Научная статья на тему 'ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ'

ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНА / ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД / МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуклина А.С.

В статье рассмотрены сущность и особенности затратного метода ценообразования. Обозначены положительные и отрицательные аспекты применения данного метода ценообразования.In article the essence and features of an expensive method of pricing have been considered. Positive and negative aspects of application of this method of pricing have been defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ»

данной организации как высокорискованную. Несмотря на это, именно Норникель показывает лучшие финансовые результаты в российской металлургии в период кризиса. Таким образом отражается неоднозначность экономической ситуации в нашей стране, поскольку стремление к риску, безусловно, обещает большую доходность. Вопрос только в том, насколько далеко посчитает нужным зайти руководство компании и не выйдет ли оно за рамки безопасного ведения бизнеса.

Использованные источники:

1. Мешкова Е.Д. Совершенствование управления рыночными рисками: хеджирование и развитие методов оценки рисков// Банковское дело. 2015. №12. С.66-71.

2. Селин С.С. Изучение факторов риска - основа управления рыночными рисками в российской алюминиевой компании// Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2013. №1. С.84-89.

3. Солодов А.К. О измерителях и измерениях экономических и финансовых показателей// Экономика и Социум. 2015. №4. С.822-830.

4. Официальная страница сайта ПАО ГМК "Норильский никель" -http://www.nornik.ru. Дата обращения - 16.03.2016.

5. Официальная страница сайта ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" - http://mmk.ru. Дата обращения - 12.03.2016.

6. Официальная страница сайта ПАО "Северсталь" -http://www.severstal.com. Дата обращения - 12.03.2016.

Шуклина А. С. магистр 1 курса факультет экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет

Россия, г. Курск ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В статье рассмотрены сущность и особенности затратного метода ценообразования. Обозначены положительные и отрицательные аспекты применения данного метода ценообразования.

Ключевые слова: ценообразование, цена, затратный метод, механизм ценообразования.

Abstract: In article the essence and features of an expensive method of pricing have been considered. Positive and negative aspects of application of this method of pricing have been defined.

Keywords: pricing, price, expensive method, pricing mechanism.

Ценообразованием является комплексный процесс, в котором учитывается множество факторов: политика организации, задачи, результаты исследований, конкуренты, психология потребителей и конечно действующее законодательство. Что представляет собой механизм

ценообразования изображено на рисунке 1.

Цена устанавливается в виде: минимального уровня цены, который определяется затратами, максимального уровня цены - определяется спросом оптимальный уровень цены, который только возможен. На сегодня организации используют три подхода к определению цен на продукцию: ориентация на издержки (затратные методы), ориентация на спрос, ориентация на конкуренцию (ценностные методы).

В наше время процесс формирования цен является несложным и поэтому для того, чтобы рассчитать цены нужно всего лишь знать математику. В случае отсутствия конкуренции цена не играла той роли, которую она играет в наше время.

Рис. 1 Сущность механизма ценообразования

Всего несколько десятков лет назад отношение к цене было как к объективному показателю стоимости продукта, а на данный момент это основное средство бороться с конкуренцией. Конкурентная борьба значит для организаций очень много, а назначение цены почти не контролируется - это стало толчком к появлению методов расчета цены, Раньше всех появился именно затратный метод ценообразования и по сей день он является самым простым. Его сущность заключается в образовании цены на основе затрат на производство и реализацию товара.

Основным примером метода затратного ценообразования служит методика, которая применялась в СССР с 1930-х годов до реформы оптовых цен 1967 года. Цена рассчитывалась как сумма плановых средних издержек на производство продукции (себестоимость) и нормативной прибыли. Расчет цены происходил с помощью норматива рентабельности, который устанавливался в процентах к себестоимости продукции, а величина такого норматива составляла 3-4% почти для всех отраслей промышленности и утверждалась правительством:

Р = С * (1 + №) (1)

где, Р - цена; С - полные издержки производства и сбыта единицы товара; № - норматив рентабельности к полным издержкам.

При затратном методе цена зависима от издержек производства и обращения. С помощью этого метода можно достоверно учитывать затраты организации в процессе формирования цен, но затратный метод является односторонним, иными словами, учитываются только интересы продавца.

Но при использовании данного метода невозможно отразить в цене изменения рынка, этапы жизненного цикла продукции, ожиданий, а так же вкусов и предпочтений покупателей.

На практике полная фактическая себестоимость продукции формируется позже факта реализации (оптовая торговля). Исходя из этого информация о достоверной цене, с учетом всех затрат, поступает позже.

Так же нужно заметить, существует пассивное ценообразование и активное ценообразование. Суть пассивного ценообразования состоит в том, что установка цены происходит на основе учета затрат организации и конкурентов. В этом случае речь идет о возмещении произведенных затрат, а не о максимизации прибыли. [3]

В рамках затратного метода, активное ценообразование подразумевает разные методы управления ценами, объемом реализации, маржинальным доходом, товарооборотом путем сопоставления величин постоянных и переменных затрат организации. Прежде, чем выбрать вид ценообразования необходимо проанализировать конъюнктуру рынка, на котором находится данная продукция. Если конъюнктура рынка неблагоприятная и рынок падающий, то организации используют пассивный метод ценообразования, при этом не имеет значения использовать активное ценообразование, потому, что реакция покупателя будет слабой, но если рынок растет, то пассивное ценообразование не является оптимальным выбором. При использовании затратного метода важно учитывать классификацию затрат организации, которые используются в управленческом учете. На практике часто используют классификацию затрат на постоянные и переменные затраты, помогающие выяснить в структуре цены поведение разных экономических показателей в зависимости от изменения их соотношения. Затратный метод формирования цен служит базой для анализа связи цены, прибыли и издержек организации.[2]

При помощи затратных методов ценообразования можно рассчитать затраты на производство товаров и их соотношение с возможной величиной прибыли при разных объемах производства, уровня продаж и цен на рынке.

Главным минусом является это учет незначительного числа факторов. В цене из ряда переменных составляющих, учитывается только норма желаемой прибыли, в то время, когда при использовании других методов, учитываются многие независимые факторы, которые позволяют принимать оптимальное решение. Затратный метод подвергает организацию значительному риску «не попасть в цену». Иными словами, использовать такую цену, которая будет выглядеть, по сравнению с ценами конкурентов, глупо. Опасно, если цена выше средней рыночной цены, в этом случае продажи могут снизиться. Существует риск по отношению действий конкурентов в ответ. Применение затратного метода делает организацию слишком предсказуемой для конкурентов. Пусть даже многие экономисты считают его пережитком прошлого, но расчет цены затратным методом,

позволяет учесть издержки и прибыль в полном размере, что является для организации самым важным в производственном процессе.

Использованные источники:

1. Агафонова М. С. Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях [Текст] / Агафонова М. С., Грищенко Ю. С.// Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 10-1. - С. 13-23.

2. Анализ рынка труда белгородской области /Ершова И.Г./Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2010. № 2. С. 198-208.

3. Бунчеева Е. А. Методы ценообразования, применяемые на фирмах [Электронный ресурс] / Бунчеева Е. А.// Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - №33. - С. 32-38.

4. Организационные особенности маркетингового исследования рынка труда /Ершова И.Г./ В сборнике: Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие XI Международная научно-методическая конференция: сборник статей. Общество "Знание" России, Приволжский Дом знаний и др.; Под редакцией Б. Н. Герасимова. 2009. С. 66-68.

5. Формирование концепции социально-экономического развития региона в условиях бюджетного дефицита /Ершова И.Г., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н./ Известия Юго-Западного государственного университета. 2001. № 7. С. 137-143.

6. Щадрина Г. В., Егорова Л. И. Методические аспекты ценообразования [Текст] / Щадрина Г. В., Егорова Л. И.//Науковедение. - 2013. - №6(19). - С. 41-49.

7. Количественная оценка экономических рисков импортозамещения в региональной экономике / Грищенко И.Н. Ершов А.Ю. Туманов А.А./ Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей 5-ой Международной научно-практической конференции (18 апреля 2015 года) /Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО "Университетская книга", Курск, 2015. -с.50-54.

8. Методологические аспекты управления человеческими ресурсами /Ершова И.Г. Девятилова А.И./ Экономические исследования /Беклемешев

B.П., Бирюков А.Н., Братухина Е.А., Вертакова Ю.В., Глущенко О.И., Гороховицкая Т.Н., Девятилова А.И., Ершов А.Ю., Ершова И.Г., Ильиных

C.А., Крыгина А.М., Крыгина Н.М., Лимонова Е.В., Павлов В.Н., Панцева Е.Ю., Тойшева О.А./ Анализ состояния и перспективы развития (экономика регионов) / Воронеж, 2015. Том Книга 37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.