Научная статья на тему 'Зависимость кадрового пополнения органов внутренних дел от социально-экономических тенденций в обществе'

Зависимость кадрового пополнения органов внутренних дел от социально-экономических тенденций в обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / «КРАТКИЙ ОТБОРОЧНЫЙ ТЕСТ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИГОДНОСТЬ / «ГРУППА РИСКА» / «SHORT QUALIFYING TEST» PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL FITNESS / «GROUP AT RISK» / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION / PSYCHODIAGNOSTIC METHODS / COMPREHENSIVE PSYCHODIAGNOSTIC EXAMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баирова Туяна Балдановна

Изучены понятия профессионального психологического отбора, профессиональной психологической пригодности, «группы риска». Установлена связь между изменениями в социально-экономической сфере общества и качественном пополнении органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баирова Туяна Балдановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF PERSONNEL RECRUITMENT OF THE MINISTRY OF HOME AFFAIRS FROM THE SOCIO-ECONOMIC TRENDS IN SOCIETY

The concepts of professional psychological selection, professional psychological fitness, «group at risk» have been studied. The relation between changes in the socio-economic sphere of society and qualitative completion of the ministry of home affairs has been determined.

Текст научной работы на тему «Зависимость кадрового пополнения органов внутренних дел от социально-экономических тенденций в обществе»

6/2Q13

Иванова Вера Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета, г. Томск, e-mail: VCsoc@rambler.ru.

Древаль Анатолий Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета, г. Томск, e-mail: Dreval@tpu.ru.

Ivanova Vera Stepanovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of sociology, psychology and law, Institute of Social and Humanitarian Technologies, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, email: VCsoc@rambler.ru.

Dreval Anatoly Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor, department of management, Institute of Social and Humanitarian Technologies, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, e-mail: Drev-al@tpu.ru.

УДК 316.354 Т.Б. Баирова

ЗАВИСИМОСТЬ КАДРОВОГО ПОПОЛНЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ

Изучены понятия профессионального психологического отбора, профессиональной психологической пригодности, «группы риска». Установлена связь между изменениями в социально-экономической сфере общества и качественном пополнении органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, психодиагностические методы, комплексное психодиагностическое обследование, «краткий отборочный тест», профессиональная психологическая пригодность, «группа риска».

Т.В. Вакоуа

DEPENDENCE OF PERSONNEL RECRUITMENT OF THE MINISTRY OF HOME AFFAIRS FROM THE SOCIO-ECONOMIC TRENDS IN SOCIETY

The concepts ofprofessional psychological selection, professional psychological fitness, «group at risk» have been studied. The relation between changes in the socio-economic sphere of society and qualitative completion of the ministry of home affairs has been determined.

Key words: professional psychological selection, psychodiagnostic methods, comprehensive psychodiagnostic examination, «short qualifying test» professional psychological fitness, «group at risk».

В рассматриваемый нами период с 1998 г. по 2012 г. органы внутренних дел переживали вместе со всей страной сложные этапы развития. Кадровый состав органов внутренних дел всегда пополняется за счет основного населения, поэтому при рассмотрении этого вопроса необходимо остановиться на некоторых социальнодемографических, экономических и психологических тенденциях в нашем обществе.

Одним из важных моментов данного периода явилась миграция молодого поколения из Республики Бурятия в центральную часть России, а также из сельских районов Республики Бурятия в г. Улан-Удэ. Это отразилось на пополнении подразделений органов внутренних дел, особенно районных.

Наиболее сложной проблемой в данный период стал рост алкоголизма и наркомании, снижение моральных устоев общества. Все это негативным образом сказывается на качественных характеристиках пополнения органов внутренних дел.

По данным Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Министерства здравоохранения Республики Бурятия за 2005 г. первое место по неблагополучию занимала психическая патология населения. Зарегистрированное число случаев психических заболеваний населения в Республике Бурятия было в 3 раза выше, чем в Российской Федерации и в 2 раза выше, чем по Сибирскому федеральному округу. В реальных показателях на 100 тыс. населения: в Республике Бурятия - 202,7 чел.; в Сибирском федеральном округе - 96,7 чел., в среднем по Российской Федерации - 67,4 чел.

Особенно неблагополучное положение сложилось среди молодого поколения жителей Бурятии 18-19 лет, будущих претендентов на службу. Также необходимо отметить высокий уровень психических заболеваний в данный период в возрастной группе 20-39-летних людей, являющихся потенциальными кандидатами для поступления на службу в органы внутренних дел.

1QQ

Процесс комплектования органов внутренних дел республики был сопряжен с большими трудностями в связи с качеством трудовых ресурсов, что подтверждалось результатами тестов.

Одновременно с проблемами в обществе на качество пополнения органов внутренних дел влиял низкий уровень заработной платы сотрудников, тяжелые условия службы и постоянные командировки в Северо-Кавказский регион для решения служебно-боевых задач. Данные проблемы привели к падению престижа службы в органах внутренних дел.

В 2000-х гг. среди поступающих на службу особенно много было молодых людей, которые отслужили в «горячих точках». С одной стороны это люди, имеющие опыт службы в экстремальных условиях, с другой, - именно у этой группы людей была большая вероятность развития отклоняющегося поведения, в том числе и на фоне посттравматического стрессового расстройства.

В этих условиях особую значимость приобретает необходимость повышения качества отбора с целью предотвращения профессиональной деформации, развития асоциального поведения, роста суицидов, злоупотребления служебным положением и других негативных проявлений среди сотрудников.

Однако исследование индивидуальных качеств и улучшение возможностей отбора пополнения может быть эффективным только в случае превышения числа кандидатов на службу над числом вакансий [3, с. 8]. В период с 1998 по 2010 гг. это условие не выполнялось. Отбор в органы внутренних дел в тот период был более похож на набор, хотя и в тех условиях выбирались наиболее подходящие к службе молодые люди. Но в данной обстановке качество пополнения было не достаточно высоким, поэтому с 1998 г. по 2010 г. к работе органов внутренних дел было много замечаний и претензий. Возможно, это было одной из причин для принятия решения о реформировании органов внутренних дел Российской Федерации.

От качества отбора зависит эффективность профессиональной деятельности сотрудников.

С целью профессионального психологического отбора в Центре психофизиологической диагностики медико-санитарной части МВД по Республике Бурятия проводятся комплексные психодиагностические обследования с использованием основных и дополнительных методов.

Профессиональный психологический отбор -это процесс выбора людей с определенными профессионально значимыми психологическими качествами к различным видам деятельности на

основании применения определенных методов профессиональной психодиагностики, различных организационных и практических мероприятий, которые позволяют давать дифференцированную оценку как общих, так и специальных способностей, качеств личности с целью прогнозирования успешности обследуемого в выбранной области [2, с. 7].

К основным психодиагностическим методам относятся: краткий отборочный тест, стандартизированный метод исследования личности Л.Н. Собчик, тест цветовых выборов М. Люше-ра. Данные тесты применяются при групповом обследовании с целью получения стандартизированных данных о психологических особенностях личности. По завершению тестирования проводится индивидуальное собеседование, в ходе которого применяются нетестовые методы изучения личности (анализ документов, методы наблюдения и структурированной беседы).

Для изучения интеллектуальной сферы применяется тест Е.Ф. Вандерлика, переведенный и адаптированный В.Н. Бузиным. Тест распространен под названием «Краткий отборочный тест» (КОТ). В органах внутренних дел данный тест начал использоваться с 1996 г. КОТ позволяет в сжатые сроки провести скрининг у большого количества лиц. Он прост и удобен в обработке. Методика относится к тестам «общего интеллекта» и используется для выявления интегрального показателя «общего уровня интеллектуального развития и способности к обучению». Под обучением понимается познавательная активность человека и его возможности по усвоению новых знаний, умений, навыков. Одной из задач методики является выявление лиц с высокой степенью обучаемости, у которых быстро формируются специальные навыки и умения при овладении новой профессией, а также при изменении и усложнении условий деятельности.

КОТ состоит из 50 заданий на решение арифметических задач, установление аналогий, понимание пословиц и поговорок, силлогические операции, задачи на устойчивость внимания и пространственное мышление. Тест имеет интегральный показатель «общие способности» и 5 показателей по субшкалам для оценки отдельных параметров:

- способность к обобщению и анализу информации;

- пространственное мышление;

- устойчивость мыслительной деятельности - наличие или отсутствие эмоциональной деструкции;

- гибкость мыслительных процессов;

6/2013

- внимание [1, с. 7].

Оценка индивидуального показателя производится путем определения величины отклонения показателя конкретного испытуемого от среднестатистического показателя однородной с ним (по полу, возрасту и образованию) группы. Такой анализ позволяет осуществить отсев кандидатов с интеллектуальной недостаточностью и провести профессиональную ориентацию кандидатов к той или иной деятельности.

Уровень интеллекта является одним из многих факторов, определяющих успешность сотрудника правоохранительных органов, но заключительный вывод о профессиональной пригодности кандидата на службу необходимо делать на основании результатов комплексного психологического обследования с применением дополнительных методов.

После проведения комплексного психодиагностического обследования выносится решение о пригодности кандидата к предполагаемой деятельности.

Согласно методическим рекомендациям «Методика организации профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и учебу в образовательные учреждения МВД России, а также сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России при перемещении по службе» под профессиональной психологической пригодностью понимается

определение соответствия когнитивных способностей и индивидуально-психологических особенностей личности (биологических, психологических, психофизиологических, социальных) с требованиями профессии или групп профессий при профессиональном психологическом отборе [2, с. 7].

Выводы профессиональной психологической пригодности:

1. Рекомендован в первую очередь (полностью соответствует предполагаемой должности);

2. Рекомендован (в основном соответствует предполагаемой должности);

3. Рекомендован условно (минимально соответствует предполагаемой должности);

4. Не рекомендован (не соответствует предполагаемой должности) [2, с. 24].

Выводы «рекомендован условно» и «не рекомендован» выносятся на основании группы риска, которая выставляется кандидату по результатам психодиагностического обследования.

Под «группой риска» мы понимаем принадлежность к такой категории лиц, у которых наследственные факторы, особенности развития и воспитания, личностные и функциональные составляющие определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации и нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также девиантного поведения, приводящих к снижению эффективности служебной деятельности [3, с. 157].

Таблица 1

Мужчины со средним, средне-специальным и средне-техническим образованием (средние баллы по возрастным категориям)

15-20 лет 21-25 лет 26-30 лет 31-35 лет Свыше 35 лет

Нормативы ГЦПД 17 16 15 14 13

РБ, 1998 г. 15,68 14 14 14 13

РБ, 2005 г. 17,34 13,49 12,25 15,2 12,75

РБ, 2012 г. 17,7 17,8 14,1 14,8 13,1

Таблица 2

Мужчины с высшим образованием (средние баллы по возрастным категориям)

21-25 лет 26-30 лет 31-35 лет Свыше 35 лет

Нормативы ГЦПД 23 22 21 20

РБ, 1998 г. 18 19 18 16

РБ, 2005 г. 18,10 16,96 17,35 18

РБ, 2012 г. 19,4 20,9 22,4 23,7

При анализе «групп риска» было выявлено, что во всех категориях профессионального психологического отбора (кандидаты на службу, поступающие в учебные заведения, сотрудники при перемещении) на третьем месте по ранжированию стоял фактор «социальнопедагогическая запущенность: низкий уровень общеобразовательных знаний; узкий круг инте-

ресов; скудный словарный запас, невысокий понятийный уровень; низкий уровень процессов обобщения, синтеза.

Данная проблема не нова и мы начали ею заниматься в 1998 г. На тот момент было зафиксировано, что результаты по интеллектуальному тесту КОТ в Республике Бурятия ниже по сравнению с нормативами Главного центра психо-

физиологической диагностики МСЦ МВД России.

В 1998 г. были проанализированы результаты теста КОТ у 1034 чел., в 2005 г. у 1424 чел. и в 2012 г. у 1267 чел.

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие обобщения.

Снижение результатов по интеллектуальному тесту КОТ мы начали наблюдать с 1998 г. у 1520-летних и 21-25-летних мужчин со средним, средне-специальным и средне-техническим образованием (таблица 1). По нашему мнению, данная тенденция связана с социальноэкономической обстановкой в стране в период с 1985 по 1998 гг. Именно на этот этап пришлось становление и развитие данной категории людей. В связи с развалом заводов и предприятий потеряло актуальность получение образования. В это нестабильное время проходила реорганизация системы образования и массовый отток педагогических кадров из школ и других образовательных учреждений [5, с. 95].

В 2005 г., т.е. через 7 лет после проведенных в 1998 г. исследований, поколение 15-20-летних (в 1998 г.) перешло в категорию 21-25-летних и 26-30-летних мужчин со средним, среднеспециальным и средне-техническим образованием (в 2005 г., таблица 1), а также, если они окончили высшие учебные заведения, в категорию мужчин с высшим образованием 26-30 лет (в 2005 г., таблица 2). Во всех этих категориях мы наблюдаем снижение результатов обследований по тесту КОТ, что подтверждает наши предположения по поводу развития данного поколения молодых людей.

Наблюдается резкое отличие в результатах у мужчин с высшим образованием по всем категориям обследованных в 1998 г. и в 2005 г. с нормативами Главного центра психофизиологической диагностики Медико-санитарного центра МВД России - ГЦПД (разница составила 4-5 баллов, таблица 2). Возможно, это связано с особенностями региона (отдаленность, высокий уровень развития психических заболеваний в Республике Бурятия по сравнению со среднестатистическими показателями по России и т.д.).

В период времени с 1985 по 1998 гг. наблюдалось снижение престижа высшего образования (специалисты с высшим образованием оказывались невостребованными, уровень заработной платы представителей коммерции был значительно выше, чем у других профессий), что сказалось на мотивации получения знаний и, как нам кажется, повлияло на низкие показатели результата теста КОТ у мужчин с высшим обра-

зованием в возрастных группах 26-30 лет и 3135 лет в 2005 г. (таблица 2) [4, с. 161].

В исследованиях 2012 г. наблюдаются низкие результаты у 26-30-летних мужчин со средним, средне-специальным и средне-техническим образованием (таблица 1). Данные показатели являются продолжением показателей у категорий 15-20-летних и 21-25-летних мужчин со средним, средне-специальным и средне-техническим образованием в 1998 г. (таблица 1) и 21-25летних мужчин со средним, средне -

специальным и средне-техническим образованием в 2005 г. (таблица 1). Мы наблюдаем перемещение поколения, о котором говорилось выше.

Мужчины 26-30 лет, которые окончили высшие учебные заведения, и принадлежащие вышеуказанному поколению, показали то же невысокие результаты по интеллектуальному тесту в 2012 г. (таблица 2).

В 2005 г. результаты у 15-20-летних мужчин со средним, средне-специальным и среднетехническим образованием были достаточно высокими в отличие от других категорий (таблица 1). В 2012 г. в категории 21-25-летних эти результаты подтверждаются, что дает оптимистический прогноз по интеллектуальной подготовленности данного поколения (таблица 1).

По нормативам ГЦПД, разница в результатах между высшим и средним, средне-специальным и средне-техническим образованием составляет 6-7 баллов (таблицы 1 и 2). Настораживает тот факт, что в категории 21-25-летних в 2012 г. (соответственно 19,4 баллов у мужчин с высшим образованием и 17,8 баллов у мужчин со средним, средне-специальным и средне-техническим образованием) разница составила всего 1,6 балла, что, возможно, является показателем низкого уровня подготовки специалистов в высших учебных заведениях, особенно в различных филиалах по заочной или дистанционной формах обучения.

В настоящем исследовании мы хотели показать влияние социально-экономических факторов на развитие и формирование целых возрастных групп. Конечно, нас больше интересует качественное пополнение личного состава органов внутренних дел, в котором интеллектуальные показатели являются одними из основных, так как от них напрямую зависит овладение и развитие профессиональных качеств и навыков будущих сотрудников полиции.

Литература

1. Краткий отборочный тест для оценки уровня интеллекта кандидатов на службу в органы внутренних дел и

6/2013

учебу в образовательные учреждения МВД России: методические рекомендации. - М.: изд-во МЦ при ГУК МВД России, 1997. - 32 с.

2. Методика организации профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и учебу в образовательные учреждения МВД России, а также сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России при перемещении по службе: методические рекомендации / Н.И. Мягких и др. - М, 2009.

3. Мягких Н.И. Генезис профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации (концептуальные подходы, принципы, критерии, технологии): монография / под ред. В.Я. Кикотя. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. - 200 с.

4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: сб. -М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. - 372 с.

5. Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения: материалы XI Международной науч.-практ. конф. / под ред. А.В. Чернова, М.В. Малошик. - Улан-Удэ: изд-во Вост-сиб. гос. акад. культуры и искусств, 2007. - 183 с.

Баирова Туяна Балдановна, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: tuynabbb@yandex.ru.

Bairova Tuyana Baldanovna, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Philippov, Ulan-Ude, e-mail: tuy-

nabbb@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.