Научная статья на тему 'Заседание круглого стола по проблеме «Роль архивов в формировании исторического сознания и Российской социокультурной идентичности» 10 октября 2008 г. / подг. О. П. Кучумовой, Е. Ю. Тесловой'

Заседание круглого стола по проблеме «Роль архивов в формировании исторического сознания и Российской социокультурной идентичности» 10 октября 2008 г. / подг. О. П. Кучумовой, Е. Ю. Тесловой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
369
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заседание круглого стола по проблеме «Роль архивов в формировании исторического сознания и Российской социокультурной идентичности» 10 октября 2008 г. / подг. О. П. Кучумовой, Е. Ю. Тесловой»

Материалы Круглого стола «Роль архивов в формировании исторического сознания и российской социокультурной идентичности»

ЗАСЕДАНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ПРОБЛЕМЕ

«РОЛЬ АРХИВОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И РОССИЙСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» 10 октября 2008 г.

Е.И. Пивовар

Уважаемые коллеги!

В качестве небольшого предисловия хотелось бы сказать, что сам факт проведения такого мероприятия - это инициатива Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной думы Федерального собрания РФ и вновь созданного Общественного совета по гуманитарным наукам, которую активно поддержал не только Историко-архивный институт, но и РГГУ.

Отрадно, что первое мероприятие Совета посвящено теме, которая нам близка и к которой мы относимся очень трепетно.

Подготовка к проведению круглого стола проходила в динамичном режиме, поскольку сроки были очень сжаты. Я благодарен руководителю Федерального архивного агентства В.П. Козлову, сотрудникам ВНИИДАД и всем, кто принял участие в организации и подготовке этого мероприятия.

И прежде чем начать, скажу, что сам факт обсуждения проблем архивов в этих стенах во многом знаменателен. Все мы помним, молодежь может и не помнить, но знать по рассказам профессуры, что в этом зале более 20 лет назад проходили первые чтения «Социальная память человечества», где обсуждалась роль архивов в современной России в условиях перестройки.

Мы помним, какую роль сыграло сообщество архивистов в преодолении многих ошибок прошлого, в интерпретации отечественной и мировой истории и формировании в те годы явления, как принято сейчас называть, «архивной революции», расширения доступа к архивам.

Не могу не сказать, что в этих же стенах формировались первый архивный закон, а также идеи, которые и привели впоследс-

твии к созданию Российского государственного гуманитарного университета на базе Историко-архивного института. Это также исторический факт, желательно это не забывать нам всем и передавать подрастающему поколению.

В те годы социальная функция и роль архивов в формировании новой идентичности в нашей стране сначала были неожиданными для общества, а потом стали рациональным и разумным проявлением новых веяний, связанных с историей нашей страны. Поэтому правильно, что мы проводим этот круглый стол в Историко-архивном институте, поскольку все мы так или иначе являемся участниками событий.

Проблемы, которые были поставлены более 20 лет назад, частично уже решены. На сегодняшний день можно смело говорить о новом этапе обращения общества к роли и функции архивов.

Мы уже говорили, что надо совершенствовать нормативную базу. Одно дело совершенствовать, другое - что-либо создавать. Конечно, совершенствование базируется на том, что было создано в советскую эпоху. Хотелось бы подчеркнуть, что этот круглый стол будет способствовать созданию новых законопроектов, поскольку, как мне известно, Федеральное архивное агентство обсуждало эти проблемы, даже инициировало какие-то подходы. И, может, уже наступил тот момент перехода от слов к делу, и будут созданы новые законопроекты, которые помогут совершенствовать архивную службу.

Особо значимо звучит тема заседания - «Социальная роль архивов как учреждение общественного доверия в современном обществе». Я акцентирую ваше внимание - «общественное доверие».

Такая формулировка сама по себе говорит о многом. В данном случае мы говорим об общественном доверии. Надо признать, что общественное доверие к архивам день ото дня все более значимо. Мне, например, как ректору, к сожалению, приходится с этим сталкиваться почти каждый день, потому что в последнее время общество все более пристально проверяет документы, которые есть у граждан, включая даже дипломы, которые «производят» вузы.

Я не скрою от вас, что необходимость создания специальной службы связана с количеством запросов, поступающих в адрес вуза, увеличивающихся с каждым днем. От качества работы архивистов и архива РГГУ в целом зависит имидж университета. Поэтому общественное доверие выражается даже в этой рутинной работе, которая имеет далеко идущие социальные и политические последствия.

Впервые при Комитете по науке и наукоемким технологиям ГД ФС РФ создан Общественный совет по гуманитарным наукам, что само по себе значимо, говорит об актуальности гуманитарного знания и образования в современных условиях.

Хотел бы предоставить слово Николаю Владимировичу Леви-чеву - депутату Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, сопредседателю Общественного совета по гуманитарным наукам при Комитете по науке и наукоемким технологиям Государственной думы Федерального собрания РФ, который является одним из авторов самой идеи создания Общественного совета.

Н.В. Левичев

Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо Историко-архи-вному институту, РГГУ и лично Ефиму Иосифовичу Пивовару -сопредседателю Общественного совета по гуманитарным наукам при Комитете по науке и наукоемким технологиям ГД ФС РФ.

Думаю, ничего случайного нет в том, что первое заседание нашего Общественного совета начинается с архивного дела и значения архивов в жизни нашей страны. Может быть, это историческое помещение не совсем подходит для формата круглого стола, так как такая диспозиция больше напоминает театр с активно действующими персонажами на сцене, партером и галеркой. Однако здесь особенно ощущается то, что мы называем связью времен и связью поколений. Приятно, что это мероприятие проходит в форме публичного заседания. Мы должны стремиться к воздействию на общественное мнение и повышать значимость гуманитарных наук в целом.

В век информационных технологий хотелось бы, чтобы такие мероприятия проходили не только в физическом пространстве, но и были отражены в информационном пространстве, причем в режиме online. Я думаю, мы можем запланировать в дальнейшем работу таких советов, используя современные технические средства. Во многих населенных пунктах, и не только в областных центрах РФ, мы сможем собрать профильную нам аудиторию и обсудить проблемы в режиме online. Давайте будем иметь это в виду.

Архивы - это социальные институты, которые связаны в своей деятельности с государством. Однако существует и оборотная

сторона. Архивы и работники архивов становятся заложниками государства во время перипетий и событий, связанных с трансформацией общественной жизни, ибо архивы - это хранители истории и национальной памяти.

Последнее время в СМИ тиражируется точка зрения, что история остается одной из самых политизированных и мифологизированных наук в постсоветской России. Даже если это преувеличение, сама постановка проблемы симптоматична. Исторические мифы возникают не только в силу отсутствия фактов и достоверной информации о том или ином историческом событии. Часто их появление связано с политической конъюктурой и с соответствующей политикой государства.

Уверен, что борьба идеологий, борьба политических и политико-государственных интересов не должна превращаться в битву за историю. Архивы здесь - своеобразная «линия Маннер-гейма», не позволяющая использовать историю в узкокорыстных интересах.

На это заседание из Государственной думы я шел пешком. На глаза попадались рекламные плакаты проекта «Имя России», который стартовал 5 октября на канале «Россия». Гражданам нашей страны предложили высказывать свое мнение об исторических персонажах и голосовать. На первом заседании этого проекта, где российской общественностью обсуждалась фигура Александра Невского, выявилось много проблем, которые нам всем вместе предстоит решить. Сразу же стало ясно, что представление значительной части населения об Александре Невском связано с фигурой артиста Александра Черкасова.

Я могу привести и другие примеры того, как интерпретируется тот или иной исторический факт или его подобие. Тема достоверности реконструкции исторического прошлого очень широка.

Мое детство прошло в г. Пушкин, он же Царское Село, Детское Село. Я хорошо помню, что всех гостей, которые к нам приезжали, водили не только в Екатерининский парк с его дворцами, Александровский парк. Эксклюзивная экскурсия была в Баболовский парк, практически в руинах находилось здание Баболовского дворца, а в центре этих руин - потрясающая гранитная чаша, диаметром около трех метров, высеченная из цельного куска гранита. Существует легенда, что в этой чаше с молоком купалась Екатерина II, а вокруг сидели фавориты. И я, уже прожив жизнь, не знаю до сих пор, имеет ли отношение к историческому факту эта легенда, которая продолжает существовать, передаваясь из уст в уста. Мне и в голову не приходило сделать запрос в исторический архив и выяснить этот факт.

Однажды ведущий одной из радиостанций Москвы, на которой я выступал, пожаловался, что ему пришлось провернуть сложную операцию для того, чтобы получить доступ к документам для диссертации. Он нашел за рубежом родственников того персонажа, который его интересовал, и получил от них разрешение. От имени родственников сделал запрос в нужный ему исторический архив и получил доступ к личному делу этого персонажа. И уже в этом деле он нашел те документы, которые ему были необходимы. Поэтому есть смысл подкорректировать некоторые правовые нормы.

Безусловно, важный вопрос, который сегодня предстоит обсудить, - это вопрос открытости архивов и возможности создания комфортных условий для исследователей и граждан, использования новых информационных и коммуникационных технологий в архивном деле.

Я очень рад, что в зале много молодежи. Возможно, многие проблемы, которые мы сегодня обозначим, будет решать подрастающее поколение, поколение историков-архивистов.

Давайте начнем этот процесс, и чем громогласнее мы будем это делать, тем больше шансов на то, что в решение проблем социальной идентификации в условиях складывающегося мирового исторического вектора, мы внесем лепту. Спасибо!

В.П. Козлов

Хотел бы поблагодарить Общественный совет по гуманитарным наукам при Комитете по науке и наукоемким технологиям ГД ФС РФ за инициативу проведения мероприятия с такой проблематикой. Очень знаменательно, что заседание проходит в стенах Историко-архивного института, который уже многие десятилетия является основным поставщиком специалистов архивной отрасли. К сожалению, приходится это делать в нелегких условиях посягательств на исторически принадлежавшее ему здание. Мы должны выразить свою солидарность с руководством РГГУ, которому приходится отбивать эти нападки.

Николай Владимирович Левичев очень много говорил о роли архивов в установлении подлинности и достоверности фактов прошлого. Это, конечно, так. Но мы, архивисты-практики, знаем, что роль архивов намного шире и важнее. Ведь документ как воздух,

мы его не замечаем, пока нам его хватает. Когда он не нужен, архив предстает перед нами как экзотическое помещение, где можно лишь потрогать или ощутить запах прошлого. Между тем более 2 тыс. российских муниципальных архивов 90 % времени тратят на то, чтобы удовлетворить социально-правовые запросы граждан.

В 2007 г. только муниципальными архивами (по ведомственным архивам у нас нет полной статистики) было удовлетворено около 2 млн запросов социально-правового характера. Следует учитывать, что в одном муниципальном архиве работают в лучшем случае 3-5 человек, а заработная плата там в 2-3 раза выше, чем в федеральных архивах, где средняя заработная плата составляет 10 тыс. руб.

Современное общество называют обществом информационным. Я бы назвал его обществом всеобщего документирования. Поэтому мы живем в условиях нескольких сформировавшихся парадоксов, связанных с архивами.

Посмотрите, на улицах Москвы от телекамер рябит в глазах. Каждое мгновение действительности фиксируется ими. Это та реальность, в которой мы живем и будем жить. И вот на фоне этого всеобщего документирования и возник парадокс, который заключается в том, что сохранность этого всеобщего документирования подвергается сегодня большей угрозе, чем когда-либо. Лишь законодательно можно отрегулировать, например, обеспечение сохранности электронных документов.

Мне пришлось принять участие в разработке «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах» (1993 г.), Федерального закона Российской Федерации от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Поэтому мне известны и другие парадоксы.

Первый парадокс. В июне 1993 г. мы смогли принять «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах», а уже в сентябре появился закон «Об основных принципах организации местного самоуправления», в связи с чем «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах» (1993 г.), основанные на унитарных принципах организации архивного дела в нашей стране, уже в конце 1993 г. устарели. Точно так же произошло и с законом «Об архивном деле в Российской Федерации». Он шел параллельно при экспертизе в Правовом управлении Администрации президента, министерствах и ведомствах, с поправками в Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Дело в том, что ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» был принят раньше, поэтому его идеи вошли в архивный закон. Мы пошли на компромисс, хотя и знали, какой вред принесут те нормы, которые были там закреплены.

Например, в нашем варианте закона была норма о том, что все негосударственные организации обязаны создавать архивы. Нас поправили - «могут создавать архивы», т. е. теперь негосударственные организации могут создавать архивы, а могут и не создавать. Эту норму легко поправит сама жизнь, так как любая организация без архива существовать не может. Однако за вторую норму, связанную с разграничением собственности на архивы между Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, мы боролись, поскольку нельзя приравнивать документ к лесу или реке; документ - это духовная сущность, отражение внутренней жизни человека. У нас не получилось, и поэтому в норме, закрепленной в ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», появилась колоссальная угроза утраты массива документов, являющихся федеральной собственностью, но которые всегда хранились в субъектах Федерации, архивах муниципальных образований.

Последние требуют выделения субвенций на хранение документов, относящихся к федеральной собственности. Мы пытаемся уже 4 года внести поправку в закон, которая позволила бы выделять из федерального бюджета субвенции, учитывая, что цена вопроса -150 млн руб. ежегодно. Однако вопрос до сих пор не решен.

Вторая проблема связана с новыми явлениями, которые возникли в силу массового банкротства учреждений. Закон о банкротстве принимался без участия Федерального архивного агентства и согласования с ним, что было крайне нежелательным, поскольку этот закон решает судьбы архивов организаций-банкротов.

С тех пор мы пытаемся внести поправку в этот закон. Суть заключается в том, чтобы в характеристике полномочий конкурсного управляющего была приблизительно такая формулировка: «Конкурсный управляющий обязан передавать свои документы после исполнения всех своих основных обязанностей в архив в упорядоченном состоянии». Был такой случай, когда один конкурсный управляющий из Подмосковья привез машину с архивами и высыпал эти бумаги перед Федеральной архивной службой. Мы начали с большей настойчивостью инициировать поправку, предлагая два варианта: 1) конкурсный управляющий обязан в обработанном виде сдавать дела в государственный архив за счет

средств конкурсной массы, вписав это в перечень обязательных действий, которые он должен осуществлять в части распоряжений финансами и обеспечивать работу по обработке документов; 2) выделение конкурсным управляющим субсидий из федерального или местного бюджета на обработку архивов.

Мы довели первую поправку в 2006 г. до второго чтения в ГД. Однако неожиданно появилось замечание со стороны Комитета по предпринимательству и малому бизнесу, которое полностью проигнорировало все, что Государственная дума приняла в первом чтении.

Я понимаю, Комитет отстаивает интересы малого бизнеса, ссылаясь при этом на отсутствие денежных средств у организаций-банкротов. Мы предлагали решить проблему выделением средств из федерального бюджета, но Министерство финансов эту идею не поддержало. Поэтому поправка, принятая в первом чтении и доведенная до второго, осталась непринятой.

Второй парадокс носит интернациональный характер, который на фоне широкого публичного документирования жизни общества, государства, человека связан с непубличным (секретным, служебным, не доступным гражданам) документированием. Необходимо понимать, что мир не становится более открытым, но и архивы продолжают накапливать документы непубличного документирования, причем не только в традиционных сферах, связанных, например, с государственной безопасностью, обороной, но и в новых, относящихся к борьбе с наркотиками, незаконной миграцией, тайной личной жизни граждан. Переход документов в сферу публичности - это болезненный процесс.

Несомненно, нормы архивного законодательства РФ по сравнению с Единым европейским стандартом доступа к архивам выглядят вполне респектабельно и демократично: 30 лет для документов, которые содержат государственные секреты и 75 лет для документов, содержащих тайну личной жизни.

Это вполне оптимальные нормы, но порой встречаешь такой забюрократизированный механизм, что тысячи, миллионы документов, например, по истории КПСС, не содержащих грифа секретности и не имеющих никакого отношения к охраняемым законом тайнам, до сих пор находятся на секретном хранении. Это свидетельствует об отсутствии должного механизма реализации правовых норм.

С 2000 г. многое изменилось в архивной индустрии России: увеличилось количество федеральных архивов, произошло всеобщее «оздоровление» архивов. Но до сих пор остается проблема нехватки площадей для архивного хранения. Многие документы

с истекшим сроком хранения, относящиеся, таким образом, к исследовательским документам, по этой причине хранятся в ведомственных архивах. По этой же причине сдерживается внедрение новых архивных технологий, перевод НСА в электронные формы, хотя уже проведена оцифровка полнотекстовой базы архива Коминтерна, фондов СВАГ.

Заседание круглого стола по проблеме «Роль архивов в формировании исторического сознания и российской социокультурной идентичности» касается и единства архивно-информационного пространства. Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.) фактически разрубил архивный фонд на три части: федеральный, муниципальный и фонд архивов субъектов Федерации. На местах разрушаются органы управления архивным делом, потому что берут пример с центра.

Мы своими собственными руками разрушили единство, к которому так стремятся многие западные страны, ликвидировав Федеральную архивную службу и создав лишь агентство, которое управляет только федеральными архивами. Поэтому необходимо любыми способами поддерживать архивно-информационное единство.

В этой ситуации Общество историков-архивистов, редакции журналов «Отечественные архивы», «Вестник архивиста» с региональными архивными службами - связующие звенья, так же как и программный комплекс «Архивный фонд», правила работы муниципальных, академических, отраслевых архивов, архивов отделов рукописей библиотек и музеев.

Если говорить о кадровой ситуации в архивной отрасли в целом, то ее можно определить как противоречивую. Во многих региональных и местных архивах заработные платы и условия труда вполне достойные, хуже ситуация в федеральных архивах.

У меня создается такое впечатление, что Историко-архивный институт как государственное учреждение работает на негосударственный сектор. Это не упрек в адрес Института, а упрек той ситуации, которая создана. Поэтому, чтобы решить проблему в отношении трех тысяч сотрудников федеральных архивов, дополнительно потребуется 200 млн руб. ежегодно. Наши попытки приравнять архивистов федеральных государственных архивов как историков и хранителей российской государственности к государственным служащим, не получают поддержки.

Хотелось бы надеяться, что еще в одном Комитете Государственной думы мы получим понимание и поддержку всего того, что связано с архивами.

С.О. Шмидт

Архивы и сохранение культурно-исторического наследия России: гуманитарная миссия архивов и проблема взаимодействия с обществом

Радует то, что заседание всероссийского масштаба круглого стола происходит в актовом зале Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, где более 75 лет ведется подготовка историков-архивистов и который давно воспринимается как центр развития архивных и смежных с ними научных дисциплин и методики их преподавания. Для меня, выпускника исторического факультета Московского университета, он стал родным, и именно лекцией, произнесенной с этой кафедры, где нахожусь, началась моя деятельность в Исто-рико-архивном институте в феврале 1949 г.

Собравшимся сегодня не надо напоминать о том, что хранимое в архивах, библиотеках, музеях является основой ис-точниковой базы познания прошлого. Познание прошлого во многом зависит от настоящего - от наших представлений об исторических явлениях и путях ознакомления с ними, от степени доступа к источникам информации об этих явлениях. Но и познание настоящего во многом предопределяется воспринятым из прошлого, пониманием взаимосвязи времен. Все люди, даже неграмотные и никогда не задумывавшиеся о ходе истории, опираются в своих действиях и мыслях на опыт - свой личный, современников и предшественников, т. е. на исторический опыт. И в своих футурологических представлениях тоже. И не только на почерпнутое из «священных» книг для верующих разных конфессий, из устных преданий и многообразных сочинений (ученых, художественных), созданных для сохранения в памяти и использования потомками, но и на впечатления житейского обихода, которые собственно «историческими» никто и не называет.

Архивная документация - это то, что предназначается для сохранения в памяти, для истории. И расхожее выражение «сдать в архив» означает ведь не только утрату интереса современников к этому, прекращение использования этого в жизненной практике, но и то, что это не уничтожается за ненадобностью, а сохраняется для будущих поколений.

Профессия «историк-архивист», как и «музейный работник», - едва ли не самые футурологические. Ибо прежде всего на основании того, что они сохранят, сформируется в будущем представление о прошлом, следовательно и о нашем времени.

С развитием общественного сознания и образованности, с усложнением государственного устройства и делопроизводства, с возникновением представлений о значимости документальной базы сочинений историков и других ученых приходит осознание и того, какое значение (и в государственно-политических отношениях, и для обыденной жизни, а затем, конечно же, и для культуры и развития научных знаний) имеют архивы и работа тех, кто хранит и собирает, изучает и издает архивные документы.

Слово «архив» вошло в русский язык в XVIII в., но тексты, которые мы сейчас обозначаем как архивную документацию, использовались еще в Древней Руси в целях делопроизводства (государственного и частного) и для сочинений исторического содержания (да по существу и для всей литературы, использовавшей ранее написанное). В XVIII - начале XIX в. архивные документы начали публиковать в изданиях не только столичных - в Петербурге и Москве, но и в провинциальных. Со второй половины XIX в. собирание, хранение, осведомление об архивных документах воспринимались как одна из задач деятельности гражданских и церковных властных структур, а затем и земств, особенно с образованием губернских ученых архивных комиссий, рукописных собраний (а в самых крупных хранилищах -отделов) в музеях и библиотеках. Специально подготовкой публикации рукописей занялась Императорская археографическая комиссия: появились журналы, специализировавшиеся на таких публикациях («Русский архив», «Русская старина»). В начале XX в. уже были многообразные формы издания архивных документов и их описаний (в том числе и таких, которые оставались в частном владении) и организована была подготовка в высших учебных заведениях специалистов такого профиля - историков-архивистов и археографов.

События 1917 г. вызвали серьезное беспокойство за судьбу документов, находившихся до того в частном владении, в монастырях. После Февральской революции был создан Союз российских архивных деятелей, объединивший и сотрудников хранилищ памятников культуры, и ученых Академии наук, и профессуру, занялись выработкой программы реформы, направленной на централизацию архивного дела в стране, и спешной организацией поступления оставшихся без охраны и надзора документов в государственные хранилища. Численность архивных материалов в государственных

архивах, библиотеках, музеях, в Пушкинском доме, в провинциальных хранилищах сразу же необычайно возросла. Сберегли от гибели и личные архивы виднейших писателей, ученых. Быстро был установлен контакт с советским руководителем архивного ведомства Д.Б. Рязановым, образованнейшим историком, имевшим опыт работы в зарубежных архивах. И в декрете от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР» были учтены главные соображения активистов Союза РАД (об этом подробнее в моей заметке, предназначенной к публикации в журнале «Отечественные архивы» в этом году*). Лица, обеспокоенные судьбой историко-культурного наследия России, в большинстве своем не были сторонниками социалистических лозунгов, писали и говорили о том, что Октябрьская революция и действия советской власти - трагедия для России и ее культуры, но считали своим долгом спасти и сохранить культурное наследие россиян, приобщить к такой деятельности своих учеников. Всех их в партийных кругах вскоре станут не без пренебрежения называть «спецами» или даже «буржуазными спецами». Однако первоначально дорожили их сотрудничеством с советской властью. Так, старейший большевик основатель Истпарта М.С. Ольминский, выступая в 1921 г. на X партсъезде, имел основания отметить: «Наши архивные служащие не коммунисты, часто даже, может быть, настроены против нас, но они работают на нас». Понятно, что после 1917 г. стали гораздо больше, чем прежде, планируя публикацию архивных документов, т. е. ознакомление сравнительно широкого круга читателей с архивным наследием, уделять внимание тематике истории революционного движения, классовой борьбе, документам, разоблачающим политику царизма (особенно в новейшее время). Но разработана была и программа научных изданий. Причем силами авторитетнейших ученых и в соответствии со специально разработанными археографическими рекомендациями традиционных видов исторических источников (и нарративных, и актовых) по истории России и более далеких эпох. Однако с приходом к руководству архивами М.Н. Покровского программа была свернута и квалифицированные ученые отстранены от службы в архивах.

Архивы государственного архивного ведомства, достигшие стараниями ревнителей культуры незадолго до того положения научных учреждений, по существу на десятилетия его утратили.

* См.: Шмидт С.О. О восприятии в исторических трудах декрета об архивном деле 1918 г. и история его подготовки и реализации // Отечественные архивы. 2008. № 6. С. 134-137.

Научная работа продолжалась в отделах рукописей больших библиотек и музеев, а до зловещего для судеб россиян «года великого перелома» также и в краеведческих центрах, которыми в провинции обычно были музеи. В «золотое десятилетие» нашего краеведения, начавшееся еще в период Гражданской войны, как никогда ни ранее, ни позднее были тесными и плодотворными взаимосвязи краеведов с академической и университетской наукой. Виднейшие ученые -гуманитарии, отторгнутые тем же Покровским от преподавания в вузах, и их ученики имели все еще возможность проявить себя в сфере краеведческой - преимущественно музейной. В Москве академик М.Н. Богословский и его коллеги разрабатывали методику использования архивных документов в музейной экспозиции Исторического музея, то же наблюдалось в других музеях. Для более молодых ученых музейно-краеведческая работа стала началом их служебной «карьеры» в науке: будущий академик М.Н. Тихомиров, основатель музея в подмосковном Дмитрове, будущий академик Н.М. Дружинин руководили подготовкой путеводителя по революционной Москве (где многие данные основывались на архивных изысканиях) и организацией работы по экспозиции в Музее революции. В этом проявлялась безусловная гуманитарная миссия, если не архивных учреждений, то архивной документации, и это воспринималось как доходчивая форма взаимодействия документальных памятников с обществом.

Ученые, причастные к краеведческим изысканиям, выступали новаторами в методике исторических и социологических исследований. И значение содеянного ими все более ощутимо с возрастанием повсеместно в мире науки преимущественного внимания к проблематике истории повседневности, менталитета (и больших сообществ и малых), микроистории, локальной истории. И потому в Париже, в университете Сорбонна, в 2000 г. по инициативе руководителей Сорбонны состоялась международная научная конференция «100 лет российскому краеведению: развитие, кризис, возрождение (1890-1990)», не только потому, что велик интерес к истории огромной нашей страны - и многонациональной, и многоконфессиональной, с таким многообразием природных условий и историко-культурных особенностей, но и оттого, что в России 1920-х гг. разработали приемы комплексного изучения источников с обязательной опорой на архивные документы, которые опережали подчас науку тех лет, и уважительный интерес к научному наследию наших краеведов стал теперь уже интернациональным.

На 25 лет издание архивных документов заметно сократилось: обнаруживалась особая тенденциозность в отборе архивных документов для публикации, экспозиции в музеях и даже при выдаче

разрешений на ознакомление и использование. Степень более или менее широкого общественного интереса к той или иной архивной документации всегда объясняется общественно-политической ситуацией - это заметно даже в выборе тематики исследовательской работы. Так, в России, где особенно долго задержалось крепостное право и актуальнейшей оставалась для историков проблема истории крестьянства и отражение ее особенностей в современной жизни, пристальное внимание возбуждали вопросы истории крестьянства не только в России, но и в Западной Европе. И именно российские историки стали новаторами в изучении положения крестьянства во Франции в канун Великой революции конца XVIII в., в истории развития взаимоотношений землевладельцев и крестьян Англии в период Средневековья и т. д. Все замечают возрастание числа и научных, и научно-популярных сочинений определенной тематики с приближением особо значимых юбилейных дат и, соответственно, заинтересованности в информации о находящейся в архивах документации подобной тематики, а тем самым, о деятельности и богатствах этих хранилищ.

В СССР с установлением с конца 1920-х годов тоталитарного режима тематика (также как и использование архивных материалов в музейной экспозиции) работ, основывающихся на изысканиях в архивах, была ограничена жесткими рамками, установленными в соответствии с предписаниями властных партийных структур: перестали публиковать труды по истории церкви, о духовенстве, о вражде господствующих классов в развитии культуры, общественной жизни и заслугах видных деятелей прошлого в развитии государственности, военного дела; и в музеях стали преобладать схожего типа экспозиции типологического плана, демонстрировавшие различия уровня жизни эксплуатируемых и эксплуататоров с сознательными рекомендованными текстами высказываний четырех «классиков» марксизма-ленинизма.

Надуманность и несоответствие таких навязываемых представлений с получаемой одновременно иной исторической информацией становились очевидными при сопоставлении с продолжающей поступать для широкого ознакомления информацией о новых для публики архивных материалах о жизни, творчестве, окружении великих писателей дворянского происхождения, о декабристах (возможность получить представление о современных приемах работы генералов для интересующихся людьми, жившими в XVIII -начале XX в. в значительной степени базировалась на знакомстве с трудами о родственниках Пушкина и Л. Толстого). После осуждения «школки Покровского» допустимым стало более широкое обращение к рукописям, вышедшим из среды духовенства, для

демонстрации достижений в развитии культуры и до XVIII в. и к документам о развитии государственности в прежние столетия: с началом Великой Отечественной войны о деятельности выдающихся полководцев, удостоенных высоких титулов.

С середины 1930-х годов особенно обеднялась и искажалась история XX века: она стала почти безымянной, так как из упоминания были изъяты имена тех, кто оказался в эмиграции, и тех, кого объявили врагами народа, а это и революционные деятели начала века, и герои Гражданской войны и «социалистического» строительства (о которых до того выявляли документы в архивах для музейных экспозиций), а литература об этих лицах, а следовательно и о событиях, в которых они принимали действенное участие, была запрятана в спецхраны; типичным для изданий документов и демонстрации их в музейной экспозиции было указание на должностное положение лица, но без упоминания фамилии. То же заметно в кинокартинах, в произведениях живописцев на исторические темы. В публиковавшихся изображениях (фото, картинах, рисунках) групп лиц оказывались устраненными изображения тех, кого не положено было вспоминать иначе как с добавлением негативного эпитета. Это делалось даже в тех случаях, когда массовым было еще в недавнее время знакомство в многотиражных изданиях с подлинным изображением.

Вехой в общественной жизни соотечественников и уж, безусловно, людей моего поколения стал XX партсъезд. В последующие годы и десятилетия архивные материалы, ранее относившиеся к нерекомендованной или даже недозволенной тематике, стали более доступными и в той или иной мере открытыми не только для исследователей, особенно в конце 1980 - начале 1990-х годов. Наибольшую привлекательность представляли ранее запретные темы. И при доверии общества именно к архивным документам как особенно правдивым нашлись и такие осведомители о тайнах архивов (преимущественно журналисты, подвизавшиеся на ниве ставшей модной и доходной исторической - а чаще всего псевдоисторической - публицистике), которые публикацией без научного комментария о происхождении, степени сохранности и объективности содержания наводняли массовые издания (а также и телевидение) документами, их фрагментами или ссылками на архивные документы, которые при обращении к такой документации историков-специалистов убеждали в преждевременности, неосновательности публикаторов или даже фальсификации выдаваемых за архивные сведений. Впрочем, это тоже стало одним из побуждающих обстоятельств пристального интереса к нашему недавнему прошлому не только на Родине, но и за рубежом и желание выработать програм-

мы невиданных по масштабности публикаций неизвестных или малоизвестных ранее архивных материалов. В научный, а затем и широкий обиход вошли и эмигрантские издания, и работы зарубежных авторов, так называемых советологов, отличающиеся и научными выводами, и оценками, и источниковой базой от трудов советских ученых о российском XX веке.

Ныне архивные материалы, причем разнообразной общественно-политической направленности, вводятся не только в научный оборот, но становятся доступными массовому читателю и зрителю. О них, причем с акцентом на новооткрытые, постоянно сообщают с телеэкранов. Они - обязательный элемент музейных экспозиций и рассчитанных на долгий срок их временных выставок. И это может рассматриваться как свидетельство всем заметного взаимодействия архивов с обществом. А гуманитарная миссия архивов выражается не только в том, что знакомство с архивными материалами и с работой архивистов несомненно способствуют просвещению. Архивная документация помогает вернуть память о людях, извергнутых из нее, и видоизменить представление о тех явлениях, которые истолковывались неполно, неточно или даже искаженно.

Понятно, что все это наблюдается не только в Москве и Петербурге, но, очевидно, во всей России. Я остановлюсь на том, что имеет отношение к краеведческой проблематике, особенно понятной уроженцам такой «малой родины», но в самой краткой форме, так как более существенные, на мой взгляд, общего плана соображения о развитии краеведения и региональной истории в недавнее время и перспективах дальнейшей работы отражены в текстах моих выступлений на I и II Всероссийских краеведческих чтениях, организованных в 2007 и 2008 гг. в РГГУ по инициативе кафедры региональной истории и краеведения, возглавляемой В.Ф. Козловым и Союзом краеведов России (в руководстве которым уговорил В.Ф. Козлова, бывшего до того первым заместителем председателя, заменить меня).

Можно уже говорить о явной активизации краеведческой деятельности и укреплении контактов на местах общественников-активистов и властных структур. Возрастает численность краеведческих изданий разного уровня, включая периодические и продолжающиеся - это заметно и по всероссийскому конкурсу новых изданий «Малая родина» (в жюри которого и преподаватели РГГУ) и по «Пятницам на Никольской», где в последнюю пятницу месяца происходит представление и обсуждение новой краеведческой литературы (сначала представляли лишь о Москве и Московской области, теперь уже и по другим регионам, причем, европейской России и Зауралья). Подготовлены новые и разного типа пособия

для преподавания краеведения в высшей и средней школе, опирающиеся преимущественно на данные местных архивов и библиотек, материалы местных музеев. Находятся средства на подготовку региональных энциклопедий: в 2003 г. в Российской национальной библиотеке в Петербурге проведена масштабная конференция, посвященная опыту такой работы (материалы ее изданы).

В 2004 и 2005 гг. по инициативе Совета Федерации Федерального собрания были проведены (в Зарайске, в Воронеже и в Москве) всероссийские семинары краеведов «Краеведение в России. История, современное состояние, перспективы развития» при действенном участии председателя Совета Федерации С.М. Миронова и его сотрудников. На книгах материалов обеих конференций (издание которых обеспечил Совет Федерации) гриф и Союза краеведов России, и РГГУ.

Показательна тематика творческих исканий молодежи, обращающейся к изучению прошлого. Ежегодные конкурсы исследовательского типа сочинений школьников, сочинений по истории - и местные, и всероссийские (организуемые уже много лет Центром детско-юношеского туризма и краеведения, а в последние десятилетия и обществом «Мемориал» с участием РГГУ) - убеждают в преимущественном интересе участников именно к истории своего края, к биографии его жителей. Все больше в вузах дипломных работ и диссертаций - теперь уже и докторских - краеведческой тематики. Студенты вовлекаются в экскурсионную деятельность в Историко-архивном институте, благодаря поддержке первого вице-мэра Москвы Л.И. Швецовой организованы курсы экскурсоводов для студентов нашего и других вузов - полезно было бы организовывать подобные курсы при других классических университетах и пединститутах, а РГГУ мог бы помочь в общеметодическом обеспечении такой системы подготовки студентов по дополнительной специализации.

Историко-культурному туризму стали уделять особое внимание в программах обучения в классических университетах (в Московском по инициативе Е.И. Пивовара). Полагаю, что это очень перспективная специализация, ибо во всем мире политико-культурный туризм превращается в доходную и привлекательную для многих индустрию: при этом гиды бывают разных категорий: подготовленные для общения с массовой туристической аудиторией (и при этом разновозрастной) и специализирующиеся на общении с так называемыми вип-персонами или с учеными специалистами. В нашей огромной России с многообразием ее культурного и природного наследия имеются большие перспективы для развития историко-культурного туризма и для соотечественников, склонных к оз-

накомлению с другими регионами страны, и иностранцев. Экскурсоводческая работа может стать по-настоящему интересной и для тех, кто чувствует призвание к научной деятельности (за рубежом не один из моих знакомых историков подвизался или и сейчас подвизается, работая гидом). И особенно удобной для людей, которым трудно покидать ежедневно дом на все часы трудового дня.

Все это позволяет поставить вопрос о подготовке специалистов по истории своего края в столичных вузах. Полагаю, что целесообразно было бы организовать обучение в Историко-архивном институте РГГУ губернаторских стипендиатов (или стипендиатов мэров городов) с целенаправленной программой выявления и изучения материалов по истории своего края в московских хранилищах - архивах и музеях, а затем и аспирантуры подобной же проблематики. И, соответственно, в пункт резолюции о формировании концепции культурно-просветительской деятельности российских архивов и незамедлительной ее реализации на базе средств массовой информации и специализированных подразделений архивных учреждений предложил бы внести добавление: способствовать повышению профессиональной подготовки кадров, специалистов по изучению своего края, используя для обучения по соответствующей программе столичные вузы.

Благодарю за внимание!

В.М. Магидов

В своем докладе «Новые технологии и их роль в инновационном развитии российских архивов. Формирование архивного информационного пространства» я сделаю акцент на том, что архивы во всем мире являются информационной системой стратегического значения.

Я бы не решился назвать архивы экзотическими учреждениями, для меня архивы - это стратегические объекты. Они выполняют значимые социальные функции благодаря сохранению сосредоточенного в них документального наследия человечества и предоставлению доступа к сведениям, представляющим культурно-историческую ценность. Хотелось бы напомнить, что ни одно государство не существует без архивов.

Забота о технологическом обеспечении архивных учреждений является принципиально важным направлением политики практически всех государств. Об этом свидетельствует содержание

подпрограммы «Архивы России», предусмотренное в рамках общей программы «Культура России на период 2006-2010 гг.».

Нормативно-правовое обеспечение инновационного развития российских архивов пока еще находится в стадии становления. Действующие законодательные акты (например, Федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи») не меняют этой общей картины. Так, например, еще не прошли рассмотрение разработанные специалистами проекты федеральных законов «Об аудиовизуальном наследии в России» и «Об электронном документе». Без их принятия технологическая модернизация деятельности отечественных архивных учреждений не представляется эффективной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение почти двух лет авторитетная межведомственная комиссия пяти ведомств: Росархива, Министерства культуры, общественных организаций и др. - работала над законопроектом «Об аудиовизуальном наследии России». Его судьба не оптимистична на федеральном уровне. Он даже не был допущен к первому чтению. Мотив - проблемы, поднятые в проекте, поглощаются ФЗ «Об архивном деле в РФ» (2004 г.). Однако наша работа не прошла даром. Текстом этого законопроекта удачно воспользовались некоторые республики, в том числе Саха (Якутия), где был принят закон об аудиовизуальном наследии.

В международном сообществе в настоящее время утверждена для реализации концепция информационного общества. Она предполагает максимальное расширение доступа к объектам всемирного культурного наследия, которые существуют и в российских архивах. Поэтому очевиден ответ на принципиально важный вопрос о необходимости внедрения новых технологий в развитие отечественного архивного дела.

В рамках инновационных программ развития Российской Федерации важно предусмотреть инвестирование средств в модернизацию деятельности архивных учреждений, естественно, при условии эффективного контроля их расходования. Важнейшими направлениями инвестиций следует считать такие техноемкие области, как:

- поддержка автоматизированных информационно-поисковых систем;

- расширение с помощью электронно-цифровых технологий фонда пользования документов Архивного фонда Российской Федерации с целью обеспечения большей доступности документной информации;

- увеличение объема страхового фонда документов на различных материально-физических носителях;

- нормализация условий хранения документов при помощи компьютерных технологий (в том числе внедрение нанотех-нологий для создания биологических продуктов, способных бороться с воздействием агрессивных факторов на сохранность носителей информации). По нашему мнению, настало время подумать о создании Единого банка данных, в который будет включен научно-справочный аппарат всех без исключения архивов вне зависимости от ранга, профиля и ведомственной принадлежности. Вполне естественно, эти данные будут обработаны с помощью компьютерной технологии по единой систематике, и действующая в определенном режиме автоматизированная система будет готова выдавать справки на любые запросы. Это может стать интерактивным окном для пользователей архивной информации.

В заключение мне бы хотелось напомнить любопытный фрагмент из произведения Лескова «Левша»: «Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов раз увеличивает, как вы изволили бы увидать, что на каждой подковенке мастерово имя выставлено. Какой русский мастер ту подковку делал?» Конечно, мы можем и блоху подковать, но все-таки внедрение новых технологий остается насущной проблемой российских архивов.

С учетом обозначенных положений необходимо совместными усилиями учреждений Росархива и Российского общества историков-архивистов разработать обоснованную программу инновационного планирования и внедрения новых технологий в деятельность отечественных архивов с указанием ежегодных мероприятий и их необходимого финансового обеспечения. Этому должна предшествовать огромная подготовительная работа по внедрению новых технологий, если они имеются в учреждениях или отрасли.

Т.М. Горяева

В архивном мире произошли огромные изменения с середины 1990-х годов: увеличилось финансирование, а значит, и стабильность системы, на место идеологической и информационной архивной революции пришла вдумчивая смена парадигм в исследовательской тематике, расширились диапазоны сотрудничества. Тем не менее проблемы остаются.

В нашем собрании участвуют представители законодательной власти, руководители Росархива, директора федеральных архивов, Историко-архивный институт, присутствует огромное количество молодых людей, что обнадеживает. И я позволю предположить, чтобы это собрание стало залогом и основой для создания в будущем Союза архивов, такого же мощного и влиятельного, каким является Союз музеев России. В этой связи хотела бы обратить внимание, насколько эффективно работают наши коллеги, какой огромный вес имеют их решения, к которым прислушиваются и общественность, и представители власти.

Мне хотелось бы остановиться на трех болевых проблемах: организационно-правовой, проблеме безопасности государственных архивов и кадровой проблеме. Но прежде всего позволю себе ответить на вопрос Н.В. Левичева, который в своем вступительном слове обратил внимание на ситуацию, когда его знакомый обратился в архив для работы с архивными документами личного происхождения. Напомню, что в этом случае нужно учитывать, что есть большая разница между личным делом того или иного человека, хранящимся в фонде учреждения или организации, и документами личного происхождения, носящими частный характер, и поступившими в государственный архив от фондообразователя или его наследников. По международным нормам обращение к документам личного происхождения происходит с их разрешения. Нельзя сказать, что это правило распространяется на все категории документов. Так, например, творческая документация, использование которой регулируется авторским правом, в большинстве своем является доступной, тогда как условия доступа к документам биографического характера (переписка, мемуары, дневники) фиксируются в договоре между фондообразователями или их наследниками и государственным архивом при передаче документов. В этом договоре обозначаются сроки ограничений, которые государственный архив обязан выполнять при организации пользования документов, содержащих интимную, чувствительную информацию. По этическим соображениям допуск к этим документам осуществляется только с разрешения наследников. Однако как практик могу сказать, что при обращении к фондообразователям мы гораздо чаще получаем разрешение, чем отказ.

Теперь относительно правовой проблемы. В.П. Козлов уделил большое внимание этому вопросу, и я лишь подчеркну невероятную сложность работы комплектующегося государственного архива в условиях вариативного толкования имеющихся законодательных основ. Хочу напомнить, что, несмотря на то что РГАЛИ больше известен в научном сообществе как архив личных фондов, напом-

ню, что это не совсем так. РГАЛИ является еще и тематическим отраслевым архивохранилищем, у которого огромные государственные обязательства и более 200 учреждений - источников комплектования, государственных и негосударственных. Если вспомнить историю архивного дела, то это бесконечная борьба между государственным архивом и ведомствами. Е.А. Тюрина, которая возглавляет РГАЭ, также испытывает большие сложности во взаимодействии с ведомствами. Но хочу отметить, что с учреждениями гуманитарной сферы, культуры и искусства работать еще сложнее, потому что театры, студии, учебные заведения из-за ограниченных финансовых возможностей не могут выделять на обработку своих архивов такие же средства, какие выделяют банковские и другие экономические структуры. Становится ясно, почему театрам Москвы предпочтительнее сдавать помещения в аренду, предварительно выкинув оттуда документы. К великому сожалению, при этом не учитывается, что уже вскоре эти документы могут потребоваться им самим, а главное, актерам, режиссерам и другим работникам, которые потом рыдают в нашем вестибюле потому, что мы не можем им выдать справки для оформления пенсий и льгот. Пора уже ставить эту проблему на государственном уровне и решать ее. Это наша главная обязанность - забота о соблюдении прав граждан РФ. В любой момент каждый гражданин становится пенсионером, и его социальные права должны быть документально обеспечены.

Я поддерживаю оценку В.П. Козлова тех изменений, которые произошли в государственной системе управления, во всей архивной сфере после 2004 г. Действительно, архивы в различные периоды своего развития переходили и находились то в управлении Наркомпроса, то НКВД-МВД. Долгое время статус системы был очень высоким - при Совете министров страны. И это всегда было связано напрямую с общественно-политической ситуацией в тот или иной исторический период.

Наиболее ярко эту зависимость демонстрирует история Нар-компроса РСФСР, в определенный период превратившегося в чрезвычайно раздувшуюся и неуправляемую структуру, которая занималась всем - образованием, театрами, музыкой, цирками, эстрадой, архивами, библиотеками, музеями и пр. и пр. Во многом Министерство культуры, на которое теперь возложена обязанность управления самыми различными сферами деятельности, начинает напоминать Наркомпрос конца 1920-х годов. К сожалению, история Наркомпроса РСФСР может повториться.

Теперь о безопасности архивов. До сих пор государственные архивы не оборудованы системой автоматического пожаротушения, нет службы безопасности, в отличие от музеев. Те факты хищения

из фондов государственных архивов, которые потрясли международное и отечественное сообщество, мало что изменили. Пора решать эту важнейшую проблему системно, единичные меры мало что дают. Следует учитывать, что такая обстановка негативно сказывается и на кадровой ситуации, которая и так оставляет желать лучшего из-за мизерной оплаты труда. На этом фоне в московских музеях подняли заработную плату с этой осени в три раза. Та же картина и в московских архивах. Это несправедливо. Тем более что в архивы начали приходить молодые люди. Например, в РГАЛИ 35% от всего кадрового состава - молодежь. Многие наши сотрудники становятся аспирантами РГГУ. Мы очень благодарны руководству РГГУ и Историко-архивного института за эту поддержку. Ради будущего архивного дела мы готовы трудиться и помогать друг другу. Но государство должно нас наконец услышать. Мы устали быть просителями.

Е.А. Тюрина

Хотелось бы высказаться о трех сферах деятельности федеральных архивов: правовой, гуманитарной и социальной.

Первая, правовая, заключается в том, что изменения в экономической политике государства должны своевременно получать отражение в архивном законодательстве. В последний период государство повышает степень своего участия в деятельности стратегически важных для страны акционерных обществ и компаний. На наш взгляд, было бы важным начать движение по внесению поправок в наше либеральное архивное законодательство в плане повышения ответственности частного бизнеса за сохранность и представительность документальных комплексов, образующихся в процессе деятельности негосударственных предприятий и организаций. Это необходимо для сохранения важнейших документальных источников по истории экономики современной России. Если этого не произойдет, то будущие исследователи смогут получить некоторое представление об этом времени только из материалов прокуратуры, Следственного комитета, налоговой и таможенной служб. Мы понимаем, что разработка нового закона для отрасли дело небыстрое, но цели надо ставить и идти к ним.

В соответствии с Уставом РГАЭ занимается организационно-методической и профессиональной помощью архивам частных ком-

паний и организаций различных форм собственности. К сожалению, пресловутая «коммерческая тайна» по-прежнему мешает доступу архивистов к документам частных организаций, не позволяя влиять на качество формирования их архивных комплексов. Поэтому уровень информации, содержащейся в документах архивов частных организаций, не дает адекватного отражения процессов, происходящих в экономической сфере государства. Более четкая позиция в отношениях между государством и частным бизнесом сформирована в Республике Беларусь и Таджикистане, где в архивной сфере существует Инспекция по контролю за деятельностью архивных служб организаций и предприятий, решения которой обязательны для всех независимо от формы собственности проверяемой организации.

Говоря о работе в социальной сфере, можно отметить, что наш архив в большей мере, чем другие федеральные архивы, занимается исполнением запросов пенсионеров с целью подтверждения наличия у них государственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Наличие этого звания обеспечивает пенсионерам различные льготы на транспорте, в оплате коммунальных услуг и т. д. Эта ситуация продолжается уже 3 года, количество запросов, поступающих в архив, увеличилось до 12 тыс. в год. Однако архивы не получают никакой помощи от Пенсионного фонда и органов социальной защиты в вопросах организации финансового стимулирования исполнения запросов, а так как зарплата архивиста 1-й категории составляет 7000 рублей (т. е. ниже размера пенсионного обеспечения граждан), то без финансовой поддержки этого направления государством поднять темпы этой работы очень трудно. Архивисты не справляются с поступающими объемами запросов и становятся в глазах пенсионеров основными виновниками неполучения льгот. На наш взгляд, любое постановление Правительства РФ в области социальной политики должно обеспечиваться системой мероприятий, направленных на его выполнение. В противном случае искажается суть политики и теряется доверие граждан к государству.

Наконец, о гуманитарной направленности нашей работы. Сейчас значительно расширились возможности для исследования документов, вследствие их рассекречивания и возрастания публичности архивов. Поэтому архивы могут стать площадками, на которых будут встречаться представители научной, творческой интеллигенции и граждане, стремящиеся к знаниям и интересующиеся историей страны. К примеру, на территории РГАЭ в течение 90-х - начале 2000-х гг. проходили встречи-презентации личных архивов экономистов, собирались представители разных специаль-

ностей, которые могли познакомиться между собой и расширить свои знания о знаменательных событиях истории государства и интересных людях.

Для дальнейшего развития отрасли нужен приход новых кадров, сбалансированная и профессиональная обстановка в архивах, чтобы сотрудники могли работать, а не преодолевать экстремальные ситуации. Тогда развитие архивной отрасли может получить положительный эффект, а федеральные архивы могут стать центрами историко-культурной жизни в области своей специализации. На наш взгляд, это действительно одно из магистральных направлений включения архивов в культурную среду российского государства. У этого движения есть прекрасные перспективы.

Е.В. Старостин

Сохраняя и оберегая нашу идентичность, мы все-таки должны обратиться к зарубежному опыту. Это необходимо и для общества, и для государства. В 1995 г. я выступал на одной из конференций общества американских архивистов с анализом договоров и соглашений, которые были заключены нашими архивами с зарубежными коллегами. Я сказал американским ученым, что договоры излишне политизированы, экономически непроработаны и что они носили полуколониальный характер, поскольку в них отсутствовал основной принцип паритетности.

В развитии международного сотрудничества мы не должны повторять те ошибки, которые были сделаны в 90-е годы. У нас были осуществлены хорошие проекты по Коминтерну, по СВАГу, создан путеводитель «Архивы России: Москва, Санкт-Петербург» с мощной компьютерной базой данных. Были выполнены научные проекты с помощью американских ученых по описанию еврейского документального наследия, издаются или находятся в стадии публикации многотомные издания по истории еврейского народа в странах СНГ: России, Украине, Белоруссии. Это полезная работа, которая способствует развитию науки. Однако были и авантюристы от науки, которые переснимали, перекопировали, просто воровали архивные документы.

В этот период пытались вывести архивы в виде целых документальных комплексов. Например, архивные документы экономиста и коллекционера РФ Приблуды, собиравшего документы по еврей-

ской истории в течение 50 лет, пытались вывезти за пределы РФ. И только на таможне, благодаря бдительности какого-то сотрудника, этот архив не оказался в Израиле.

У нас имеются огромные возможности для расширения международного сотрудничества, прежде всего в рамках Международного совета архивов. Конечно, много сделано, и надо сказать В.П. Козлову огромное спасибо за то, что мы сейчас являемся полноценными членами Евразики. Возможности для совершенствования все-таки есть. Я их вижу в следующем. Кроме поездок за границу «генералов от архивов», в международном сотрудничестве должны участвовать хранители национального архивного достояния. Для этого надо очень хорошо знать формы работы рабочих структур МСА, т. е. рабочих комитетов, групп, где осуществляется прямая работа. Но для этого необходимо знать иностранные языки. В свое время я работал в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. У меня был резерв преподавателей, знающих иностранный язык, которых я мог в любое время отправить за рубеж. Мы должны создавать резервы специалистов, владеющих иностранными языками в архивах, в Историко-архивном институте. Только тогда эффективность профессионального сотрудничества будет более или менее действенной.

Работа в рабочих группах международных организаций принесет свои плоды. У нас хорошие контакты с архивистами Франции, они практически родные в этих стенах. Сейчас они совместно с российскими архивистами и преподавателями ИАИ готовят путеводитель «История Франции в федеральных архивах Москвы».

Мне бы хотелось также, чтобы архивные службы, наши архивы, все мы повернули вектор профессионального сотрудничества в сторону тех стран, которые недавно вышли из Советского Союза. Надо протянуть руку Приднестровью, Украине, Армении, Средней Азии и т. д.

Классические формы сотрудничества в виде организации совместных выставок должны продолжаться, но необходимо их демократизировать. Устраивать выставки необходимо не только в залах архивов, в переходах метро, в фойе крупных магазинов, но и за их пределами, чтобы простой человек с улицы видел, читал и знал историю Отечества, приобщался к ней.

Сегодня в очень сложном положении находится Российское общество историков-архивистов. Надо помочь РОИА, пересмотреть его структуры, расширить состав участников, и через него мы можем выйти на наших коллег из архивных служб зарубежных стран, чтобы решать общие задачи по сохранению историко-документаль-ного наследия Евразики.

Наконец, финансовая сторона нуждается в коренной перестройке. Необходим комплексный подход, учитывающий все формы развития международного сотрудничества. Финансированию подлежат не административные структуры, а исследовательские проекты, программы с ожидаемыми научными, общественно значимыми результатами.

М.В. Ларин

В начале своего выступления скажу несколько слов о возникшей теме международного сотрудничества с архивистами стран ближнего зарубежья. Сразу после этого заседания я еду во ВНИИДАД на заключительный круглый стол пятого семинара архивистов из стран СНГ, который финансирует Россия. Росархив постоянно приглашает на этот семинар архивистов всех бывших советских республик. Мы сохраняем это сотрудничество благодаря существованию Евразийского отделения Международного совета архивов, благодаря кропотливой работе его руководства, которое считает важным поддерживать традиционные связи между архивистами новообразовавшихся государств.

Второе, о чем я хотел сказать, - это о цели нашего заседания. Задача, которую может решить такое общественное собрание -осуществить определенный контроль за эффективностью работы нашего государства. На мой взгляд, наше государство, его государственная машина нуждаются в том, чтобы отдельные аспекты его деятельности подвергались более серьезному анализу. Это поможет совершенствованию нашего государственного механизма, в том числе и в сфере документации.

Третье. Работа с документами, архивная и доархивная, - это важная часть деятельности, которая действительно нуждается в нашем внимании. Вы, конечно же, прекрасно видите, что происходит в мире, сколько актуальных проблем обсуждается на страницах газет, журналов, какие проходят актуальные передачи по телевидению. Но что-то не очень заметно, как общество анализирует и воспринимает нашу архивную жизнедеятельность. Хочу сказать о проблеме комплектования архивов. Если мы не сможем обеспечить документирование жизни общества, в наших архивах просто нечего будет хранить из нашего времени. Они станут музеями, будут хранить только те документы, которые уже в них находятся благодаря работе архивистов. Такая угроза сегодня есть, поскольку мы выходим на новые информационные технологии, электронное документирование.

В условиях отсутствия законов об электронном документе очень трудно рассчитывать на то, что новые технологии документирования дадут информацию будущему поколению, историкам и всем тем, кто захочет узнать, как жила страна прежде. Поэтому нам нужно громко сказать об этой ситуации, нам необходимо в ближайшее время решить эту проблему.

В последнее время мы нередко слышим призыв перейти на электронный документооборот, чтобы бороться с коррупцией. Но для этого он должен опираться на законодательные основы, иначе ничего из этого не выйдет. Хотелось бы привлечь к этой проблеме внимание, прежде всего тех, кто находится в этом зале.

Надо повысить правовой статус и объем полномочий федеральной архивной службы. В качестве агентства она не сможет выполнить государственную задачу сохранения государственной памяти, законодательно решить проблему электронного документирования.

А.Б. Безбородов

Я хотел бы сказать о том, что международный престиж архивов высок, и он постоянно повышается, растет интерес к ним у исследователей. Они приезжают в Россию за тем, чтобы увидеть и получить для себя действительно многое. Поэтому РГГУ, ИАИ стараются не отставать и выходить на международные программы. В первую очередь, по магистерскому направлению. Мы можем разработать должностные инструкции бакалавра, магистранта, отправляющегося работать в систему Федерального архивного агентства.

О двухуровневой системе образования. Переход на нее важен, но куда уйдет заочная форма обучения, так востребованная в федеральных архивах? Что будет с очно-заочной системой? Следует закрепить эти формы обучения на законодательном уровне.

Нуждается в решительном улучшении историческая подготовка наших абитуриентов.

ИАИ предполагает активно сотрудничать с другими вузами в рамках Евразики.

И последнее. Я знаю, что Ефим Иосифович Пивовар является активным сторонником того, чтобы поддержать Российское общество историков-архивистов, в частности журнал «Вестник архивиста». В ИАИ это найдет самую непосредственную поддержку, и мы подумаем, как не только морально укрепить этот журнал.

И.Г. Силина

Мой доклад инициирован членом Общественного совета по гуманитарным наукам, деканом исторического факультета и заведующим кафедрой «Архивоведение и историческая информатика» Алтайского государственного университета В.Н. Владимировым.

Мое желание, чтобы уважаемое сообщество знало о проблемах, которые наиболее волнительны сейчас для архивного дела в Сибирском федеральном округе (СФО). Доклад подготовлен на основе мониторинга, который проводили среди архивных учреждений, куда были привлечены члены Научно-методического совета СФО. А это более 17 архивных организаций всех субъектов СФО.

Первое, о чем хочу сказать, - это о проблеме взаимодействия между государственными муниципальными архивами с организациями федеральной собственности. Я не буду озвучивать эту проблему, она довольно известна. Скажу, что в Новосибирской области пошли по направлению сохранения уже сложившейся системы приема документов, не нарушая систему преемственности и не прекращая процесс комплектования тех фондов, которые уже сложились до введения закона о разграничениях. Но возникает другая проблема. Дело в том, что многие федеральные представительные органы, например налоговая инспекция или прокуратура, объединяются в рамках районов субъектов Федерации. И получается, что муниципальные архивы не по своей воле прекращают комплектование своих фондов, а новую систему комплектования и заключения трехстороннего договора заключить не удается.

Я говорю о проблеме, когда решения принимаются не только на уровне социальной политики, но и на уровне различных программ, которые не предусматривают тех последствий, которые будут вынуждены выносить архивные учреждения.

Второе, это взаимодействие с частными организациями и ликвидированными организациями. Архивное агентство администрации Красноярского края предлагает компенсационные выплаты конкурсным управляющим, налоговые льготы.

Третья проблема - это наделение Федерального архивного агентства функциями правового регулирования документационного обеспечения управления. Поскольку нет единой системы и каждое учреждение устраивает ДОУ по своему усмотрению, они совершенно не согласованы друг с другом. Приведу пример по системе регистрации и учета населения. Документационная система разделена, она разнится. Невозможно на сегодняшний день составить общее мнение о том, сколько человек зарегистрировано, где зарегистрировано и где

эти люди находятся. Поэтому система документооборота касается не только архивов, документоведения, делопроизводства в целом, она касается различных областей, отраслей общества, ведомств. В этой связи возникает вопрос о регулировании аутсорсинга в делопроизводстве и архивном деле. Я имею в виду то, что на наш рынок сейчас выходят активно коммерческие компании, которые предлагают вне-офисное хранение и организацию делопроизводства.

Четвертый момент касается электронного документооборота. Здесь коллеги высказывают мнение о передаче на государственное хранение не только электронных документов, но и программного обеспечения, иначе с электронными документами невозможно будет работать. Некоторые ведомства предлагают программное обеспечение в качестве рекомендованного, и на уровне сельской администрации возникает казус. Например, управление по статистике Алтайского края предложило введение электронного учета хозяйств. На протяжении 5 лет глава сельского образования вел в электронном формате этот учет, а затем принес в архив эту программу, а ее не приняли, ссылаясь на рекомендованный характер программы и отсутствие цифровой электронной подписи, ему пришлось распечатать электронную базу и подписывать даже у тех людей, которые уже не работали в сельской администрации.

Также существует вопрос о возникновении страхового фонда на электронные цифровые носители. Во многих архивах СФО сейчас стоит современная аппаратура, которая позволяет бесконтактно сканировать архивные документы, но страховой фонд формируется на микрофильмах, он продолжает формироваться по старинке. Нет тех норм, той системы, которая позволила бы создать более качественный страховой фонд.

Следующее. На уровне субъектов РФ нормативно закреплен термин «архивный фонд края, области или республики». Но в федеральном законе такого термина нет. И появляются казусы. Это противоречие мешает практическим задачам, которые пытаются решить в области архивного дела на уровне краев, областей, республик. Приведу пример: на территории Алтайского края краевой архив называется Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Когда спрашивают о том, почему он так назван, мы вынуждены ссылаться на локальные, региональные нормативные документы. Поэтому хотелось бы, чтобы в федеральном законе этот термин был прописан во взаимосвязи с определением и понятием Архивного фонда РФ.

О защите тайны личной жизни, ограниченного доступа к персональным данным. Здесь проявляется конфликт между исследователем и архивистом. Так как я часто выступаю и как пользователь, и как человек, знающий архивную специфику, возникают проблемы с

выдачей информации, содержащей персональные данные. Нет нормативной базы, если только конвертировать документы, но в этом случае нужен бдительный надзор архивиста за пользователем.

Кадровый вопрос. Смею вас заверить, в СФО выпускники идут работать в государственные архивы, им нужен стаж. А коммерческие и частные организации неохотно берут выпускников, а только в том случае, если выпускник имеет стаж в государственном или в муниципальном архиве.

Архивисты из частных организаций и компаний не имеют стимула получать специальное второе высшее образование в области архивоведения и документоведения. Поэтому только лишь в муниципальных и государственных архивах существует эта практика. На уровне субъектов Федерации утеряна социальная функция университетского архива. Эту функцию взяли на себя музеи, просто любители, а университетский архив выполняет только социально-правовую функцию. Архив располагается в необорудованных помещениях - чердаках, подвалах, в лучшем случае в хозяйственных помещениях. Я не раз обращалась к ректорам университетов, но они отвечают лишь: «Дело в том, что в показателях, в которых мы должны отражать деятельность университета, архив как структурное подразделение не учитывается». Поэтому им интереснее предоставить помещения под библиотечные фонды, сама номенклатура не предусматривает сохранение документов личного характера, даже наиболее значимых для университета лиц.

Наконец, большой блок архивных документов находится в архивах музеев. Но музеи поставили себя в оппозицию ко многим архивным учреждениям, управлениям. И несмотря на то что многие документы не описаны, они не дают возможность их использовать, ссылаясь на отсутствие архивистов, плохие условия хранения.

В.П. Козлов

Мне показалось очень интересным сегодняшнее обсуждение, хотя для практиков-архивистов, которые здесь присутствуют, ничего нового, наверное, не было. Потому что мы знаем свои проблемы, мы пытаемся их решить, и решаем. В том числе здесь говорилось, что после реформы 2004 г. Федеральное архивное агентство лишилось полномочий по урегулированию вопросов, связанных с документированием управленческой деятельности. И вот два года нам

стоило пробивать поправки к положению о Федеральном архивном агентстве, буквально вчера я отправил эти завизированные поправки в Министерство культуры.

Для тех, кто не был знаком с понятиями «архив», «архивное дело», думаю, было полезно знать, что существует такой маленький государственный организм, который живет вместе со всей страной. Мы пережили 90-е гг., мы переживем и 2000-е гг.

Мне бы хотелось прокомментировать ряд положений, о которых было сказано. Например, В.М. Магидов говорил о необходимости инновационной программы. Я понимаю, что это подразумевается в широком смысле, не только о капитальном строительстве, но и других элементах инфраструктуры архивного дела. Такая программа у нас есть (до 2020 г.), в ней есть и капитальные составляющие, и положения, связанные с информатизацией. Другое дело, может быть, эти программы разрабатываются на скорую руку в силу торопливых указаний, и есть смысл их отдельно обсудить на каком-нибудь общественном мероприятии.

Второе предложение прозвучало от Татьяны Михайловны о создании Совета архивов. У нас такой Совет действует с 2004 г., называется Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве. Он, конечно, немного бюрократичен, так как объединяет руководителей архивных служб субъектов Федерации, поэтому даже если мы встречаемся ежегодно и обсуждаем какие-то актуальные проблемы, все же это совет бюрократов. Однако я совершенно не согласен с тем, чтобы создавать более демократичную структуру. Здесь Ефим Иосифович Пивовар говорил, что нужно воссоздавать общество историков-архивистов. Оно находится в тяжелейшем положении, поскольку главный проект «Микрофильмирование документов генеалогического происхождения» завершается. Здесь Росархив помогает, если бы подключился РГГУ, это было бы здорово; также нужно искать помощь со стороны спонсоров.

Следующее замечание связано с отсутствием итогов расследования хищения документов. Это не совсем точно, поскольку не так давно суд вынес приговор в отношении одного выпускника ИАИ, который совершил массовую кражу документов из военного архива. Он получил три года, и уже их отсидел. Но тем не менее для нас это важно, вор должен быть наказан.

Теперь относительно договоров с иностранцами. Я, Евгений Васильевич, не помню ни одного договора, кроме Гуверовского проекта, который был бы нам не выгоден. Если же они не выгодны в таком широком политическом плане, они были выгодны в материальном плане.

В 1998 г. пошли сознательно на то, чтобы смикрофильмировать документы для одной американской организации ввиду нехватки

финансов. Нам нужно было выживать, и мы попросили не аванс, а всю сумму контракта, благодаря чему три-четыре федеральных архива пережили этот тяжелейший 1998 г.

Относительно вектора содружества с СНГ. У нас были разработаны две концепции международных связей, намечены прекрасные отношения с Белоруссией, Арменией, Украиной. Но мы понимаем, какое давление оказывается на архивистов Украины. Там очень много наших выпускников, и они смотрят положительно на отношения с Россией, но все равно им запрещают командировки, те или иные проекты. Например, на выставку «Полтавская баталия», которая будет в 2009 г., они получили отказ, хотя были двусторонние договоренности. Точно также с Грузией. Мы что, не приглашали их до выхода из СНГ на все мероприятия? Конечно, всегда приглашали.

Существует народная дипломатия и государственная, которой нередко вынуждена подчиняться народная дипломатия. Хорошая идея контроля государства за федеральными архивами. Но такой контроль существует. К примеру, в июне, октябре уже был контроль, и довольно суровый. Это была проверка Генеральной прокуратуры, и, конечно, это были тяжелые времена, ведь никак не объяснишь причину, по которой действительно закон был нарушен, когда мы завершали строительство архива научно-технической документации. Дирекция по строительству этого объекта существует как юридическое лицо, но не получает из бюджета ни копейки денег и вынуждена сдавать помещения в аренду, выживать за счет полученных за аренду средств.

Е.И. Пивовар

Следует заметить, что и в образовательной практике - контроль. У нас была такая зеленая книжка, называлась «Высшая школа», многие, наверное, помнят, особенно работники деканата. Она является сейчас историческим фактом. Но я получил предписания от прокурора Тверской управы о том, что прежде чем отчислить студента, надо получить от него письменное объяснение; но если студент исчез, то как получить от него письменное объяснение, непонятно. Тем не менее такие нормы есть. Поэтому мы просто при зачислении на учебу будем брать с них письменное обязательство, предупреждая заранее о том, что студент может быть отчислен при плохой успеваемости.

О.П. Еланцева

Уважаемое высокое собрание!

Древние говорили: «Человек, празднуй день, в котором живешь». И день сегодняшний для меня праздник. Совершенно случайно от Сигурда Оттовича буквально за час получила приглашение. Я из Владивостока доктор наук, профессор Ольга Павловна Еланцева. И пользуясь случаем, я хочу всех вас поблагодарить, во-первых, за прямую и косвенную поддержку наших исследователей, которые работают в центральных архивах и благодаря этому выходят на кандидатские и докторские диссертации. Во-вторых, я увидела, что проблемы у нас одинаковые, несмотря на то что Владивосток просыпается на семь часов раньше Москвы. И пользуясь тем, что я состою в ученом совете Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, я доложу об этом заседании. И скажу, что собрания такого рода, о которых говорил Николай Владимирович, можно проводить во Владивостоке, даже в режиме online, пользуясь материальными средствами, которыми владеет Дальневосточный государственный университет. Спасибо за внимание!

С.О. Шмидт

Тихомировым при открытии ДВГУ в 1956 г. в завещании было указано только два пункта:

1. Завещать архив - архиву РАН.

2. Завещать библиотеку - Владивостокскому университету. Там была выпущена книга о библиотеке, и встал вопрос о пропаганде знаменитого профессора нашего университета, академика. Я также говорю, что мы сделаем общую работу и на Дальнем Востоке.

Н.В. Левичев

Уважаемые коллеги! Я могу констатировать, что заседать более трех часов без перерыва могут только настоящие подвижники, фанатики своего дела. В свое время, погрузившись на атомном подводном крейсере «Ореол», я получил звание почетного подводника, а сегодня, погрузившись в проблемы, всколыхнувшее общество архивистов, я заслужил звание Почетного архивиста.

У нас должны созревать институты гражданского общества, должны увеличивать свою роль в общественной, государственной жизни. Поэтому я приветствую любые инициативы, чтобы из замкнутого круга деятелей архива вы выходили различными каналами на общественную и публичную деятельность. Но скромно могу заметить, что высшая форма гражданского общества - это политическая партия. Я являюсь членом фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе, помимо того, что я являюсь рядовым членом Общественного совета по гуманитарным наукам при Комитете по науке и наукоемким технологиям, прошу иметь это в виду.

Я уверен, стенограмма круглого стола будет внимательно проанализирована и изучена. Тот проект резолюций, который подготовлен, будет насыщен конкретными предложениями. Давайте все предложения структурируем по уровню значимости. И я думаю, что многое, о чем здесь мечталось, будет воплощено в жизнь.

Теперь по поводу сохранности документов. Я хочу напомнить об одном эпизоде, что еженедельник «Московские новости» прекратил свое существование по решению нового собственника, по его же решению был физически уничтожен архив газеты. Именно потому, что помещение в центре приносит доходы, а архив доходы не приносит. За это никто не ответит.

Теперь по поводу заработной платы московских работников музеев, архивистов. Вы понимаете, что повышение происходит из-за наполненности московского бюджета, который пополняется и за счет пивных заведений, точечной застройки. Я вас благодарю за поднятые проблемы, а мы, депутаты, постараемся это реализовать.

Е.И. Пивовар

Заключительное слово

Спасибо за внимание. Я благодарен всем за участие, был рад видеть родные лица. Это был еще один повод вас увидеть, и, конечно, полностью поддерживаю все то, что здесь прозвучало, особенно проект заключения.

Все предложения и соображения, а также стенограмму заседания передадим в Комитет. Мы вас проинформируем о том, какие положение вошли в законопроекты. Это будет очень важно для студентов. Поэтому мы стенограмму распечатаем и передадим в РГГУ.

Я очень благодарен Федеральному архивному агентству, мы показали результативность совместной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношения у Федерального архивного агентства с РГГУ были разными в последние десятилетия, но сейчас время развивать и продолжать взаимодействие. Если будем друг друга поддерживать, мы сможем преодолевать трудности, нам необходимо поддерживать единство. Приятно, что деятельность этого Совета началась в наших стенах. Еще раз всем спасибо!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.