Научная статья на тему '«Зато у нас есть вера Фигнер »: Революционный тероризм начала ХХ В. Глазам и женщин'

«Зато у нас есть вера Фигнер »: Революционный тероризм начала ХХ В. Глазам и женщин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
523
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / ЛИБЕРАЛИЗМ / КОНСЕРВАТИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / ТЕРРОР / ФЕМИНИЗМ / THE WOMEN'S LIBERATION MOVEMENT IN RUSSIA / FEMALE PRESS / LIBERALISM / CONSERVATISM / RADICALISM / TERROR / FEMINISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Портнягина Наталья Александровна

В статье анализируется проблема восприятия женщинами революционного терроризма начала ХХ в. Автор показывает, что русские феминистки начала ХХ в. осуждали террор как мужское средство борьбы, но вместе с тем участие в терроре женщин рассматривали как один из методов достижения равноправия. На оценку террора женщинами влияла их приверженность тому или иному политическому течению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«But we have Vera Figner»: revolutionary terrorism at the beginning of XX century through the eyes of women

The article focuses on how revolutionary terrorism at the beginning of XX century was perceived by Russian women. The author proves that at the beginning of XX century Russian feminists condemned the terrorism as a male means to carry on the struggle. But on the other hand the women`s participation in terrorism acts was considered by the feminists as a tool to grant equal rights to women. Besides it argues that the women estimated the terrorism according to their political views and ideas.

Текст научной работы на тему ««Зато у нас есть вера Фигнер »: Революционный тероризм начала ХХ В. Глазам и женщин»

УДК 94 (47).083

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 1

Н. А. Портнягина

«ЗАТО У НАС ЕСТЬ ВЕРА ФИГНЕР»: РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ НАЧАЛА ХХ в. ГЛАЗАМИ ЖЕНЩИН

Революционный терроризм начала ХХ в. стал одной из самых серьезных проблем России, влиявшей как на политику власти, так и на процесс формирования правового государства, поскольку размах терроризма во многом зависит от отношения к нему населения. Между тем специальных исследований проблемы восприятия российской общественностью политического терроризма в историографии нет, в работах по истории революционного террора содержатся лишь упоминания о реакции на него той или иной части общества [1; 2], тем более плохо мы представляем себе, насколько мужское восприятие терроризма отличалось от женского. Итак, каким образом женщины России, из разных слоев образованного класса, принадлежавшие к разным политическим течениям, оценивали террор левых, смогли ли они выработать свои модели восприятия этого феномена, или руководствовались господствующими в обществе мужскими стереотипами? Это знание поможет нам лучше разобраться в процессе становления правового государства в России.

В начале XX в. российские женщины, как и европейские, были активно вовлечены в политические процессы. Феминизм первой волны боролся не только за равноправие женщин, но и «инициировал начало фундаментальных изменений в восприятии женщин и осознании их жизненного предназначения как ими самими, так и мужчинами» [3, с. 299]. В России к середине 1890-х годов женское движение существовало в виде феминистского и социалистического [4, с. 226]. Женщины активно участвовали и в терроре. По подсчетам американской исследовательницы Э. Найт, приводимых О. В. Буд-ницким, среди 78 членов БО, входивших в ее состав с 1902 по 1910 г., было 25 женщин, всего ей удалось выявить имена 44 террористок, действовавших в составе различных эсеровских боевых организаций [5, с. 7].

В начале XX в. в России существовало несколько феминистских организаций, большинство из которых было создано в период революции 1905-1907 гг. Из-за низкого уровня урбанизации русское феминистское движение по сравнению с западным было малочисленным, его социальную основу составляли городские женщины «среднего класса» с верхушкой из дам, принадлежавших к «высшему сословию» [4, с.315-316]. Женская пресса — прекрасный источник для исследования взглядов именно этого слоя женщин. Важными источниками являются дневники, воспоминания, художественная литература, вышедшие из-под пера женщин. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1901 по 1913 гг., к которому относятся террористические акты, связанные с деятельностью партии эсеров.

Восприятие женщинами террора было обусловлено прежде всего их приверженностью тому или иному политическому течению. Так, феминистки России придерживались либеральных взглядов. К феминистским изданиям относятся «Первый женский календарь» П. Ариян, журналы «Союз женщин», «Женский вестник», «Женщина»,

© Н. А. Портнягина, 2012

«Женское дело», большая часть которых начала издаваться в ходе революции 19051907 гг. Все они боролись за равноправие женщин, обсуждали проблемы образования женщин, проституции, положения женщины в семье, условия труда женщин-работниц и, в меньшей степени, жизни крестьянок, «этого сфинкса для интеллигенции» [6, с. 1].

Специфическая проблематика феминизма не позволила женским изданиям уделить достаточно места проблеме терроризма. Такие журналы, как «Женское дело» или «Женщина», вообще о нем не писали, в других изданиях количество статей, в которых обсуждалась эта проблема, невелико по сравнению с остальной либеральной прессой. Например, «Женский вестник» с 1904 по 1913 гг. поместил 8 статей, в которых обсуждалась проблема террора, не будучи при этом основной. Большинство этих статей было написано М. И. Покровской, редактором-издательницей, выпускницей женских медицинских курсов 1882 г. [4, с. 282]. Обычно, за очень редким исключением, даже в разделе «Известия» не упоминались теракты. В «Первом женском календаре» статьи о терроре относятся к 1904-1907 гг., в 1908-1913 таких статей уже нет. Фактором же, предопределившим восприятие феминистками терроризма, думается, была, по справедливому замечанию Р. Стайтса, уникальная связь русских феминисток с традицией женского радикализма. Они работали вместе с революционерками в сфере благотворительности и образования и «чтили женщин, принадлежавших Революции, особенно предыдущих поколений» С. Перовская и ее товарищи стали примером для множества женщин, которые присоединились впоследствии к революциям 1905 и 1917 гг. [4, с. 218, 318]. В этом смысле наблюдается некоторое противоречие между подобным отношением к террористкам прошлого и целями женского движения, не раз озвученными феминистками, например, А. А. Кальманович. В речи, произнесенной 19 июня 1908 г. на амстердамском конгрессе женщин, она заявила, что конечной целью женского движения является не избирательное право для женщин, но внесение в общественную жизнь с помощью женщин справедливости, братства, упразднение «навсегда вооруженного кулака и взаимного истребления» [7, с. 2]. «Женский вестник» также не раз декларировал, что женщины не признают насилия и будут бороться против убийств и войн [8, с. 34].

Между тем женская пресса, писавшая прежде всего именно о женщинах-террористках, несомненно, их героизировала, в первую очередь народниц, представляя их образцом для современных женщин. В «Первом женском календаре» постоянно помещались фотографии и биографии народниц. Русские журналистки отмечали, что, может быть, русское феминистическое движение и не дало таких значимых имен, как западное, но «зато у нас есть Вера Фигнер, Волкенштейн, Засулич и много, много женских имен, одинаково дорогих всей интеллигентной и сознательной России» [9, с. 10]. Правда, акцента на участие этих женщин в терроре журналистки не делали, народницы-террористки представлены в публицистике, скорее, как женщины-борцы за свободу, за политические права, как женщины-мученицы. Мученическая смерть террористок-народниц — это та цена, которую женщины заплатили в борьбе за политические права. В 1906 г. в «Первом женском календаре» помещена иллюстрация, изображающая виселицу с телом С. Перовской, к которой женщина протягивает руки. Иллюстрация снабжена подписью: «Если женщина достойна взойти на эшафот, она достойна войти и в парламент». Народницы-террористки, с точки зрения феминисток, — «передовые борцы», «чуткие дети своего народа», выступившие на «жертву» и «подвиг» для «освобождения родины от оков рабства, тьмы, угнетения», которые при этом не потеряли таких качеств, как нежность души [10, с. 337-343].

А. П. Тыркова, видная участница женского освободительного движения, единственная женщина в ЦК кадетской партии, объяснила ту роль, которую сыграли народницы в изменении отношения к женщине в русском обществе: «Их героизм, прямота всего облика этих своеобразных проповедниц, не только привлекли к ним симпатии, но неизбежно меняли и облагораживали в русском обществе отношение к женщине», «придавали в глазах многих романтический характер всему движению» [11, с. 272, 274].

В период революции 1905-1907 гг. женщины вновь обратились к опыту революционного движения 1870-х годов. Так, в 1907 г. вышел роман О. Шапир «В бурные годы» о народническом движении 1860-1870-х годов, который был написан еще в конце 1880-х , но не мог быть напечатан по цензурным соображениям. В романе с симпатией показаны женщины-народницы: целеустремленные, самостоятельные, участвующие наряду с мужчинами в большом деле [12]. М. И. Покровская в статье, посвященной роману О. Шапир, дает объяснение тому, что привлекало женщин начала ХХ в. в народницах: все-таки не их участие в терроре, но осознание женщинами 60-х годов своей значимости, то, что они начали борьбу за женское равноправие. Подобные энергичные и самостоятельные личности, с точки зрения М. И. Покровской, заставят уважать и слушать себя, если будут работать в городских думах, в Государственной думе. Такие женщины способны успешно конкурировать с мужчинами в общественных делах, а их «общественная деятельность...быстро разрушит господствующее убеждение, что женщины созданы пассивными существами. и быстро создаст реальную равноправность женщин» [13, с. 298-299]. Об этом же говорит и одна из лидеров русского феминизма А. Н. Шабанова, прибавляя, что и в революции 1905 г. женщины жертвовали своей жизнью наравне с мужчинами [14, с. 14-18].

Восприятие женщин-террористок XIX в. стало тем клише, которое предопределило и восприятие террористок начала XX в. З. Коноплянникова, Е. Рагозинникова и другие по-прежнему предстают в женских текстах не столько террористками, сколько героинями, борющимися за равноправие, вместо которого конституционный строй России дал им пока только одну ««санкцию равенства» — странное равенство перед лицом палача» [15, с. 110-112; 16, с. 283-284; 17, с. 10].

Женская пресса активно включилась в борьбу за отмену смертной казни и за политическую амнистию, начатую Первой и Второй Государственными думами, что напрямую было связано с проблемой террора, поскольку смертной казни подвергали прежде всего террористов. Феминистки, вслед за остальной либеральной прессой [18], считали смертную казнь местью со стороны государства, несовместимой со строительством правового государства. Они полагали, что смертные казни не приведут к ослаблению террора, напротив, первый шаг к его прекращению должно сделать правительство, объяснив юным террористам ложность их взглядов и проведя необходимые обществу реформы [10, с. 388, 19, с. 180-184, 20, с. 1-5; 21, с. 2-3]. Журналистки убеждали читательниц, что террористов не только нельзя считать простыми преступниками, более того, их нельзя казнить в интересах сохранения генофонда нации: «.В интересах ли страны остановить произведение потомства наиболее идейными, наиболее отрешенными от мелких эгоистических побуждений элементами?» [20, с.3].

Причины террора виделись феминисткам, как и всей либеральной общественности [18], в действиях власти, он стал ответом на ее «дикое насилие», на которое отреагировали в первую очередь «чуткие женские души» [10, с. 337-339], «местью» власти. Беспощадное отношение властей к населению «приучает его также относится

к другим», общество стало думать, что только грубая сила «поможет ему добиться свободы и прав» [22, с. 210-211; 23, с. 34].

Все же, несмотря на героизацию самих террористок, женская пресса осуждала террор как насильственное средство борьбы, изобретенное мужчинами, и призывала к гуманности. М. И. Покровская обвиняла мужчин в том, что они ввергли женщин «в целую бездну бедствий только потому, что не могут и не умеют создать мирным путем нормальный социальный строй» [24, с. 356]. Террор, как и любое насилие, женщины часто оценивали с позиции матери, которая теряет вследствие таких способов борьбы детей [20; 25]. Женщины считали террор «дьявольским делом», отмечая двойственность в психологии террористов: «..какое-то дьявольское наваждение. С одной стороны, идеализм, доходящий до самопожертвования, с другой — зверская расправа с противником» [11, с. 112].

Видели феминистки и негативные следствия террора: невозможность построить свободное общество, пагубное воздействие на семью и школу [26; 23]. Они призывали женщин выбирать путь мирного перевоспитания народа, а не террор: «...Надо глубоко жалеть, что они заражаются примером мужчин и начинают обагрять руки в крови своего ближнего. Террор и грубое насилие должны быть чужды им. Во имя каких бы идей они ни употреблялись, террор и грубое насилие попирают гуманность и свободу, содействуют одичанию народа, мешают его усовершенствованию» [23, с. 36-37].

Рассмотрим восприятие террора женщинами, придерживающимися консервативных взглядов, на примере дневников и воспоминаний трех женщин: А. В. Богданович, А. А. Вырубовой и Е. П. Казанович. Все они безоговорочно осуждали террор. А. В. Богданович и ее муж, генерал Е. В. Богданович, были организаторами одного из известных монархических салонов в столице, который действовал в течение 33 лет. Все это время А. В. Богданович вела дневник, часть которого опубликована. 17 декабря 1905 г. сын Богдановичей, Н. Е. Богданович, занимавший должность вице-губернатора в Тамбове (губернатор — В. Ф. Лауниц), был убит террористом [27, с. 127].

В период революции 1905-1907 гг. террор, став фоном жизни российского общества, явился и постоянным предметом обсуждения в салоне Богдановичей. А. В. Богданович в своем дневнике констатирует факты терактов, передает свидетельства посетителей салона о терроре, слухи, свои впечатления, хотя достаточно сдержанно. Ее восприятие террора во многом обусловлено ее консервативными взглядами. Исполнители терактов, с ее точки зрения, анархисты и нигилисты, а террор — это их месть власти [28, с. 284, 353]. А. В. Богданович в размахе террора и даже в подстрекательстве к нему считает виновной либеральную прессу, отмечая двойные стандарты последней: либеральная печать почти не обсуждает теракты против государственных деятелей, но разжигает страсти после убийства либеральных [28, с. 380, 419]. Хозяйка салона выступала, как и все правые, за смертную казнь, так как считала, что каторга для террористов — это помилование [28, с. 424]. Ее не удивляли слухи, что видные государственные деятели могут использовать террор через систему провокации в своих целях. Например, убийство В. Ф. Лауница может быть делом рук С. Ю. Витте, а убийца П. А. Столыпина — агентом сыскной полиции, но все теракты и связанные с ними возможные провокации вызывали у нее «ужас» и чувство «уныния» [28, с. 347, 415, 499-500]. Хотя иногда складывается впечатление, что и она не против использования этих возможностей, когда речь идет о вредных, с ее точки зрения, деятелях, хотя бы о том же П. А. Столыпине. Высказывание Э. Э. Ухтомского о том, что хорошо было бы

устранить П. А. Столыпина от дел, «если бы его контузили или слегка ранили, чтобы он должен был временно уехать отдохнуть», не вызывает у нее возражений [28, с. 421].

А. В. Богданович часто обращала внимание на чувства людей, порождаемые террором. С ее точки зрения, чуть ли не господствующим чувством у представителей власти стало чувство страха за свою жизнь, которым они, по ее мнению, руководствовались в своей деятельности: это и К. П. Победоносцев в 1904 г., и А. Г. Булыгин, предложивший Конституцию, потому что «хочет жить, чтобы его не убили», даже П. А. Столыпин в мае 1907 г. В этом контексте особенно много она писала о петербургском градоначальнике В. Ф. Лаунице, который не принимал посетителей, так как боялся, «как и все время в Тамбове боялся, подставлял других под пули и бомбы». Его она, по-видимому, считала виновным в гибели сына, хотя и принимала в своем салоне [28, с. 318, 353, 366, 374, 392, 430]. А. В. Богданович отмечала, что чиновники надевают на себя «панцири», которые не пропускают пули. Одним из первых подобный панцирь купил В. Ф. Лауниц: «Вчера Лауниц от нас ушел пешком. Теперь ему не так опасно — на нем панцирь, который ему стоил 1300 руб. Скуп, а на это расщедрился» [28, с. 386, 412].

А. А. Вырубова в своих воспоминаниях упоминает лишь об одном теракте — против великого князя Сергея Александровича, члена царской семьи. В духе консерваторов она считает убийство «зверским», убийцу «злодеем» и безбожником [29]. Причины терактов А. А. Вырубову, как и А. В. Богданович, не интересуют. Сам теракт она описывает глазами великой княгини — преданной жены, которая, услышав взрыв, выбежала из дворца, «и глазам ее представилась ужасающая картина: тело Великого Князя, разорванное на сотни кусков.» [29, с. 30].

Е. П. Казанович, впоследствии литературовед и переводчица, стала студенткой Бестужевских курсов как раз в начале революции 1905 г., в тот период она была «патриоткой, убежденной монархисткой, славянофилкой и русифисткой», вступила даже в «Союз русского народа» [30, л. 30 об, 45-45 об.], хотя политикой не интересовалась [30, л. 35 об].

Девушка очень рано осознала «женский вопрос»», поскольку с детства мечтала послужить отечеству, стать великим человеком, может быть, «другом царю», но поняла, что принадлежность к женскому полу помешает ей добиться желаемого: «Как часто проклинала я свой пол за то, что я была женщиной! Как ненавидела в себе женщину!. представляла себя бесполым существом, т. е. просто человеком и никогда ни мужчиной, ни женщиной.» [30, л.47-47 об]. Даже на математическое отделение женских курсов Е. П. Казанович поступила не столько из любви к математике, сколько из желания стать «первой женщиной архитектором, окончившей архитектурное отделение Академии художеств» после курсов [30, л. 40].

Ее отношение к террору и террористам было предопределено как ее политическими убеждениями, так и личными наблюдениями крайне политизированной студенческой среды Петербурга в период революции. Е. П. Казанович поразила нетерпимость левой молодежи, ее непримиримая вражда к правым. На курсах она даже примкнула к немногочисленному академическому союзу, отстаивавшему идею «университет только для науки» [30, л. 32 об.-33 об]. В итоге она «возненавидела всех левых, всю оппозицию» [30, л. 45]. Ее восприятие революционеров основывалось, скорее, на чувствах, чем на серьезных раздумьях. В воспоминаниях 1909 г. она описывает свое знакомство с революционерами в 1905 г., один из которых был причастен к организации народников, участвовал в похищении из суда В. Засулич. Ей было «страшно», «любопытно», она

смотрела на них с предубеждением как на «врагов отечества и негодяев». Хозяин дома показался девушке «отвратительным, чудовищным; я видела в нем настоящего закоренелого преступника, достойного Сахалина» [30, л. 30 об.-31].

Революционерки-марксистки связывали проблему освобождения женщин с освобождением пролетариата, террор же воспринимали как целесообразное или нет в данный момент средство борьбы [18]. Так, большевичка, студентка Женского медицинского института А. Н. Заалова, вспоминает, что в 1906-1907 гг. рядовые члены партии не одобряли участия социал-демократов в терактах, «эксах» первичных ячеек самообороны, приравнивали их к «обыкновенным вооруженным грабежам [31, л. 22-23.], в то же время революционерки никогда не осуждали террор с позиций нравственности или религии.

А. Ф. Пешехонова, жена энеса А. В. Пешехонова, вспоминает о терроре как о будничном деле, который не вызывает у нее, даже и по прошествии времени, отрицательных эмоций. Она с симпатией описывает террористов, приходивших к А. В. Пешехо-нову, оказывавшему им содействие, открыто восхищается Б. Савинковым, мастером перевоплощения. Она не узнала его в «щегольски одетом» молодом человеке, посетившим их дом в период подготовки убийства В. К. Плеве. Но настоящий Б. Савинков — это «молодой человек с яркими веселыми глазами, очень подвижный, стройный, хорошо, но без вычурности одетый», эрудированный, не боящийся споров [32, л. 7-8].

Женщины-революционерки так же часто, как и феминистки, оценивали террор с позиции матерей, теряющих детей. Так, М. Н. Слепцова передает ощущения матери террористки А. Мамаевой, долго и мучительно добивавшейся свидания с дочерью, в то время как последняя была уже расстреляна, а тело ее «в мешке бросили ... в Неву.» [33, л. 4, 34, 48].

Таким образом, женщинам не удалось выработать единой оценки революционного террора, его восприятие зависело от принадлежности женщин к тому или иному политическому лагерю и от господствующих там политических стереотипов. Если женщины, принадлежавшие к консервативному лагерю, безоговорочно осуждали террор, то революционерки смотрели на него как на допустимое средство борьбы. Феминистки же, осуждая террор как мужское — насильственное средство борьбы, участие в нем женщин воспринимали прежде всего как борьбу за достижение равноправия. Образ террористок ими, несомненно, героизировался как до, так и после революции 1905-1907 гг. Политическая оценка терроризма феминистками совпадала с его оценкой либеральным крылом русского освободительного движения, но проблема терроризма на страницах женской печати не заняла такого же значимого места, как в других либеральных изданиях.

Источники и литература

1. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX — начало XX в.).М.: РОССПЭН, 2000. 399 с.

2. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894- 1917. М.: Крон-Пресс, 1997.448 с.

3. АбрамсЛ. Формирование европейской женщины новой эпохи. 1789-1918. М.: Изд. дом Гос. ун-та . Высшая школа экономики, 2011. 408 с.

4. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. М.: РОССПЭН, 2004. 616 с.

5. Будницкий О. В. Женщины-террористки: политика, психология, патология // Женщины-террористки в России. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 640 с.

6. Союз женщин. 1907. № 1.

7. Кальманович А. А. Конечная цель женского движения // Союз женщин. 1908. № 9. С. 2-7.

8. Покровская М. И. Будущая женщина // Женский вестник. 1912. № 2. С. 33-35.

9. Новикова М. Существует ли в России «женский» вопрос? // Женское дело. 1910. № 13-14. С. 8-13.

10. Ариян П. Н. Первый женский календарь на 1906 г. СПб.: Типогр. В. Ф. Ревитцера, 1906. 399 с.

11. Тыркова А. П. А. П. Философова и ее время. Т. 1. Пг: Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915. 488 с.

12. Шапир О. А. В бурные годы. Роман. (1866-1877). СПб.: Типогр. И. Н. Скороходова, 1907. 591 с.

13. Покровская М. И. Новые женские типы в произведениях русских писательниц // Женский вестник. 1907. № 12. С. 296-299.

14. Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. СПб.: Просвещение, 1912.32 с.

15. Тыркова-Вильямс А. На путях к свободе. М.: Московская школа политических исследований, 2007. 392 с.

16. Убийство начальника Главного тюремного управления А. М. Максимовского // Женский вестник. 1907. № 11. С. 283-284.

17. Смертные приговоры женщинам // Союз женщин. 1907. № 4. С. 10.

18. Портнягина Н. А. Личность и конфликт ценностей в русской культуре начала ХХ века: восприятие революционного терроризма российским обществом // Желобов А. П., Киреева О. В., Ляпкина Т. Ф., Портнягина Н. А. и др. Человек в пространстве культуры. Монография. СПб.: Гос. полярная академия, 2008. С. 65-102.

19. Иванова. Государственная Дума // Женский вестник. 1906. № 6. С. 180-184.

20. Вайсбейн М. Смертная казнь // Союз женщин. 1909. № 4. С. 1-5.

21. Ответ москвички «Союзу 17 Октября» // Союз женщин. 1907. № 3. С. 2-3.

22. Один из способов умиротворения России // Женский вестник. 1905. № 7. С. 210-211.

23. Покровская М. И. Свобода и гуманность // Женский вестник. 1906. № 2. С. 33-37.

24. Покровская М. И. Освободительное движение в России // Женский вестник. 1905. № 12. С. 353-356.

25. Покровская М. И. Дети на баррикадах // Женский вестник. 1906. № 1. С. 5-12.

26. Гурский Н. Семья и школа // Брачная газета. 1907. № 11. С. 1.

27. Стогов Д. И. Правомонархические салоны Петербурга — Петрограда (конец XIX — начало XX века). СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 312 с.

28. Богданович А. В. Три последних самодержца. Дневник. М.: Новости, 1990. 608 с.

29. Танеева А. А. (Вырубова). Страницы моей жизни. М.: Центр Благо, 2000. 320 с.

30. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей (ОР РНБ). Ф. 326. Казано-вич Е. П. Д. 15.

31. ОР РНБ. Ф. 1027. Сперанские Н. Ф. и В. Н. Д. 124.

32. ОР РНБ. Ф. 581. Пешехонов А. В. Д. 71.

33. ОР РНБ. Ф. 701. Слепцовы А. А. и М. Н. Д. 24.

34. Коллонтай А. М. Из моей жизни и работы. М.: Советская Россия, 1974. 416 с.

Статья поступила в редакцию 13 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.