Научная статья на тему 'ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ'

ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СУД / ЗАКОН / НАЦБЕЗОПАСНОСТЬ / ИНОАГЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меркурьев Виктор Викторович, Боброва Ольга Викторовна

В статье освещаются вопросы вмешательства во внутренние дела России иностранных государств на фоне установления (изменения) миропорядка, развития национального законодательства, правоприменительной практики, правонарушений в сфере защиты государственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меркурьев Виктор Викторович, Боброва Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF RUSSIA’S SOVEREIGNTY IN MODERN GEOPOLITICAL REALITIES

The article highlights the issues of interference in the internal affairs of Russia by foreign states on the background of the establishment (change) of the world order, the development of national legislation, law enforcement practice, offenses of law in the field of the protection of state interests.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2023_1_137 УДК 347.19

Защита суверенитета России в современных геополитических реалиях

Виктор МЕРКУРЬЕВ Ольга БОБРОВА

Здесь не должно быть двойных стандартов, нельзя делить террористов на «хороших» и «плохих». И, конечно, недопустимо и крайне опасно пытаться использовать террористические и радикальные экстремистские группировки в политических или геополитических интересах.

В.В. Путин

Президент России Владимир Владимирович Путин на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (16 сентября 2022 г., г. Самарканд, Республика Узбекистан) обратил внимание на «возрастающую роль новых центров силы, взаимодействующих на общепризнанных принципах верховенства международного права и Устава ООН», отметив, что «...одним из приоритетных направлений... была и остаётся борьба с терроризмом и экстремизмом, наркотрафиком, организованной преступностью и незаконными вооружёнными формированиями, а в числе других ключевых задач - содействие по-

МЕРКУРЬЕВ Виктор Викторович - доктор юридических наук, профессор, президент Российской криминологической ассоциации им. Азалии Ивановны Долговой. E-mail: merkuriev-vui@mail.ru.

БОБРОВА Ольга Викторовна - кандидат юридических наук, эксперт Российской криминологической ассоциации им. Азалии Ивановны Долговой. E-mail: bogomazova@mail.ru

Ключевые слова: конституция, суд, закон, нацбезопасность, иноагент.

литико-дипломатическому урегулированию конфликтов по периметру наших внешних границ, в том числе в Афганистане» [1].

Проект ФЗ «О внесении изменения в

статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» подготовлен парламентариями в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части недопустимости нарушения территориальной целостности страны и защиты её суверенитета [2].

В рамках данной инициативы был внесён и проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на совершенствование правовых и организационных основ противодействия экстремистской деятельности и распространению экстремистских материалов [3].

ФЗ № 114-ФЗ для защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за её осуществление [4].

Согласно ст. 3 противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Поскольку экстремизм во всех его проявлениях создаёт реальную угрозу суверенитету, ведёт к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает национальную безопасность, целостность страны, основы её конституционного строя, а также межнациональные и межконфессиональные традиции, то борьба с экстремистскими проявлениями всегда должна находиться в фокусе государственной политики.

Это нашло отражение в принятой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. [5] - документе стра-

1 Путин указал на заседании ШОС на возрастающую роль новых центров силы // URL: https://eadally.com/ru/news/2022/09/16/putln-ukazal-na-zasedanli-shos-na-vozrastayushchuyu-rol-novyh-centrov-sily

2 Законопроект от 16 сентября 2022 г. № 196548-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» // URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/196548-8

3 Законопроект от 16 сентября 2022 г. № 196560-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/196560-8

4 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // URL: https://base.garant.ru/12127578/

5 Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // URL: https://www.garant.ru/products/ lpo/prlme/doc/74094369/

тегического планирования, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учётом стоящих перед страной вызовов и угроз и направлен на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан для обеспечения национальной безопасности страны, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов России, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

Следует отметить, что Конституция России, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и гарантируя осуществление этих свобод без какой-либо дискриминации, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 19, ч. 2; ст. 29, ч. 1 и 2).

Названные конституционные положения соотносятся с международно-правовыми стандартами, которые, провозглашая право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своего мнения и право на его свободное

выражение, которое включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, одновременно устанавливают, что выступления, защищающие национальную, расовую или религиозную нетерпимость, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст. 18, 19 и п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека; ст. 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Развитием приведённых конституционных положений и корреспондирующихся с ними международно-правовых норм, составляющих часть правовой системы Российской Федерации, является ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Отнесение законоположениями к экстремистской деятельности (экстремизму) и экстремистским материалам основано, как неоднократно отмечал Конституционный Суд России, на воспроизводстве и конкретизации положений Конституции России и потому само по себе конституционные права и свободы не нарушает (определения от 18.12.2007 г. № 940-О-О; 19.06.2012 г. № 1271-О; 18.10.2012 г. № 1995-О и 02.07.2013 г. № 1053-О).

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Цицерон

Как отмечается Прокуратурой России, Роскомнадзором и другими контролирующими органами, в последнее время усилилась деятельность иноагентов, в частности, через СМИ и НПО, а также их вмешательство во внутриполитическую ситуацию в России, связанную с выборами и проведением специальной военной операции на Украине.

В качестве примеров можно привести следующее.

1. Действующие конституционные положения об экстремистской деятельности распространяются на информацию в СМИ и сетях связи общего пользования, в том числе Интернете, а также во всех видах печатной продукции.

В июне 2022 г. Госдума приняла закон, согласно которому генпрокурор и его заместители могут запросить приостановку работы СМИ в стране, где оно зарегистрировано, в случае запрета российских изданий [6].

Ранее МИД России сообщало об остановке вещания немецкого телеканала Deutsche Welle на территории страны в ответ на блокировку RT DE - отделения российского телеканала RT в Германии.

По состоянию на 16 сентября в реестре СМИ, выполняющих функции иностранного агента, значится 183 лица [7, 8].

2. Предложенные изменения в законодательстве, касающиеся экстремизма и деятельности иноагентов, связаны, в частности, с тем, что в настоящее время участились случаи распространения на российской территории печатно-буклетной, картографической и иной продукции, на которой те или иные части территории Российской Федерации (например, Крым, Южные Курилы и др.) включены в состав других государств. Такого рода информационные акции являются скрытой формой пропаганды, идущей, как правило, из-за рубежа, для формирования у российской и мировой общественности искажённых представлений о российской государственной границе, оправдания территориальных претензий сопредельных государств к России, подрыва суверенитета. При этом действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо мер правового реагирования на изготовление и распространение в стране таких материалов, производимых в том числе работающими на нашей территории издательскими домами и типографиями по заказам иностранных представителей.

Для противодействия подобным формам вмешательства во внутренние дела России и попыткам внешнего давления со стороны недруже-

6 Дума приняла закон о зеркальном ответе на дискриминацию российских СМИ // URL: https://rg.ru/2022/06/30/duma-priniala-zakon-o-zerkalnom-otvete-na-diskrlminaciiu-rossljsklh-smi.html

7 Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента // URL: https://mlnjust.gov.ru/ru/documents/7755/

8 Боброва О.В., Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. Негосударственные институты развития - силовые средства политики // Обозреватель-Qbserver. 2021. № 9.

ственных государств законопроектом предлагается скорректировать предусмотренное ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» понятие экстремистские материалы за счёт отнесения к ним предназначенных для распространения либо публичного демонстрирования картографических и иных документов и изображений, оспаривающих территориальную целостность страны. В случае массового распространения или производства указанных материалов физические и юридические лица будут подлежать административной ответственности.

Реализация предлагаемого изменения позволит предупреждать и пресекать организуемую иностранными государствами информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с «картографической экспансией», и создаст дополнительные гарантии обеспечения целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

3. В Государственной думе выявили попытки Запада вмешаться в избирательную кампанию в России. При этом вмешательство в выборы и продвижение выгодных Западу кандидатов координируются и финансируются из США, Великобритании, ФРГ, Швеции и Украины.

Поэтому призывы накануне выборов западных государственных СМИ, признанных в России ино-агентами, проголосовать на выбо-рах-2022 «против действующей власти» являются прямым нарушением

и российского избирательного права, и права международного.

Глава Комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению попыток вмешательства во внутренние дела А. Климов на брифинге (8 сентября) заявил, что западные государственные СМИ-иноагенты, такие как «Голос Америки», Радио «Свобода», Deutsche Welle, «активно тиражируют призывы экстремистских структур проголосовать 11 сентября против действующей власти». При этом сенатор отметил, что в США и многих странах Евросоюза «от демократии как формы народовластия уже мало что осталось... Это не только наши оценки, но и оценки многих граждан тех же США и стран Евросоюза» [9].

Информация временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета свидетельствует о развёрнутой Западом кампании по дискредитации избирательной системы в России.

Так, по итогам парламентской кампании 2021 г. сенаторы выявили десять основных видов вмешательства в выборы извне, в их числе:

- попытки навязать «ставленников Запада» в качестве кандидатов;

- распространение односторонней информации о выборах в иностранных и прозападных СМИ;

- призывы к непризнанию их итогов ещё до начала голосования;

- незаконная агитация со стороны иноагентов;

- изготовление фальшивок для дискредитации российских выборов и т. п. [10].

В целом в материалах Госдумы отмечается: «Идёт консолидация разрозненных структур и создание

9 Вятчанин Н. Климов прокомментировал призывы СМИ-иноагентов «голосовать против действующей власти» // URL: https://www.pnp.ru/politics/klimov-prokommentiroval-prlzyvy-smi-inoagentov-golosovat-protiv-deystvuyushhey-vlasti.html

10 Корня А., Хейфец К. Иноагентам добавят ответственности. В Госдуме готовят новые штрафы за вмешательство в российские выборы // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5547495

новых, апробируются методики ма-нипулятивного воздействия на избирателей и технологии дестабилизации ситуации в стране. Все эти действия обязательно получат ответ в соответствии с российским законодательством» [11].

8 сентября председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России В. Пискарев обратился в Генпрокуратуру с предложением признать нежелательной в России деятельность организации Russian election monitor. Он считает, что эта НПО пытается «дискредитировать избирательную систему, манипулировать сознанием избирателей», формировать негативный образ России за рубежом и финансируется правительством Германии.

Именно поэтому Комиссия Госду-дарственной думы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России одобрила 5 сентября 2022 г. концепцию законопроекта, который вводит штрафы за нарушение иностранными агентами избирательного законодательства Российской Федерации (в ст. 19.34 КоАП РФ) [12].

4. СМИ, являющиеся иноагента-ми, распространяют информацию, дискредитирующую специальную военную операцию на Украине и российских военнослужащих.

В мае Тушинский районный суд по трём административным протоколам о дискредитации вооружённых сил (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП)* оштрафовал И. Яшина, а 9 сентября Басманный райсуд Москвы удовлетворил ходатайство следователя о продлении срока содержания его под стражей до 12 ноября 2022 г., обвиняемого в распространении ложной информации о действиях вооружённых сил, в частности, о событиях в украинской Буче.

В июле Симоновский суд Москвы оштрафовал ООО «Новые времена» (учредитель журнала The New Times) и Е. Альбац, признав их виновными в распространении фейковой информации (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ) о российской военной операции на Украине.

2 сентября Министерство юстиции включило в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента [11], в том числе дискредитирующих политику России: музыканта А. Макареви-ча; журналистов Д. Гордона, К. Гордееву, Ю. Латынину, М. Наки, А. Афанасьева; бывшего директора Фонда борьбы с коррупцией (ФБК)** И. Жданова и предпринимателя Б. Зимина, актёра М. Шаца, политолога Ф. Крашенинникова, бывшего муниципального депутата Ю. Галямина, историков Валерия Соловьёва и Т. Эйдельман; юрлицо «Время колокольчиков» (было учреждено М. Алешков-ским, сыном Т. Эйдельман). В качестве источников их финансирования указаны Украина, радио Deutsche Welle и т. п. [7].

Итак, беспрецедентные масштабы намеренного искажения информаци-

11 В ГД выявили попытки Запада вмешаться в избирательную кампанию в России // URL: http://duma.gov.ru/news/55176/

12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/

* Статья 20.3.3. КоАП РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях» (данная норма административного принуждения введена Федеральным законом от 04.03.2022 г. № 31-ФЗ).

** Запрещённая в России террористическая организация.

онного пространства в Интернете, распространение миллионов фейков о проводимой Россией СВО по демилитаризации и денацификации Украины во многом является результатом деятельности иностранных и международных неправительственных организаций.

Только за 2021 г. приняты решения о признании в России нежелательными 18 НПО, а с целью пресечения попыток возобновления их незаконной деятельности возбуждено около 300 административных производств.

В свою очередь, парламентарии 9 сентября предложили ввести верификацию на сайте госзакупок, которая не позволит получить доступ некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранных агентов, или тем, чья деятельность признана нежелательной на территории России.

На заседании Совета Безопасности ООН (9 сентября) постоянный представитель России при ООН В. Небензя напомнил о причинах начала специальной военной операции и заявил, что мирные договорённости могли быть достигнуты ещё весной, если бы не вмешательство третьих стран. По его словам, «НАТО в ручном режиме руководит действиями Киева. Представители разведки признавали, что Вашингтон вовлечён в согласование целей систем ШMARS. Украина наводнена наёмниками. Проводятся курсы по подготовке военных формирований. В Чехии велась подготовка диверсантов».

Хотя западное оружие решающей роли на поле боя не играет, но толь-

ко за последний месяц на военную поддержку Киева США и союзники потратили 20 млрд долл. И собираются тратить ещё.

По словам российского представителя, руководство западных стран превращает Украину в мировой хаб для нелегальных поставок вооружений, которые в скором времени могут быть использованы террористами в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Опасность реальна, причём особую угрозу представляет расползание ПЗРК и противотанковых комплексов.

Ещё одна проблема - возможность эскалации конфликта.

«Опосредованная конфронтация НАТО с Россией объективно повышает риск прямого столкновения России с альянсом, несмотря на утверждения, что НАТО делает всё возможное для избежания такого сценария. Нас безосновательно обвиняют в ядерном шантаже, а вот экс-премьер Великобритании Лиз Трасс открыто подтвердила готовность применить ядерное оружие, нажать на "ядерную кнопку". До неё таких безответственных слов никто не произносил» [13].

5. Ещё до начала СВО и плебисцитного процесса весьма активизировалась деятельность недружественных стран, направленная на разрушение внутреннего единства нашего государства за счёт инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и попыток раскола российского общества, а также применения иных непрямых методов, провоцирующих долговременную нестабильность.

13 Тихомирова Д. Вмешательство третьих стран всё дальше отодвигает мир на Украине // URL: https://smotrim.ru/article/2932388

Нельзя недооценивать того, что внедряемая пропагандистско-под-рывная работа зарубежными спецслужбами активно ведётся через информационные ресурсы: Интернет и мессенджеры, что в известной степени объясняет отказ от блокирования (отключения) русскоязычного сектора интернет-ресурсов западными 7Т-компаниями в условиях действия антироссийских санкций.

Социальные сети, тематические онлайн-площадки, служба мгновенных сообщений в мессенджерах (те-леграм-канал) - всё это является мощным информационным ресурсом в механизме агитационно-пропагандистской, вербовочной и подрывной практики западных спецслужб для дестабилизации внутрироссийской общественно-политической ситуации, раскачивания деструктивных процессов в российском обществе, хотя в правоприменительной и научной практике сложились определённые представления и механизмы пресечения влияния заведомо ложной информации. По мнению экспертов, зачастую такая ложная сенсационная информация, фейковая информация распространяется под видом новостных сообщений.

Активные попытки нанесения ущерба российским национальным интересам, радикализации мировоззрения, усиления антироссийской пропаганды и нагнетания русофобских настроений, как уже было сказано, представляют элементы мани-пулятивной технологии и идут по двум основным направлениям.

Первое заключается в непосредственном распространении прозападными источниками массовой информации ложных сведений о различных аспектах жизни российского общества.

Второе - в препятствовании размещению на ресурсах Интернета объективных общественно значимых данных об истинном положении дел, грубо нарушая таким образом права граждан на свободу массовой информации.

В табл. приведены статистические данные о количестве зарегистрированных преступлений, совершаемых с использованием заведомо ложной информации для нанесения ущерба национальным интересам России.

6. Прокуратура России обратила самое серьёзное внимание на деятельность разного рода террористических и экстремистских организаций.

Так, Верховный Суд Российской Федерации (8 сентября с. г.) рассмотрел административное исковое заявление Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова о запрете деятельности украинских националистических объединений «СИЧ-С14» (другие используемые наименования ГО «С14», «Слава и Честь», «Основа Майбутнього»), а также «Добровольческого движения Организации украинских националистов» и группировки «Чёрный Комитет».

Как установлено в ходе судебного заседания, организации основаны на нацистской идеологии.

Представители указанных организаций занимаются возбуждением ненависти и вражды по отношению к России; лицам, выделяемым по национальному признаку как россияне, а также пророс-сийски настроенным гражданам Украины. Лидеры указанных украинских организаций публично призывают к осуществлению экстремистской и террористической деятельности в отношении российских учреждений и россиян и оправдывают такую деятельность.

По фактам призывов к экстремизму и терроризму, а также нападений на российские учреждения следственными органами возбуждены и расследуются многочисленные уголовные дела.

Таблица

Количество зарегистрированных преступлений (ст. 207, 2071, 2072, 2073, 2803, 2841, 2842, 3301, 3541 УК РФ) за 20172022 гг.*

Статья УК Росии По годам:

2017 2018 2019 2020 2021 6 мес. 2022

207 (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма) 3027 1530 2456 2404 3018 12 215

2071 (Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан) введена Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 100-ФЗ 36 5 13

2072 (Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия) 0 0 1

2073 (Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий) введена Федеральным законом от 04.03.2022 г. № 32-ФЗ 113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2803 (Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях) введена Федеральным законом от 04.03.2022 г. № 32-ФЗ 7

2841 (Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации её деятельности) 0 0 5 2 2 3

2842 (Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц) введена Федеральным законом от 04.03.2022 г. № 32-ФЗ 0

3301 (Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица, выполняющим функции иностранного агента) 0 0 1 0 0 0

3541 (Реабилитация нацизма) 21 16 22 40 89 88

* Форма № 1-ЕГС.

Исковые требования Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворены в полном объёме, деятельность организаций признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации [14].

В настоящее время, согласно ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», на территории России запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

К экстремистским материалам относятся: труды руководителей фашистской НСДАП; фашистской партии Италии; выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала (Нюрнбергский трибунал); выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями; публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

7. По поручению Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова в день 81-й годовщины начала блокады Ленинграда войсками Германии и их пособниками (8 сентября с. г.) прокурором г. Санкт-Петербурга в городской суд подано заявление о признании

блокады военным преступлением и преступлением против человечности, геноцидом советского народа.

Органами прокуратуры города обеспечено взаимодействие с правоохранительными органами, а также с профильными специалистами. Изучены архивные документы и материалы по фактам массового уничтожения жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В период 1941-1944 гг. Ленинград был блокирован немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, что привело к возникновению голода и массовой гибели людей. Население города, объекты городской инфраструктуры, в том числе жизнеобеспечения, подвергались систематическим обстрелам и бомбардировкам.

Всего за период блокады Ленинграда погибло более миллиона советских граждан.

Изложенные факты подтверждаются свидетельствами многочисленных жителей блокадного города, приговорами и архивными данными.

Однако на Нюрнбергском процессе (1945-1946 гг.) правовая оценка уничтожению жителей Ленинграда не была дана.

Указанное заявление подано в Санкт-Петербургский городской суд в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, законных прав и интересов неопределённого круга лиц - жителей блокадного Ленинграда, родственников и потомков мирных жителей, погибших на территории города, а также доведения до мировой общественности информации о жертвах оккупантов и карателей

14 Верховный Суд Российской Федерации по иску Генпрокурора России Игоря Краснова запретил деятельность трёх украинских организаций // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ gprf/mass-media/news?item=76576678

в годы Великой Отечественной войны [15].

В связи с непрекращающимися попытками фальсификации правды об итогах Второй мировой войны и роли советского народа в победе над фашизмом важно продолжать устанавливать юридические факты о преступных деяниях нацистов против мирного населения и военнопленных, признанию их военными преступлениями и геноцидом.

Ещё 17 декабря 2021 г. Генеральная

ассамблея ООН большинством голосов приняла российский проект резолюции, осуждающий героизацию нацизма и расизма, против проголосовали только США и Украина; поддержали 130 государств; воздержались от голосования 49 стран, в их числе Франция, Германия, Нидерланды и Польша. Примечательно, что в середине декабря 2019 г. Киев и Вашингтон тоже проголосовали против российского проекта аналогичной резолюции о борьбе с героизацией нацизма [16].

Принципиально, что для России наличие неонацизма не исчерпывается лишь теми его проявлениями, которые есть за рубежом. С учётом агрессивной политики западной коалиции нельзя исключать принятия последними мер для активного продвижения на территории страны идеологии в целях подрыва российской государственности.

В свете зеркальных мер противодействия абсолютно обоснованным

является включение в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. подп. «г» п. 21.1, согласно которому одним из основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации является распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания.

Анализ складывающейся в настоящее время ситуации на территории Украины и событий, ей предшествовавших, показывает, что распространение идеологии неонацизма в обязательном порядке сопровождается разрушением принятых в обществе ценностей, отрыве народа от своих духовных корней, семейных ценностей, национальной идентичности.

Вследствие этого необходимо рассматривать закреплённые в п. 87 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации положение о том, что традиционные российские духовно-нравственные, культурно-исторические ценности, самобытность многонационального народа Российской Федерации подвергаются активным русофобским нападкам со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций. Эти страны и организации (в том числе неправительственные) оказывают информа-

15 По поручению Генпрокурора России Игоря Краснова прокуратура г. Санкт-Петербурга потребовала признать блокаду Ленинграда преступлением против человечности, военным преступлением и геноцидом советского народа // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=76567535

16 Генассамблея ООН приняла резолюцию России о борьбе с героизацией нацизма // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61bbbc249a794742c3416537

ционно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путём навязывания социальных и моральных установок (правил), противоречащих сформированным веками традициям, убеждениям и верованиям многонационального и многоконфессионального Российского государства.

Следует признать, что в настоящее время отстаивание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти является важнейшим стратегическим национальным приоритетом. Это связано с тем, что идентификация угроз национальной безопасности в этой сфере представляет собой гораздо более сложную задачу, чем при реализации иных национальных приоритетов.

Вот почему государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодёжью, культуры, науки, межнациональных и межрегиональных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий [17].

Продвижение неонацизма носит ярко выраженный транснациональный характер, идеологи которого во многих странах мира объединены

одной антиморальной с позиции признанных нравственных ценностей, а порой и этнической переоценкой, в основе которой лежит убеждённость в расовом превосходстве и исключительной принадлежности к определённому народу. Транснациональность проявляется в структуре неонацистского движения, объединившего после Второй мировой войны экстремистские и националистические организации, близкие по своим программным установкам национал-социализму либо объявляющие себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

Неонацистский лагерь не однороден.

Так, с 1962 г. часть легально действующих неонацистских движений и организаций объединилась во Всемирный союз национал-социалистов (Всемирный союз национал-социалистов (ВСНС); World Union of National Socialists, WUNS).

На сентябрь 2012 г. официально зарегистрированными членами ВСНС считались 44 организации, большинство из которых располагает собственными интернет-ресурсами и прессой.

Важную мобилизующую и организующую роль в неонацистском движении играют интернет-сайты (старейший из них и самый крупный - англоязычный Stormfront, имеющий свыше 50 активных подфору-мов), музыкальные промоутерские сети, неонацистские музыкальные фестивали, различного рода националистические военно-спортивные союзы.

К неонацистскому движению с полным основанием может быть отнесена и деятельность представителей «старого нацизма» - членов союзов бывших солдат и офицеров войск СС, особенно громко заявивших о себе в последние годы в прибалтийских государствах.

17 Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». П. 10 // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru

Все эти элементы выполняют двоякую роль: они могут одновременно выступать как в качестве способов, так и в качестве каналов распространения неонацистской идеологии.

Способы и ресурсы распространения этой идеологии конкретизированы в подготовленной с участием Российской Федерации резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 2020 г.

Современный терроризм, инициируемый и организуемый на Украине из-за рубежа, обладает характеристиками так называемой суррогатной, или гибридной, войны, преследующей определённые геополитические цели (ослабление российской государственности, фактическая ликвидация суверенитета, обеспечение свободного доступа к природным богатствам страны и др.). Эта война ведётся с использованием вооружений и военной техники, поставляемой Западом (порядка 50 стран).

Применение ВСУ, националистическими батальонами «Азов», «Айдар», «Кракен» и другими подразделениями территориальной обороны и наёмниками вооружения, в том числе тяжёлого, поставляемого киевскому режиму странами НАТО, по объектам гражданской инфраструктуры, удержание населения в качестве заложников и использование его в качестве живого щита, посягательства на

жизнь представителей военно-гражданской администрации неподконтрольных Киеву территорий, обстрелы населённых пунктов России, расположенных на приграничных с Украиной территориях, подлежат квалификации как преступления террористической направленности. При наличии установленных признаков соответствующих преступлений против общественной безопасности, основ конституционного строя и государственной безопасности, а также против мира и безопасности человечества, подлежат квалификации по ст. 205, 206, 277, 281, 361 УК РФ.

В формате так называемой гибридной войны государств - членов НАТО против России с учётом внешнего отсутствия прямого вооружённого конфликта западные спецслужбы используют классическую триаду, включающую сочетание диверсий и подрывных операций, информационную войну, в том числе в киберпространстве, а также комплексную - информационную, материальную и оперативную поддержку инструкторами-кураторами так называемых «повстанцев», скрытых сторонников членов неонацистских организаций.

По данным МВД России, за 2021 г. число преступлений экстремистской направленности выросло на 27%.

По ст. 280 УК РФ (публичные призывы к экстремистской деятельности) было 455 (на 33,8% больше, чем в 2020 г.).

По ст. 2 0 52 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) преступлений было зарегистрировано 315 (+35,8%) [18].

18 МВД РФ отчиталось о росте экстремистских преступлений // URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2022/01/d45646/

Матрица неонацизма приводит к беспрецедентной ненависти и ксенофобии.

Результаты анализа правоприменительной практики свидетельствуют о необходимости активизации работы правоохранительных органов по недопущению реализации новых организационных форм дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране и инспирирования «цветных революций»; должна быть усилена деятельность по выявлению и пресечению каналов финансового обеспечения некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также иностранных и международных неправительственных организаций.

Следует учитывать, что потоки иностранного финансирования деструктивной деятельности приобрели опосредованный, скрытый характер. В качестве прикрытия стали применяться коммерческие структуры, используемые в качестве инструмента иностранных или международных неправительственных организаций, в отношении которых принято решение о признании нежелательной на территории России их деятельности.

Назрела насущная необходимость правоохранительным органам и Рос-комнадзору для профилактики преступлений с использованием ИКТ выработать единые стандарты киберзащиты интернет-ресурсов, в том числе путём эффективного выявления сомнительных сайтов и оперативного принятия мер по их блокировке и установлению владельцев.

Не менее важным является совершенствование механизмов взаимодействия правоохранительных и контрольных (надзорных) органов при поступлении сообщений и обращений граждан и организаций о выявлении запрещённой к распространению информации в Интернете.

Кроме того, необходимо выработать дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности несовершеннолетних.

Усилиями всего правоохранительного блока, органов публичной власти Россия сможет не только отстоять свою суверенность, но и приумножиться территориально с учётом применения прозрачных плебисцитных правовых мер.

Библиография • References

Боброва О.В., Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. Негосударственные институты развития - силовые средства политики // Обозреватель-Observer. 2021. № 9. С. 5-33.

[Bobrova O.V., Podberyozkin A.I., Podberyozkina O.A. Negosudarstvennye instituty razvitiya - silovye sredstva politiki // Obozrevatel'-Observer. 2021. № 9. S. 5-33] В ГД выявили попытки Запада вмешаться в избирательную кампанию в России //

URL: http://duma.gov.ru/news/55176/ [V GD vyyavili popytki Zapada vmeshat'sya v izbiratel'nuyu kampaniyu v Rossii //

URL: http://duma.gov.ru/news/55176/] Верховный Суд Российской Федерации по иску Генпрокурора России Игоря Краснова запретил деятельность трёх украинских организаций // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=76576678

[Verhovnyj Sud Rossijskoj Federacii po isku Genprokurora Rossii Igorya Krasnova zapretil deyatel'nost' tryoh ukrainskih organizacij // URL: https://epp.genproc. gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=76576678| Вятчанин H. Климов прокомментировал призывы СМИ-иноагентов «голосовать против действующей власти» // URL: https://www.pnp.ru/politics/klimov-prokommentiroval-prizyvy-smi-inoagentov-golosovat-protiv-deystvuyushhey-vlasti.html [Vyatchanin N. Klimov prokommentiroval prizyvy SMI-inoagentov «golosovat' protiv dejstvuyushchej vlasti» // URL: https://www.pnp.ru/politics/klimov-prokommentiroval-prizyvy-smi-inoagentov-golosovat-protiv-deystvuyushhey-vlasti.html| Генассамблея ООН приняла резолюцию России о борьбе с героизацией нацизма // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61bbbc249a794742c3416537 [Genassambleya OON prinyala rezolyuciyu Rossii o bor'be s geroizaciej nacizma //

URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/61bbbc249a794742c3416537| Дума приняла закон о зеркальном ответе на дискриминацию российских СМИ // URL: https://rg.ru/2022/06/30/duma-priniala-zakon-o-zerkalnom-otvete-na-diskriminaciiu-rossijskih-smi.html [Duma prinyala zakon o zerkal'nom otvete na diskriminaciyu rossijskih SMI // URL: https://rg.ru/2022/06/30/duma-priniala-zakon-o-zerkalnom-otvete-na-diskriminaciiu-rossijskih-smi.html| Законопроект от 16 сентября 2022 г. M 196548-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/196548-8 [Zakonoproekt ot 16 sentyabrya 2022 g. M 196548-8 «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 1 Federal'nogo zakona "O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti"» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/196548-8| Законопроект от 16 сентября 2022 г. M 196560-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/196560-8 [Zakonoproekt ot 16 sentyabrya 2022 g. M 196560-8 «O vnesenii izmenenij v Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» // URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/196560-8| Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. M 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34661/ [Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. M 195-FZ (red. ot 04.11.2022) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/| Корня А., Хейфец К. Иноагентам добавят ответственности. В Госдуме готовят новые штрафы за вмешательство в российские выборы // URL: https://www. kommersant.ru/doc/5547495 [Kornya A., Hejfec K. Inoagentam dobavyat otvetstvennosti. V Gosdume gotovyat novye shtrafy za vmeshatel'stvo v rossijskie vybory // URL: https://www. kommersant.ru/doc/5547495| МВД РФ отчиталось о росте экстремистских преступлений // URL: https://www.

sova-center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2022/01/d45646/ [MVD RF otchitalos' o roste ekstremistskih prestuplenij // URL: https://www.sova-

center.ru/racism-xenophobia/news/counteraction/2022/01/d45646/| По поручению Генпрокурора России Игоря Краснова прокуратура г. Санкт-Петербурга потребовала признать блокаду Ленинграда преступлением против

человечности, военным преступлением и геноцидом советского народа // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=76567535 [Po porucheniyu Genprokurora Rossii Igorya Krasnova prokuratura g. Sankt-Peterburga potrebovala priznat' blokadu Leningrada prestupleniem protiv chelovechnosti, voennym prestupleniem i genocidom sovetskogo naroda // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=76567535] Путин указал на заседании ШОС на возрастающую роль новых центров силы // URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/09/16/putin-ukazal-na-zasedanii-shos-na-vozrastayushchuyu-rol-novyh-centrov-sily [Putin ukazal na zasedanii SHOS na vozrastayushchuyu rol' novyh centrov sily // URL: https://eadaily.com/ru/news/2022/09/16/putin-ukazal-na-zasedanii-shos-na-vozrastayushchuyu-rol-novyh-centrov-sily] Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента // URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/ [Reestr inostrannyh sredstv massovoj informacii, vypolnyayushchih funkcii

inostrannogo agenta // URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/] Тихомирова Д. Вмешательство третьих стран всё дальше отодвигает мир на

Украине // URL: https://smotrim.ru/article/2932388 [Tihomirova D. Vmeshatel'stvo tret'ih stran vsyo dal'she otodvigaet mir na

Ukraine // URL: https://smotrim.ru/article/2932388] Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74094369/ [Ukaz Prezidenta RF ot 29 maya 2020 g. № 344 «Ob utverzhdenii Strategii protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda» // URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74094369/] Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». П. 10 // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru [Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 g. № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej». P. 10 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii // URL: http://pravo.gov.ru] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // URL: https://base.garant.ru/12127578/ [Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti» // URL: https://base.garant.ru/12127578/]

Статья поступила в редакцию 20 октября 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.