Научная статья на тему 'Заселение ходжей в Восточном Туркестане'

Заселение ходжей в Восточном Туркестане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЯРКЕНТСКОЕ ХАНСТВО / ЧИНГИЗ ХАН / СЕЙИТ ХАН / АБДУРРЕШИД ХАН / ЙОЛБАРС ХАН / АППАК ХОДЖА / АКТАГЛЫК / КАРАТАГЛЫК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туг Кадир

Яркентское ханство было основано Сейит Ханом в 1514 году в восточной области земель, принадлежавших сыну Чингиз Хана Чагатай Хану. Период расцвета Яркентского ханства пришёлся во время правления Абдуррешид хана. В это ханство Махмуд-ы Азам и его сыновья перебрались из западного Туркестана в восточный Туркестан. Перебравшиеся сюда ходжи, все более укрепляясь в политическом отношении, превратились в религиозных феодалов. Йолбарс Хан принял как лидера Аппак Ходжу, который являлся религиозным лидером Актаглыкских ходжей. Причем Актаглыкские ходжи повлияли на восшествие на престол Йолбарс Хана. После восшествия Йолбарс Хана на престол, большая вероятность, что под влиянием Актаглыских и Каратаглыкских ходжей между Исмаил ханом и Йолбарс ханом началась борьба. Монгольский правитель Эркабек прибыл в Яркент и обосновался там. Эркабек убил Йолбарс хана, так как он притеснял мусульман. После этого события, при поддержке калмыков и Каратаглыкских ходжей Исмаил хан занял престол. Исмаил хан вытеснил лидера Актаглыкских ходжей Аппак Ходжу из Яркента, в связи с его политическим усилением. Аппак Ходжа через Кашмир перебрался в Китай и при поддержке Далай Ламы и калмыков пришел к власти в Яркенте. Одновременно с восшествием Аппак Ходжи на престол в 1678 году, престол Яркентского ханства перешел от рода Чагатаидов к Ходжам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заселение ходжей в Восточном Туркестане»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

котором ему советовали не появляться на заседании парламента 5 ноября. 3 ноября по возвращении в Лондон, королю было передано письмо, после прочтения которого Яков распорядился тайно обыскать подвалы под зданием палаты.

5 ноября Фокс направился в подвал и подготовил фитиль, который вел к мешкам с порохом. После этого он отправился наружу, где и был схвачен людьми и мировым судьей, посланными для повторного осмотра. Позднее бочки были найдены и обезврежены.

Узнав о том, что заговор провалился, Кетсби и его сообщники бежали в горы Уэльса, где планировали поднять восстание. Однако во время одного из привалов по неосторожности Кетсби взорвался взятый с собой порох, что привело к тому, что многие заговорщики пострадали от взрыва. Те, кто не пострадал, бежали, а остальные были схвачены отрядом шерифа.

До 12 ноября все участники заговора были схвачены. Их ожидали подвалы Тауэра, пытки, виселицы, воздвигнутые для показательной казни всех заговорщиков.

Пороховой заговор лишь усугубил положение католиков. Были введены новые ограничения в правах, и лишь спустя 200 лет они получили примерно равные с протестантами права.

На сегодняшний день в Англии и во всех ее бывших колониях 5 ноября, в день Гая Фокса, местные жители взрывают фейерверки и сжигают чучела.

Анализируя данное историческое событие, нельзя прийти к однозначному ответу на вопрос: кто виноват?

Пороховой заговор - результат религиозного конфликта. Лишение людей права на вероисповедание всегда приводило к человеческим жертвам и проявлению жестокости. Однако вряд ли можно назвать заговорщиков истинными католиками, ведь убийство человека - один из смертных грехов.

И тогда встает вопрос: а стоит ли любое противостояние человеческой жизни?..

Список использованной литературы: 1. Алан Браудер "Пороховой заговор", 2009

2. http //gigabaza.ru/

3. http //www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/

4. http //duat.asia/

5. http //interpretive.ru/

6. http //mycelebrities.ru/

7. http //smartwebsite.ru/

8. http //www.masiki.net/

© Салынская М. В., 2016

УДК 9

Туг Кадир

канд. ист. наук, доцент, Фен эдебият факультет, Университета Бинголь, г. Бингол

ЗАСЕЛЕНИЕ ХОДЖЕЙ В ВОСТОЧНОМ ТУРКЕСТАНЕ

Аннотация

Яркентское ханство было основано Сейит Ханом в 1514 году в восточной области земель, принадлежавших сыну Чингиз Хана Чагатай Хану. Период расцвета Яркентского ханства пришёлся во время правления Абдуррешид хана. В это ханство Махмуд-ы Азам и его сыновья перебрались из западного Туркестана в восточный Туркестан. Перебравшиеся сюда ходжи, все более укрепляясь в политическом

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

и

отношении, превратились в религиозных феодалов. Иолбарс Хан принял как лидера Аппак Ходжу, который являлся религиозным лидером Актаглыкских ходжей. Причем Актаглыкские ходжи повлияли на восшествие на престол Иолбарс Хана. После восшествия Иолбарс Хана на престол, большая вероятность, что под влиянием Актаглыских и Каратаглыкских ходжей между Исмаил ханом и Иолбарс ханом началась борьба. Монгольский правитель Эркабек прибыл в Яркент и обосновался там. Эркабек убил Иолбарс хана, так как он притеснял мусульман. После этого события, при поддержке калмыков и Каратаглыкских ходжей Исмаил хан занял престол. Исмаил хан вытеснил лидера Актаглыкских ходжей Аппак Ходжу из Яркента, в связи с его политическим усилением. Аппак Ходжа через Кашмир перебрался в Китай и при поддержке Далай Ламы и калмыков пришел к власти в Яркенте. Одновременно с восшествием Аппак Ходжи на престол в 1678 году, престол Яркентского ханства перешел от рода Чагатаидов к Ходжам.

Ключевые слова

Яркентское ханство, Чингиз Хан, Сейит Хан, Абдуррешид хан, Иолбарс Хан, Аппак Ходжа, Актаглык, Каратаглык.

В VIII-IX вв. население Кашгара медленно начало принимать ислам. В связи с тем, что ислам начал свое распространение из Аравии, население региона, только начавшее принимать ислам считало, что мусульмане Хиджазской области более сведущи в религии. В целях изучения религии из самого источника, они попросили Ходжу из Мекки либо из близлежащего к Мекке области. Однако, к сожалению, какой-либо информации о приезде учителя-религиоведа нет. Высока вероятность того, что люди, прибывшие сюда в целях распространения религии, назывались и представлялись сейидами для того чтобы объединить вокруг себя людей, найти себе единомышленников (Atif, 1998: 50).

Вопрос о прибытии в Кашгарскую область и заселении ходжей начинается в исторических источниках после Махдум-ы Азам1. До Махдум-ы Азам в различное время прибывали сахабе, табиин2 и тебе-и табиин3. Однако в научных трудах информации о прибытии в этот регион сахабе не встречается.

Согласно преданиям кашгарского народа, после смерти Бугра Хана, потомок Пророка Мухаммеда Жафер-и Садык прибыл в город Хотан в Восточном Туркестане и обратил многих китайцев в мусульман, а также организовал походы против неверных4 (Atif, 1998:52). В книге Мехмет Атыфа «Тарих-и Кашгар» дается генеалогия 12 имамов5, а также представлена информация, когда и где эти имамы умерли. Согласно информации о двенадцати имамах ни одна из могил этих имамов не находится в Восточном Туркестане (Atif, 1998:53-54). По преданиям кашгарского населения, Жафер-и Садык погиб во время одной из войн, организованных против неверных. Его могила находится на юго-востоке Хотана на расстоянии 96 дней пути (Atif, 1998:52). Мухаммед Садык Кашгари в книге «Тезкире-и Азизан» записал, что Жафер-и Садык умер в Медине в 765 году по христианскому летоисчислению. Однако представители дервишского ордена утверждали, что он погиб в одном из бою в Восточном Туркестане и захоронен в районе Нийе (Sayrami, 1986:748), где находятся усыпальницы Имама Зебиха, Жафера Таййар, Жафер-и Садык7 и многих

1 Настоящее имя Махмуд-ы Азама Ахмед Касани (1461/62-1542/43) ^иуи Сетп, 2000:195).

2 Так называют учеников сахабе(Комиссия, 1999:922).

3 Те кто брал уроки у табиин (кто вторично передают хадис), мусульманин, подчиняющийся ему(Комиссия, 1999:922).

4 В труде Сайф ад-дин Ибн Дамулло Аббас Аксикенти «Маджму Атут-Таварих» содержится информация подтвеждающая вышеуказанные сведения (Аксикенти, 1996:26-29).

5 Генеалогия 12 имамов в соответствии Мехмет Атыфу: Имам Али, Имам Хасан, Имам Хюсейин, Имам Зейнел-абидин, Имам Мухаммедул-Бакир, Имам Жаферус-Садык, Имам Мусса эль-казым, Имам Али Эр-рыза, Имам Мухаммедул-жевад (эт-таки), Имам Али эль-Хади (эр-наки), Имам Хасан эль-аскери, Имам Мухаммед эль-мехди (Аи£ 1998:53-54).

6 Однодневное расстояние в османском государстве шло из расчета перехода от одной стоянки (мензил) до другой. Мензил дословно имеет значение «постоялый двор», «стоянка». Движущееся войско или караван за один день пешего хода доходило до постоялого двора. Расстояние между стоянками в зависимости от состояния территории меняется. В самых безлюдных местах расстояние пешим ходом составляет приблизительно 35-40 километров, не больше. ^е1!о§1и, 1986:221). В этом регионе расстояние однодневного перехода должно составлять приблизительно 35-40 км.

7 Умер в 148 году по Хиджре /765. Похоронен возле своего отца Мухаммеда Бакира на кладбище Женнетюль-Баки в Медине (Yllmaz, 1994:48).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

caxa6e(Mirza Haydar Duglat, 2006:472; Sayrami, 1986:748). Эти усыпальницы являются местом паломничества в наши дни.

Чингиз Хан после завоевания Бухары обратился к населению Бухары с такими словами: «Вы мусульмане не держите слова. Султан Мухаммед не сдержал своего слова и сказал, что убил Базиргана и его посла. Бог проклял вас, так как у вас много грехов и позволил такому плохому как я напасть и одолеть вас». Сказав это Чингиз Хан сжег Бухару (Ebulgazi Bahadir Han, 1992:64). Чингиз Хан по обыкновению собрал Бухарских имамов. Казнил Хафызуддина, а Мевляну Шужаеддин Махмуда сослал в Каракурум. Мевляна Ходжа Ахмед так же был туда выслан. Позже он вместе с детьми был отправлен в Лоб Катак (Mirza Haydar Duglat, 2006:170), что находился между Турфаном и Хотаном. В других городах Мавераннахра происходило то же самое, что в Бухаре. С точки зрения религии, Чингиз Хан вверг Восточный Туркестан и Среднюю Азию в период некоего «междуцарствия» пророков. Становится понятным, что Чингиз Хан увел ученых Мавераннахра, являющегося центром науки Средней Азии, в Каракурум. Таким образом, прибывшие в этот регион ученые повлияли на Восточный Туркестан.

В XIV веке Туглук Тимур8 при помощи Эмира Булачи Дуглата воссел в Аксу на престол Чагатайского ханства (Fikret, 2000:26)9. Позже, завоевав Кашгар, Яркент, Уйгуристан, Ташкент, Андижан, Самарканд, Бухару и весь Мавераннахр, Туглук Тимур через Рашидеддина, сына Шейха Жемаледдина, принял ислам (Ebulgazi Bahadir Han, 1992: 98). Туглук Тимур первый хан среди монгольских правителей, принявших ислам (Mirza Haydar Duglat, 2006:305). После принятия им ислама, все государственные служащие приняли ислам. Одновременно с ханом ислам приняли сто шестьдесят тысяч человек. После того как государственные служащие приняли веру на территории Чагатайского государства, ислам стал распространяться как государственная религия (Ebulgazi Bahadir Han, 1992:98). Даже если число людей, принявших ислам в период правления Туглук Тимура преувеличенно, то все равно становится ясно, что количество принявших ислам все равно довольно внушительно. Во время его правления в общем смысле слова ислам стал распространяться и развиваться на территории Чагатайского государства.

Туглук Тимур оказывая почет и свое благоволение возвёл Аршеддина Вели10 в муфтии. Позже он позволил ему проживать на территории ханство в любом месте, где тот пожелает. По просьбе Аршеддина, он дал ему в подчинение в качестве защитников и в тоже время помощников в религиозной деятельности 60 человек и отправил в г. Куча для распространения религии. В этой провинции представители буддийской веры были очень сильны и шейхи, которые до этого прибывали в Куча терпели неудачи и были вынуждены покинуть эти земли (Fikret, 2000:28). Становиться понятно, что ранее прибывшие люди для распространения религии или не были специалистами в своем деле или же не пытались бороться с буддистами.

После того как Ашреддин (Мевляна) уехал в Куча, он продолжал при поддержке Туглук Тимура распространять религию на более широком пространстве. По просьбе Аршеддин (Мевляна) Туглук Тимур выстроил в Куча мечеть. Позже, образовав здесь свой орден дервишей, Ашреддин прилагал усилия в деле распространения ислама в более широких масштабах. Население Куча подчинялось Аршеддину и воспринимали его как своего святого-покровителя. Ежегодно, в месяц Рамазан Туглук Тимур собирал через государственные каналы фитру11 и зекят12 у мусульман, находящихся в пределах своего ханства, и распределял какую-то часть собранных средств представителям ордена дервишей (Fikret, 2000: 28-29).

8 Туглук Тимур родился в 730 году по Хиджре (1329/30). В 18 лет взошел на ханский престол, в 24 года принял ислам и 764 году по Хиджре (1362/63) умер. (Мига Haydar Duglat, 2006:181-182).

9 Muhammed Sadlk Ка^ап, а^.е., s. 118.

10 Шейх предводитель ордена, сын Желаледдин-и Бухари. Туглук Тимур Хан принял ислам через Мевляна Аршеддина (Muhammed Haydar Duglati; 2006: 305)

11 Согласно религии в праздник Рамазан обязательное пожертвование (Комиссия, Словарь турецкого языка, том1, Анкара 1998, с. 792. Данная милостыня раздаётся нуждающимся из расчета 1458-1667 грамм пшеницы, ячменя, 2917-1667 грамм сушеного винограда и хурмы на одного члена семьи (Develioglu, 2003: 1176)

12 В исламе богатый мусульманин в определенный день должен поделиться частью своего имущества с неимущими людьми (Комиссия, том 2, 1998: 2503; Karaman, 1997: 495)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

В результате того, что Желаледдин-и Бухари и его сын Ашреддин обратили Туглук Тимура в ислам, этим людям со стороны Туглук Тимура были оказаны большие привилегии. Ашреддин Вели в восточной части Чагатайского государства распространил влияние своего ордена, со временем их привилегии так же расширялись. В итоге, Ашреддин Вели в религиозных делах имел очень большие полномочия. Туглук Тимур завещал своим сыновьям, визирям, беям и служащим всегда консультироваться в решении государственных вопросов с Мевляна Ашреддином. Согласно одной из легенд, восшествие на престол одного из правителей Монгольского государства Хызыр Ходжа в 788 году по Хиджре (1388/89) было с разрешения ордена дервишей Ашреддина Вели. Согласно Мехмет Атыфа, после смерти Хызыр Ходжа (1389-1399) его сын Шир Мухаммед воссел в 1399 году на престол (Atif, 1998:113). Ашреддин Вели по прибытии в Куча женился здесь же. Перед его смертью старшему сыну остался казият в Аксу и Куча, младшему сыну Эбу Фетху остался казият в Жалише и Турфане. Впоследствии, такие личности как Ахмет, Фахреттин и Садреттин, представляющие религиозное общество, стали участвовать в политических событиях, выходя за пределы своих религиозных обязанностей. Мюриды Ашреддина Вели стали распространять свое религиозное влияние за пределы религиозных дел, вынося на политическую платформу, шейхи стали вмешиваться в политические события. Ханы уже были не в силах выносить законы, ограничивающие привилегии представителей ордена (Fikret, 2000:28).

Усиливающееся с каждым днем в Мавераннахре влияние общества Накшибенди н его расширение на востоке стало тревожить орден Аршеддина Вели. Приход ордена Накшибенди в земли Чагатайского государства началось в период правления внука Хызыр Ходжа Увейс Хана. Увейс Хан потерпел поражение в борьбе за престол, бежал в государство Тимура. После того как Увейс Хан уехав в Мавераннахр он заметил, что влияние ордена Накшибенди на руководство этой области весьма сильное. Увейс хан стал членом Ордена Накшибенди и стал его мюридом, думая получить от ордена помощь в вопросе прихода к власти. Орден Накшибенди при поддержке Увейс Хана вошёл в Восточную часть Чагатайского ханства (Fikret, 2000:29). Очень велика вероятность, что Увейс Хан принял орден для того, чтобы достичь своей политической цели. Маловероятно, чтобы была другого рода политическая поддержка.

Старший сын Увейс Хана Юнус Хан потерпел поражение в борьбе за престол и отправился в Самарканд к Мирзе Улукбеку. Во время своего пребывания в Мавераннахре Юнус Хан вместе со своими приближёнными стал членом и мюридом ордена Накшибенди, видя их огромное влияние на Тимуридов. Целью мюридства в этом ордене был захват престола при помощи ордена, у которого было сильнейшее влияние на государственном уровне. Позже, воссев на престол, Юнус Хан продолжал оказывать поддержку деятельности этого ордена в Восточном Туркестане. Юнус Хан, войдя в орден Накшибенди, стал мюридом у Ходжа Ахрара13. Султан Махмуд Хан так же принадлежал ордену Накшибенди. Ханы того времени желали мюрида от Ахрара. Этот мюрид был неким мостом между Ахраром и ханами. В эти периоды, когда возникала какая либо проблема с властью, они выступали для ханов в качестве судей. Ханы принимали к вниманию мнения ходжей, таким образом решались конфликты (Fikret; 2000: 30). Тогда, когда дуглатский14 бей Мирза Эбубекир взошел на яркентский престол народ выступи против. На что Мирза Эбубекир сказал: «Я взошел на престол по указанию ходжей». Народ Яркента ему ответил «Это земля не Ходжы Ахрара, это земля Ходжы Аршеддина» (Kurban, 1995:52; Fikret, 2000:26). Согласно Мехмет Атыфа, в Кашгаре, который покинул Хайдар Мирза, Мирза Эбубекир провозгласил себя ханом(Ай£, 1998:126). Согласно всему вышесказанному, становится ясно, что ходжи играли важную роль в восхождении и пребывании на престоле ханов.

13 Один из шейхов, который способствовал распространению на очень большой территории ордена Накшибенди в VI веке. Ходжа Убейдуллах родился в горном селении Багыстан (в настоящее время огород) провинции Шаш в 1404 году. Ходжа Ахрар в 1427 году перебрался в Самарканд, центр науки, для того чтобы учиться. Позже он переехал в Герат, а в 1433 году Ходжа Убейдуллах познакомился с Мевляна Йакуп Чархи, учеником Бахауддина Накшибенди, который жил на границе Чаганийан (сегодня частично провинции Сурхандерья и Кашгардерья).в населенном пункте Хулугут. Он принял Йакупа Чахри как пира и мюршида (Karimov, 1997:507).

14 Дуглат -монгольский род, происходящий от 8-го сына Тумбине Хан, по имени Булжар. Когда Чингиз Хан выступил в поход против тайжуитов, этот род выступил в качестве союзника. Этот род существует и известен и в наши дни. ^а^^^п, 1952:193).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

В период правления Юнус Хана Восточное Чагатайское ханство начало распадаться на две части. В северной части страны влияние ордена Аршеддина начало слабеть. Имя и слава Ходжы Ахрара, принадлежащего к Накшибендскому обществу, стало все более распространяться на восток. Тажеддин, являющийся мюридом Аршеддина, заметил это. Он понял, что может сохранить влияние своего общества только путем объединения с орденом Ходжы Ахрар, и после этого стал мюридом Ходжа Ахрара. Тажеддин, усилив свои позиции в глазах Ходжа Ахрара, не ограничился защитой своих мюридов, он усилил влияние своего общества и даже расширил его деятельность. В период правления Махмуд Хана и Мансур Хана Тажеддин имел самое сильное влияние. С экономической стороны, он также, управляя ханством, имел много земель и другое имущество как самый крупный религиозный феодал (Fikret, 2000:30). Слабость политической власти является важным фактором того, что ходжи приобретали свое влияние.

В туркестанских землях шейхи орденов, являющиеся своего рода религиозными лидерами, назывались Ишан15 либо Ходжа^кге^ 2000:30; Yilmaz, 1994:80). В то время когда шейхи или Ходжа-Ишаны, распространяющие идеи ордена Накшибенди, начали проникать на территорию Восточного Туркестана, ханы стали становится членами этого ордена и помогать им в их деятельности для того чтобы ослабить влияние сильного на тот момент в том регионе общества Аршеддина^кге^ 2000:30). Поэтому, «Ишанство» очень быстро стало распространяться в этом регионе. Важными причинами такого быстрого распространения Ишанства стала религиозная отзывчивость, восприимчивость населения, и в том числе моральная и материальная стороны. А также моральная и материальная поддержка со стороны ханов этому ордену также повлияло на усиление ордена в этом регионе.

Согласно предания Жемаледдина, отца Махдум-ы Азама(Екгет, 1996:635), мюрид Мевляна Мухаммед Кады, являющегося одним из самых значимых халифов, Убейдуллах Ахрар, считающийся вторым основателем Накшибендского ордена, происходил от рода Мединских сейитов (Ka§gari, 1988:25). Путешествуя, они дошли до Ферганской области(Ka§gari, 1222(1806/1807): 11b; Luyu Cenin, 2000:195; Ka§gari, 1988: 25). В то время, когда ходжи прибывали в эти земли, Узгенд являлся столицей Ферганской области. Они решили остаться и жить здесь. Эта область находилась под властью Илик Мазена(Ka§gari, 1988:25).

Махдум-ы Азам16 в то время являлся одним из выдающихся ученых исламистов в Бухаре(Ай£, 1998:116). Поговаривают, что Махмуд-ы Азам (Valihanov, 1985:127). происходил из рода пророка Мухаммеда. Один из монгольских ханов Эмир Али Хан17 предположительно в 815 году по Хижре (14121413) (Atif, 1998:116; Valihanov,1985; 127) переехал из Бухары в Кашгарскую область. В связи с тем, что приход Махдум-ы Азама в эту область пришелся на первую четверть XV-го века, Мехмет Атыф записал это событие как 815(1412-1413) год по Хожре (Atif, 1998:116). Согласно сведениями Хаджы Нур Хаджы, в результате покровительства и поддержки ученых со стороны Сейидинского Ханства ученые соседних государств начали приходить в ханство. В результате такой политики ханства в отношении ученых, Махдум-ы Азам в 931 году по Хижре (1524/25) прибыл в Кашгар(Hacl, 1993: 246). Если принять во внимание тот период, когда Сейид Хан пришел к власти (1514-1533), то дата, данная Хаджы Нур Хаджы в отношении Махмуд-ы Азам, верная. Поддержка ученых со стороны государства предотвращает утечку мозгов. Для того, чтобы ученые могли себя развивать и быть полезны людям, необходима благоприятная на

15 В Туркестане и бассейне Идиля 'Ишан' имеет значение «Суфий», чудотворец, в значении «Вели» давали звание улемам и шейхам. Согласно А. М. Османову и Е. Шуйлера «Ишан» - это имя относящееся к членам дервишеского и суфийского течений (Schuyler, istanbul 2003). В то ж время основателя исмаилитского течения так же называли Ишан. В средневековых источниках глав орденов также называли ишанами, пирами.

16 Махмуд-ы Азам родился в поселке Касан в Ферганской области в Средней Азии в 856 году по Хиджре (1481/82). В молодые годы он пошёл учиться из Касана в Ташкент. Он учился у Ходжа Ахрара, учителя ордена Накшибенди (Haci, 1993:247).

17 После смерти Худайдада его место занял Мухаммед Шах. Мухаммед Шах был вынужден сдать Хотан и Кашгар детям Тимура. После его смерти в 1407/1408 году Эмир Сейид Али воссел на Яркентский престол. В тот момент, когда Эмир Сейид Али воссел на престол, Хотан и Кашгар были в руках Тимуридов (Atif, 1998: 114-115)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

рабочая среда. Таким образом, ученые покидают те места где нет благоприятной обстановки для работы и уходят туда где она есть.

После того, как Махдум-ы Азам перебрался в Восточный Туркестан, он обошел все населенные пункты. Люди городов, где он бывал, встречали его с большим интересом. Население этих городов старалось пользоваться его знаниями. Так как Махдум-ы Азам являлся выдающимся ученым того времени, он также был обласкан Ханом Монголии Эмир Сейид Али. Ему хан выделил землю для проживания. Народ оказывал ему благосклонность и уважение, Махдум-ы Азам поселился в Восточном Туркестане и здесь он посветил все свое свободное время преподавательской деятельности. По-этому, в глазах народа Махдум-ы Азам с каждым днем имел все более значимое положение (Atif, 1998:116-117). Сейид Хан, которого Мехмет Атыф описал как правителя Эмир Сейид Али, является основателем Яркентского Ханства, так как в генеалогии Чагатаидов правителя по имени Эмир Сейид Али нет. Автор указал дату восшествия на престол 1412/13 с вековой разницей и таким образом допустил ошибку в дате прибытия Махдум-ы Азам.

В период правления основателя Яркентского Ханства Сейид Хана, из Самарканда в Кашгар прибыл Мухаммед Юсуф, который был одним из мюридов Ходжа Ахрар^кге^ 2000:30). После восшествия на престол Абдуррешид Хана, Ходжа Мухаммед Бюзрюквар18 прибыл из Самарканда в Яркентское ханство (Luyu Cenin, 2000:196; Haci, 1993:247; Kurban, 1995:52). Махдум-ы Азам здесь был тепло и сердечно принят ханом и населением ханства и женился на женщине по имени Бибюже. От этого союза родился Ходжа Исхак Вели (Luyu Cenin; 2000: 196). Он семь лет был шейхом в городе Артуш, то есть там, где находится могила Султан Сатук Бугра Хана (Haci, 1993:247; Kurban, 1995:52). Приход Махдум-ы Азама в Восточный Туркестан приходится на период правления второго хана ханства Абдуррешита (Ekrem, 1996: 635). Султан Абдуррешит Хан стал мюридом шейха Накшибенди (Sayrami, 1986:125). Позже Махдум-ы Азам вместе с семьей вернулся в Мевераннахр. Причина этого неизвестна, однако возможно, что он вернулся для того, чтобы выучить детей.

После 8 лет правления Мухаммед Султана Яркентским ханством в Мавераннахр прибыл Ходжа Исхак Вели19. Мухаммед Султан стал его мюридом20. Ходжа Исхак Вели преподавал в ордене 12 лет в Хотане, Яркенте, Кашгаре и Аксу. В перечисленных городах он развил учение ислама, обучил многих людей идеям ордена, после чего вернулся в Самарканд и скончался в 1599 году (Ka§gari, 1988:38; Haci, 1993:181). Мухаммед Султан в некоторых государственных делах советовался с шейхами ордена. Собираясь в поход против кыргызов, он просил Ходжа Мухаммеда испросить помощи у душ святых (Fikret, 2000: 30-31). Это также показывает какое влияние имели Ходжа на ханов. Ханы собираясь в военные походы получали моральную поддержку у ходжей.

Ходжа Исхак Вели до ухода из Восточного Туркестана, назначил по одному халифу в каждый их вышеперечисленных городов. Распределение должностей по городам было таково: в Кашгаре Халиф Уштур, в Янгихисаре Халиф Ходжа Касым, в Хотане Халиф Ибн Юсуф, в столице государства Яркенте он назначил вместо себя Ходжу Шади Падишаха. У Ходжа Исхак Вели родилось два сына Ходжа Кудбеддин (Ходжа Шади) и Ходжа Шахбаз Вели(Ka§gari, 1988:41). Согласно сведениям, из Тезкире-и Азизан, становится ясно, что оставленный в Яркенте халиф является его собственным сыном.

В Яркентском Ханстве «Ишанство», то есть «ходжалык-учительство» все больше привлекало сторонников и простое население также присоединялось к этому, что стало усиливаться с каждым днем. Для ханства это уже начало представлять угрозу. Ходжи вышли из под контроля Абдуррешид Хана (Fikret, 2000: 31). Хан понял, что грубой силой противостоять этой сильной религиозной активности он не сможет. Предпринимая меры предосторожности и жесткие упреждающие действия, он смог удержать их под своей властью. Ясно, что если в такого рода событиях применять грубую силу для подавления, можно добиться прямо противоположного результата. Таким образом повышается риск потери власти.

18 Ходжа Мухаммед Шерип Бюзрюквар один из самых известных шейхов ордена Накшибенди. Он вместе с Махдум-ы Азамом прибыл (1535/36) из Дехбида в Восточный Туркестан. Он умер в 1579 году в Яркенте. ^аугат, 1986:738).

19 Ходжа Исхак Вели родился в городке Касан, что в Ферганской области. Из Касана он ушел в Самарканд для учебы. Исхак Вели в медресе выучил на хорошем уровне арабский, персидский и чагатайский языки. (Наа, 1993: 179)

20 Muhammed Sadlk Ка^ап, а^.е., s. 126

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Во время Абдуллах Хана, в Западном Туркестане ханы постоянно находились в междоусобной борьбе, поэтому все города Западного Туркестана разрушены и параллельно этому порядок так же разрушался. Те, кто хотел избавиться от этой ситуации, искал выход в бегстве в Восточный Туркестан. Абдуллах Хан очень хорошо принял переехавших к нему людей, он поселил их в своих землях дав им места для проживания. Среди тех, кто прибыл сюда, были и те, кто имел претензии называться потомком пророка Мухаммеда (Bugra, 1998:273). В результате этих миграционных процессов религиозные ордены Восточного Туркестана все усиливались. Взращенные на западе ученые и шейхи привнесли на Восток новую силу.

После того как Ходжа Исхак Вели вернулся в Самарканд, в Кашгар к нему прибыли сыновья Ишан Калана Ходжа Мухаммед Юсуф и Ходжа Афак21 (Ходжа Хидайетуллах). Народ Кашгара очень тепло их принял (Ka§gari, 1988:41-42). Позже к власти пришёл Аппак Ходжа. После того как Аппак Ходжа пришел к власти Ходжи уже окончательно поселились в этой области (Ka§gari, 1988:50). Аппак Ходжа был изгнан Исмаил Ханом из Восточного Туркестана (Ka§gari, 1222(1806/1807):25a). Ходжа перебираясь через города добрался через Кашмир в поселение под названием Жу, расположенном в Китае. Здесь он представился учеными религиоведом одному буддийскому монаху. Он рассказал монаху что Исмаил Хан силой отобрал у него эти земли и просил помощи у Далай Ламы в вопросе возвращения ему этих городов. Далай Лама вручил ему письмо с наказом передать его предводителю калмыков Галдан Торе. В этом письме Далай Лама писал: «Аппак Ходжа важный религиозный ученый. Исмаил Хан силой отобрал у него власть и выгнал Аппак Ходжу их Восточного Туркестана. Вы со своими воинами помогите вернуть Аппак Ходже его города». На это, калмыкский Торе Галдан захватил города Восточного Туркестана и передал их Аппак Ходже. А Исмаил Хана взял плен и вместе с его семьёй вывез в Или (Ka§gari, 1222(1806/1807):25a-25b). После того как ходжи вновь пришли к власти они прочно обосновались в Восточном Туркестане. Внуки Махмуд-ы Азама в Западный Туркестан уже не вернулись.

В основном, официальное распространение орденов и их усиление в Восточном Туркестане происходило во времена Махдум-ы Азам и его сыновей (Fikret, 2000:31). Ходжи имели влияние на ханов и, пользуясь их поддержкой, старались распространению своей деятельности. Проникновение и распространение ислама в Восточном Туркестане имело место и до этого. Однако это были купцы и путешественники, кто частично предпринимал попытки распространения религии. В целом же ислам распространялся в этом регионе через ходжей. Ходжи добирались до сельских местностей и, располагая к себе население, который вел полукочевой образ жизни, завоёвывая их доверие, обращали их в новую веру.

Шейхи, прибывавшие из Западного Туркестана в Восточный Туркестан на первом этапе, не заселялись, они периодически курсировали между западом и востоком. Мухаммед Садык Кашгари, рассказывая о женах Махмуд-ы Азама, писал: «У него четыре жены: в Аравии, в Персии в Иране, Туране и в Индии.» (Ka§gari, 1988:31) В то время основатели ордена распространяли религию в вышеуказанных территориях. В разные периоды времени они прибывали в Восточный Туркестан, распространяли религию среди населения и возвращались назад. Позже они женились на дочерях людей и правителей из этих областей. Рожденные от этих браков дети оставались в этих же землях. Начиная с Аппак Ходжа в Восточном Туркестане ходжи, перенеся свое влияние на политическую платформу, стали укореняться и заселяться в этих областях. Включая и Аппак Ходжу, могилы многих ходжей находятся в Восточном Туркестане. Согласно сведениям Тезкире-и Азизан, могила Ходжа Шади, являющегося сыном Ходжа Исхак Вели, находится в Яркенте, а могила Ходжа Шахба Вели, также являющегося сыном Ходжа Исхака, находится в Аксу в Алтуне (Ka§gari, 1988:41). Усыпальницы ходжей в Восточном Туркестане свидетельствуют о том, что они заселялись и проживали на этой территории. В наши дни усыпальницы ходжей являются местом паломничества.

Список использованной литературы:

1.ATIF, Mehmet, Tarih-i Ka§gar, ( Transkript edenler; i. Aka, V. Günay ), Kirikkale 1998.

2.BUGRA, Mehmet Emin, §arki Türkistan Tarihi, Ankara 1998.

21 Так как в научном мире он известен как Аппак Ходжа, то и мы будем использовать это имя Аппак Ходжа.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

3.DAGLI, Yücel-Ü£ER, Cumhure, Tarih £evirme Kilavuzu, C. III, Ankara 1997.

4.DAGLI, Yücel-Ü£ER, Cumhure, Tarih £evirme Kilavuzu, C. IV, Ankara 1997.

5.DEVELiOGLU, Ferit, Osmanlica-Türk^e Ansiklopedik Lügat, 20. Baski, Ankara 2003

6.ЕБУЛГАЗИ БАХАДЫР ХАН, Шажара-и Турк, Йай. Хаз. К. Муниров, К. Махмудов, Чолпон,Ташкент 1992.

7.EKREM , Erkin, "Dogu Türkistan'da Süfi Hocalar", Erdem, c.VIII, S.23, Ankara 1996, s. 621-656.

8.FiKRET, Hürmetcan Abdurrahman, "Hocalarnin §incanga Keli§i ve Ba§ Köterip £iki§inin Tarihi Arka Körünü§ü", §incan Tezkire^iligi, S. 1, Umumi San 50, Urum?i 2000

9.FiKRET, Hürmetcan Abdurrahman, "Hocalarnin §incanga Keli§i ve Ba§ Köterip £iki§inin Tarihi Arka Körünü§ü", §incan Tezkire^iligi, S. 5, Urum?i 2000.

10.HACI, Nur Haci, Yerken Seifiye Hanlikinin Kiski^a Tarihi, Urum?i 1993.

11.KARAMAN, Hayreddin, "Zekat", i.A, C. 13, Eski§ehir 1997.

12.Комиссия. Osmanlica-Türk^r Ansiklopedik Büyük Lügat, istanbul 1999.

13.МУХАММЕД ХАЙДАР ДУГЛАТИ, Тарих-и Рашид-ий, Чев. Комисйон, М. Х. Когамдык Кору, Алматы 2003.

14.МУХАММЕД САДЫК КАШГАР-И, Тезкире-и Азизан, Кашгар Уйгур Нешрийаты, Кашгар 1988. 15.ОСМАНОВ А. М., Ислом Справочник, Узбек С.С.Р. Нешрийат, Ташкент 1997.

16.РАШИД-АД-ДИН, Сборник Летописей, ж. Ы, Москова 1952.

17.САЙФ АД-ДШ iБН ДАМУЛЛО АББАС АКСiКЕНТ-ИЙ, Мажму Атут-Таварих, Йай. Хаз. М. Досболов ве О. Соронов, "Акыл" Мамконсери, Бишкек 1996.

18.SCHUYLER, E., Türkistan Seyahatnamesi, £ev. Kolagasi Ahmet Yay. Haz. Ali Ahmetbeyoglu-Kemal Özcan-ishak Keskin, istanbul 2003.

19.SERTOGLU, Midhat, Osmanli Tarih Lügati, II. Baski, istanbul 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.ВАЛИХАН0В, Чокан, «Комментарии» Собрание Сочинений в пяти Томах, Редколлегия: А. Х. Маргулан, том. III, Главнайа Редакция КСЭ, Алма-Ата 1985.

21.VEY LiYANTAV LUYU CENiN (£ev. Kurban Turan), Hocalar Cemeti Hakkide, Urum^i 2000

22.YILMAZ, H. Kamil, Altin Silsile, istanbul 1994.

23.MiRZA HAYDAR DUGLAT (£ev. Osman Karatay), Tarih-i Re§idi, istanbul 2006.

© Туг Кадир, 2016

УДК.433

Федорова Д.Н., студент

Государственный Архитектурно-строительный университет, г.Санкт-Перербург,РФ СУДЬБА ПОЭТА В ГОДЫ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Аннотация

В статье описывается время сталинских репрессий 1937-1938 годов. Поднимается проблема взаимоотношения поэта и власти. Автор показывает значимость поэзии в годы тоталитарного режима советской власти.

Ключевые слова

Репрессии, поэт, Осип Мандельштам, арест, поэзия.

Век мой, зверь мой... Безвинно убиенным своей страной... 20 век ... век радикальных перемен, прогресса, побед и репрессий. Каким этот век будет в сознании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.