НОВОСТИ
ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА УМО
В соответствии с планом, основными задачами и функциями Учебно-методического объединения учебных заведений РФ по образованию в области сервиса и туризма 7—8 декабря 2011 года на базе ФГОУ СПО «Петровский колледж» состоялось заседания Президиума совета УМО.
В работе Президиума совета УМО по образованию в области сервиса и туризма принимали участие представители академической общественности, ведущие ученые в области сервиса и туризма из Москвы, Сочи, Барнаула, Самары, Калининграда, Санкт-Петербурга, Курска и других городов России, представители работодателей области туризма и сервиса, федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных объединений.
Участники заседания обсудили перспективы развития образования в области сервиса и туризма, научные программы в образовательной деятельности, проблемы подготовки кадров в регионе, проблемы формирования потребностей в специалистах для предприятий сферы сервиса и туризма в других экономических зонах, программно-методическое обеспечение подготовки специалистов по специальностям сервиса и туризма, о преемственности профессионального образования разных уровней в идеологии нового поколения стандартов и другие.
Доклад заместителя председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма Т.Н. Ананьевой был посвящен
нормативным документам по координации деятельности УМО. Татьяна Николаевна предложила также внести изменения в проект типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования, разработанный Координационным советом УМО и НМС высшей школы, рассказала о предложениях по редакционным и содержательным изменениям ФГОС ВПО по направлениям подготовки 1001010 «Сервис», 100400 «Туризм», 101100 «Гостиничное дело» и о примерных образовательных программах ВПО, СПО, разработанных на основе компетентностного подхода совместно с представителями работодателей и учебных заведений. Т.Н. Ананьева указала на необходимость разработки вузом ООП с учетом выбранного профиля на основе примерной образовательной программы.
Косова Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая методическим отделом Петровского колледжа, говорила о преемственности профессионального образования разных уровней в идеологии нового поколения стандартов. В ходе заседания было предложено разработать методические
95
НОВОСТИ
рекомендации по сопряжению содержания основных образовательных программ (ООП) высшего и специального профессионального образования (ВПО и СПО) в целях обеспечения преемственности образовательных программ и условий для освоения выпускниками учреждений СПО программы бакалавриата в сокращенные сроки и обсудить этот вопрос на следующих заседаниях совета УМО.
Организация практического обучения — важнейшая составляющая формирования профессиональных компетенций, то есть способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессиональной деятельности, об этом в своем выступлении рассказала Кагакина Ирина Николаевна, заведующая отделением международных программ, туризма и сервиса Петровского колледжа. Акцент был сделан на особой роли социального партнерства в профессиональном образовании — системы отношений образовательных учреждений с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.
О сотрудничестве учебных заведений и предприятий туризма в своем выступлении говорил Илья Геннадьевич Уманский, член президиума Ассоциации туроператоров России (АТОР), руководитель Комитета по внутреннему туризму АТОР, генеральный директор туристической компании «Алеан». Обсуждался вопрос о создании корпоративных факультетов, на которых выпускники вузов «доводились бы до нужного практического уровня» по заказам работодателей и за их счет. Такая постановка вопроса была поддержана обеими сторонами этого процесса.
По итогам обсуждения Президиум Совета УМО по образованию в области сервиса и туризма принял решение:
«Рассмотрев разработанный Координационным советом УМО и НМС высшей школы проект Типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования, совет УМО по образованию в области сервиса и туризма решил:
1. Одобрить в целом предложенный Координационным советом УМО и НМС высшей школы проект Типового положения об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования об учебно-методическом объединении образовательных организаций профессионального образования, совет УМО по образованию в области сервиса и туризма (далее проект).
2. Рекомендовать внести в проект Типового положения дополнения:
2.1. Учитывая, что номенклатура направлений (специальностей) подготовки в Российской Федерации классифицирована по Укрупненным группам направлений (специальностей) (УГНС), создать в Российской Федерации УМО по укрупненным группам направлений (специальностей) — пп. 1.3. проекта. Предусмотреть возможность разделения координирующей функции УМО по ряду направлений (специальностей) в состав УГНС — п. 3. проекта;
2.2. Учитывая, что в систему профессионального образования Российской Федерации (пп. 1.2. проекта) включено послевузовское образование, дополнить перечень основных задач УМО по координации деятельности по обеспечению качества в отношении послевузовского профессионального образования — пп. 1.6. проекта.
3. Рассмотреть возможность разработки методических рекомендаций по сопряжению содержания ООП ВПО и ООП СПО в целях обеспечения преемственности образовательных программ и условий для освоения выпускниками учреждений СПО программы бакалавриата в сокращенные сроки.
4. Провести круглый стол представителей работодателей и общественных объединений области туризма совместно с представителями вузов по образованию в области туризма.
5. Одобрить опыт организации практического обучения студентов по специальностям СПО «Туризм», «Гостиничный сервис» в ФГОУ СПО «Петровский колледж» и использовать его в условиях перехода к стандартам нового поколения».
96 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1