписанных функций в процессе трудовой деятельности вне зависимости от складывающихся условий, характеризует надежность профессиональной деятельности сотрудника [2, 7].
Проблема надежности профессиональной деятельности имеет достаточную профессиональную значимость, так как обеспечивает не просто эффективность деятельности сотрудников, а гарантирует спасение жизней людей, попавших в чрезвычайную ситуацию. Оценка и формирование профессиональной надежности является приоритетной задачей профессионального психологического сопровождения и оперативно-технической подготовки сотрудников МЧС России [5].
Надежность профессиональной деятельности - вероятность качественного и своевременного выполнения профессиональных задач, обусловленная профессионально важными качествами специалистов, необходимых для выполнения надежной и успешной профессиональной деятельности в опасных и экстремальных условиях [5]. Данная проблема рассматривается в научных трудах зарубежных и отечественных ученых Г.С. Никифорова, Н.Н. Петрова, Е.В. Пугачева, П. В. Путивцева, К.А. Талашмановой, А.Э. Щербакова и др. Е.В. Пугачева выделяет следующие критерии определения профессиональной надежности субъекта: «безотказность, своевременность, безошибочность рабочих операций».
П.В. Путивцев приводит в своих трудах мнение Н. Н. Петрова определяющего профессиональную надежность - как интегративное качество субъекта профессиональной деятельности, обеспечивающее сохранение нормативно заданных параметров профессиональной деятельности, безошибочное и своевременное выполнение возложенных функций в течение определённого времени, независимо от складывающихся условий. Автор разделяет профессиональную надежность на показатели (физиологический показатель, особенности психических процессов, социальный опыт, направленность на достижение результата) [6]. В нашей работе мы придерживались точки зрения Н.Н. Петрова относительно определения и показателей профессиональной надежности.
Особо важными профессионально качествами для специалистов, работающих в экстремальных условиях, являются интеллектуальные качества личности. Интеллектуальные качества, по мнению Н.И. Конюхова - это качества личности, которые являются результатом научения, образования и непосредственно определяются уровнем развития мышления личности [1]. Данные качества определяют возможность овладения профессией и профессиональными навыками, а также эффективность и успешность выполняемой работы. Достаточное развитие интеллектуальных качеств личности учитывается при принятии решения категории профессиональной психологической пригодности сотрудника. Интеллектуальные качества подкрепляют умения и навыки специалиста в трудовой сфере, помогая ему находить правильные решения в профессиональной деятельности, и обуславливая эффективность его работы, за счет поиска новых путей решения проблемы [1].
Научные труды Г.С. Никифорова, Н.Н. Петрова, Е.В. Пугачева, П.В. Путивцева, К.А. Талашмановой, А.Э. Щербакова и др. констатируют то, что важно заниматься изучением надежности профессиональной деятельности сотрудников МЧС России во взаимосвязи с интеллектуальными качествами личности [3, 4].
Несмотря на существующие в настоящий момент подходы оценки надежности профессиональной деятельности сотрудников, они носят фрагментарный характер, единый подход отсутствует, современные технологии и методы недостаточно эффективно используются, что говорит о том, что данная область требует проведения дальнейших исследований [5].
Целью данной работы является исследование взаимосвязи надежности профессиональной деятельности с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС России.
Изложение основного материала статьи. Общий объем выборки составил 30 мужчин в возрасте от 24 до 49 лет со стажем работы от 1 года до 25 лет, также у сотрудников преобладает должность респираторщик. Данные сотрудники относятся к военизированной горноспасательной части (ВГСЧ).
Исследование показателей профессиональной надежности производилось посредством изучения показателей: «физиологический показатель», «особенности психических процессов», «социальный опыт» производилось при помощи психодиагностических методик и экспертной оценки.
Физиологический показатель представлен эмоциональной устойчивостью, эмоциональной уравновешенностью и сдержанностью. Диагностика осуществлялась с использованием методик «16-факторного личностного опросника» по Р. Б. Кеттеллу. В нашей работе использовались следующие шкалы: интеллектуальное развитие, эмоциональная устойчивость, сдержанность, ответственность, решительность, эмоциональная уравновешенность, тревожность, волевой контроль поведения и самооценка.
Особенности психических процессов определялись, исходя из методик: «Моторная проба Шварцландера» по Л. В. Бороздиной (притязания) и «16-факторного личностного опросника» по Р. Б. Кеттеллу (самооценка, тревожность). Социальный опыт определялся, исходя из методики «16-факторного личностного опросника» по Р. Б. Кеттеллу (ответственность, волевой контроль поведения, решительность). Исследование показателя профессиональной надежности «направленность на достижение результата», производилось на основании экспертной оценки. Экспертная оценка «Направленность на достижение результата сотрудников служебной деятельности» была разработана нами самостоятельно. Расчет показателя направленности на достижение результата представлен ниже в описании экспертной оценки.
Анализ взаимосвязи надежности профессиональной деятельности с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС России осуществлялся посредством использования вычисления коэффициента корреляции Пирсона при помощи программы SPSS Statistics. При данной выборке (n=30) критическое значение коэффициента корреляции r-Пирсона составило 0,36 при p<0,05 и 0,46 при p<0,01.
Исходя, из полученных результатов физиологического показателя профессиональной надежности (по Р.Б. Кеттеллу) с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС России были выявлены прямые значимые связи:
- физиологический показатель - эмоциональная уравновешенность имеет сильную связь с интеллектом (r=0,50 при p<0,01) и связь с интеллектуальным развитием (r=0,41 при p<0,05), то есть чем выше выражены проявления эмоциональной уравновешенности, тем выше интеллект и интеллектуальное развитие сотрудников МЧС;
- физиологический показатель - сдержанность имеет связь с интеллектуальным развитием (r=0,36 при p<0,05), то есть чем выше проявления сдержанности, тем выше интеллектуальное развитие сотрудников МЧС;
- непосредственно сам физиологический показатель имеет связь с интеллектом (r=0,37 при p<0,05), то есть чем выше проявления физиологического показателя профессиональной надежности, тем выше интеллект сотрудников МЧС.
Таким образом, при высоких значениях эмоциональной уравновешенности и сдержанности сотрудников МЧС могут проявляться хорошо развитые интеллектуальные качества, а именно интеллект и интеллектуальное развитие, которые позволяют в экстремальных ситуациях быстро найти логическое решение и выполнить поставленную задачу в условиях ограниченного времени.
Исходя, из полученных результатов взаимосвязи особенностей психических процессов профессиональной надежности (по Р. Б. Кеттеллу и Л. Б. Бороздиной) с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС России были выявлены прямые значимые связи:
- особенности психических процессов - притязания имеют сильную связь с интеллектуальным развитием (r=0,47 при p<0,01) то есть чем выше уровень притязания, тем выше интеллектуальное развитие сотрудников МЧС;
- особенности психических процессов - самооценка имеет сильную связь с интеллектом (г=0,47 при р<0,01) то есть чем выше самооценка, тем выше интеллект у сотрудников МЧС;
- непосредственно сам показатель особенностей психических процессов имеют связь с интеллектуальной лабильностью (г=0,44 при р<0,05) и сильную связь с интеллектуальным развитием (г=0,65 при р<0,01) то есть чем выше проявления показателя особенностей психических процессов профессиональной надежности, тем выше интеллектуальная лабильность и интеллектуальное развитие у сотрудников МЧС.
Таким образом, при высоких значениях притязания и самооценки сотрудников МЧС, проявляется значимая связь с интеллектуальными качества личности. Что указывает на то, что уверенность в своих силах, готовность принимать собственные решения и брать за них ответственность, адекватная оценка собственных способностей, успехов и неудач в деятельности сотрудников связана с их интеллектуальными качествами, развитость которых позволяет сотрудникам чувствовать уверенность в себе, своих знаниях и способностях, легко решать сложные задачи в стрессовых ситуациях, требующих умственной работы.
Также, стоит отметить показатель тревожности, с которым не было выявлено корреляционных значимых связей с интеллектуальными качествами личности. Что указывает на, то что респонденты не подвержены тревогам и волнениям, несмотря на осуществление работы в условиях экстремальных ситуаций, что можно объяснить высокими значения таких показателей как: притязания и самооценка, которые придают сотрудникам уверенность в своих силах и способностях, придают решительности и смелости в стрессовых ситуациях.
Результаты взаимосвязи социального опыта профессиональной надежности (по Р.Б. Кеттеллу) с интеллектуальными качествами личности показали, что были выявлены прямые значимые связи:
- социальный опыт - ответственность имеет сильную связь с интеллектуальным развитием (г=0,85 при р<0,01) то есть чем выше ответственность, тем выше интеллектуальное развитие сотрудников МЧС;
- социальный опыт - волевой контроль поведения имеет сильную связь с интеллектуальным развитием (г=0,92 при р<0,01) то есть чем выше ответственность, тем выше интеллектуальное развитие сотрудников МЧС;
- социальный опыт - решительность имеет сильные связи с интеллектуальной лабильностью (г=0,50 при р<0,01) и интеллектуальным развитием (г=0,68 при р<0,01), а также связь с интеллектом (г=0,38 при р<0,05) то есть чем выше решительность, тем выше интеллект, интеллектуальная лабильность и интеллектуальное развитие сотрудников МЧС, что говорит о полной взаимосвязи решительности с интеллектуальными качествами личности;
- непосредственно сам показатель социального опыта профессиональной надежности имеет сильные связи с интеллектуальный лабильностью (г=0,46 при р<0,01) и интеллектуальным развитием (г=0,78 при р<0,01), а также связь с интеллектом (г=0,43 при р<0,05) то есть чем сильнее выражены проявления социального опыта, тем сильнее развит интеллект, интеллектуальная лабильность и интеллектуальное развитие сотрудников МЧС, что говорит о полной взаимосвязи социального опыта с интеллектуальными качествами личности.
Таким образом, при высоких значениях ответственности, волевого контроля поведения и решительности у сотрудников МЧС, проявляется значимая связь с интеллектуальными качества личности. Выделенные показатели для анализа социального опыта нашли подкрепление по сильным прямым значимым связям на уровне (р<0,01) и прямым значимым связям на уровне (р<0,05). Что указывает на то, что социальный опыт имеет значимую взаимосвязь с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС. Проявления сознательности, развитого чувства долга, высоких требований к себе поведения находятся в прямой взаимосвязи с интеллектуальными качествами личности, которые подкрепляют уверенность сотрудника в профессиональных знаниях и навыках.
Анализ полученных результатов взаимосвязи направленности на достижение результата профессиональной надежности (по О. А. Никифоровой) с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС показал, что были выявлены прямые значимые связи:
- направленность на достижение результата профессиональной надежности имеет сильную связь с интеллектуальным развитием (г=0,57 при р<0,01) то есть чем выше направленность на достижение результата, тем выше интеллектуальное развитие сотрудников МЧС.
Также стоит отметить, что не было выявлено значимых корреляционных связей направленности на достижение результатов с интеллектом и интеллектуальной лабильностью, что говорит о том, что направленность на достижение результата в большей степени связано с общим показателем интеллектуального развития личности, чем по отдельности с интеллектом и интеллектуальной лабильностью. Таким образом, направленность на достижение результата может проявляться в устойчивости при достижении поставленных целей и задач в избранном виде деятельности, преодолении возникших нестандартных стрессовых ситуаций и мотивации на получении максимальных результатов в деятельности.
Проанализировав полученные корреляционные плеяды взаимосвязи физиологического показателя, особенностей психических процессов, социального опыта и направленности на достижение результата профессиональной деятельности с интеллектуальными качествами личности мы выделили посредством полученных результатов по отдельным показателям общий показатель профессиональной надежности. Анализ полученных результатов взаимосвязи общей профессиональной надежности с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС показал, что были выявлены прямые значимые связи:
- общий показатель профессиональной надежности имеет сильную связь с интеллектуальным развитием (г=0,59 при р<0,01) и связь с интеллектом (г=0,45 при р<0,05) то есть чем выше профессиональная надежность, тем выше интеллектуальное развитие и интеллект сотрудников МЧС. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что надежность профессиональной деятельности сотрудников МЧС находится в прямой взаимосвязи с интеллектуальными качествами личности, что обуславливает надежное, качественное и безошибочное выполнение работы сотрудниками с развитыми интеллектуальными качествами.
Выводы. Цель работы, заключающаяся в выявлении взаимосвязи надежности профессиональной деятельности с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС, была полностью достигнута. Проведя корреляционный анализ, мы установили, что существует взаимосвязь надежности профессиональной деятельности с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС.
Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь надежности профессиональной деятельности с интеллектуальными качествами личности сотрудников МЧС, а именно:
1) чем выше интеллектуальные качества личности, тем выше общий показатель профессиональной надежности;
2) интеллектуальное развитие в большей мере связано с показателями профессиональной надежности «особенности психических процессов», «социальный опыт», чем с «физиологическими показателями» полностью была подтверждена.
На основании полученных результатов и сделанных выводов сформулированы рекомендации для психологов службы МЧС России.
Литература:
1. Абдурахимов, К.А. Психологические особенности интеллектуальной деятельности / К.А. Абдурахимов // Проблемы современного образования. - 2015. - № 3. - С. 41-47. - URL: https://e.lanbookxom/joumal/issue/309249 (дата обращения: 11.02.2021).
2. Авдиенко, Г.Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности: учебник для вузов / Г.Ю. Авдиенко. - Москва: Юрайт, 2021. - 630 с.
3. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности : теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. - Москва: РАН, 2006. - 622 с.
4. Милерян, Е.А. Психология труда и профессионального образования: избранные научные труды / Е.А. Милерян. - Москва: Педпгогика, 2013. - 290 с.
5. Никифоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 1996. - 172 с.
6. Путивцев, П.В. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля: специальность 19.00.03 - «Психология труда, инженерная психология, эргономика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Путивцев Павел Викторович; Московский государственный университет. - Москва, 2013. - 232 с.
7. Хрусталева, Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций / Н.С. Хрусталева. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2018. - 372 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент Брекина Оксана Васильевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Озерова Светлана Анатольевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация. Социально-экономические преобразования современного российского общества обусловили необходимость усовершенствования социально-педагогической работы в пенитенциарной системе, особенно в сфере гуманизации процесса реабилитации посредством организации воспитательной деятельности, поиска результативных форм, методов и средств воздействия на сознание и поведение осужденных. Проведенное исследование позволило установить, что комплексная социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях обладает воспитательным потенциалом, если созданы условия для вовлечения в технологический процесс всех осужденных, систематизировано управление развитием социальности через процесс социального сопровождения осужденных.
Ключевые слова: девиантное поведение, преступление, пенитенциарные учреждения, осужденные, исправительная работа, воспитательные технологии, социальная интеграция.
Annotation. The socio-economic transformations of modern Russian society have led to the need to improve the socio-pedagogical work in the penitentiary system, especially in the field of humanizing the rehabilitation process through the organization of educational activities, the search for effective forms, methods and means of influencing the consciousness and behavior of convicts. The conducted research allowed us to establish that complex social and pedagogical work in penitentiary institutions has educational potential if conditions are created for involving all convicts in the technological process, and the management of the development of sociality through the process of social support of convicts is systematized.
Keywords: deviant behavior, crime, penitentiary institutions, convicts, correctional work, educational technologies, social integration.
Введение. Нахождение человека в исправительном учреждении признается для него трудной жизненной ситуацией. В период отбывания наказания для осужденных нужно создавать благоприятные организационные, психолого-педагогические и социальные условия для исправления и социальной интеграция. Большинство осужденных не стремятся к исправлению и, освободившись, совершают новое преступление. Поэтому возникает необходимость исследования того, как при помощи воспитательных технологий в работе социального педагога изменить в лучшую сторону правовую интолерантность осужденных.
Пенитенциарная социальная помощь важна потому, что осужденные не имеют возможности обратиться к специалистам за помощью из-за ограничения своих прав и свобод. В этом отношении сущность социально-педагогических технологий как раз и состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение прав и свобод тем людям, которые отбывают наказание. При определении значимости технологий социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях, на наш взгляд важно обозначить сущность процесса коррекции