СЕКЦИЯ № 1 ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И.А. Апанасенко, курсант, В.В. Копасов, курсант, Н.Н. Кривенко, старший преподаватель, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Одна из основных задач РСЧС состоит в предотвращении или минимизации потерь и угрозы жизни и здоровью населения [1]. Эта задача решается проведением комплекса заблаговременных или экстренных мероприятий, направленных на снижение поражающего воздействия источников чрезвычайных ситуаций.
Деятельность РСЧС позволяет обеспечить законодательное право [1] населения на защиту его жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения стихийных бедствий природного и техногенного характера (наводнения, землетрясения, террористических актов и т.п.).
В комплекс основных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту населения и имущества, входят [2]:
1. подготовка населения в области гражданской обороны (ГО);
2. оповещение населения об опасностях, связанных с военными конфликтами и чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
3. подготовка к проведению и эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4. предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
- меры по инженерной защите населения;
- меры радиационной и химической защиты;
- медицинские мероприятия.
Эти мероприятия могут осуществляться как в предупредительном (превентивном), так и в оперативном порядке, в зависимости от величины грозящей опасности. Особое внимание при проведении этих мероприятий обращают на характер расселения людей, природно-климатические условия региона и его экономические возможности. Согласно [1], РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, органов управления ГОЧС на всех уровнях, организаций, учреждений и предприятий, которые наделены полномочиями по созданию и содержанию сил и средств гражданской обороны (продовольственных,
медицинских и иных средств), планированию и осуществлению мероприятий по поддержанию в исправном состоянии имеющихся ЗС, проверке их готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.
Подготовка населения в области ГО предусматривает развитие нормативно -правовой документации, пропаганду знаний и обеспечение образовательной деятельности в области ГО на рабочих местах и специализированных учебно-методических центрах.
Мероприятия, связанные с оповещением населения, состоят в поддержании работоспособности имеющихся средств оповещения, их совершенствовании на базе технических средств нового поколения, создании локальных (объектовых), местных, территориальных, региональных и федеральных систем оповещения.
В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, возможности краткосрочного восстановления инфраструктуры и транспортной доступности решается вопрос об эвакуации или размещения населения в защитных сооружениях.
В случае однозначной необходимости проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей создается эвакуационный орган, в обязанности которого входит подготовка безопасных районов, планирование и проведение эвакуации. Так, в августе-сентябре 2013 года в результате наводнения в Амурской области силами сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам из Белгородской, Воронежской, Ивановской, Смоленской, Тульской и Ярославской областей, спасателей Центрального регионального поисково-спасательного отряда и аварийно-спасательной службы на акваториях от Рязанской области проведена эвакуация жителей региона в пункты временного размещения [3].
Когда проведение полной эвакуации невозможно, важную роль играет строительство быстровозводимых и использование имеющихся защитных сооружений ГО, а укрытие населения в них становится надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
Классификация защитных сооружений представлена на рисунке.
Рис. Классификация защитных сооружений ГО
По назначению защитные сооружения (ЗС) для укрытия и защиты людей классифицируют на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и простейшие укрытия [4].
По конструкции различают сооружения открытого типа (простые укрытия -щели, траншеи) и закрытого типа (убежища и ПРУ).
По срокам возведения ЗС делят на строящиеся заблаговременно по планам мирного времени, и быстровозводимые (БВУ) в опасный период, в первую очередь, на предприятиях, продолжающих работать в это время.
ЗС по вместимости разделяют на малые - от 75до 300 человек, средние - от 300 до 1000 человек и большие - свыше 1000 человек.
По защитным свойствам выделяют убежища пяти классов (А-1, А-2, А-3, А-4, А-5) (табл. 1) и противорадиационные укрытия пяти групп (П-1, П-П, П-Ш, П-IV, П-у) (табл. 2).
Радиус сбора укрываемых в городских убежищах нормируется в зависимости от этажности застройки, а укрываемых в ПРУ - в зависимости от удаления от границ города [3].
Таблица 1
Классификация убежищ по защитным свойствам
Класс Избыточное давление во фронте воздушной ударной волны рфр, кгс/см2 Степень ослабления проникающей радиации Кз
А-1 5 5000
А-2 3 3000
А-3 2 2000
А-4 1 1000
А-5 0,5 500
Таблица 2
Классификация ПРУ по защитным свойствам
Группа Избыточное давление во фронте воздушной ударной волны рфр, кгс/см2 Степень ослабления
проникающей радиации Кз
П-1 0,2 200
П-11 - 200
П-Ш 0,2 100
П-ГУ - 100
П-У - 50
Масштабное использование ЗС относится ко времени ВОВ, когда население укрывалось от массированных авиаударов, артобстрелов и т.п. В последнее время защитные сооружения находили применение при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, в зонах вооруженных конфликтов для развертывания пунктов жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и других.
В мирное время для снижения затрат на содержание ЗС ГО установлен порядок их использования [5] для нужд предприятий, учреждений, организаций (оборудование складских и производственных помещений) и населения (использование в качестве помещений для культурного и бытового обслуживания и учебных занятий, спортивных помещений, автостоянок и др.). Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения ГО, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии готовности к приему укрываемых в срок до 6 часов.
Общее количество защитных сооружений в г. Воронеже, как в РФ в целом, в целях безопасности является засекреченной информацией. Неспокойная обстановка в мире, повышает интерес к теме состояния готовности и количества ЗС на территории РФ, особенно «подготовке бомбоубежищ Крыма, а также Воронежской, Ростовской, Брянской, Курской и Белгородской областей» [6].
Ведь «даже если защитное сооружение сработает раз в 50 лет и спасет десятки жизней, то оно уже имеет право на существование» [7].
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». - Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. - № 35. - С. 3648.
2. Постановление Правительства РФ № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации». - Собрание законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. - № 47. - С. 6595.
3. http://mchs-orel.ru/22-dnya-v-zone-chrezvychajnoj-situacii/; http://mchs-orel.ru/zashhitnye-sooruzheniya-ix-naznachenie-i-klassifikaciya/ Дата обращения 17.04.2016.
4. СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП П-11-77*» - М.: Минстрой России, 2014.
5. Приказ МЧС РФ от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время». - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 сентября 2005 г. - № 39.
6. http://www.politonline.ru/interpretation/22327577.html от 13.08.2014. Дата обращения 17.04.2016.
7. http://ria.ru/interview/20121001/761512758.html#ixzz464Cx6SXOРИА Новости. Интервью от 01.10.2012 с директором департамента гражданской защиты МЧС России (2012 г.) генерал-майором Сергеем Диденко. Дата обращения 17.04.2016.