Научная статья на тему 'Зависимость мотивации менеджеров от личностных ценностей при высоком уровне смысложизненных ориентаций'

Зависимость мотивации менеджеров от личностных ценностей при высоком уровне смысложизненных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕНЕДЖЕР / MOTIVATION / PERSONAL VALUES / TOOL VALUES / THE MANAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярыгина Яна Николаевна

В работе выявлено как мотивация менеджера зависит от его личностных и инструментальных ценностей. И в зависимости от наличия тех или иных ценностей у менеджера можно спрогнозировать его мотивацию к работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ярыгина Яна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependence of manager’s motivation on personal values at high level of semantic sphere

In work it is revealed as motivation of the manager depends on its personal and tool values. And depending on presence of those or other values at the manager it is possible to predict its motivation to work.

Текст научной работы на тему «Зависимость мотивации менеджеров от личностных ценностей при высоком уровне смысложизненных ориентаций»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2009. № 1 (5)

ЗАВИСИМОСТЬ МОТИВАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ ОТ АИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ВЫСОКОМ УРОВНЕ СМЫСАОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

© Я. Н. Ярыгина

Ярыгина Яна Николаевна

аспирант кафедры обшей и социальной психологии

Самарская гуманитарная

академия

ya_nika1@mail.ru

В работе выявлено, как мотивация менелжера зависит от его личностных и инструментальных ценностей. И в зависимости от наличия тех или иных ценностей у менелжера можно спрогнозировать его мотивацию к работе.

Ключевые слова: мотивация, личностные ценности, инструментальные ценности, менеджер.

В настоящее время проблема осмысленности жизни человека прямо пропорциональна качеству жизни данного субъекта, невзирая на экономическую нестабильность в стране. Отмечается, что человек задумывается о своем смысле существования, только достигнув зрелого (вернее сказать, пожилого) возраста. Хотя, с другой стороны, общество на сегодняшний момент уже в раннем возрасте (со школьной скамьи) старается привить детям чувства патриотизма, толерантности, устоявшихся ценностей, осмысленности жизни через работу, семью, увлечения и другие сферы жизнедеятельности человека.

С другой стороны, любая сфера жизнедеятельности требует от человека побуждения к ней, заинтересованности или, иными словами, мотивации.

Излагая свою концепцию, А. Маслоу описывал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения [4, с. 134]. Он полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь осмысленной. Категория «смысл» у А. Маслоу про-

слеживается в отношениях между потребностями индивида и ценностями, т.е. она является категорией значимости. Потребности выступают в качестве смысловых детерминант поведения и жизнедеятельности индивида. Они оказывают влияние на ценности — человек склонен переживать важность тех вещей, которые могут удовлетворить наиболее значимые неудовлетворенные потребности, и, соответственно, недооценивать и обесценивать важность тех вещей, которые уже послужили удовлетворению потребностей, и недооценивать силу этих потребностей. Удовлетворяя свои потребности, индивид ориентируется на определенные группы ценностей, т. е. ценности изменяются в зависимости от удовлетворения (неудовлетворения) потребностей «выбранные ценности и есть ценности».

Многими исследователями отмечается тесная связь мотивационной сферы личности с ее ценностными ориентациями. В. А. Ядов, разграничивая социально-психологический и общепсихологический подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии — изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [9, с. 16].

По словам Б. Ф. Поршнева [6, с. 344—349], основа личности заключается в функции выбора. Выбор предполагает предпочтение одного мотива всем прочим. Но для этого должны быть основания, и таким основанием является ценность, «ибо ценность — единственная мера сопоставления мотивов» [6, с. 122]. Кроме того, ценность имеет способность порождать эмоции, например, в случае, когда тот или иной выбор противоречит ей. По мнению Ф. Е. Василюка, это значит, что ценность должна быть подведена под категорию мотива [1, с. 74].

Исходя из вышесказанного, мотивация, которая формируется на основе ценностей человека, предопределяет его поведение на работе, и в связи с этим можно спрогнозировать поведение человека в процессе трудовой деятельности.

Цель нашей работы: исследование зависимости мотивации менеджеров от личностных ценностей при высоком уровне смысложизненных ори-ентаций.

Объект: мотивация менеджеров.

Предмет: зависимости мотивации менеджеров от личностных ценностей при высоком уровне смысложизненных ориентаций.

Гипотеза:существует зависимость мотивации менеджеров от личностных ценностей при высоком уровне смысложизненных ориентаций.

Методика

В качестве психодиагностического инструментария использовались следующие методики:

1. «Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) [7, с. 23];

2. «Тест инструментальных ценностей» (Карпушина Л. В., Бухвало-ва Е. М.) [2, с. 29];

3. «Тест личностных ценностей» (Карпушина Л. В., Капцов А. В.) [3, с. 60].

В исследовании принимали участие 100 респондентов (61 мужчина и 39 женщин) — руководители, рекомендованные организациями народного хозяйства Российской Федерации. Возрастной диапазон — от 25 до 45 лет. Все имеют высшее образование, имеют опыт работы в сфере управления больше 5 лет, хорошее знание иностранных языков, создание инновационных проектов.

Исследование проводилось с применением пакета прикладных программ БТАТЕБТСА 6.0.

Результатыисследования

Для оценки уровня смысложизненных ориентаций менеджеров мы взяли три показателя: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Анализ данных показал, что у женщин-менеджеров превалируют такие смыслы как прошлое и настоящее, тогда как у мужчин-менеджеров выявлены высокие показатели по всем трем характеристикам.

Для выявления зависимости мотивации от личностных ценностей мы использовали регрессионный анализ. Так как имеются различия в смысло-жизненных ориентацях у мужчин- и женщин-менеджеров, для определения зависимости мотивации от личностных ценностей мы также поделили выборку по полу [10, с. 97]. Общий показатель уровня смысложизненных ориентаций у менеджеров высокий, что говорит о высокой их эффективности работоспособности и высоком уровне смысловой сферы. Можно предположить, что данная выборка находится на возрастном этапе «акмэ», поэтому профессионализм менеджеров находится на пике развития. Соответственно, зависимость мотивации будет достаточно выражена и направлена на развитие или повышение уровня профессионализма.

Как видно из таблицы 1, данная зависимость отличается по половому признаку.

У мужчин-менеджеров выявлена зависимость мотивации условий труда, социальных контактов, стабильных взаимоотношений, достижения, перемен в работе, креативности, самосовершенствования и пользе от личностных ценностей, таких как саморазвитие, исполнительность, воспитание, независимость, престиж, креативность, воля, духовное удовлетворение.

Что касается женщин-менеджеров, то выявлена зависимость мотивации заработной платы, условий труда, структурировании работы, социальных контактов, стабильных взаимоотношений, достижения, перемен в работе, самосовершенствовании, пользы от личностных ценностей, таких как креативность, материальное благополучие, нравственность, независимость, исполнительность, смелость, воля, психическая активность, взаимоотношение, саморазвитие, чуткость.

Можно предположить, что именно на основе этих личностных ценностей строится представление менеджера о работе, и вследствие этого побуждение его к деятельности. Однако мужчины-менеджеры основываются в большинстве случаев на ценности развития, что определяет их мотивацию, тогда как женщины-менеджеры опираются на ценности, в

которые входит компонент эмоциональности. Из этого следует, что мотивация менеджеров определяется: у мужчин — направленностью на развитие, а у женщин — эмоциональными «красками».

Таблица 1

Зависимостьмотивацииотличностныхценностейменеджеров

Мотивационные Ценности

факторы Мужчины (61 чел.) Женщины (39 чел.)

Заработная плата Креативность (0,64), материальное благополучие (0,69), нравственность (0,38)

Условия труда Саморазвитие (-0,55) Независимость (0,45)

Структурирование работы Материальное благополучие (-0,97), независимость (0,39), исполнительность (0,57), смелость (-0,78)

Социальные контакты Исполнительность (-0,29) Воля (0,49)

Стабильные Воспитание (-0,36), Психическая активность (0,37)

взаимоотношения независимость (-0,29)

Признание

Достижение Саморазвитие (0,47) Взаимоотношение (-0,64), исполнительность (0,50)

Власть

Перемены в работе Престиж (-0,37) Материальное положение (0,81)

Креативность Креативность (0,48), престиж (-0,47)

Самосовершенствование Воля (-0,23) Саморазвитие (-0,83), исполнительность (-0,49), смелость (0,58)

Польза Духовное удовлетворение (0,22), воспитание (0,25), независимость (0,18) Чуткость (-0,44)

Примечание: в скобках обозначены значимые коэффициенты регрессии зависимости мотивации от личностных ценностей

Вышоды

По результатам исследования можно сделать вывод, что женщина-менеджер, смыслом жизни которой, является прошлое и настоящее, формирует мотивацию к работе, в большинстве случаев исходя из инструментальных ценностей. Мотивация к креативности, признанию и власти не зависит от личностных ценностей женщин-менеджеров. Можно предположить, что фундаментом для реализации таких видов мотивации служит нечто другое. Возможно, данная мотивация вызвана определенными условиями работы, либо личностными характеристиками женщин-менеджеров.

Мужчины-менеджеры, смысловая сфера которых направлена на прошлое, настоящее и будущее, формируют свою мотивацию к работе на основе личностных и инструментальных ценностей. При этом не обнаружена зависимость таких видов мотивации как власть, признание, структурирование работы, заработная плата от личностных и инструментальных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1 Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

2 Капуре А. В, Карпушина Л. В. Психологическая диагностика аксиосферы личности : метод. пособие. Самара : ИПК Содружество, 2008.

3. Карпушина Л. В., Капуре А. В. Тест личностных ценностей : метод. пособие. Самара : ИПК Содружество, 2007.

4 Маслоу А.. Г. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.

6. Поршнее Б. Ф. Функция выбора — основа личности // Проблемы личности: материала симпозиума. М., 1969.

7. Ричи М, Мартин П. Управление мотивацией : учеб. пособие / пер. с англ. под ред. Е. А. Климова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

£1 Чудноеский В. Э. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования) / В. Э. Чуднов-ский, А. А. Бодалев, Г. А. Вайзер, Е. Е Вахромов, Н. Л Карпова, А. В. Суворов // Психологический журнал. 2004. Т. 25. ц 1. С. 173—176.

9. Ядое В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. : Наука, 1979.

10. Ярыгина Я. Н. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций для менеджеров // Студенты в научном поиске. Т. 1: Психология и социология. Набережные Челны. 2008. С. 94—96.

The dependence of manager's motivation on personal values at high level of semantic sphere

Ya. Yarygina

In work it is revealed as motivation of the manager depends on its personal and tool values. And depending on presence of those or other values at the manager it is possible to predict its motivation to work.

Key words: motivation, personal values, tool values, the manager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.