ЗАСЛУГИ А.Е. ТЕПЛОУХОВА В РАЗВИТИИ ЛЕСОВОДСТВЕННОЙ НАУКИ
С.В. ЗАЛЕСОВ, Уральский государственный лесотехнический университет
Развитие лесного хозяйства на Урале и в России неразрывно связано с именем Александра Ефимовича Теплоухова. Вся жизнь и многогранная деятельность этого человека полностью посвящена изучению и улучшению лесного дела в России. Для него, как ни для кого другого из русских лесоводов применим термин впервые. Последнее касается не только разработанных им рекомендаций и предложений, но и внедрения теоретических разработок в производство.
Естественно, что феномен формирования лесовода ученого и практика мирового уровня именно на Урале должен иметь объективную основу. На наш взгляд, этой основой является тот факт, что на Урале, как ни в каком другом районе России, в сохранении лесов были заинтересованы соле- и железо-промышленники. Интересно в этом плане высказывание Д.И. Менделеева (1949, С.530): «Такие крупные владельцы, как граф Строганов, смотрят на железное, соляное и другие промышленные дела, как на способ получить какую-нибудь ренту с земель своих, а потому прежде всего заботятся о сохранении лесов и на это не жалеют расходов. Они имеют своих главных ученых лесничих, забота которых состоит не в том одном, чтобы присматривать за объездчиками лесов и определять количество леса, которое можно безопасно (т.е. не истощая общего лесного запаса) вырубать каждый год, но также и том, чтобы разводить леса, проводить в них дороги, сохранять их от пожаров, таксировать (определять запас древесины) -словом, ухаживать хозяйственно за лесами, как коренным источником доходов, возможных от земли на Урале. Железное дело есть только средство с выгодой и верно пользоваться множеством лесов». Не случаен поиск Строгановыми наиболее одаренных ре-
бят из числа крепостных, обучение их в специально созданных школах и даже направление на учебу за границу. Одним из таких учеников оказался и А.Е. Теплоухов. Как отличившийся в сельской школе, по окончании ее он в 1824 г. был направлен в открытую школу сельского хозяйства и горных наук в Петербурге, затем во Фрейбургскую горную академию в Саксонии, а позднее в Тарандскую лесную академию (Бейлин, 1969). Обучение в последней сопровождалось детальным изучением лесного хозяйства Германии. К тому же периоду относятся первые научные труды А.Е. Теплоухова, опубликованные в русских и немецких журналах. В 1839 г. А.Е. Теплоухов возвращается на Родину и вся его дальнейшая жизнь связана с развитием лесного хозяйства России.
Научное наследие А.Е. Теплоухова огромно. Задолго до Г.Ф. Морозова он пришел к выводу о том, что лес - явление географическое и использование в России рекомендаций по ведению лесного хозяйства, разработанных для лесов Германии, без соответствующей корректировки приводит к отрицательным последствиям. Тот же вывод неоднократно подчеркивался А.Е. Теплоухо-вым в многочисленных подготовленных им рекомендациях - «... все приведенные здесь правила могут иметь применение только в местных обстоятельствах».
Конкретным примером дифференцированного подхода к решению лесохозяйственных вопросов может служить подход к очистке мест рубок. В начале прошлого столетия образцовым лесным хозяйством считалось то, где вели уборку из леса валежа и порубочных остатков. В результате наблюдений А.Е. Теплоухов пришел к выводу (Теплоухов, 1850), что подрост и самосев хвой-
ных пород часто лучше сохраняется и растет на тех вырубках, где не проводится тщательная уборка «лесного сора». Этим он опроверг безоговорочное утверждение лесоводов того времени об обязательной уборке порубочных остатков и показал важность дифференцированного подхода к этому мероприятию.
Критикуя повсеместное увлечение лесоводов Германии посадками березы, он отмечал, что они не учитывают зависимость роста березы от климата, почвы и характера смешения с другими породами.
Давая оценку плодородия лесных почв А.Е. Теплоухов в 1850 г. указывает видовой состав травяного покрова, то есть использует растения-индикаторы в современном их понимании.
Причиной закрытия многих заводов Урала явилось обмеление рек и прудов. А.Е. Теплоухов еще в 40-х годах XIX столетия увидел причину этого явления в истреблении лесов в верховьях рек.
Особого внимания заслуживают взгляды А.Е. Теплоухова на взаимоотношения различных пород в лесу. Проанализировав различные формы смен дуба на сосну и ель, пихты на дуб, ели на пихту и бук, он пришел к заключению, что «... леса, представленные природе сами собой могут возобновляться распространением той или другой породы, каждому местоположению и почве свойственной...» (Теплоухов, 1840). При этом А.Е. Теплоухов отмечал, что природный процесс смены пород зависит от климата, почвенных условий, способа рубки, источников и способов обсеменения, от взаимовлияния различных пород и ряда других факторов. Очевидно, что еще в первой половине XIX столетия, задолго до Г.Ф. Морозова, он на научном уровне рассмотрел вопрос о смене пород.
А.Е. Теплоухов впервые в русской лесоводственной литературе рассматривает значение борьбы за существование в лесу. В работе, опубликованной в 1848 г., он высказал мысль не только о теоретическом, но и практическом значении борьбы деревьев между собой за свет, влагу и минеральные
вещества. Характерно, что это было сделано в то время, когда лесоводы придерживались утверждения Е.Ф. Зябловского, который писал: «Если вырубленные большие пространства заселялись или сами собой, или нарочно очень густо, то заботиться о порубке оных почти не нужно. Сама природа, не терпящая нимало излишества, оные исправит (Зяблов-ский, 1804). Вопреки этим взглядам А.Е. Теплоухов был убежден, что для нормального развития Вутаого дерева необходимо достаточное пространство земли и воздуха; с появлением всходов между деревьями начинается борьба за почву, воздух и свет. Причем, те деревья, что уступают свое место и погибают, наносят остающимся большой вред.
Характерно, что многие понятия, определения и термины в лесоводственной литературе и лесном хозяйстве впервые ввел А.Е. Теплоухов. Идея осуществления лесо-водственных (постепенных) рубок, с проведением подготовительного, обсеменительно-го, осветительного и окончательного приемов была достаточно полно и глубоко изложена в его работе «Устройство лесов в помещичьих имениях» (Теплоухов, 1848). С весьма близкими к современному толкованию были введены термины «проредные» и '«выборочные» рубки, «спелость леса», «всход», «самосев», «подрост», «поросль», «лесная почва», «насаждение», «главная порода» и т.д.
Анализируя работы А.Е. Теплоухова можно отметить несколько выделяемых им основополагающих положений рационального ведения лесного хозяйства:
1. Постоянство лесопользования и повышение продуктивности лесов.
2. Необходимость точного учета имеющихся лесных ресурсов и слежения за их динамикой.
3. Комплексное, рациональное использование продукции леса.
4. Экономическая обоснованность всех проектируемых мероприятий.
Подчеркивая важность постоянства лесопользования А.Е. Теплоухов писал: «Леса же всегда приносят проценты на по-
ложенный в них капитал ежегодным приростом, приходят сами по себе с каждым десятилетием в лучшее и лучшее состояние й; во всякое время готовы возвратить занятые денежные суммы с ростом».
Рекомендации А.Е. Теплоухова по ведению правильного хозяйства и улучшению лесов включают меры по «отвращению» пожаров, осушению болот, огораживание лесов, очистке ручьев и гарей от валежника, а также ряд других мероприятий. Именно А.Е. Теплоухов предложил делить леса на первобытные, прорубленные и вторичные. Понятие о вторичных лесах соответствует современным понятиям о производственных (В.А. Сукачев), или времейных (Г.Ф. Морозов) типах леса (Луганский и др., 1996).
А.Е. Теплоухов с большим увлечением занимается акклиматизацией древеснокустарниковых пород и плодовых культур. В созданном им дендрологическом саду было сосредоточено более 400 видов деревьев и кустарников. Здесь в течение многих лет проводились наблюдения за ростом и развитием пород. Растущий сейчас в селе Ильинском Пермской области парк «Кузьминка» является образцом лесокультурного искусства и памятником деятельности выдающегося лесовода.
Опытным путем А.Е. Теплоухов установил, что «посадка выгоднее посевов», а также заложил основы дифференциации объемов искусственного и естественного ле-совосстановлений в зависимости от почвен-ного-климатических условий.
Общеизвестны заслуги А.Е. Теплоухова в искусственном лесоразведении, однако не стоит забывать его высказывания о ведении лесного хозяйства в таежной зоне: «Кто не обезопасил своего леса от пожаров и не умеет употребить в Пользу естественных способов лесоразмножения, а думает пособить' делу искусственными посевами, тот поступает нехозяйственно». Много потеряла наша страна, когда не учла в своей лесной политике этот вывод А.Е. Теплоухова и игнорировав рациональные способы рубок сделала упор на сплошные концентрирован-
ные рубки с последующим искусственным лесовосстановлением.
1 Опыт проведения лесоустройства и организации лесного хозяйства в имении Рощино Новгородской области и в лесах Строгановского майоратства на Урале, а также знакомство с лесным хозяйством Г ер-мании позволили А.Е. Теплоухову сделать вывод о том, что в основе ведения лесного хозяйства Должны лежать данные лесоустройства. При этом он четко определяет задачи съемки лесов; разделения насаждений с учетом почв, древесных пород, возрастов и качества насаждений; считал необходимым составление карт лесонасаждений, указывая их основные признаки. В лесохозяйственном плане, по его мнению, должны сочетаться требования рационального использования и сохранения лесов.
А.Е. Теплоухов впервые в России попытался классифицировать леса по их происхождению и степени хозяйственного воздействия на них. Он относил леса к природным и искусственным, а природные делил на первобытные, прорубленные и вторичные. С этим делением лесов он связывает рациональное ведение лесного хозяйства. Развивая понятие «насаждение», А.Е. Теплоухов выделяет однородные, или чистые, и разнородные, или смешанные, насаждения. В смешанных он различал главную породу и примесь. Для определения степени представленности пород он считал целесообразным обозначать «пропорции» десятичными числами, как и принято делать в настоящее время.
Рациональное использование продукции леса обеспечивается детальным описанием каждой делянки, в котором отмечается ее местоположение, величина в десятинах и саженях, качество почвы, лесные породы и «отношение смеси, возраст и густота, качество деревьев и рощ в хозяйственном отношении». Дополнительно давалось «историческое описание» делянки, намечалось «предлагаемое хозяйство» на ней и показывалась «ожидаемая действительная добыча».
В подходе А.Е. Теплоухова к вопросам лесовосстановления особенно примеча-
тельным является его понимание слова «рубка» и «лесовосстановление» как синонимов. В своей работе за 1848 год он писал: «Старые, перестойные рощи и деревья, оставляемые долго на корню, стоят без всякой пользы и должны быть возобновлены, то есть вырублены, для того, чтобы в то же время начал расти новый лес» (Теплоухов, 1848).
Помимо чисто лесоводственных вопросов А.Е. Теплоухов в своих работах много внимания уделял техническому усовершенствованию лесопользования. Предложенный им печной способ получения дегтя с использованием чугунных емкостей (Теплоухов, 1847) позволял, в отличие от ямного, не только снизить пожарную опасность, сократить трудозатраты и себестоимость продукции на 40 %, но и увеличить в три раза выход дегтя из того же количества бересты при существенном повышении его качества.
Значителен вклад А.Е. Теплоухова в изучении физиологии древесных растений. Им установлены оптимальные сроки заготовки древесины различных древесных пород, а также оптимальные сроки ее высушивания при последующем получении древесного угля (Теплоухов, 1869 а,б). Значение данных работ для производства становится понятным, если учесть, что даже в 1880 г. в России 90,8 % производства железа было основано на древесном угле, а по данным Г.И. Редько и В.П. Шлапака (1993) только 95 доменных заводов Урала в 1896 г. использовали 790 тыс.т древесного угля.
При проектировании и проведении лесохозяйственных мероприятий А.Е. Теплоухов рекомендует учитывать их экономическую эффективность. В таежной зоне он рекомендует ориентироваться на естественное восстановление леса, а искусственному отдает предпочтение «... в южных губерниях, где такой способ размножения леса необходим». ’
Оценивая леса, А.Е. Теплоухов выделяет «хозяйственные» и «коммерческие» способы пользования ими. При этом основной причиной истребления лесов он считает тот факт «... что капитал, вырученный, от
единовременной очистки всей лесной дачи и положенный в рост, приносит более процентов, чем леса при ежедневном пользовании оными».* В то же время он отмечает, что хозяйственный способ ведения лесного хозяйства «... это есть банк, который никогда не обанкротится».
Классическим примером научного подхода к решению практического вопроса являются заложенные А.Е. Теплоуховым опыты по оптимизаци ! рубок в березняках с ориентацией на последующее естественное возобновление (Теплоухов, 1852). Итогом проведенных исследований явилось не только установление оптимальных сроков рубки, но и важный вывод о том, что «низкоствольное хозяйство на березняки, по крайней мере на севере России, есть самое выгодное».
Приведенный нами краткий анализ заслуг А.Е. Теплоухова в развитии лесохозяйственной науки свидетельствует, что он впервые четко поставил вопрос о рациональном лесном хозяйстве на научной основе. показал значение дифференцированного подхода к оценке лесов, заложил основы типологии леса, охарактеризовал роль самоиз-реживания в лесу и причины смены древесных пород. Его взгляды на естественное и искусственное лесоразведение до настоящего времени не утратили практического значения. Многими своими лесоводственными идеями А.Е. Теплоухов значительно опередил выводы видных лесоводов и по праву должен считаться основоположником этих идей.
Рассматривая творческое наследие А.Е. Теплоухова нельзя не согласиться с видным русским лесоводом А.Ф. Рудзским, назвавшим Александра Ефимовича патриотом русского лесоводства.
Литература
1. Бейлин И.Г. У истоков науки о лесе (очерк о А.Е. Теплоухове). - М.: Лестпром-ть, 1969. -72С.
2. Зябловский Е.Ф. Начальные основания лесоводства. - СПб., 1804.
3. Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1889 г. Соч., т.ХХ1. 4.1, гл.16. -М., 1949.-611 с.
4. Луганский Н.А., Залесов С.В., Щавровский В.А. Лесоводство. - Екатеринбург, УГЛТА, 1996. -320 с.
5. Теплоухов А.Е. О новом способе сидки дегтя в печах с чугунными цилиндрами // Лесной журнал. - 1847. - №19. - С.145-148.
6. Теплоухов А.Е. Наблюдения над побегопроизво-дительностью и приростом березы, сделанные в лесной даче Билимбаевского завода // Труды Вольного экономического общества, 1852. Т.1. Отд. II.
7. Редько Г.И., Шлапак В.П. Петр I об охране природы и использовании природных ресурсов. - К.: Либшь, 1993.- 176 с.
8. Теплоухов А.Е. О сырости или сочности дерева // Труды Вольного экономического общества. -1859а. - Т.4. -С.295-301.
9. Теплоухов А.Е. О влиянии на углежжение качества и состояния дров, особенно степени сходства их // Труды Вольного экономического общества. - 18596. - Т.4. - С.301-307.
10. Теплоухов А.Е. О пользе и вреде уборки вершинника, хвороста и другого сора в лесах // Лесной журнал. - 1850. - №2. - С.13-14; №3. - С.17-21.
11. Теплоухов А.Е. Леса и лесоводство в Шварцваль-ских горах // Лесной журнал. - 4.1, кн. 1-2. - С.58-107, 168-212.
12. Теплоухов А.Е. О природных и выборочных порубках //Лесной журнал. - 1848. - №27. - С.209-214.
13. Теплоухов А.Е. Устройство лесов в помещичьих имениях. Руководство для управителей, лесничих и землемеров. - СПб., 1848. - 282 с.
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ
С.В. МАКСИМОВ (из книги «Нечистая, неведомая и крестная сила»)
ВИльешах, столь известных петербургским вославным жителям, тысячами отправляющимся туда на Ильинскую пятницу по Балтийской дороге, наблюдается следующая поразительная картина: над опущенными долу головами коленопреклоненных богомольцев проносится, высоко поднятая на носилках, тяжелая киота с деревянным изваянием явленного образа Пятницы. С трудом продвигаясь вперед, счастливая и восторженная группа богоносцев, лишь благодаря ловкости, приобретенной долгим опытом, никого не увечит в этой цепи неловко распластавшихся по земле людей. Замедляемый всякими помехами, крестный ход из храма «Великого Николы» (с приделами пророка Илии и мученицы Параскевы) направляется к часовне, находящейся в полутора верстах от него, т. е. от места «доставления» чудотворной иконы к месту ее «явления».
Здесь, подле самой часовни, стоит развесистая старая береза, служащая, как священная, предметом благоговейного почитания. В кору ее, на некоторой высоте от земли, врос булыжный камень так глубоко, что теперь едва приметен. По легенде, это - тот самый камень, который был брошен озлобленным, сладострастным дьяволом в убегав-
шую от его соблазнов Пятницу, спасавшуюся на этом дереве. А подле дерева, у самого корня, есть другой камень, который привлекает главное внимание всех богомольцев. Это тот камень, на который уперлась стопою Пятница, чтобы быстро вскочить на дерево, и оставила тут глубокий след стопы своей. Вода, скопляющаяся здесь, признается Народом за слезы праведницы, плачущей о людских прегрешениях. Эта вода врачует от всяких болезней и преимущественно глазных, точно так же, как и песок и мелкие камушки1, рассыпанные на этом святом месте, и как церковный колокол, под который, во время благовеста, становятся глухие, в надежде исцеления.
Наше внимание в настоящем случае, главнейшим образом, останавливает этот след человеческой ноги, почитаемый таковым в силу слепого фанатизма, но, на самом деле, не имеющий ни малейшего сходства с обыкновенным следом человека, уже ввиду своей чрезмерной величины. Замечательно, что подобного рода камни, существующие во множестве, пользуются благоговейным почитанием не только среди православного населения, но и в католическом мире, причем суеверное воображение народа создает целые