СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
При повреждении одного из узлов, представленных на рис. 1, с большой долей вероятности возможно прогрессирующее разрушение, т.е. последовательное разрушение несущих строительных конструкций здания (сооружения), приводящее к обрушению всего здания или его значительной части (рис. 2, 3).
Предложена методика оценки риска аварии одноэтажного промышленного здания при локализации обрушения различных конструкций в 2-х температурных блоках цеха, представленных в табл. 1.
Результаты расчета риска аварии при об рушении конструкции цеха
№ блока Вид обрушения Li Pni Rloc,i
Средняя колонна 0,0271 1,0443 0,0283
1 Крайняя колонна 0,0141 1,0426 0,0147
Стеновая панель 0,1910 3,4110-8 6,5210-7
Ферма 0,0268 1,0448 0,0280
Средняя колонна 0,0284 1,0422 0,0296
Крайняя колонна 0,0144 1,0417 0,0150
Стеновая панель 0,1910 3,4110-8 6,5210-7
Ферма 0,0252 1,0437 0,0263
Оценка риска локального обрушения для конструкций, способных вызвать прогрессирующее (лавинное) обрушение здания проводилась по формуле
^¡ОС,( = ,
где Li - относительный показатель возможного ущерба технологическому процессу от обрушения конструкций; Р„ - произведение уровней надежности конструкций из последовательности обрушения; / -номер группы однотипных конструкций. Согласно данным этой оценки наиболее опасными с позиций развития лавинного обрушения одноэтажного промышленного здания являются средние колонны и ферма покрытия.
Список использованной литературы: 1. Булаев В.А., Булаев И.В. Возможности и перспективы решения жилищной проблемы в металлургических регионах России. Социальная политика и социология. 2013. № 6. С. 127-141.
© Булаев В.А., 2018
УДК 628.517.2
Виктор Александрович Горин
кандидат техн.наук, профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар, Российская Федерация, Email: 2486550@mail.ru Виталий Владимирович Клименко кандидат техн. наук, доцент кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар, Российская Федерация, Email: 4552439@mail.ru
ЗАЩИТА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ОТ ШУМА КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ
Аннотация
Проблема снижения шумового воздействия газотранспортного оборудования компрессорных станций магистральных трубопроводов на окружающую среду в настоящее время является наиболее
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
актуальной. Приведены основные излучатели газоперекачивающих агрегатов и способы снижения шума. На примере компрессорной станции «Береговая» магистрального газопровода «Голубой поток» выполнены расчеты уровней звуковой мощности каждого агрегата. Установлены основные источники шума газоперекачивающих агрегатов и разработаны шумозащитные мероприятия.
Ключевые слова Компрессорная станция, снижение шума, жилая застройка.
Viktor Aleksandrovich Gorin
Candidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Architecture of Civil and Industrial
Buildings and Structures Kuban State Technological University,
Krasnodar, Russian Federation, Email: 2486550@mail.ru Vitaliy Vladimirovich Klimenko Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Architecture of Civil and
Industrial Buildings and Structures Kuban State Technological University,
Krasnodar, Russian Federation Email: 4552439@mail.ru
Abstract
The problem of reducing the noise impact of gas transmission equipment of compressor stations of main pipelines on the environment is currently the most relevant. The main emitters of gas pumping units and methods of noise reduction are presented. Calculations of sound power levels of each unit are performed on the example of the compressor station of the main gas pipeline. The main sources of noise of gas-pumping units are established and noise protection measures are developed.
Keywords
Compressor station, noise reduction, residential development.
Проблема снижения шумового воздействия газотранспортного оборудования компрессорных станций (КС) магистральных газопроводов на окружающую среду в настоящее время является одной из наиболее актуальных при решении вопросов обеспечения санитарно-гигиенических и экологических требований и норм на строящихся и эксплуатируемых объектах.
Объективные требования защиты окружающей среды от технологического шума (шум в ходит в число факторов воздействия на окружающую среду, учитываемых природоохранными организациями), рост темпов ввода в эксплуатацию оборудования повышенной мощности, необходимость расположения организаций транспорта газа в густонаселенных районах вносят дополнительные ограничения на шумовые характеристики газотранспортного оборудования.
Шум КС имеет аэродинамическое и структурное происхождение и в основном обусловлен работой газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Известно, что интенсивными излучателями шума газотурбинных перекачивающих агрегатов являются воздухозаборная камера (ЗК) и всасывающий патрубок осевого компрессора, корпус и шахта выхлопа газотурбинной установки (ГТУ), нагнетатель и трубопроводы его технологической обвязки.
Шум технологического оборудования КС имеет высокий уровень и достигает 128 дБА в непосредственной близости от источника шума (1 м от звукоактивной поверхности). Размеры санитарно-защитных зон КС по шуму без внедрения интенсивных мероприятий по шумоглушению могут достигать 6 км.
В настоящее время наиболее распространенными являются так называемые пассивные способы уменьшения шума, т. е. установка различных глушителей, звукоизолирующих кожухов, экранов, вибродемпфирующих покрытий на существующих машинах. Эти способы позволяют значительно снизить уровень шума лопаточных машин, но их применение приводит к увеличению массы и габаритов машин,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
дополнительному сопротивлению в газовоздушном тракте ГПА. Кроме того, для снижения шума эксплуатируемых агрегатов требуются большие материальные затраты.
Современное состояние исследований в области технической акустики, развитие компьютерных методов расчетов позволяют значительно повысить эффективность средств глушения шума за счет применения новых технических решений и уточненного расчета конструкций.
Соответствующие мероприятия позволяют снизить капитальные затраты на обеспечение санитарно-гигиенических и экологических норм по шуму при создании новых ГПА, а также оптимальным образом осуществить меры по снижению шума работающих агрегатов.
К основным направлениям исследований, ориентированных на создание эффективных систем шумоглушения процессов всасывания и выхлопа газотурбинных ГПА, необходимо отнести следующее:
- снижение шума процессов всасывания и выхлопа ГТУ в источнике его образования;
- разработка эффективных конструкций шумоглушителей, устанавливаемых в газовоздушных трактах (ГВТ) ГТУ;
- разработка точной методики расчета шумоглушителей сложной формы.
Ниже, на примере компрессорной станции «Береговая» магистрального газопровода приведена методика определения шумовых характеристик основного технологического оборудования, расчет уровней звуковой мощности каждого агрегата в целом и дано описание разработанных мероприятий по защите от шума.
Компрессорная станция «Береговая» является одной из составных частей магистрального газопровода «Голубой поток», участка, проходящего по территории Краснодарского края. Она располагается в Геленджикском районе на расстоянии 1,5 км от побережья Черного моря. На расстоянии от 1,7 до 5,5 км к ней прилегают населенные пункты и базы отдыха.
Особенностью рассматриваемой компрессорной станции является отсутствие в мировой практике станций аналогичной мощности. Требуемое давление газа на выходе 25,5 Мпа, должно обеспечить его передачу на большие расстояния. Основное технологическое оборудование станции (газоперекачивающие агрегаты, аппараты воздушного охлаждения газа, турбогенераторы и др.) также не имеет аналогов, и разрабатывалось впервые.
В соответствии с требованием СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [1] размеры санитарно-защитных зон магистральных трубопроводов и систем газоснабжения определяются с учетом минимальных расстояний от городов и других населенных пунктов. Такие расстояния регламентируются строительными нормами и правилами. Согласно СП 36.13330.2012 [2], минимальное расстояние от компрессорных станций газопроводов Ьго класса до населенных пунктов следует принимать равным 700 м.
Шумовые характеристики технологического оборудования определялись расчетным путем. С этой целью фирмой производителем основного оборудования замерялись шумовые характеристики отдельных узлов. Далее, используя методику, ГОСТ ИСО 3744-2013 [3] выполнялся расчет уровней звуковой мощности каждого агрегата в целом, в октавных полосах частот и по шкале «А».
Из-за сложного горного рельефа площадки застройки, не представлялось возможным определение шумовой характеристики компрессорной станции в целом. Поэтому уровни шума в расчетных точках на границе санитарно-защитной зоны рассчитывались от каждого источника шума, а затем суммировались.
Выполненная оценка шумового режима работы компрессорной станции позволила установить следующее. Уровни звукового давления и уровни звука, создаваемые технологически оборудованием на границе санитарно-защитной зоны в направлениях от станции на юго-запад, запад, северо-запад и север экранируются естественным рельефом местности и не превышают требований норм. В направлениях северо-восток, восток, юго-восток и юг получено превышение допустимых уровней звукового давления 5 дБ в октавной полосе частот 63 Гц.
Для выполнения норм по шуму на расстояниях, регламентированных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [1] разработаны мероприятия по снижению шума. Основными источниками шума газоперекачивающих агрегатов являются выхлопная труба, камера фильтров и выпускная вентиляция кожуха газовой турбины. Эти узлы ГПА снабжены глушителями шума. Их конструктивная доработка позволит снизить шум агрегата
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
в целом и обеспечит нормативные уровни шума на границе СЗЗ. Альтернативной мерой снижения шума предусмотрена установка экрана-стенки переменной высоты.
Таким образом, выполненная оценка загрязнения окружающей среды компрессорной станции «Береговая» магистрального газопровода «Голубой поток», определение шумовых характеристик отдельных узлов основного оборудования, расчет уровней звуковой мощности каждого агрегата и разработка шумозащитных мероприятий позволили снизить шум в прилегающей жилой застройке до нормативных требований.
Список использованной литературы:
1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора России, 2009. - 42 с.
2. СП 36.1333.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*. - М.: Госстрой, ФАУ «ФЦС», 2012. - 60 с.
3. ГОСТ Р ИСО 3744-2013. Акустика. Определение уровней звуковой мощности и звуковой энергии источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью. - М.: Стандартинформ, 2014. - 6 с.
© Горин В.А., Клименко В.В., 2018
УДК 628.517.2
Виктор Александрович Горин,
кандидат техн. наук, профессор кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail:2486550@mail.ru Виталий Владимирович Клименко, кандидат техн. наук, доцент кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий и сооружений ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,
г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail:4552439@mail.ru Арина Александровна Себелева, студентка, института строительства и транспортной инфраструктуры ФГБОУ ВО «Кубанский
государственный технологический университет», г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail: arinaseb98@mail.ru
ЗАЩИТА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ОТ ШУМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ
Аннотация
Рассмотрены источники шума железнодорожной станции и мероприятия по защите от шума на примере реконструируемого вокзального комплекса железнодорожной станции Краснодар-I СКЖД МПС. Установлено, что основными источниками шума являются процессы формирования поездов, проходящие сквозные поезда, работа маневров тепловозов, сигналы локомотивов и громкоговорителей, а так же автобусная станция междугороднего назначения. Определены превышения уровней шума в пассажирских залах, номерах гостиниц вокзального комплекса и на территории жилой застройки прилегающей к вокзальной площади. Разработаны шумозащитные мероприятия.