Научная статья на тему 'Защита прав участников Специальной военной операции и их семей'

Защита прав участников Специальной военной операции и их семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Специальная военная операция / участники Специальной военной операции / мобилизация / права участников Специальной военной операции / Special military operation / participants in a Special military operation / mobilization / rights of participants in a Special military operation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давуд Ахмедович Давудов

В статье рассматриваются правовые механизмы и законодательные инициативы, направленные на защиту прав участников Специальной военной операции и их семей. Анализируются существующие нормы, регулирующие социальные гарантии, медицинское обслуживание, медицинскую и психологическую реабилитацию военнослужащих. Особое внимание уделяется вопросам предоставления жилья, образовательных льгот и социальной поддержки для семей военнослужащих. Автор также освещает актуальные проблемы и риски, с которыми сталкиваются участники операции и их близкие, предлагая пути улучшения правового регулирования в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давуд Ахмедович Давудов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the rights of participants in a Special military operation and their families

The article examines the legal mechanisms and legislative initiatives aimed at protecting the rights of participants in a Special military operation and their families. The existing norms regulating social guarantees, medical care, medical and psychological rehabilitation of military personnel are analyzed. Special attention is paid to the provision of housing, educational benefits and social support for military families. The author also highlights the current problems and risks faced by the participants of the operation and their loved ones, suggesting ways to improve legal regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Защита прав участников Специальной военной операции и их семей»

Закон и право. 2024. № 12. С. 78-84. Law and legislation. 2024;(12):78-84.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-78-84 NIION: 1997-0063-12/24-606

EDN: https://elibrary.ru/PUSKIX MOSURED: 77/27-001-2024-12-806

Защита прав участников Специальной военной операции и их семей

Давуд Ахмедович Давудов

Волгоградский государственный университет; Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются правовые механизмы и законодательные инициативы, направленные на защиту прав участников Специальной военной операции и их семей. Анализируются существующие нормы, регулирующие социальные гарантии, медицинское обслуживание, медицинскую и психологическую реабилитацию военнослужащих. Особое внимание уделяется вопросам предоставления жилья, образовательных льгот и социальной поддержки для семей военнослужащих. Автор также освещает актуальные проблемы и риски, с которыми сталкиваются участники операции и их близкие, предлагая пути улучшения правового регулирования в этой области.

Ключевые слова: Специальная военная операция, участники Специальной военной операции, мобилизация, права участников Специальной военной операции.

Для цитирования: Давудов Д.А. Защита прав участников Специальной военной операции и их семей // Закон и право. 2024. № 12. С. 78—84. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-78-84 ЕБЫ: Ы^:// elibrary.ru/PUSKIX

Original article

Protection of the rights of participants in a Special military operation and their families

Davud A. Davudov

Volgograd State University; Volgograd State Social and Pedagogical University,

Volgograd, Russia, [email protected]

Abstract. The article examines the legal mechanisms and legislative initiatives aimed at protecting the rights of participants in a Special military operation and their families. The existing norms regulating social guarantees, medical care, medical and psychological rehabilitation of military personnel are analyzed. Special attention is paid to the provision of housing, educational benefits and social support for military families. The author also highlights the current problems and risks faced by the participants of the operation and their loved ones, suggesting ways to improve legal regulation in this area.

Keywords: Special military operation, participants in a Special military operation, mobilization, rights of participants in a Special military operation.

For citation: Davudov D.A. Protection of the rights of participants in a Special military operation and their families // Law and legislation. 2024;(12):78—84. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-78-84 EDN: https://elibrary.ru/PUSKIX

Гпециальная военная операция (далее — СВО) — событие, которое открывает качественно новый этап российской и мировой истории. СВО — это Специальная военная операция, которая проводится для достиже-

© Давудов Д.А. М., 2024.

ния определенных стратегических целей, чаще всего связанных с вопросами безопасности, предотвращения угроз или выполнения международных обязательств.

В отличие от классических войн, СВО характеризуется более ограниченными масштабами и целью минимизации человеческих потерь. Глав-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

ной особенностью СВО является то, что такие операции часто происходят в условиях, когда дипломатические меры не дали результата, но масштабное военное вторжение считается нецелесообразным. Они могут быть направлены как против военных объектов, так и на инфраструктуру, которая представляет угрозу для страны, принимающей участие в операции [7].

24 февраля 2022 г. глава Российской Федерации В.В. Путин принял решение о начале Специальной военной операции на территории Украины. Это событие стало точкой невозврата в отношениях между Россией и Украиной, вызвав широкомасштабные последствия как для внутренней политики обеих стран, так и для международного сообщества в целом.

Эта инициатива была осуществлена в соответствии со ст. 51 Устава ООН и в рамках соглашений о дружбе и взаимопомощи с Донецкой и Луганской народными республиками, ратифицированных 22 февраля 2022 г. На данный момент операция продолжается с целью защитить жителей Донецкой и Луганской народных республик от постоянных нападений со стороны киевского правительства, начавшихся в 2014 г., а также для демилитаризации и денацификации Украины и устранения военных угроз от НАТО для Российской Федерации [8, с. 5].

С момента начала Специальной военной операции можно сказать, что у значительной доли граждан изменился образ жизни и настроение. В первую очередь это касается семей и близких тех, кто участвует в военных действиях и был призван в ходе частичной мобилизации. Родные и близкие участников СВО испытывают беспокойство об их безопасности и сталкиваются с переменами в своем ежедневном распорядке и быту. Для многих это становится источником постоянного напряжения и тревоги, что, в свою очередь, может повлиять на общее психологическое состояние в обществе. Кроме того, возникли вопросы, связанные с защитой прав участников СВО и их семей, включая различные аспекты, такие, как социальная защита, медицинская помощь, правовая поддержка и др.

Защита прав участников СВО и их семей в Российской Федерации является одной из приоритетных задач государственной политики, которая включает различные аспекты социальной и правовой поддержки.

С 24 февраля 2022 г. действительно было принято множество мер, направленных на поддержку участников Специальной военной операции и их семей в России. Эти меры включают раз-

личные федеральные и региональные инициативы, которые могут предоставлять финансовую поддержку, социальную помощь, льготы и другие формы поддержки. Региональные власти могут внедрять и дополнительные меры поддержки, которые учитывают специфику и возможности каждого конкретного региона. Такие действия иллюстрируют поддержку государством своих граждан в трудное время, но и подчеркивают важность социальной сплоченности и заботы о тех, кто готов отдать долг Родине. Создание такой масштабной сети помощи побуждает людей чувствовать себя защищенными и уверенными в стабильности завтрашнего дня.

Важным элементом государственной поддержки является обеспечение жильем. Для участников операции действует специальная ипотечная программа с пониженными ставками, что позволяет им приобретать жилье на более выгодных условиях. Также, в случае гибели участника СВО, его семья получает государственную поддержку в виде единовременной денежной выплаты и помощи в погашении ипотечного кредита.

Образование и профессиональная переподготовка также входят в список предоставляемых льгот. Детям участников операции предоставляются приоритетные места в детских садах и школах. Для самих участников проводятся курсы повышения квалификации и программы переподготовки, что способствует их успешной интеграции в гражданскую жизнь после службы.

Медицинское обеспечение играет ключевую роль в поддержке. Бесплатное медицинское обслуживание, включая специализированные программы реабилитации (при необходимости протезирования), доступно как для участников операции, так и для их семей. Дополнительно внедряются программы психологической помощи, направленные на поддержку ветеранов и их близких, что способствует снижению уровня стрессовых состояний и психологических травм.

Такая комплексная система поддержки демонстрирует важность, которую государство придает социальной защите граждан, участвующих и затронутых Специальной военной операцией, и призвана облегчить их адаптацию и улучшить качество жизни в поствоенный период. Введение данных мер также способствует поддержанию морального духа внутри военной структуры и укрепляет общественное восприятие и одобрение проводимых действий на фоне сложной геополитической обстановки [9].

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2024

Защита прав участников военных операций и их родных регулируется рядом норм законодательства. Основными из них являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ; Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ; Федеральный закон «О социальном обеспечении граждан, проходивших военную службу, а также службу в силовых и государственных структурах, и их семей» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ; указы Президента и постановления Правительства РФ, регулирующие вопросы соцзащиты участников военных действий.

Эти нормативные документы устанавливают правовые, экономические и организационные основы социальной защиты участников СВО и их семей, а также определяют перечень льгот и гарантий, предоставляемых им. Обратимся к ним более подробно.

Начать рассмотрение прав и льгот следует с выяснения правового положения участников СВО. В рамках этого к гражданам Российской Федерации, задействованным в СВО, относятся:

■ те, кто призван на военную службу в результате мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» [5, пункт 2];

■ лица, заключившие контракт о прохождении военной службы из-за участия в Специальной военной операции с 24 февраля 2022 г. и позже;

■ те, кто подписал соглашение о вступлении в добровольческие формирования с целью содействия исполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или на войска национальной гвардии Российской Федерации, начиная с 24 февраля 2022 г. и позже.

Таким образом, эти лица имеют право на все льготы, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ [2].

Добровольцы

Это граждане РФ, которые могут вступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании. Контракт заключается между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме.

Контракт

Это один из способов поступить на службу в Вооруженные Силы РФ. Военная служба по контракту — это служба в Вооруженных Силах РФ на добровольной оплачиваемой основе, во время которой гражданин получает необходимые знания и практические навыки по конкретной военной специальности. Контрактники являются профессиональными военнослужащими, обладают особым статусом и пользуются соответствующими правами и льготами. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и должностным лицом — командиром, подписывающим контракт от имени Российской Федерации, по прибытии кандидата в воинскую часть.

Мобилизация

Граждане Российской Федерации, призванные на службу в армию в рамках мобилизации, рассматриваются как военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на контрактной основе. Военнослужащий приобретает свой статус, как мобилизованный, так и контрактник, с момента издания соответствующего приказа. Граждане получают статус военнослужащего с началом их службы и теряют его по ее завершении.

Согласно Указу Президента РФ от 3 апреля 2023 г. № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников Специальной военной операции «Защитники Отечества» [10], в число участников СВО включены следующие категории:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;

2) мобилизованные резервисты, выполняющие задачи в зоне СВО;

3) добровольцы, подписавшие контракт с Министерством обороны;

4) добровольческие группы, содействующие выполнению военных задач на территории Украины, ДНР, ЛНР с 24 февраля 2022 г., а также в Запорожской и Херсонской регионах с 30 сентября 2022 г.;

5) лица, заключившие контракты с организациями, поддерживающими ВС РФ на вышеупомянутых территориях;

6) сотрудники правоохранительных и иных органов, выполняющие задачи в рамках СВО в этих областях.

В настоящее время созданная по поручению Президента РФ рабочая группа разрабатывает

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

Единый федеральный стандарт мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей. Результаты деятельности представлены в виде Перечня обязательных мер поддержки.

Предложенные инициативы подразделяются на две ключевые категории:

1. Социальная поддержка самих военнослужащих: уменьшение транспортного налога; возмещение затрат на установку газового оборудования; скидки на оплату коммунальных услуг и капитального ремонта; льготные условия посещения культурных и развлекательных мероприятий; предоставление бесплатных мест для парковки автотранспорта СВО; бесплатные юридические консультации; приостановка исполнения обязательств по ранее полученным субсидиям и грантам из региональных бюджетов на время участия в Спецоперации; выделение квот для поступления в вузы для участников СВО.

2. Оказание поддержки семьям военнослужащих, участвующих в Спецоперации, включая случаи их гибели, заключается в следующем: сохранение статуса многодетной семьи с соответствующими льготами, например, предоставление бесплатного земельного участка в случае гибели участника СВО; предоставление бесплатных социальных услуг супругам и родителям военнослужащего, которые в этом нуждаются; обеспечение членов семей военнослужащих бесплатной психологической поддержкой, особенно при гибели участника; льготное питание для школьников 5 —11 классов из семей участников; освобождение от оплаты детских садов для детей участников СВО, даже в случае гибели родителей; приоритетное распределение детей в группы продленного дня и круглосуточного пребывания в детских садах, а также освобождение от платы за продленку с 1-го по 4-й классы; выделение квот на бесплатное обучение в высших учебных заведениях для детей участников Спецоперации.

Отметим, что с 2022 г. по отдельной квоте в вузы поступило более 27 тыс. человек. Кроме того, университетами ведется постоянная работа по оказанию участникам СВО разных мер поддержки — в их числе предоставление скидки на обучение на платных местах, оказание психологической помощи, предоставление общежитий на льготных условиях, оказание мер материальной поддержки, дополнительная стипендия, прохождение повышения квалификации или переподготовки в том же университете [11].

Для осуществления социальной поддержки был создан Государственный фонд «Защитники

Отечества», который открыл офисы в каждом регионе России.

Цель таких фондов — осуществление задач, поставленных главой государства: формирование условий, гарантирующих достойную и активную жизнь участников СВО и членов их семей. Основные задачи Фонда указаны в Уставе Фонда и в п. 5 Указа № 232 [6]. К ним относятся: обеспечение сопровождения участников Спецоперации и членов их семей; оказание бесплатной психологической и юридической помощи; обеспечение лекарствами и средствами реабилитации; обеспечение санаторно-курортным лечением, надомного ухода, в адаптации жилых помещений; участие в патриотическом воспитании и информационной поддержке по задачам СВО; привлечение волонтеров и негосударственных организаций к реализации мер поддержки.

Рассмотрим присвоение статуса «Ветеран боевых действий». Этот статус представляет собой особое звание, которое предоставляется лицам, участвовавшим в боевых действиях как по собственному желанию, так и по распоряжению государственных органов, для выполнения военных задач в интересах России. Лица, участвовавшие в специальных операциях, признаются ветеранами боевых действий, а в определенных случаях — инвалидами.

Основным документом, регулирующим права ветеранов, является Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ [3].

По распоряжению Президента России с 1 марта 2024 г. для ветеранов боевых действий стартует специальная образовательная программа «Время героев». Эта программа направлена на подготовку квалифицированных и компетентных руководителей для дальнейшего трудоустройства в органы государственной, муниципальной власти и в государственные компании.

Программа «Время героев» является важной инициативой, призванной не только почтить заслуги ветеранов, но и создать для них новые горизонты в профессиональной карьере. Обеспечивая доступ к образованию и профессиональному росту, она нацелена на интеграцию ветеранов в гражданское общество и их активное участие в управлении государственными и муниципальными структурами. Это не только дань уважения их подвигу, но и шаг к признанию их опыта и мудрости, накопленной во время выполнения военных задач.

Соприкосновение ветеранов с новыми профессиональными сферами сулит обогащение

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2024

обеим сторонам. С одной стороны, ветераны получат возможности, которые позволят им применить свои навыки в мирной жизни, укрепив свои позиции как компетентных специалистов. С другой стороны, государственные структуры и компании обретут опытных и мотивированных сотрудников, способных справляться с разнообразными вызовами. Таким образом, данная программа служит не только образовательным, но и социальным мостом между военнослужащими и обществом, закладывая фундамент для будущего успешного развития как самих ветеранов, так и страны в целом.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 13 июня 2023 г. № 225-ФЗ [4] участники Специальной военной операции и их родственники могут получать юридическую помощь без оплаты по всем направлениям. Эти граждане имеют право на консультации по темам, связанным с оформлением статуса добровольца, получением денежных вознаграждений и других выплат, оформлением кредитных каникул и списанием долгов, а также по вопросам признания участника СВО погибшим или пропавшим без вести.

Гарантии трудовых прав для всех участников СВО, включая мобилизованных, лиц, заключивших контракт, и добровольцев, закреплены в ст. 351.7 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Согласно этому закону работодатель не имеет права уволить их по причине призыва на военную службу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ [1].

Рабочие места за мобилизованными лицами, добровольцами и контрактниками сохраняются. Трудовой договор с ними не расторгается, а приостанавливается. Период участия в СВО засчи-тывается в трудовой стаж в двойном размере и учитывается при расчете будущей страховой пенсии. Индивидуальные предприниматели и владельцы юридических лиц, подвергшиеся мобилизации, имеют право передать управление своими организациями в доверительные руки или сохранить их регистрационный статус до момента их демобилизации.

С апреля 2024 г. становится незаконным увольнение по инициативе работодателя супруга (супруги) погибшего (умершего) участника боевых действий (мобилизованного, контрактника или добровольца) в течение одного года с даты его смерти. Эта защита предоставляется,

если супруг (супруга) не заключил (-а) повторный брак.

В некоторых ситуациях, например при отсутствии на рабочем месте, запрет на увольнение не применяется. Эти правила изложены в ст. 264.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Несмотря на значительное количество нормативно-правовых актов, участники Специальной военной операции и их семьи часто сталкиваются с различными проблемами. Основные из них могут включать:

■ бюрократические трудности (оформив необходимые документы для получения льгот или компенсаций, семьи и участники сталкиваются со сложными и длительными бюрократическими процедурами);

■ иногда отсутствует полная информация о всех положенных мерах поддержки, что усложняет процесс их получения (особенно это касается регионов);

■ различные государственные и местные органы власти могут не всегда действовать согласованно, что создает дополнительные препятствия;

■ обеспечение участников СВО необходимой медицинской поддержкой и реабилитацией может быть недостаточно организованным;

■ не всегда в полной мере оказывается социальная и психологическая помощь как участникам, так и их семьям;

■ возвращение на гражданскую службу после участия в СВО может быть сопряжено с трудностями в поиске подходящей работы.

Для решения этих проблем необходимо улучшение координации между разными органами власти, создание более прозрачной и понятной системы получения льгот и компенсаций, а также повышение уровня информированности участников и их семей о доступных мерах поддержки.

В заключение можно с уверенностью отметить, что поддержка и уважение прав участников Специальной военной операции и их семей становятся неотъемлемой частью обеспечения гармонии и стабильности в обществе. Эти ценности не только отражают нашу признательность за их неоценимый вклад и жертвы, но и формируют фундамент доверия между государством и его гражданами, что особенно важно в условиях постоянных внешних и внутренних вызовов.

Кроме того, психологическая и социальная поддержка играет решающую роль в адаптации

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

участников СВО к мирной жизни, помогая им преодолеть последствия стрессов. Забота о моральном духе военных и их семей обеспечивает непрерывность и эффективность выполнения ими их обязанностей, что напрямую влияет на обороноспособность и безопасность страны.

Не следует забывать и о правовой ответственности государства. Приверженность защите прав военнослужащих подчеркивает соблюдение фундаментальных правовых и этических принципов, которые поддерживают доверие граждан к государственным институтам.

Поэтому оказание полноценной помощи участникам СВО и их родным служит основой для формирования более сильного и стабильного общества, в котором каждый человек ощущает безопасность и уважение. Это закладывает фундамент более гармоничного и надежного будущего для всех.

Список источников

1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34683/ (Дата обращения: 18.11.2024)

2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 18853/ (Дата обращения: 16.11.2024)

3. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5490/ (Дата обращения: 16.11.2024)

4. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 13.06.2023 № 225-ФЗ (ред. от 07.06.2023) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_449411/ (Дата обращения: 16.11.2024)

5. Указ Президента РФ от 21.09.2022 № / 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 426999/ (Дата обращения: 16.11.2024)

6. Указ Президента РФ от 03.04.2023 № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников Специальной военной операции «Защитники Отечества» // СЗ РФ. 2023. № 15. Ст. 2660; № 16. Ст. 2895.

7. СВО: особенности, контекст и современные реалии // URL: https://dzen.ru/a/ZvSBxPC YbhKHiJbx (Дата обращения: 16.11.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Специальная военная операция. Меры социальной и правовой поддержки участников, членов их семей и другие актуальные вопросы: информационно-методические материалы. Иркутск: ИРНИТУ, 2024.

9. Трудовые и иные гарантии участникам СВО и их семьям // URL: https://delo-press.ru/ journals/staff/pravovoe-obespechenie-deyatelnosti/ 64434-lgoty-uchastnikam-svo-i-chlenam-ikh-semey/ (Дата обращения: 16.11.2024)

10. Секов Д.А. Государственная политика по организации мер поддержки участников специальной военной операции и их семей // Молодой ученый. 2024. № 26 (525). С. 365-368 // URL: https://moluch.ru/archive/525/116263/ (Дата обращения: 19.11.2024)

11. URL: https://www.pnp.ru/politics/v-minobr-nauki-rasskazali-skolko-uchastnikov-svo-uchitsya-v-vuzakhhtml (Дата обращения: 16.11.2024)

References

1. The Labor Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 197-FZ (as amended on 08.08.2024) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683 / (Accessed: 18.11.2024)

2. Federal Law «On the status of military personnel» dated 27.05.1998 № 76-FZ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18853/ (Accessed: 16.11.2024)

3. Federal Law № 5-FZ dated 12.01.1995 «On Veterans» (as amended on 08.08.2024) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5490 / (Accessed: 16.11.2024)

4. Federal Law «On Amendments to Article 20 of the Federal Law «On Free Legal Aid in the Russian Federation» dated 13.06.2023 № 225-FZ (as amended on 07.06.2023) // URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_449411 / (Accessed: 16.11.2024)

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.09.2022 № 647 «On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation» // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_426999 / (Accessed: 16.11.2024)

6. Decree of the President of the Russian Federation № 232 dated April 03, 2023 «On the establishment of the State Fund for Support of participants in the special military operation Defenders of the Fatherland» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2023. № 15. Art. 2660; № 16. Art. 2895.

LAW & LEGISLATION • 12-2024

7. SVO: features, context and modern realities // URL: https://dzen.ru/a/ZvSBxPCYbhKHiJbx (Accessed: 16.11.2024)

8 Special military operation. Measures of social and legal support for participants, their family members and other relevant issues: information and methodological materials. Irkutsk: IRNITU, 2024.

9. Labor and other guarantees provided by the participant of the SVO and their families // URL: https://delo-press.ru/journals/staff/pravovoe-obespechenie-deyatelnosti/64434-lgoty-uchastni-

kam-svo-i-chlenam-ikh-semey/ (Accessed: 16.11.2024)

10. Sekov D.A. State policy on the organization of support measures for participants in a special military operation and their families // Young scientist. 2024. № 26 (525). Pp. 365-368 // URL: https://moluch.ru/archive/525/116263 / (Accessed: 19.11.2024)

11. URL: https://www.pnp.ru/politics/v-minobrnauki-rasskazali-skolko-uchastnikov-svo-uchitsya-v-vuzakh.html (Accessed: 16.11.2024)

Информация об авторе

Давудов Д.А. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета; доцент кафедры права и методики преподавания права Волгоградского государственного социально-педагогического университета

Статья поступила в редакцию 01.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.

Information about the author

Davudov D.A. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of civil and international private law, Volgograd State University; associate professor of the department of law and methods of teaching law, Volgograd State social and pedagogical University

The article was submitted 01.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность. 10-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. —351 с. / Под ред. О.В. Зиборова, А.И. Стахова.

ISBN: 978-5-238-03851-3

Рассматриваются ключевые вопросы административной ответственности как института административного права. Анализируются материально-правовые и процессуальные основания административной ответственности, система и виды административных наказаний, общие и особые правила их назначения, структура и механизм производства по делам об административных правонарушениях. Исследуется специфика административно-деликтного производства в арбитражных судах. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, сотрудников органов, обладающих административно-юрисдикционнными полномочиями, а также всех интересующихся проблемами административной ответственности.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.