Защита радиочастотного спектра глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) как один из факторов обеспечения национальной безопасности государства-разработчика
Ключевые слова:
Национальная безопасность, ГЛОНАСС, GPS, Galileo, Compass.
Изначальная ограниченность радиочастотного спектра делает его невосполнимым естественным ресурсом. Особенно когда речь идет о глобальных навигационных спутниковых системах (ГНСС), которые, будучи по определению системами двойного назначения, являются ключевым элементом стратегической инфраструктуры государства-разработчика. И если Россия и США имеют достаточно выделенных им международным союзом электросвязи (МСЭ) частот для функционирования своих систем, то новые проекты — европейский Galileo и китайский Compass развиваются уже в условиях их недостатка, что создает потенциальные угрозы безопасности и текущему функционированию GPS и ГЛОНАСС.
Мальцев С.С.,
аспирант кафедры мировой политики и международного права факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), [email protected]
Защита радиочастотного спектра навигационных сигналов современных ГНСС является важной составляющей обеспечения не только национальной безопасности государства-владельца, но и шире, — безопасности международной. Это связано с глубоким проникновением PNT-услуг (Positioning, Navigation and Timing) практически во все важные отрасли глобальной экономики (банковский сектор, транспорт, сотовая связь и т.д.). В то же время, именно информация становится стратегическим национальным ресурсом, в военном деле наступает новый, постядерный этап развития, делая неразрывной связь ГНСС с обеспечением ведения современных боевых действий [2, стр. 32]. Некорректная работа таких систем, равно как и внезапное прекращение обслуживания вследствие естественных причины либо целенаправленного воздействия, могут привести к серьезным последствиям и ущербу. Поэтому государства-владельцы ГНСС, прежде всего, США и Российская Федерация, уделяют пристальное
внимание разработке альтернативных систем и использования ими радиочастотного спектра, постоянно проводя переговоры по гармонизации спектра и возможности взаимодействия различных ГНСС в будущем.
Основы распределения спектра для ГНСС были заложены еще при создании Международного Союза Электросвязи (International Telecommunication Union. ITU), — специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. За глобальное распределение и управлении использованием радиочастотного спектра и орбит спутников ответственен сектор радиосвязи МСЭ (ITU-R), рекомендации которого не являются обязательными, но в соответствии со сложившейся международно-правовой практикой,
— пользуются высокой репутацией и используются во всем мире. И хотя координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи с целью предотвращения взаимных помех и эффективного функционирования осуществляется в рамках Международного союза электросвязи (ITU), в настоящее время, процедура распределения спектра стала носить весьма сложный характер ввиду ограниченности спектра и конкурирующих интересов различных стран. Так, в итоговом документе, принятом Юридическим подкомитетом Комитета ООН по Космосу (COPUOS) на его тридцать девятой сессии в П.7 отмеча-
ется следующее: "В соответствии со Cr 44 Устава ITU спутниковые орбиты и спектр радиочастот являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно, экономно и справедливо. Применительно ко многим полосам частот и службам при получении доступа к частотам и спутниковым орбитам, включая геостационарную спутниковую орбиту, используется принцип "право первого". Действующие в настоящее время правила предоставления доступа к частотам и спутниковым орбитам, касающиеся нераспределенных полос и услуг, чреваты возникновением ситуаций, сопряженных со сложными процессами координации между развитыми и развивающимися странами"1.
Для координации и гармонизации усилий государств в области использования ГНСС, в том числе и радиочастотного спектра для их развития, в декабре 2005 г. был создан Международный комитет по ГНСС (International Committee on Global Navigation Satellite Systems, ICG), признанный неофициальным органом ООН2. В его рамках были созданы четыре рабочие группы, первая из которых, наиболее важная при рассмотрении вопросов распределения радиочастотного спектра, — рабочая группа "А" по совместимости и взаимодополняемости систем навигации, где председательствуют Российская Федерация и США. Кроме
1 Итоговый документ, принятый Юридическим подкомитетом Комитета ООН по Космосу на его тридцать девятой сессии (А/АС. 105/738, Annex III). — Режим доступа: http://www.oosa.unvenna.org/pdf/publications/st_space_11rev2R.pdf (дата обращения 30.05.2011).
2 Документы 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция 64/86 "Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях". — Режим доступа http://www.oosa.unvenna.org/pdf/gares/A_RES_64_086R.pdf (дата обращения 11.05.2011).
того, взаимные действия по гармонизации имеющихся радиочастот и скоординированная политика по выделению новых частот в ITU стали практически обязательными пунктами всех международных договоров по сотрудничеству в развитии ГНСС [3, стр. 345]. Этому способствует как ограниченный частотный ресурс, выделенный для спутниковой навигации, что часто приводит к опасной близости частот, на которых работают навигационные спутники различных систем и возможным помехам в определении координат. Так и желание некоторых государств (КНР, Индия, ЕС), опоздавших ко времени первоначального распределения спектра для ГНСС в начале 1990-х годов под GPS и ГЛОНАСС (которые по праву воспользовались принципом "право первого"), получить достаточную полосу частот для своих перспективных навигационных систем. В целом, сегодня можно выделить две области конфронтации, являющиеся камнем преткновения между отношениями государств-разработчиков. Прежде всего, вопросы взаимодействия США и ЕС по вопросам совместной работы GPS и Galileo, а также проблемы, связанные с нехваткой радиочастотного спектра для китайского проекта ГНСС Compass и неразрешенные пока вопросы использования для него частот Galileo.
Первая фаза конфликта между США и ЕС к настоящему времени благополучно разрешилась. Напомним, что при проработке проекта Galileo, европейцы в начале 2000-х гг. планировали создать полностью независимую от GPS систему, которая, однако, была бы с ней совместима. Однако, планы европейцев распространялись значительно шире предоставления лишь двух типов навигационных сигналов (открытого стандартной точности и закрытого повышенной точности для спец.потребителей). Galileo будет предоставлять пять типов навигационных сигналов: бесплатные услуги OS (Open Service), сервис поиска и спасения SAR (Search and Rescue Service) и сервис обеспечения безопасности жизни SoL (Safety of Life Service) на частотах E1 1575 МГц, Е6 1278 МГц, Е5 1176.45/1207.14 МГц; коммерческая услуга CS (Commercial Service), где сигнал на частоте Е6 модулируется дополнительной закоди-
рованной информацией, в основном, о целостности системы; коммерческая услуга для применений, критичных с точки зрения обеспечения безопасности потребителей (авиация, морской и речной флот, железные дороги..., частоты Е1 и Е5); услуга с регулируемым государством доступом PRS (Public Regulated Service) для государственных служб (полиция, спецназ, аварийные службы., частоты Е2 и Е6)3. Таким образом, несмотря на позиционирование Galileo как чисто гражданского проекта (a civil programme under civil control)4, его использования для обеспечения безопасности и военных нужд вовсе не исключается. Показательно, что согласно Резолюции Европарламента от 10 июля 2008 г., понятие "безопасность" в контексте обеспечения ее из космоса, начинает трактоваться очень широко, — вплоть до глобального контроля за перемещением ОМП и средств его доставки, а также проведения автономных (без участия США) военных операций за пределами ЕС в рамках общей политики обороны и безопасности (Common Security and Defence Policy, CSDP)5.
США высказали опасение, что работа некоторых открытых и защищенных сигналов PRS системы Galileo в диапазоне E2-L1-E1 (1575 МГц), практически полностью идентичном диапазону L1 GPS, будет перекрывать перспективные сигналы M-кода нового поколения навигационных спутников GPS Block III в этом же диапазоне. Напомним, что планировалось, что спутники системы GPS Block
IIF/III будут передавать широкополосные сигналы на трёх гражданских (открытых) частотах: один сигнал с высокой скоростью передачи (в диапазоне L5 с центральной частотой 1176,45 МГц) и два сигнала с малой скоростью передачи (в диапазоне L1 на 1575,42 МГц и L2 на 1227,60 МГц), в том числе сигналы M-кода, дающие возможность полного отключения гражданских навигационных сигналов без каких либо последствия для военных пользователей. Однако, близость частот Galileo в диапазоне E2-L1-E1 с L1 GPS не позволяла это делать. Глушение Galileo влекло и прекращение работы GPS M-code, что было просто недопустимо для Министерства обороны США. Мало того, США стали опасаться, что открытые навигационные сигналы Galileo могут быть использованы против американских военных, и их опасения еще более усилились после подписания ЕС договора о развитии Galileo с КНР6. Ситуация накалилась до того, что Министр обороны США Пол Вульфовец (Paul Wolfowitz) направил секретное письмо Министрам обороны европейских государств-членов НАТО с требованием блокировать принятие итоговых планов по развитию проекта Galileo Еврокомиссией7. Тогда, в 2001 г. Европейцы, понимая, что обретение независимости в таком важном вопросе как навигационное обеспечение важнее сведения политических счетов между отдельными странами, все же проголосовали за начало работ по созданию Galileo [6, стр.
3 Данные сайта Ассоциации "ГЛОНАСС-ГНСС Форум". —Режим доступа: http://www.aggf.ru/pr.php?nn=100242 (дата обращения 29.03.2013).
4 Заключение Европейского Совета по проекту Galiloe. GALILEO — Council Conclusions, 5/6.12.2002. — Режим досrупа:http://ec.europa.eu/enterprise/polides/ satnav/galileo/files/2002_12_05_galileo_council_conclusions_en.pdf (дата обращения 15.05.2011);
5 Резолюция Европарламента от 10 июля 2008 г. — Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0365+0+DOC+XML+V0//EN&language=EN (дата обращения 15.05.2011).
6 Cooperation Agreement оп a Civil GNSS between the European Community and its Member States and the People's Republic of China. — Режим доступа: http://www.official-documents.gov.uk/document/cm72/7202/7202.pdf (дата обращения 14.05.2011).
7 Режим доступа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/02/Galileo_-_Wolfowilz_-_Letter.jpg (дата обращения 28.03.2013).
58-65], но одновременно Европейская Комиссия создала группу разработки сигналов Galileo (Galileo Signal Task Force — STF), которой был поручен поиск путей оптимизации взаимодействия собственного проекта ГНСС с GPS и защиты выделенного радиочастотного спектра.
Именно эти наработки впоследствии легли в основу исторического соглашения, подписанного между ЕС и США по совместимости открытых сигналов GPS и Galileo 2004 г.8 "Комиссар ЕС по транспорту Лойола де Па-ласио и госсекретарь США Колин Пауэлл поставили свои подписи под договором, который в том числе определяет и принципиальную для США вещь — функционирование системы Galileo в зоне боевых действий. Так в случае необходимости, сигналы могут быть заглушены. Именно Пентагон проявлял больше всего беспокойства по поводу планов европейцев, боясь, что использование одних и тех же частот приведет к помехам, неточностям в навигационных данных и станет проблемой для армии. Теперь после некоторых технических доработок одна сторона сможет заглушить другую в локальном масштабе" [1, стр. 173]. В параграфе 4.2. настоящего договора прямо говорится следующее: "Стороны согласны, что системы GPS и Galileo должны быть совместимы по используемым частотам (сначала была выбрана общая модуляция BOC( 1,1), через некоторое время замененная на MBOC). Однако, действие этого параграфа не распространяется на зоны боевых действий. Тем не менее, стороны не должны серьезно нарушать и искажать сигналы для гражданских пользователей 9. Таким образом, в зонах боевых действий стороны, обладая системами, работающими на одной гражданской частоте E2-L1-E1 (1575 МГц) могут, руководствуюсь соображениями национальной безопасности, заглушить гражданские сигналы другой стороны, без потери качества функционирования защищенных сигналов — Galileo PRS и GPS M-Code, работающих в тех же диапазонах.
Таким образом, США и ЕС в процессе долгих длительных переговоров сопровождаемых взаимными обвинениями и недоверием, все же найти компромисс. С КНР Европейцам до сих по договориться не удается.
Возможно, все дело в том, что после подписания международного договора о взаимном развитии Galileo в 2003 г., предусматривающего не только широкое технологическое сотрудничество, гармонизацию спектра и совестные действия по справедливому распределению частот в рамках ITU-R, но также и финансирование Galileo со стороны КНР в размере 200 млн. евро, ЕС повернуло вспять. Возможно, это стало частью обязательств европейцев перед США в обмен на согласие введения общих гражданских сигналов GPS/Galileo. Так или иначе, но после 2004 г. (времени подписания соглашения ЕС и США), руководство КНР форсировано стало развивать собственный проект ГНСС, надеясь воспользоваться "правом первого" и еще раз убедившись, что внутрь "замкнутого технологического контура" Galileo его не пустят. Стоит сказать, что в роли техконтура здесь выступает комплекс критически важных технологий для функционирования ГНСС, их архитектура, глобальная сеть наземных станций приема, обработки и корректировки сигналов, протоколы безопасности и сверхточного определения координат, уровни помехоустойчивости и т.д. Наиболее важным аспектом доступа к техконтуру ГНСС является уровень и условия предоставления навигационных сигналов потребителям третьих стран. Именно потенциальная возможность доступа КНР к защищенным сигналам PRS Galileo вызывало больше всего протестов американской стороны в процессе переговоров с ЕС,
— в результате, технологический контур Galileo был замкнут на страны ЕС, а также Норвегию и Швейцарию.
Таким образом, КНР, в условиях невозможности получения гарантированного доступа к защищенным сигналам Galileo, стал развивать собственный проект Compass (The Compass Navigation Satellite System или CNSS), также известный как Beidou 2. Интересно также, что в соответствующем докладе RAND Corporation — главного военно-политического "мозгового центра" США прямым текстом говорится, что "разработка Compass/Beidou 2 изначально носила скорее военный, чем коммерческий характер.
Это связано с тем, что многие системы вооружения КНР использовали GPS для повышения своей точности, вследствие чего руководство страны серьезно стало опасаться радикального снижения их эффективности после возможного отключения GPS в случае конфликта с США" [5, стр. 103]. Пока ЕС достигло политического компромисса о дальнейшем развитии Galileo и решало вопрос с его финансированием (в настоящее время на орбите находятся лишь 4 спутника), КНР в конце 2011 г. объявил о начале коммерческой эксплуатации первой стадии Compass с покрытием территории КНР и близлежащих территорий. На конец 2012 г. в системе работало уже 15 навигационных спутников, а полная операционная готовность с глобальным покрытием ожидается к 2020 г. Навигационные сигналы Compass будут транслироваться в четырех диапазонах B1 (аналог Galileo E1-L1-E2 1561 МГц), B1 (аналог Galileo E5B 1207 МГц) и B3 (аналог Galileo E6 1268 МГц), перекрывая таким образом частоты Galileo, в особенности в диапазоне E1-L1-E2. Вся пикантность ситуации заключается в том, что именно на этих частотах ЕС планировал развертывание помехозащищенных сервисов PRS (Publicly Regulated Service). При этом, между ЕС и США 2004 г. PRS сделало практически невозможным перенос этих сигналов в другой диапазон, что в совокупности с самостоятельными шагами КНР вызывает самую серьезную озабоченность в ЕС.
Тем не менее, по сложившейся международно-правовой практике, если КНР развернет собственный проект раньше ЕС (а это уже фактически произошло, в настоящее время Compass излучает навигационные сигналы в диапазоне B1I 1561,098 МГц, — аналог E1-L1-E2), будет применимо "правило первого". В этом случае, уже ЕС будут вынуждены вести согласовательные переговоры с КНР на правах просящего и самостоятельно ликвидировать возможность интерференции. Поэтому теперь становится очевидным, что именно Compass сможет начать предоставление навигационных сигналов сразу в четырех диапазонах E1-L1-E2, E5B и E6 первым, так как европейский проект Galileo серьезно
8 Agreement on the promotion, provision and use of Galileo and GPS satellite-based navigation system and related applications, 28.06.2004. — Режим доступа: http://www.pnt.gov/public/docs/2004/gpsgalileoagreement.pdf (дата обращения: 12.05.2011).
9 Agreement on the promotion, provision and use of Galileo and GPS satellite-based navigation systems and related applications between the European Community and its Member States, and the United States of America. - Режим доступа: http://www.fco.gov.uk/resources/en/pdf/3706546/3892733/3892739/ec-2-2008 (дата обращения 04.04.2011).
задерживается. "Мы чувствуем, что в последние несколько лет Китай развивает свою ГНСС, не собираясь никому ничего о ней рассказывать — ни американцам, ни нам, ни даже русским. Они пришли к нам лишь с несколькими фактами, по которым мы вынуждены были вступить в дискуссию, обозначив грядущие проблемы не только для нашей системы или GPS, но и для них самих, — отмечал руководитель проекта Galileo Еврокомиссии Пауль Верхоф (Paul Verhoef). — Уже становится поздно, чтобы найти решение этого вопроса, который все больше принимает характер политический, что в корне неприемлемо для коммерческой системы. Если нам все же удастся договориться с Китаем, наши системы будут совместимы и мы в этом по-прежнему заинтересованы. Если же нет, и они будут настаивать на своем, нам придется искать выход самостоятельно" [4]. Таким образом, договорившись с США в процессе сложнейших и длительных переговоров по взаимной работе защищенного сервиса Galileo PRS и военного GPS M-Code в одном диапазоне, в ущерб возможного широкого сотрудничества с КНР, ЕС оказалось перед фактом завидной самостоятельности и независимости Китая в принятии важнейших решений по обеспечению своей собственной безопасности.
Что касается российской системы ГЛОНАСС, то в настоящее время система излучает навигационные сигналы в диапазонах L2 1250 МГц и L1 1600 МГц, новое поколение навигационных спутников ГЛОНАСС-К будет излучать уже CDMA-сигналы, совместимые с GPS в диапазоне L3 1207,14 МГц (Galileo E5B, Compass В2). К счастью, в отличие от Galileo, перед ГЛОНАСС сегодня не стоят вопросы защиты и отстаивания радиочастотного спектра в международных организация. Тем не менее, такие попытки США и ЕС предпринимались ранее. Так, еще в 1994 г. по инициативе России в рамках российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству были начаты переговоры по заключению межправительственного соглашения об использовании ГЛОНАСС и GPS в интересах гражданских
потребителей. Но в мае 1995 г. США ограничили сотрудничество лишь в рамках двустороннего соглашения по транспорту. Несмотря на усилия России, США на тот момент были заинтересованы лишь в распространении GPS на территории России и СНГ и достижении договоренности о предотвращении использования сигналов двух систем в зонах конфликтов. Так как сотрудничество с США не имело под собой никакой почвы, ввиду их такой однобокой позиции, Россия начала вести дублирующие переговоры с европейцами. В 2000-2001 гг. даже предполагалась возможность выхода на Соглашение между Правительством РФ и ЕС о сотрудничестве в области спутниковой навигации. Однако из-за расхождения во взглядах на использование частот (ЕС претендовал на часть частот ГЛОНАСС) переговоры были прекращены, в результате чего, ЕС принял решение развивать Galileo самостоятельно. Тем не менее, в 2004 г. между США и Российской Федерацией было заключено установочное соглашение о совместной работе над совместимостью гражданских сигналов ГЛОНАСС и GPS, развитии самих систем и их дополнений10. С 2007 г. Российская Федерация является одним из наиболее активных членов Международного комитета по ГНСС ICG11.
Таким образом, двусторонние соглашения между государствами-владельцами ГНСС по совместимости и взаимодополняемости их систем, главным образом, решают вопросы надежного обеспечения собственной ГНСС радиоспектром и ликвидации возможностей интерференции и искажения навигационных сигналов. В соответствии с Уставом международного союза электросвязи (ITU), спутниковые орбиты и спектр радиочастот являются ограниченными естественными ресурсами и для получении доступа к ним действует принцип "право первого". Поэтому взаимные действия по гармонизации имеющихся радиочастот и скоординированная политика по выделению новых частот в ITU стали практически обязательными пунктами всех международных договоров по сотрудничеству в развитии ГНСС. Подобные договоры по
совместимости заключены между GPS и Galileo, GPS/Galileo с ГЛОНАСС, Compass и Galileo. Наиболее проблематичным этот вопрос встал между США и ЕС, но стороны смогли в 2004 г. договориться о том, что гражданские навигационные сигналы систем GPS и Galileo будут совместимыми (не распространяется на зону боевых действий). В то же время, пока неразрешенным вопросом остается вопрос совместимости частот Galileo китайской ГНСС Compass, также, как и Galileo вынужденной использовать остаточные участки спектра, после задействования "права первого системой GPS США в 1995 г. и российской ГЛОНАСС.
Литература
1. Гарбатюк Н. Wikileaks. Разоблачения, изменившие мир / Н. Гарбатюк. — М.: Эксмо, 2011. — 173 с.
2. Жук Е.И. Космическая деятельность и вопросы обеспечения информационной безопасности // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2010. — №5. — Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/143689.html (дата обращения 15.05.2011).
3. Технологический прогресс и современные международные отношения: учебник / Крутских А.В., Торкунов А.В., Ничков В.В. и др.; под общей редакцией Крутских А.В.; МГИМО МИД России. — М.: Просвещение, 2004. — С. 345.
4. Dan Levin. Chinese Square Off With Europe in Space // The New York Times, March 23, 2009. — Режим доступа: http://www.nytimes.com/2009/ 03/23/technology/23iht-galileo23.html?_r =1&scp=1&sq=chinese%20europe%20galileo&st=cse (Дата обращения: 11.01.2012).
5 Roger C iff, Chad J. R. Ohlandt, DavidYan. Ready for Takeoff: China's Advancing Aerospace Industry/ RAND Corporation. 2011. Р103/ — Режим доступа: http://www.uscc.gov/researchpapers/2011/RAND _Aerospace_Report%5B1%5D.pdf (дата обращения 10.01.2012).
6. J.Vielhdber and D.Salller. Why Europe wants Galileo? // Journal Internationale Politik — Winter 2002. — Vol.3. — P 58-65.
10Joint statement on the U.S. Global Positioning System (GPS) and the Russian Global Navigation Satellite System (GLONASS). — Режим доступа: http://www.gps.gov/ policy/cooperation/russia/2004-joint-statement/ (дата обращения: 12.05.2011).
11 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 129-р Роскосмосу совместно с Минобороны России и МИДом России было поручено обеспечить участие Российской Федерации в деятельности Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам (ГНСС). — Режим доступа: http://aggf.ru/proekt/zakon/doc.php?zakID=3 (дата обращения 11.04.2011).