НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЧГАКИ
КУЛЬТУРА - ИСКУССТВО - ОБРАЗОВАНИЕ: ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА 8 ФЕВРАЛЯ 2010 г.
В День российской науки прошла XXXI научно-практическая конференция по итогам научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава академии «Культура - Искусство - Образование: единство теории и практики».
Участников (на пленарном заседании присутствовало 270 человек) поздравил проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук, доцент С. В. Буцык. Гость из Таджикистана, проректор по научной работе и международным связям Таджикской национальной консерватории, кандидат искусствоведения, доцент Ф. А. Уль-масов передал приветствия от коллег из Душанбе. С докладами выступили: проректор по НИР Т. Ф. Берестова («Научноисследовательская работа профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ: достижения, проблемы и перспективы (по итогам 2009 года)» [1]); проректор по воспитательной работе Н. В. Овчинникова («Страницы истории российской культуры в годы Великой Отечественной войны»); кандидат педагогических наук, доцент С. С. Сокови-ков с сообщением «Концептуализация популярной культуры как культурологическая проблема» [2]. На пленарном заседании также поздравили победителей конкурса внутриакадемических грантов за 2010 г. и вручили премии за публикаторские достижения в 2009 г.
В рамках конференции работали 30 секций (присутствовало 210 человек). По окончании состоялось заключительное пленарное заседание, на котором подведены итоги конференции.
НИР за 2009 г. основательно проанализирована в главном докладе пленарного заседания проректором по научно-исследовательской и инновационной работе Т. Ф. Берестовой.
Главные достижения связаны с увеличением числа ученых. В 2009 г. основной прирост статусных кадровых показателей происходит при защитах кандидатских и докторских диссертаций, и в этом году как никогда высокие цифры: прошли защиты 3-х докторских и 13-ти кандидатских диссертаций. Функционировали два диссертационных совета, однако, в связи с выходом нового перечня научных специальностей Совет по культурологии и антропологии прекратил работу в декабре 2009 г.
Было отмечено, что в академии активно формируются научные школы и направления. Наибольший прирост учеников - в школе Р. А. Литвак, а также в научных направлениях под руководством Н. Г. Апухтиной, В. С. Невелевой. Наиболее проблемным вопросом для ученых остается издание монографий и публикация статей в «ВАКовских» журналах. Пополнение идет медленно, в основном за счет защищающейся молодежи, тогда как мэтры довольно пассивны в этом отношении. Высокие результаты по количеству монографий - на кафедре педагогики и психологии, по числу «ВАКовских» публикаций - на кафедре документоведения и музееведения.
Укрепились связи академии с РАН, а именно с Институтом проблем информатики, Институтом философии и Научноиздательским производственно-полигра-
115
фическим и книгораспространительным центром РАН. Признанию наших ученых способствует участие преподавателей академии в различных международных и всероссийских конкурсах.
После проведения ряда реорганизационных мероприятий, являющихся следствием более жестких условий финансирования академии, на правах временных творческих объединений функционируют:
Центр чтения (руководитель В. Я. Аскарова), Центр изучения социокультурных проблем развития личности и подготовки специалистов (руководитель М. Е. Дуранов), Центр традиционной культуры (руководитель Л. Н. Лазарева), Региональный институт философских и культурологических исследований (руководитель Н. Г. Апухтина), Институт культуры детства (руководитель Р. А. Литвак).
Т. Ф. Берестова также обратила внимание участников конференции на изменение подходов к определению эффективности деятельности отдельного ученого, учреждения, научного журнала. Индекс цитирования в России скоро станет важнейшим показателемсновой для формирования такой оценки. В докладе были представлены результаты анализа профессиональной индивидуальной активности преподавателей ЧГАКИ на основе базы данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Заметных успехов в 2009 г. добилась редакция журнала «Вестник ЧГАКИ». В прошлые годы ставились задачи обеспечения высокого уровня публикаций, расширения круга авторов и подписчиков, повышения авторитета издания в научной среде. Эта работа в значительной степени удалась.
В «Вестнике ЧГАКИ» публиковались дискуссионные статьи и отклики на них. В результате получены высокие оценки содержания журнала в целом, особенно отмечено наличие материалов уважаемых ученых из разных городов страны. Есть и объективные показатели признания «Вестника ЧГАКИ», которые представлены в БД РИНЦ в электронной научной библиотеке на основе импакт-фактора (численный показатель важности научного журнала). К началу 2010 г. импакт-фактор «Вестника ЧГАКИ» составил 0,034 что значительно выше по сравнению с изданиями других вузов культуры.
Перспективы НИР в 2010 г. будут связаны с дальнейшим ростом научного потенциала профессорско-преподавательского
состава академии. Есть надежды на признание «Вестника ЧГАКИ» в качестве «ВАКовского» издания1. Безусловно, будет расти наш авторитет у научного сообщества, в орбиту научных связей ЧГАКИ войдут ведущие специалисты по всем основным направлениям, связанных с профилем вуза. Однако формальные и персонифицированные показатели НИР могут измениться только при наличии слаженной работы отдельного преподавателя, кафедры, факультета и ректората.
Материал подготовлен И. Д. Борченко
1 В соответствии с решением президиума ВАК Минобразования России в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы научные результаты на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, с 19.02.2010 включен «Вестник ЧГАКИ» (прим. ред.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНУТРИАКАДЕМИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ
Традиционно в Челябинской государственной академии культуры и искусств прошли два внутриакадемических конкурса:
- на соискание грантов для поддержки научно-исследовательских проектов в области культуры, искусства, информации и образования на 2010 г.;
- присуждение премий за лучшие научно-публикаторские достижения в области культуры, искусства, информации и образования в 2009 г.
Всего на конкурс было подано 35 заявок, из них 20 грантовских проектов и 15 заявок на присуждение премии. В конкурсе приняли участие следующие кафедры: режиссуры театрализованных представлений и праздников, оркестрового дирижирования, культурологии и социологии, музыкальной фольклористики, музыкального образования, эстрадно-оркестрового творчества, книжного бизнеса, доку-ментоведения и музееведения, педагогики хореографии, режиссуры кино и телевидения, русского языка и литературы, истории и теории музыки, а также концертнотворческий отдел и отдел аспирантуры.
Среди победителей в конкурсе на присуждение грантов для поддержки научно-исследовательских проектов в области культуры, искусства, информации и образования были названы следующие:
Преподаватели:
- Мордасов Александр Алексеевич (кафедра РТПП) - за проект издания учебного пособия «Атмосфера»;
- Лушникова Алла Вячеславовна (руководитель проекта), Цветкова В. Д., Кувшинова О. В. (кафедра документоведе-ния и музееведения) - за научно- исследовательский проект «Образ документоведа / образ музея в произведениях искусств и в художественной литературе»;
- Лавришин Владимир Иванович (кафедра оркестрового дирижирования) - за проект организации и проведения международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы народнооркестрового исполнительства и подготовки дирижерских кадров».
Аспиранты:
- Федоров Николай - за научноисследовательский проект «Старообрядческие скиты Южного Урала в XIX - начале XX вв.»;
- Давлетчин Ильдар (Давлетчина Юлия, студентка 4-го курса Института документальных коммуникаций, специализация «Издательское дело и редактирование») - за научно-исследовательский проект «Творческая самостоятельность подростка - цель педагогической работы вожатого ЧГАКИ (50-летию Всероссийского детского центра «Орленок» посвящается)».
Студенты:
- Изотов Данил, Фоминых Татьяна,
Пензин Сергей (студенты группы 311, кафедра фольклористики) - за научно-
исследовательский проект «Исследования музыкального фольклора в русскоязычных селах Южного Урала» (научный руководитель Шевякова Н. А.).
- Баранова Ирина (студентка 4-го курса культурологического факультета, специализация «Социология культуры») -за научно-исследовательский проект «Социальный аутизм в студенческой среде» (научный руководитель Зубанова Л. Б.).
- Ляготина Анна (студентка группы
903 Института документальных коммуникаций, факультета книжного бизнеса, до-кументоведения и музееведения) - за научно-исследовательский проект «Отражение процессов эмансипации в искусстве стиля модерн» (научный руководитель
Шуб М. Л.).
117
В конкурсе на присуждение премий за лучшие научно-публикаторские достижения в области культуры, искусства, информации и образования места распределились следующим образом:
В номинации «Монография»
- Зубанова Людмила Борисовна - за монографию «Духовное лидерство в современной России»;
- Шуб Мария Львовна - за монографию «На гребне промежутка (художественное пространство сквозь призму постмодернистской парадигмы)».
I место
- Нарская Тамара Борисовна - за учебное пособие «Историко-бытовой танец»;
- Черевань Светлана Владимировна -за цикл научных статей «Музыкальный текст как феномен художественной культуры: сценическая интерпретация».
II место
- Хабибулин Рулан Генятович - за учебное пособие «Методика работы с эстрадным инструментальным ансамблем»;
- Казакова Галина Михайловна - за цикл научных статей под девизом «Осенние новеллы»;
- Бычков Владимир Васильевич - за издания прошедшего года.
III место
- Усанова Ольга Григорьевна - за цикл научных статей под девизом «Важной задачей современной системы образования является формирование духовности, общей культуры в противовес узкому профессионализму и знаниевой парадигме»;
- Ермолаева Маргарита Валерьевна -за цикл научных статей под девизом «Процессуальные фразеологизмы социального статуса в коммуникативнопрагматической деятельности гендера».
За прошедший год маститые и молодые ученые вуза осознали, что не только победа, но и само участие в конкурсах престижно и почетно. Активной жизненной позицией, позитивным отношением к жизни, смелым полетом научной мысли отличаются, например, Виталий Семенович Толстиков (заведующий кафедрой истории), Галина Михайловна Казакова (заведующая кафедрой культурологии и социологии), Людмила Борисовна Зубанова (доцент кафедры культурологии и социологии), Ольга Григорьевна Усанова (доцент кафедры литературы и русского языка).
Научный отдел рекомендует преподавателям, аспирантам и студентам чаще обращаться к специалисту по грантам за помощью в освоении технологии гранто-соискательства. Это позволит существенно сэкономить время поиска необходимой информации для получения гранта, узнать, какими бывают гранты, куда обращаться, как правильно оформить документы, получить адреса фондов и краткую характеристику приоритетных направлений их благотворительной деятельности.
Материал подготовлен М. Ю. Глейх
118
ЗАСЕДАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 210.020.02
28 января состоялось заседание совета Д 210.20.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Впервые на защите в данном совете обсуждалась докторская диссертация: В. М. Рябков представил исследование «Историография педагогической теории социально-культур-ной деятельности (вторая половина ХХ - начало ХХ1 вв.)» (специальность 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности). Присутствие на защите трех оппонентов из Ростова, Омска, Челябинска, а также консультанта соискателя из МГУКИ профессора Н. Н. Ярошенко, большое количество вопросов и активные выступления членов совета сделали дис-
куссию по диссертации интересной и обстоятельной.
Не менее интересно прошла защита кандидатской диссертации Ю. А. Демченко на тему «Историко-теоретические и организационные аспекты функционирования библиотек, осуществляющих музейную деятельность» (специальность
05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение).
Итогом защит по обеим темам стало единогласное голосование и вывод о том, что соискатели достойны искомых степеней.
Материал подготовлен Т. Ф. Берестовой
АСПИРАНТ ЧГАКИ ПОЛУЧИЛ ИМЕННУЮ СТИПЕНДИЮ
Аспирант кафедры философских наук ЧГАКИ Дмитрий Юрьевич Бельчич в 20092010 гг. стал лауреатом конкурса на соискание именных стипендий Института общественного проектирования, назначаемых аспирантам, работающим над общественно значимыми темами социально-гуманитарных исследований. Диссертационная работа «Медиасфера: формирование гражданской культуры современной России»
продолжает его дипломное исследование «Политическая медиакультура современной России: игра медиадискурсов». Необходимо отметить, что и оно было поддержано именной стипендией Института общественного проектирования в 2008-2009 гг.
Поздравляем с победой!
Материал подготовлен М. Ю. Глейх
119