130
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ЛМЬНЕМ ВОСТОКЕ № 1(74)/2016
Заседание
Консультативного
совета
Расширенное заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении, посвященное актуальным вопросам реализации федеральных законов от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», состоялось во Владивостоке 29 марта 2016 г. Заседание прошло в режиме видеокон-ференцсвязи со всеми таможнями Дальневосточного региона.
В заседании Консультативного совета приняли участие представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Корпорации развития Дальнего Востока, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной и законодательной власти субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, а также около 500 представителей деловых кругов Дальнего Востока, в том числе резиденты и потенциальные участники свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития Дальнего Востока.
С докладами выступили заместитель директора Департамента территорий опережающего развития (ТОР) и инфраструктуры Минвостокразвития России Светлана Утяшева, директор департамента взаимодействия с резидентами свободного порта Владивосток АО «Корпорация развития Дальнего
Востока» Евгений Сачков, руководитель Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Приморскому краю Галина Колесникова, начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ Владимир Теремецкий, заместитель начальника ДВТУ - начальник службы федеральных таможенных доходов Сергей Панкратов и начальник отдела экспортного контроля Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Дальневосточному федеральному округу Татьяна Краснова.
На Дальнем Востоке в настоящее время реализуются масштабные проекты развития и модернизации российской экономики. Это, в частности, формирование территорий опережающего развития, создание свободного порта Владивосток и многое другое. Как отметил в одном из выступлений министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Сергеевич Галушка, новые механизмы развития Дальневосточного региона задействовали почти триллион рублей инвестиций в экономику. Из них менее 10 % - бюджетные средства и остальное - частные. Организация новых производств на Дальнем Востоке позволит создать около 50 тысяч новых рабочих мест, откроет новые перспективы для малого и среднего бизнеса и будет способствовать наращиванию экспорта современной и качественной продукции Российской Федерации по конкурентоспособным ценам в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Российские производители получат дополнительные возможности выхода на зарубежные рынки.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
131
Мощным инструментом развития экономики Дальневосточного федерального округа стало создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР).
ТОР - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития», где ключевыми принципами являются дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. Таким образом, ТОР - это инструмент развития Дальнего Востока, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сегодня желание работать в ТОРах выразили около сотни резидентов с общим объемом инвестиций около 300 миллиардов рублей.
В настоящее время на Дальнем Востоке сформировано 12 территорий опережающего развития. По две ТОР созданы в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях. По одной - на Камчатке, в Якутии и на Чукотке. Еще одна ТОР в Приморском крае в ближайшее время появится в г. Большой Камень на базе судостроительного завода «Звезда».
Свободный порт Владивосток фактически является продолжением тех идей и положений, которые заложены в законе о территориях опережающего развития с учетом конкретной специфики и конкретного транзитно-логистического потенциала юга Приморья.
Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» распространяется на 15 муниципальных образований
Приморского края и все ключевые порты юга Дальнего Востока от Зарубино до Находки, а также международный аэропорт «Владивосток» (Кневичи). Общая площадь территории, которую охватывает экономическая зона, составляет 28,4 тыс. км2, здесь проживает 1,4 млн чел. (75 % населения Приморья).
Проект направлен на расширение трансграничной торговли, развитие транспортной инфраструктуры и включение Приморского края в глобальные транспортные маршруты, а также на привлечение инвестиций, создание сети логистических центров с особыми условиями транспортировки, хранения и частичной переработки грузов, на организацию несырьевых экспортно ориентированных производств и увеличение производств с высокой добавленной стоимостью.
В целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и обеспечения социально-экономического развития в зонах свободного порта Владивосток и ТОР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Так, на территории свободного порта Владивосток устанавливаются облегченный визовый режим, современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли, меры государственной поддержки предпринимателей в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, ускорения социально-экономического развития и повышения
132
таможенная политика России на лальнем востоке № 1(74)/2016
уровня жизни населения Дальнего Востока.
Свободный порт Владивосток станет гибким механизмом для инвестирования в российский Дальний Восток. Резиденты свободного порта получат широкие преференции - это не только налоговые льготы, но и облегченный визовый режим, введение процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ), упрощенное прохождение контрольных процедур на границе, максимальное снижение административных барьеров.
Основными преимуществами применения таможенной процедуры СТЗ являются возможность ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования технологического и промышленного оборудования и сырья, комплектующих или запчастей, предназначен-
ных для осуществления производственной деятельности.
Для организации, координации и контроля деятельности таможенных органов региона по обеспечению функционирования свободного порта Владивосток в рамках установленной компетенции, проведения разъяснительной работы и оперативного информирования резидентов свободного порта Владивосток в ДВТУ создана рабочая группа по реализации мероприятий по обеспечению функционирования свободного порта Владивосток.
Кроме того, ДВТУ прорабатывается вопрос кадрового обеспечения пунктов пропуска свободного порта для организации круглосуточной работы.
Отделение по связям с общественностью ДВТУ