М.И. Ющенко
ЗАЩИТА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Способов использования средств индивидуализации стало значительно больше с появлением интернета, так как теперь их можно использовать в социальных сетях, на различных интернет-порталах, в доменах, гиперссылках и т.д. Но вместе с тем средства индивидуализации стали общедоступными.
Ключевые слова: интернет, средства индивидуализации, защита.
В современное время интернет стал не просто всемирной сетью, где можно найти абсолютно любую информацию. Интернет стал огромной торговой площадкой и очень сильно повлиял на торговлю и коммерческую деятельность. Теперь в социальных сетях можно не просто общаться, но и продавать и приобретать товары, рекламировать свою деятельность и напрямую воздействовать на потребителя, создавая свой личный бренд. В связи с этим роль средств индивидуализации для субъектов рынка трудно переоценить, так как именно они позволяют индивидуализировать объекты, выделить их из массы других подобных объектов, увеличить рост продаж товаров/услуг, реализуемых при помощи интернета.
Средства индивидуализации не просто выполняют задачу увеличения количества потребителей, но и являются носителями деловой репутации правообладателя. Можно утверждать, что средства индивидуализации являются нематериальными активами их правообладателя, в некоторых случаях ценность таких активов может превышать даже стоимость иных активов правообладателя.
Коммерческие организации тратят огромные средства и время для того, чтобы их средства индивидуализации стали узнаваемы и приобрели доверие у потребителя, и когда эта цель достигается, средства индивидуализации приносят прибыль своему правообладателю, способствуют росту спроса на его продукцию и товары. Во многих случаях потребитель не просто покупает товар, он целенаправленно выбирает и приобретает товар конкретного производителя, репутации которого он доверяет.
Средства индивидуализации являются тем механизмом, при помощи которого у потребителя формируются определенные ассоциации, мнение о производителе и доверие к его продукции. Именно поэтому для участников гражданского оборота они имеют огромнейшее значение. [1]
Широкое использование средств индивидуализации участниками гражданского оборота, в свою очередь, приводит к повышению конкуренции и росту случаев неправомерного использования средств индивидуализации. Интернет-площадки могут использоваться недобросовестными участниками делового оборота против своих конкурентов, что приводит к умалению их прав, нарушению законных интересов, созданию необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности. Это обуславливает необходимость повышенной охраны данных средств со стороны государства.
Касаемо статистики рассмотрения судебных дел по экономическим спорам и делам, возникшим из гражданских правоотношений, в 2020 году поступило 476 исковых заявлений (62 было возвращено, 417 -принято к производству). Всего в 2020 году рассмотрено 937 дел (в 710 случаях решение принято, в 189 -производство прекращено).
По экономическим спорам и делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений, было подано 604 исков (28 было возвращено, 591 - принято к производству). Всего рассмотрено 552 дела. По 505 из них решения приняты, по 39 производство прекращено. Всего было выдано 158 исполнительных документов: 153 - взыскателям, 4 - налоговому органу, 1 - судебному приставу-исполнителю.
Большая часть дел касалась предоставления или прекращения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем) - 894. В 307 случаях требования были удовлетворены. [2] Ниже представлена диаграмма с рассмотренными делами по видам споров в процентном соотношении за 2020 год. [3]
© М.И. Ющенко, 2022.
1
■ Споры о предоставлении / поддержании правовой охраны товарного знака и защите права на товарный знак
■ Споры о защите права на объекты авторского и смежного права
■ Споры о привлечении к административной ответственности
■ Споры о защите права на фирменное наименование и наименование НКО
■ Споры о предоставлении / поддержании правовой охраны и защите права на патентуемые объекты
■ Споры о защите права на коммерческое обозначение и НМПТ
Рис. 1. Рассмотренные дела по видам споров, %
Таким образом, мы видим, что наибольшее количество дел рассматривалось по спорам о предоставлении/поддержании правовой охраны товарного знака и защите права на товарный знак, а наименьшее -по процессуальным вопросам.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что сейчас интернет-торговля набирает всё большие обороты, а после пандемии многие люди уже привыкли приобретать товары онлайн, нежели офлайн. А с ростом интереса к интернет-магазинам и маркетплейсам растет и важность защиты средств индивидуализации в интернете.
Библиографический список
1. Бычков А. Как защититься от чужого товарного знака? // ЭЖ-Юрист. 2015. №3.
2. Суддеп опубликовал статистику о работе арбитражных судов в 2020 году [Электронный ресурс] http://pravo.ru/news/231091
3. Обзор решений Верховного Суда РФ [Электронный ресурс] http://fbk-pravo.ru
ЮЩЕНКО МАРИЯ ИГОРЕВНА - магистрант, Уральский институт управления РАНХиГС (филиал в г. Екатеринбурге), Россия