Научная статья на тему 'Зависимость эффективности игровых ситуаций с различной психоэмоциональной напряженностью от показателей подготовленности квалифицированных волейболисток'

Зависимость эффективности игровых ситуаций с различной психоэмоциональной напряженностью от показателей подготовленности квалифицированных волейболисток Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ / MENTALLY AND EMOTIONALLY TENSE GAME SITUATIONS / PERSONALITY QUALITIES / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК / FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS / РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ / REGRESSION MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лешева Н.С., Гринёва Т.А., Макаров Ю.М., Луткова Н.В.

В статье раскрывается взаимосвязь свойств личности квалифицированных волейболисток и эффективности игровых действий в ситуациях различного психоэмоционального напряжения. В основе подхода лежит анализ корреляционной зависимости личностных (психофизиологических, функциональных, психологических, физических и технико-тактических) характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с различной психоэмоциональной напряженностью. Цель исследования выявление значимых личностных характеристик квалифицированных волейболисток, способствующих достижению положительного результата в ситуациях экстремальной напряженности. Использование регрессионной модели в учебно-тренировочном и соревновательном процессах квалифицированных волейболисток позволяет оптимизировать выбор методологических и методических средств, необходимых для формирования наиболее значимых психических свойств. Полученные в ходе исследования данные могут являться основанием для внесения соответствующих коррективов в учебно-тренировочный процесс квалифицированных волейболисток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лешева Н.С., Гринёва Т.А., Макаров Ю.М., Луткова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость эффективности игровых ситуаций с различной психоэмоциональной напряженностью от показателей подготовленности квалифицированных волейболисток»

зависимость эффективности игровых ситудций с различной психоэмоциональной напряженностью от показателей подготовленности квалифицированных волейболисток

УДК/UDC 796/799

Информация для связи с автором: nataliya_lutkova@mail.ru

Поступила в редакцию 17.05.2016 г.

Н.С. Лешева1 Т.А. Гринёва1

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров2 Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова2

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

SKiLLED FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS' SUCCESS RATES iN MENTALLY AND EMOTiONALLY TENSE GAME SiTUATiONS VERSUS THEiR FiTNESS RATES

N.S. Lesheva1 T.A. Grineva1

Professor, Dr.Hab. Yu.M. Makarov2 Associate Professor, PhD N.V. Lutkova2

1Salnt-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg 2Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Аннотация

В статье раскрывается взаимосвязь свойств личности квалифицированных волейболисток и эффективности игровых действий в ситуациях различного психоэмоционального напряжения. В основе подхода лежит анализ корреляционной зависимости личностных (психофизиологических, функциональных, психологических, физических и технико-тактических) характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с различной психоэмоциональной напряженностью. Цель исследования - выявление значимых личностных характеристик квалифицированных волейболисток, способствующих достижению положительного результата в ситуациях экстремальной напряженности. Использование регрессионной модели в учебно-тренировочном и соревновательном процессах квалифицированных волейболисток позволяет оптимизировать выбор методологических и методических средств, необходимых для формирования наиболее значимых психических свойств. Полученные в ходе исследования данные могут являться основанием для внесения соответствующих коррективов в учебно-тренировочный процесс квалифицированных волейболисток.

Ключевые слова: игровые ситуации с различной степенью психоэмоциональной напряженности, свойства личности волейболисток, регрессионная модель.

Annotation

The article explores correlations of the skilled female volleyball players' personal qualities versus their performance success rates in mentally and emotionally tense situations. The study methodology was based on an analysis of correlations of the women's individual personality (psycho-physiological, functional, mental, physical, technical and tactical) rates versus their performance success rates in mentally and emotionally tense situations. An objective of the study was to identify the skilled female volleyball players' key personality rates of the highest benefit for performance success in extremely tense game situations. The study applied a regression model to the skilled female volleyball players' education, training and competitive process to find the best methodological and practical tools to shape up the top priority mental qualities in the athletes. The study data and analyses may be beneficial for the relevant adjustments to the skilled female volleyball players' education, training and competitive process.

Keywords: mentally and emotionally tense game situations, personality qualities, female volleyball players, regression model.

Введение. Специфика выполнения игровых приемов накладывает существенный отпечаток на требования к личностным характеристикам и особенностям их проявления. Важной стороной исследования готовности волейболисток к соревновательной деятельности является изучение личностных характеристик, обеспечивающих способность к преодолению условий повышенного эмоционального напряжения в ходе спортивного поединка [1].

Цель исследования - выявление значимых личностных характеристик квалифицированных волейболисток, способствующих достижению положительного результата в ситуациях экстремальной напряженности.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 62 волейболистки, выступающие в чемпионате России. Подготовленность спортсменок оценивали по 149 параметрам, включающим пять блоков показателей:

психофизиологические, функциональные, психологические, показатели физической и технико-тактической подготовленности. Личностные особенности спортсменок оценивали на основе информации по 103 психологическим показателям. Каждому показателю свойства личности присваивались кодовое значение и полученная в ходе обследования сумма баллов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ корреляционной зависимости индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с низкой психоэмоциональной напряженностью свидетельствует о том, что преимущество одной из сторон в большей степени достигается за счет технико-тактической (нападающий удар - г = 0,8409; подача - г = 0,8449; блокирование - г = 0,7932; прием мяча - г = 0,7921), физической подготовленности (скоростно-силовых способностей - г = 0,7704) и в меньшей степени за счет личностных качеств и других сопутствующих факторов. Превосходство одних волейболисток в основных компонентах игры сказывается на психологическом состоянии других весьма негативно. В состоянии спортсменок начинают доминировать особенности, являющиеся следствием неудачной игры: оснащение соревнований (г = 0,6286), необъективное судейство (г = 0,5786), плохое физическое самочувствие (г = 0,6236), что порождает на отдельных отрезках матча безответственность, неорганизованность (г = 0,6274) и, вполне естественно, неуверенность в себе (г = 0,5968). Ситуации с низкой психоэмоциональной напряженностью чаще всего возникают не из-за личностных качеств волейболисток, а в результате несоответствия их физической и технико-тактической готовности или в целом -уровня мастерства на данный момент соревнования.

В ситуациях со средней психоэмоциональной напряженностью эффективность игровых действий продолжает сильно зависеть от показателей технико-тактической подготовленности. Некоторую значимость приобретают параметры, относящиеся к области психологии спортсменок. Вполне оправданной выглядит позиция показателя «мотивация на цель» - г = 0,7404. Тесная связь обнаружена с тревожностью - г = 0,7182 и уверенностью в себе - г = 0,6430. Эти два показателя во многом противоречат друг другу. Повышенный уровень тревожности не улучшает игровой потенциал и не способствует росту уверенности в своих силах. Влияют на эффективность игровых действий такие качества, как решительность - г = 0,6422; коммуникабельность - г = 0,6404. В целом успешность действий в этих ситуациях продолжает находиться под влиянием показателей тактико-технической и физической подготовленности волейболисток.

В ситуациях с высокой психоэмоциональной напряженностью такой очевидной положительной динамики в сто-

рону тактико-технической и тем более физической подготовленности не просматривается. Это свидетельствует о том, что ситуации с высокой психоэмоциональной напряженностью в большинстве своем могут складываться только в случаях равенства функциональной и технико-тактической готовности волейболисток на конкретный момент матча или соревнования. Повышение значимости свойств личности спортсменок в таких ситуациях обусловливается высокой степенью ответственности за каждое удачное или неудачное действие. В результате этого возрастает зависимость выполнения игрового приема от мотивации (г = 0,7961), решительности (г = 0,7358) и коммуникабельности (г = 0,7305), направленности личности на результат (г = 0,6984). Данное обстоятельство достаточно убедительно показывает единство связи двигательной подготовленности волейболисток и соответствующего ей личностного обеспечения. Таким образом, эффективность игровых действий спортсменок в ситуациях повышенной напряженности есть совокупный продукт их личностных и двигательных качеств. Наличие паритетности исследуемых показателей является отличительной особенностью игровых ситуаций с высокой психоэмоциональной напряженностью.

В ситуациях с экстремальной психоэмоциональной напряженностью взаимосвязь носит характер доминирования свойств личности. Достижение спортсменками экстремальной психоэмоциональной напряженности возможно только при условии максимальной затраты физических и психических сил. Если это условие нарушается, то возникновение экстремальной ситуации становится практически невозможным. А вот для ее положительного разрешения необходим дополнительный источник энергии, который заложен во внутренних резервах непосредственно свойств личности. В частности, спортсменки наделяют себя дополнительной мотивацией на результат (г = 0,8863), отличаются повышенной демонстративностью (г = 0,8768) и решительностью (г = 0,8334), поднимают планку психической напряженности проявлением вербальной агрессии (г=0,8264) и уверенности в своих силах (г=0,8122). Достигаемое волейболистками такое психическое состояние в совокупности с высоким технико-тактическим мастерством в решающий момент игрового противоборства дает им желаемое преимущество.

В результате образована совокупная модель эффективности соревновательной деятельности в игровых ситуациях с различной психоэмоциональной напряженностью (см. таблицу).

С помощью метода корреляционного анализа удалось установить существенную связь между некоторыми исследуемыми показателями, которую целесообразно представить в математическом выражении в виде регрессионной модели и оценить ее статистическую значимость. Адекватность мо-

Регрессионная модель показателей эффективности игровых действий в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности у волейболисток 16-18 лет

Блок показателей Психоэмоциональная напряженность

Низкая Средняя Высокая Экстремальная

Функциональные Рост (R), Вес (V) Рост Вес (V) Функционал. состояние нервной системы (PR) Коэффициент детерминации недостоверен

Психологические Ориентация на цель (SZ01), направленность личности на деятельность (KU3) +мотив на успех (У), спокойствие (К12), самоконтроль (К15), норма поведения(К6) + смелость (К7), мобилизация (S7), креативность (Р5), вербальная агрессия(R7) +демонстративность ^7), агрессивность (Т1), уверенность в себе ^5)

Физической п одготовленности Скоростно-силовые способности (FP2) Скоростно-силовые способности ^Р2) Специальная выносливость (FP1) Коэффициент детерминации недостоверен

Психофизиологические СЗДР (PSF5, PSF6), Сила НП (PSF11) СЗДР ^5, PSF6), Сила НП ^11) Коэффициент детерминации недостоверен Коэффициент детерминации недостоверен

Технико-тактические Подача (ЕР), НУ (EN5) Подача (ЕР), НУ^5), Блокирование(ЕВ) Подача (ЕР), НУ (EN5) Блокирование (ЕВ), Защита (EZ), Прием мяча (EPR) Коэффициент детерминации недостоверен

дели оценивалась на основе коэффициента детерминации. В уравнениях множественной регрессии определялся Р^аШе < 0,05, что демонстрировало значимость коэффициента уравнений регрессий. Направленность выявленной регрессии указывает на повышенные требования к свойствам личности спортсменок в зависимости от напряженности игровых ситуаций. Согласно полученным уравнениям регрессий в ситуациях с низкой степенью напряженности доминируют показатели ЕР = 86,5799 + 1,25089*R + 0,261062*FP2 + 0,32036*PSF11 + 0,692437*PSF6 и EN = 22,2167 + 1,04593* Ки3+ 0,183788*SZO1. В ситуациях со средней психоэмоциональной напряженностью ЕВ = 44,1007+0,0190469*PSF 5+0,678014*PSF6+ 0,374121*FP2+2,27879*PSF11 + 1,713347*R и EN = 64,0853+ 2,30391*К12+0,463133*Ки3+2,89019*К15+0,3 31242*SZ01+ 2,47916*К6+0,258513*У доминируют показатели физической и технико-тактической подготовленности, а также ростовесовые параметры (коэффициент детерминации 81,0 % и 72,4 % соответственно). Решающими показателями, определяющими результативность действий в игровых ситуациях с высокой и экстремальной психоэмоциональной напряженностью, являются EPR = 138,374+6,52164*S7 +5,3 5156*К15+1,28533*P5+1,06739*K7-14,4161*K12+1,2677*R7;

Ключевые слова: борьба, двигательные действия, годичный тренировочный цикл.

Цель исследования - изучить основные навыки борьбы вольного стиля как эффективные средства формирования двигательных действий юных борцов на поясах.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие юные спортсмены 10-12 лет, специализирующиеся в борьбе на поясах (п=12) и в вольной борьбе (п=12) ДЮСШ г Мытищи Московской области. Анализ двигательной подготовленности юных спортсменов осуществлялся с помощью контрольно-педагогических испытаний (тестов), предусмотренных программами для ДЮСШ. Полученные данные позволили сравнить показатели спортсменов, специализирующихся в борьбе на поясах и вольной борьбе, а также разработать методику акцентированного формирования двигательных действий юных спортсменов-единоборцев в выбранном виде спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что юные борцы на поясах групп начальной подготовки (10-12 лет) отстают от своих сверстников, специализирующихся в борьбе вольного стиля, в развитии быстроты, оцениваемой с помощью теста «Бег на 30 м»: 5,9±0,4 и 5,6±0,2 с соответственно (р<0,05). Характерно, что показатели развития координации, оцениваемой с помощью челночного бега3 х10 м у борцов на поясах 10-12 лет, также значительно ниже - 9,5±0,5 с, чем у юных борцов-вольников, - 8,5±0,4 с (р<0,05). Выявлено, что показатели скоростно-силовых способностей верхних конечностей, оцениваемых с помощью броска набивного мяча (3 кг) из-за головы, у юных борцов на поясах групп

EN = 103,338 +0,635813*K7+1,32411*LP5; EP=41,6791+0,723 431*L7+1,02501*K6+0,194076*S5+0,839637*P5+1,422*KU3+

0.804718*T 1. Успешность тактико-технических приемов обеспечивают 13 из 19 обозначенных параметров.

Вывод. Чем выше уровень соперничества, чем выше накал спортивной борьбы, тем выше значимость личностного компонента волейболисток. Качество выполнения тактико-технических приемов в игровых ситуациях с высокой и экстремальной напряженностью напрямую зависит от психологических особенностей волейболисток.

Литература

1. Макаров Ю.М. Дифференциация психоэмоциональной напряженности игровых ситуаций в соревновательной деятельности квалифицированных волейболисток / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, К.С. Соломенина // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 96-100.

References

1. Makarov Yu.M. Differentsiatsiya psihoemotsionalnoy napryazhennosti igrovyih situatsiy v sorevnovatelnoy deyatelnosti kvalifitsirovannyih voleybolistok (Differentiation of stress in game situations in competitive activity of skilled players in women's volleyball) / Yu.M. Makarov, N.V. Lutkova, K.S. Solomenina // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. -2014. - № 3 (109). - P. 96-100.

6 г.

начальной подготовки ниже, чем у борцов вольного стиля, -2,7±0,1 и 3,3±0,2 м соответственно (р<0,05).

В процессе годичного тренировочного цикла у юных борцов на поясах 10-12 лет показатели двигательных действий находятся на низком уровне по сравнению с борцами вольного стиля. Данный факт свидетельствует о необходимости акцентированного формирования двигательных действий у юных борцов на поясах.

Вывод. Установлено, что в учебно-тренировочном процессе юных борцов на поясах необходимо более активно применять средства физической, технической, тактической и психофизиологической подготовки, заимствованные из вольной борьбы, так как это обеспечивает лучшую физическую подготовленность, расширение арсенала двигательных действий, рост спортивного мастерства и, как правило, эффективное участие в соревновательной деятельности.

Использованная литература

1. Борьба вольная: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под ред. Б.А. Подливаева. - М.: Советский спорт, 2003. - 216 с.

2. Борьба на поясах: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Р.Ф. Гайнанов, И.Д. Сви-щев, Х.А. Аюпов, А.А. Валемеев. - М.: Советский спорт, 2008. - 112 с.

3. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учеб.-метод. пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - М., 2015. - 288 с.

4. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): науч.-метод. пособие / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.

Информация для связи с автором:ilyashtyrkov@mail.ru

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

основы навыков борьбы вольного стиля как эффективное средство формирования двигательных действий Юных борцов на поясах

УДМ^С 796.8 Поступила в редакцию 02.06.201

Аспирант И.С. Штырков1

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В.П. Губа2

Московский государственный областной университет, Москва 2Смоленский государственный университет, Смоленск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.